Защита прав несовершеннолетних в российской федерации

Предлагаем рассмотреть тему: "Защита прав несовершеннолетних в российской федерации" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Защита прав и законных интересов ребенка в РФ.

Права и свободы человека закреплены в Конституции РФ. Каждый гражданин вправе рассчитывать на защиту своих интересов в рамках законодательства. При этом права приобретаются с момента рождения. Маленькие члены общества не могут самостоятельно отстаивать права, поэтому такая обязанность возлагается на родителей или иных законных представителей. При наличии проблем к родным подключается государство. Последнее берет на себя определенные функции и защищает интересы малолетнего. В статье будет рассказано о том, каким образом обеспечивается защита прав ребенка в РФ.

Права несовершеннолетних в Российской Федерации.

Под указанной категорией лиц понимаются граждане, не достигшие совершеннолетия (18 лет). Они обладают теми же общегражданскими правами, что и взрослые.

Помимо Конституции РФ, нормативное регулирование вопроса осуществляется в рамках международной Конвенции о правах малышей, которой утверждены главные принципы по защите интересов детей.

Несовершеннолетние независимо от национальной принадлежности, веры и пола вправе:

  • получить гражданство РФ;
  • приобрести Фамилию, Имя, Отчество;
  • иметь родителей и общаться с родственниками;
  • получать воспитание, образование, медицинскую помощь;
  • рассчитывать на защиту прав и интересов посредством действий, осуществляемых законными представителями и органами власти, в том числе от противоправных действий третьих лиц и насилия;
  • получать наследство;
  • свободно выражать свое мнение, выбирать вероисповедание, получать информацию для развития;
  • и т. д.

Права несовершеннолетнего должны соблюдаться в неукоснительном порядке.

При совершении деяния виновное лицо несет ответственность в рамках административной и уголовной ответственности. Серьезные правонарушения влекут за собой лишение свободы.

Закон о защите прав ребенка и иные акты, гарантирующие защиту интересов несовершеннолетних.

Как уже было отмечено основы правового регулирования по рассматриваемой теме заложены Конституцией РФ и международной Конвенцией.

Помимо указанных актов, на федеральном уровне принят Федеральный закон от 24.07.98 №124-ФЗ. В нем прописаны основные гарантии государства в отношении детей.

Кроме того, обозначенный список можно дополнить иными документами, которые в той или иной степени регулируют вопрос.

К ним относятся:

  • СК РФ. Актом урегулированы нормы отношений между кровными родственниками;
  • ГПК Российской Федерации. Включает правила усыновления несовершеннолетних, а также устанавливает права законных представителей малыша;
  • КоАП РФ. Предусматривает санкции за невыполнение матерью и отцом своих прямых обязанностей, связанных с содержанием и воспитанием чада;
  • ТК РФ. Регулирует вопросы трудоустройства лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста;
  • УК РФ. Устанавливает наказание за совершение преступления против ребенка;
  • Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ. Касается вопросов образования.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Кто осуществляет защиту прав ребенка?

Защита прав интересов детей в семье и несовершеннолетних, оставшихся без родителей, ложится на плечи законных представителей малолетнего (мать и отца, усыновителей, опекунов, учреждения соцзащиты).

Если человек получил информацию о том, что права малолетних граждан нарушаются их законными представителями или третьими лицами, то он вправе пожаловаться в следующие структуры:

  • орган ОиП;
  • прокуратура;
  • местный отдел по делам несовершеннолетних при МВД РФ или опорный пункт участкового;
  • уполномоченный по правам ребенка. Такая структура существует в каждом субъекте РФ.

По достижении четырнадцатилетнего возраста ребенок вправе самостоятельно отстаивать свои права посредством обращения в упомянутые выше инстанции.

В таком случае при выявлении противоправных действий со стороны родителей может решаться вопрос о лишении прав в отношении несовершеннолетнего или лишении статуса опекуна.

Нередко подобные разбирательства заканчиваются уголовным делом в отношении провинившихся.

При этом каждая ситуация должна рассматриваться в индивидуальном порядке с учетом всех факторов.

Структура, в которую подается заявление, зависит от того, в какой сфере нарушаются интересы малолетнего.

Конфликты в школе у ребенка.

Зачастую конфликтные ситуации возникают в процессе образовательной деятельности. Родители могут узнать о том, что их сына или дочь притесняют в школе сверстники или педагоги.

Если вопрос не так серьезен, то он вполне может решаться посредством личной беседы с директором учебного заведения.

Также можно оформить официальное заявление на имя руководителя организации и передать его уполномоченному лицу.

В более сложных случаях или при отсутствии реакции со стороны администрации школы потребуется обратиться в вышестоящие инстанции.

К таковым относится региональный департамент образования или районное (городское) подразделение.

Однако наибольшие проблемы для малолетнего приносят противоправные действия его родных. Подобные случаи рассматриваются органом опеки по заявлению заинтересованного лица или госорганов.

Стоит помнить о том, что для постановки уполномоченной структуры в известность совсем необязательно писать официальное заявление.

Достаточно просто сообщить специалисту об угрозе жизни, здоровью или психологическому состоянию ребенка. ОиП обязана проверить данный факт на достоверность и предпринять соответствующие действия.

Последние заключаются в подаче иска в судебную инстанцию с целью ограничения родителей в правах.

Если правонарушение относится к деяниям, подпадающим под статьи КоАП или УК РФ, то к делу подключается полиция и прокуратура органы опеки и попечительства.

Однако итоговое решение, принятое на основании поступившей от органов правопорядка материалов, находится в компетенции суда.

Заключение.

Таким образом, вопрос защиты прав несовершеннолетних в РФ урегулирован международным и федеральным законодательством.

В процессе принимают участие компетентные госорганы и заинтересованные граждане.

Источник: http://pravasemei.ru/deti/zashchita-prav-nesovershennoletnih-detej/

Защита прав и интересов детей

Защите законных прав и интересов ребенка повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне.

Защита прав и интересов детей повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне. В частности, в 1990 году была принята Конвенция о правах ребенка, которая была ратифицирована государственными органами власти СССР. Так как РФ считается правопреемницей СССР, то действие данного НПА распространяется и на нынешние реалии. Кроме того, защита прав и законных интересов ребенка признается одной из самых главных тем социальной политики государства, так как затрагивает воспитание и образование несовершеннолетних, соответственно, их адаптацию к общественной жизни. Для этого создаются государственные органы, в чью компетенцию как раз и входят функции по защите детства.

Читайте так же:  Срок исковой давности по выполненным работам

Защита прав несовершеннолетних детей

Как было сказано выше, социальная политика российского государства в первую очередь направлена на защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Ведь именно с этого и выстраивается вся социальная составляющая российского общества.

Защита прав и интересов детей регламентируется несколькими НПА, которые действуют на территории России.

Конвенция о защите прав ребенка

Так как международные договора считаются преобладающими над российским законодательством, то есть имеют приоритет, то первостепенную роль в данном случае имеет Конвенция о правах ребенка. Что же собой представляет данный нормативно-правовой акт?

Конвенция о защите прав ребенка — это правовой акт, принятый на международном уровне, который определяет собой права несовершеннолетних, проживающих на территории государств-участников. Конвенция признается как основополагающий правовой документ, исполнение норм которого считается обязательным для всех без исключения стран, кто ратифицировал международный правовой акт.

Конвенция подразделяется на 54 статьи, в каждой из которых прописаны особенности индивидуальных прав ребенка от самого рождения и до достижения 18 лет (если иное не предусматривает федеральный закон на уровне стран участников). В частности, Конвенция регламентирует основы, которые необходимы для воплощения детьми своих законных прав и интересов, что становятся возможным только в отсутствии злоупотреблений со стороны третьих лиц (жестокости, насилия, принуждения и пр.)

Конвенция была принята всеми участниками международного сотрудничества в рамках ООН, а также Святым Престолом и Палестиной. Единственной страной, где Конвенция не ратифицирована, считается США.

Что касается российской правовой системы, то приоритет играет Семейный кодекс РФ. Именно в данный правовой акт содержит ст. 56, в которой прописаны основы защиты несовершеннолетних, инвалидов, сирот, а также детей, проживающих в приемной или неполной семье, и обязанности родителей, направленные на воспитание и образование несовершеннолетних. Кроме того, данный правовой акт содержит и иные нормы (имеющие свои особенности), в которых прописаны основы благополучия детей, инвалидов и сирот.

Организация по защите прав ребенка

Социальная политика государства направлена на то, чтобы максимально разрешить все проблемы, которые могут возникнуть в сфере семейных, имущественных и жилищных отношений. Это связано с тем, что отношения между родителями и несовершеннолетними возникают сразу же после рождения ребенка. Некоторые взаимоотношения регулируются исключительно моральными нормами, в других ситуациях приоритет имеет семейное законодательство. Федеральный или региональный закон, который принимается в России, лишь добавляет разъяснений по поводу условий проживания детей, инвалидов и сирот, осуществления имущественных и жилищных сделок и пр.

Кроме того, федеральный акт (СК РФ), а именно статья 56, фиксирует, что каждый ребенок в современных условиях, проживающий в семье или вне семейных отношений (неважно причисляется он к категории сирот, инвалидов или недееспособных) имеет право на защиту прав от злоупотребления со стороны родителей, усыновителей, опекунов. Согласно этому НПА, каждый ребенок может обратиться в уполномоченный на то орган (федеральный или региональный неважно), направив исковое заявление с целью защиты своих прав и интересов (судебная защита).

Органы опеки и попечительства как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляет защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов. По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.

Помимо этого, каждый субъект (гражданин), даже если он не имеет какого-либо отношения к семье, не является участником имущественных и жилищных правоотношений, должен направить исковое заявление в органы опеки и попечительства, если обладает информацией о том, что со стороны родителей осуществляется злоупотребление родительским правом.

Социальная составляющая семейного законодательства РФ имеет приоритет и в том, что каждый ребенок (будь он из категории инвалидов или сирот) наделяется правом высказать собственное мнение при решении имущественных, жилищных и иных важных вопросов, если они, так или иначе, затрагивают его интересы (воспитание и образование в том числе).

Понятие защиты имущественных и жилищных прав ребенка регламентируется ст. 60 СК РФ, а также гражданским законодательством. В том случае если со стороны родителей следует злоупотребление родительскими правами, в том числе при реализации недвижимого имущества, доля в котором принадлежит несовершеннолетнему, каждый ребенок (субъект правоотношений) имеет право направить исковое заявление в федеральный судебный орган (по достижении 14 лет) или уполномоченный департамент, чтобы разрешить возникшие проблемы.

Способы защиты прав ребенка

В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.

К сожалению, социальная политика государства имеет колоссальные проблемы, которые затрагивают собой защиту интересов сирот, инвалидов и несовершеннолетних детей, проживающих в неполной или асоциальной семье. В частности, как показывает практика, не осуществляется профилактическая работа по предотвращению злоупотребления родительскими правами со стороны родителей и иными законными представителями (это касается таких тем, в частности, как воспитание, образование, а также решение имущественных и жилищных вопросов). Зачастую субъект правоотношений нарушает права ребенка, не выполняет свои обязанности в семье, а также использует запрещенные меры и способы, направленные на воспитание чада. Поэтому исправить сложную ситуацию и решить все проблемы в семье становится крайне сложным.

Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.

Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности. Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних. Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.

Читайте так же:  Скупка залоговых автомобилей

Понятие ювенальная юстиция (судебная система) представляет собой федеральный механизм, который в первую очередь делает упор не на правонарушения, которые может осуществить субъект, а на внимание к личности правонарушителя. В частности, министерство направляет свои меры на защиту прав и воспитание детей (в частности, сирот и инвалидов), а также тех, кто рос в неблагополучной семье в плохих социальных и жилищных условиях.

Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями. В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.

Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).

Органы, осуществляющие защиту прав детей

Функции по защите основных прав и интересов детей возлагаются не на один уполномоченный на выполнение данной обязанности орган, а на целую систему госорганов. Если обратиться к СК РФ, а именно, ст. 8, то приоритет защиты прав ребенка в административном порядке имеет уполномоченный правоохранительный орган (неважно федеральный, или региональный) в лице Прокуратуры и ОВД. При этом каждый субъект имеет свои характерные особенности и обязанности исполнения полномочий.

Прокуратура применяет следующие меры и способы:

  • Предъявляет исковое заявление и подтверждающие документы о лишении или же ограничении родительских прав, а также постановление об отмене усыновления;
  • Предоставляет в федеральный суд исковое заявление, в котором требуется восстановить ущемленные или нарушенные права несовершеннолетнего (которые могут затрагивать воспитание, образование ребенка или вопрос о жилищных условиях и пребывания в неблагополучной семье) и необходимые для этого документы;
  • Имеет непосредственное право присутствовать на основных судебных процессах, в рамках которых идет разбирательство о нарушении прав несовершеннолетнего и пр.

Особенности и обязанности, которые имеет Министерство внутренних дел, состоят в том, что они принимают непосредственное участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, которые, например, проживали в неблагополучной семье и не получили должное воспитание и образование, так как родители не выполняли свои прямые обязанности.
Кроме того, социальная система государственных органов подразумевает участие в проведении защитного мероприятия и со стороны Комиссии по делам несовершеннолетних. Федеральный закон под № 120 ставит в приоритет данного органа следующие обязанности:

  • Судебная защита прав ребенка, в том числе данный уполномоченный субъект направляет в суд исковое заявление и необходимые документы для лишения родительских прав.
  • Осуществление защитных мер, которые способствуют восстановлению ущемленных прав и интересов ребенка. В частности, уполномоченный орган (субъект) решает проблемы беспризорности и безнадзорности, закрепляя за собой определенные обязанности посредством проведения профилактического мероприятия, направленного на социальное воспитание несовершеннолетних.

Помимо того, что уполномоченный представитель направляет исковое заявление в судебный департамент, он еще и подготавливает необходимые документы для судебного разбирательства проблемы, связанной с несовершеннолетними.

Понятие «социальная политика» государства подразумевает в первую очередь защиты прав и интересов всех граждан РФ, в особенности, несовершеннолетних детей, относящихся к категории риска.

Источник: http://advokat-malov.ru/roditeli-i-deti/pravo-rebenka-na-zashhitu.html

Защита прав несовершеннолетних детей

По законодательству РФ гражданин становится дееспособным после совершеннолетия. До этого момента он считается ребенком и имеет дополнительные права и гарантии, которые обеспечиваются государством. Защитой прав лиц, младше 18 лет, занимаются различные органы и структуры. Такой вариант поддержки утвержден различными сферами законодательства. При нарушении прав несовершеннолетнего к нарушителю могут применяться различные меры, в частности уголовного характера.

Виды прав ребенка

Основные виды гарантий прописаны в семейном законодательстве в виде СК РФ. Все права ребенок имеет с момента рождения. У каждого типа есть свои нюансы и особенности, которые необходимо учитывать всем лицам, включая родителей или других законных представителей.

В момент рождения человек получает весь набор прав и гарантий обычного гражданина РФ, за исключением моментов, которые связаны с невозможным применением ряда прав из-за ограничений по дееспособности. Соответственно он считается личностью, которая имеет право на свое мнение. В данном случае подразумевается наличие полноценной свободы, которая ограничивается только нормами законодательства в отношении несовершеннолетних.

Список гарантий по положения статей 54—58 Семейного кодекса РФ:

Все варианты неимущественного типа определяют как основные гарантии, доступные всем гражданам РФ, так и дополнительные, соответствующие категории лиц, наиболее защищенных в рамках правового поля.

Семейный Кодекс РФ, в частности статья 60, определяют права имущественного типа. По данной статье дети обеспечиваются родителями до момента дееспособности. Для родителя существует система наказаний, которая используется при уклонении от этих обязательств.

Несовершеннолетний гражданин имеет право на приобретение имущества с помощью наследования или дарения. До 14 лет все сделки, связанные с распоряжением имуществом любого типа, осуществляет законный представитель. После 14 лет человек сам может заниматься заключением сделок, но с разрешения своего представителя. По 26 статье ГК РФ разрешение должно быть оформлено в письменной форме.

Источник: http://zakonoved.su/zashchita-prav-nesovershennoletnih-detej-sposoby.html

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера.

Читайте так же:  Долг по налогам и выезд за границу

Судебные споры, возникающие из брачно-семейных отношений, можно отнести к таким гражданским делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность в использовании специальных психологических знаний. Одна из главных причин заключается в обилии социально-оценочных норм в брачно-семейном законодательстве; норм, одним из необходимых компонентов, содержания которых выступают психологические элементы. Особый социальный резонанс приобретает психологическая экспертиза в делах, связанных со спорами о праве на воспитание детей. К числу таких дел можно отнести следующие:

— о воспитании детей после расторжения брака между родителями и о месте проживания детей;

— о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;

— об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу;

— об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства по данному вопросу;

— о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения;

— о лишении родительских прав;

— о восстановлении в родительских правах;

— об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей (ограничении родительских прав);

— об отмене ограничения родительских прав;

— об усыновлении ребенка;

— об отмене усыновления.

Все перечисленные категории дел связаны с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, где законодатель в качестве критерия для определения последствий, которые указаны в той или иной норме права, применяемой судом, называет интересы детей.

Интерес ребенка — главный критерий для правильного разрешения дела, но выразителями этого интереса в процессе выступают другие заинтересованные лица (родители), чей интерес может объективно противоречить интересу ребенка. По этой причине для правильного, объективного установления истинных интересов ребенка суд нуждается в непредвзятой информации, которая, во-первых, отражала бы определенные факты действительности, во-вторых, была бы получена из процессуально нейтрального (незаинтересованного в исходе дела) источника. Такая информация, с одной стороны, могла бы использоваться для проверки объяснений сторон судом, с другой — служить самостоятельным судебным доказательством определенных обстоятельств. Именно этим объясняется в целом доказательственная значимость выводов, содержащихся в заключении эксперта-психолога.

Родители, будучи законными представителями своих несовершеннолетних детей, вправе (и обязаны) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных на то правомочий.

По Семейному кодексу РФ, при решении вопроса о месте проживания учитывается желание самого ребенка, если он достиг 10-летнего возраста (хотя преимущественного значения этому не придается: суд может не учитывать желания ребенка, если придет к выводу, что оно противоречит его действительным интересам). При выявлении мнения ребенка о месте его проживания перед судом встают вопросы, которые ему необходимо предварительно разрешить.

Задача сохранения жизни, физического и психического здоровья ребенка всегда стояла на первом месте в семейном законодательстве.

Общение ребенка с родителями может быть разным. В одних случаях опасность могут смягчать окружающие ребенка члены его семьи, в других — очевидно, что ребенок на грани гибели. Именно для разрешения таких ситуаций предназначена статья, которая позволяет органам опеки и попечительства отобрать ребенка у родителей (одного из них) немедленно. Статья сообщает только о праве этих органов, однако надо полагать, что налицо их профессиональная обязанность спасти ребенка с помощью отобрания в упрощенном административном порядке. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой опасности.

Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, его воспитании.

Информация о грубом нарушении прав ребенка идет к прокурору, в необходимых случаях им может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние. Однако далеко не всегда удается тотчас устроить на постоянное время отобранного органами опеки и попечительства ребенка. Важно принять меры к временному его устройству (в больницу, санаторий, в одно из учреждений министерства социальной защиты и др.). Такое устройство вменено в обязанность органов опеки и попечительства, которым предстоит действовать в соответствии со ст. 123 СК РФ. Причем временное устройство ребенка как экстренная мера помощи не освобождает эти органы от обязанности завершить защиту прав несовершеннолетнего.

Последовательность в охране прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего требует решения вопроса, касающегося прав (и обязанностей) родителей (одного из них), а также заменивших их лиц. Поэтому СК РФ обязывает органы опеки и попечительства в течение 7 дней предъявить иск либо о лишении родительских прав, либо об ограничении родителей в этих правах. Никаких исключений на этот счет не существует. В названный срок надлежит не только собрать материалы в обоснование исковых требований, но и предъявить иск.

Источник: http://minjust.ru/ru/novosti/zashchita-prav-i-zakonnyh-interesov-nesovershennoletnih-detey

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

С изменениями и дополнениями от:

13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 4 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 23 ноября 2015 г., 26 февраля, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 27 июня 2018 г., 26 июля 2019 г.

Читайте так же:  Постановление пленума верховного суда обязательства

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Видео (кликните для воспроизведения).

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Ответственность за неисполнение мирового соглашения

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12116087/

Защита прав несовершеннолетних детей в РФ: структура системы и нормы

На официальном уровне в России нет института ювенальной юстиции, хотя таковой планируется создать вместе со специальной судебно-правовой системой, занимающейся исключительно детьми. При этом защита прав несовершеннолетних детей в РФ имеет устойчивую законодательную базу и сложившуюся практику.

Эволюция

Еще в 1998 году был рассмотрен и принят «Закон об основных гарантиях ребенка», который стал первым шагом России к развитию детских прав и юридических границ их жизни. В Советском Союзе юриспруденция рассматривала детей как лиц, находящихся под заботой родителей или опекунов, а не самостоятельных субъектов.

В 2000 году Пленум ВС России постановил применять к детям некоторые нормы Уголовного кодекса РФ. В том же кодексе стала действовать 156 статья, наложившая жесткие меры ответственности на родителей, жестоко или пренебрежительно обращающихся с несовершеннолетними.

Позже, в 2008 году, законодатели добавили в Семейный кодекс положения, касающиеся детей в тяжелой жизненной ситуации, позволяющие изымать их из семей.

На данном этапе разрабатываются и рассматриваются законопроекты о несовершеннолетних в части медицины, социальных и гражданских вопросов, прав родителей.

Действующая система

В РФ предусмотрены организации, институты и отдельные должности, обеспечивающие защиту детей.

Опека и попечительство

Учреждения функционируют согласно 48 закону России, принятому в апреле 2008 года.

В соответствии с ним, такими ведомствами являются структуры исполнительной ветви и могут быть организации муниципальной законодательной власти (Администрации и т.п. городов, поселков и других административно-территориальных единиц).

В их ведении находятся не только дети, не имеющие законных или уполномоченных опекунов и попечителей, но и все несовершеннолетние субъекты страны — с ограничениями и возможностями, строго регламентированными законодательством.

Что они делают для детей:

  • учет безнадзорных несовершеннолетних;
  • рассмотрение дел об установлении опеки или попечительства по заявлениям над несовершеннолетними и принятие по ним решений;
  • проверка заявителей на предмет соответствия условиям опеки;
  • периодический контроль на предмет добросовестного исполнения обязанностей и отношения к подопечных;
  • отстранение от детей;
  • при осуществлении гражданских сделок, затрагивающих интересы детей, выдача разрешений или отказов попечителям, опекунам и родителям;
  • представительство в судебных и подобных инстанциях, если законные опекуны или родители не могут выступать за несовершеннолетних;
  • выдача разрешений на отселение и обособленное жительство детей от 16 лет (по их инициативе);
  • рассмотрение заявлений на усыновление, прием в семью;
  • учет совершеннолетних лиц, подавших запрос на прием или опеку;
  • выражение позиции и защита интересов детей при разводе опекающих, разделе имущества, выплате алиментов.

Во многих юридических случаях требуется получить разрешение органов опеки для совершения различных действий, в которых участвуют дети. При этом учреждения в обязательном порядке подробно изучают обстоятельства дела, учитывая, в первую очередь, заинтересованность ребенка.

Прокуратура

Прокуроры занимают важнейшее место в системе исполнительной власти, обеспечивая и контролируя соблюдение законодательства во всех сферах жизни общества и индивида.

Основные направления деятельности прокуратуры по «детским» вопросам вплоть до самостоятельных запросов в суд с заявлениями по:

  • ограничению родительских прав;
  • лишению родительских прав;
  • усыновлению, удочерению;
  • охране имущественных, жилищных и других интересов детей;
  • нарушению прав ребенка.

В делах о несовершеннолетних прокуроры обязательно осуществляют контроль за исполнением законов и принципов справедливости и гуманности.

Уполномоченный представитель Президента по правам ребенка

Такое лицо представляет позицию российского законодательства в отношении детей на международном уровне, а также федеральной, региональной, местной ступенях всеохватывающим методом.

Главные задачи уполномоченного:

  • гарантия охраны прав, интересов и свобод детей;
  • восстановление их нарушенных прав;
  • повышение юридической грамотности населения в вопросах детского права;
  • проведение контроля за деятельности органов власти любых уровней на предмет соблюдения детских прав и свобод;
  • составление заключений по результатам проверок и выражение рекомендаций для устранения выявленных неправомерных действий;
  • разработка и развитие института защиты прав несовершеннолетних.

Также введенты подобные должности в регионах и городах России.

Комиссии по делам детей

Такие органы функционируют в региональной и муниципальной ветвях власти, образуя большую сеть учреждений.

Основная цель — контроль и сопровождение деятельности всех органов власти и должностных лиц по профилактике детских преступлений и отношений, связанных с беспризорными детьми.

Служат опорой для детей, чьи опекаемые не способны защищать их интересы и права, наделены полномочиями обращения в суды с исками за детей.

Обладают более широким кругом прав и возможностей, чем органы попечительства.

Участвуют в разработке законопроектов, касающихся детей.

Отцы и дети

Семейный кодекс России предусматривает ряд разделов, вменяющих родителям границы поведения и отношения с детьми.

К ним относятся:

  • воспитание;
  • образование и развитие;
  • забота в различных аспектах жизни — начиная от здоровья и заканчивая духовностью;
  • защита прав детей — своих и чужих; последнее воплощает не юрисдикционную форму охраны детских прав — когда каждый участник общества является заступником и гарантом безопасности ребенка.

Родители не вправе наносить вред психике, здоровью детей, эксплуатировать их, применять жестокие и уничижительные виды отношения.

Таким образом, через призму отношений родителей и детей — наиболее близкие отношения в обществе — выражается общая направленность данной сферы: забота о физическом и душевном состоянии ребенка, его личности и потенциале.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://grazhdaninu.com/semya/prava-rebenka/zashhita-prav-nesovershennoletnih.html

Защита прав несовершеннолетних в российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here