Уголовная ответственность за нарушение прав человека

Предлагаем рассмотреть тему: "Уголовная ответственность за нарушение прав человека" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Нарушение избирательных прав граждан

Россия – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Так гласит статья 1 Конституции РФ.

Демократия предполагает, что каждый гражданин имеет право голоса в управлении страной. Во-первых, граждане страны могут путем открытого голосования выбирать кандидатов в органы власти. Во-вторых, они могут свободно баллотироваться на роль этих же кандидатов и, в случае победы, осуществлять вверенную им власть.

Любые действия, которые могут так или иначе воспрепятствовать осуществлению гражданами своих избирательных прав, признаются противоправными.

В стране предусмотрена, как административная, так и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Избирательное право в России

Каждый человек, который достиг избирательного возраста, имеет право участвовать в выборах. Любой желающий даже может стать президентом страны, если его возрастные и образовательные характеристики будут удовлетворять критериям, установленным в действующем законодательстве.

Конечно, все понимают, что таким правом все обладают только в теории. В реальности же даже чтобы стать кандидатом в президенты, требуется собрать большой набор документов, подготовить подписи, и все равно это не будет полной гарантией баллотирования.

Избирательное право граждан включает в себя большое количество частных прав и свобод, в том числе и следующие:

  • Право избирать и быть избранным;
  • Право на участие в составе избирательной или наблюдательной комиссии;
  • Право на предвыборную агитацию;
  • Право на финансирование избирательной гонки или отдельного кандидата;
  • Право на ознакомление со списком избирателей и т.д.
  • Всего таких частных прав граждан в избирательном праве намного больше. Установлены они специальным федеральным законом.

    Голосование в стране осуществляется тайным способом.

    Право на выбор кандидата на ту или иную должность в стране называется активным избирательным правом, а самостоятельное участие в выборах признается пассивным правом.

    Действующая нормативная база

    Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы избирательного права граждан, довольно обширна. Следует выделить те законодательные акты, которые играют особо важную роль в праве выбора.

    К ним относятся:

    • Конституция РФ;
    • ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
    • КоАП РФ;
    • УК РФ.

    Первые два документа отражают избирательные права и особенности действующей избирательной политики, вторые два предусматривают ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

    Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ все граждане страны имеют право выбирать, быть избранными и участвовать в референдуме по особо важным вопросам, за исключением тех, которые находятся в местах лишения свободы или признаются недееспособными.

    ФЗ № 67 отражает основные принципы избирательного права в стране, гарантии и права граждан, состав и правила формирования избирательной комиссии, вопросы финансирования и обжалования принятых решений.

    Виды нарушения избирательных прав граждан

    Нарушения в области избирательного права граждан разнообразны. Некоторые из них причисляются к административным проступкам, другие – к уголовным преступлениям.

    Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений избирательного законодательства:

  • Создание препятствий различными способами к осуществлению гражданами своих законных прав на участие в выборах в качестве кандидата или голосующего.
  • Использование должностных или служебных преимуществ в целях избрания.
  • Подделка подписей кандидатов, участвующих в выборах;
  • Принуждение граждан к голосованию вообще или за конкретного кандидата;
  • Распространение заведомо ложных сведений о кандидатах;
  • Нарушение работы СМИ;
  • Нарушение работы избирательной комиссии или наблюдателей;
  • Нарушение правил предвыборной агитации.
  • Любого рода фальсификации с документами, голосующими, подписями признаются нарушениями. То же самое касается проведения референдума.

    Административные нарушения избирательного права

    Большая часть правонарушений, которые возникают в избирательных отношениях, относятся к категории административных проступков.

    Правонарушения в избирательном праве прописаны в главе 5 (ст. 5.1 – ст. 5.25) КоАП РФ.

    К административным проступкам относятся, как правило, нарушения, связанные с организацией выборов, работой избирательных участков. При таких деяниях не нарушаются конституционные права граждан в области избирательного права.

    По самой общей классификации таких проступков выделяются следующие категории нарушений, которые связаны с:

  • Осуществлением деятельности избирательных комиссий;
  • Нарушением индивидуальных прав субъектов избирательного права;
  • Финансированием избирательной кампании;
  • Правом на получение информации о кандидатах;
  • Нарушением правил предвыборной агитации;
  • Нарушениями в результатах выборов и референдума.
  • Примерами нарушения избирательного права в рамках КоАП РФ могут быть следующие незаконные действия:

    1. Непредставление в срок или полное непредставление, равно как и представление ложных сведений, отражающих источники и размеры средств, перечисленных в избирательный фонд. Часть 1 ст. 5.17 КоАП РФ.
    2. Нарушение условий проведения предвыборной агитации. Статья 5.8 КоАП РФ.
    3. Нарушение условий рекламы деятельности кандидатов. Статья 5.9 КоАП РФ.
    4. Уничтожение или повреждение печатных агитационных материалов. Статья 5.14 КоАП РФ.
    5. Подкуп избирателей или участников референдума, который не имеет уголовного состава. Статья 5.16 КоАП РФ.
    6. Незаконная выдача избирательного бюллетеня. Статья 5.22 КоАП РФ.

    За нарушение избирательных прав КоАП РФ предусматривает санкцию в виде штрафа, который значительно отличается для различных категорий нарушителей.

    За незначительные нарушения, к примеру, нарушение правил агитации или представления сведений, физическому лицу грозит малозначительный штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей. За подкуп же на выборах гражданам грозит более серьезная санкция – до 25 тысяч рублей.

    Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан РФ

    В УК РФ нарушению избирательных прав посвящена статья 141, которая носит название «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий».

    Согласно статьи, к уголовно наказуемым видам нарушений относятся:

    • Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или участию в референдуме;
    • Нарушение тайны голосования;
    • Воспрепятствование работе избирательной комиссии;
    • Воспрепятствование работе отдельного члена комиссии.

    В качестве наказания за подобные деяния Кодексом предусмотрены следующие виды ответственности:

    • Штраф до 80 тысяч рублей;
    • Штраф в размере дохода осужденного до 6 месяцев;
    • Обязательные работы до 360 часов;
    • Исправительные работы до года.

    В ч. 2 ст. 141 УК РФ прописаны квалифицирующие признаки, наличие которых в преступлении влияет на применимую меру наказания. Отягчающими обстоятельствами признаются:
    • Совершение группой лиц по предварительному сговору;
    • Совершение ОПГ;
    • Использование своего служебного положения;
    • Присутствие признаков подкупа, обмана, принуждения, применения насилия или угрозы его применения.
    Читайте так же:  Специалист комиссии по делам несовершеннолетних

    При наличии отягчающих обстоятельств виновному лицу грозит максимум до 5 лет реального лишения свободы.

    В особую категорию в статье выделены нарушения, которые связаны с требованиями в вопросах регистрации кандидатов, подсчета голосов или вмешательства в работу государственной автоматизированной системы выборы. Эти действия, совершенные с использованием своего служебного положения, влекут до 4 лет лишения свободы.

    Объектом данного преступления является избирательные права граждан, которые гарантированы Конституцией РФ. Для квалификации решающее значение имеет, чтобы совершенные виновным лицом действия затрудняли работу избирательной комиссии или вовсе делали выборы невозможными.

    Судебная практика на 2020 год

    Преступления по ст. 141 УК РФ или по КоАП РФ о нарушении избирательных прав встречаются редко. Они фиксируются, как правило, при проведении выборов в депутаты, региональное законодательное собрание или органы местного самоуправления.

    Примерами подобных нарушений могут послужить следующие дела. В день выбора депутатов в государственное собрание Республики Марий Эл учащимся колледжа был совершен подкуп избирателей. Виновное лицо предлагало 11 избирателям вынести незаполненные бюллетени. В результате этого действия он был осужден на 1 год лишения свободы условно с избирательным сроком.

    Кроме применения ст. 141 УК РФ на выборах совершаются и преступления по ст. 142 УК РФ. Касаются они фальсификации подписей или вброса бюллетеней. Так, в Тамбовской области были привлечены к ответственности три руководителя избирательных комиссий за фальсификацию списков кандидатов, их подписей. Виновникам судом было назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно.

    Когда подкуп совмещен с вымогательством в деле также инкриминируется ст. 222 УК РФ, а когда с мошенничеством – ст. 159 УК РФ.

    Количество же административных правонарушений в разы превышает уголовные проступки. Наверно практически на каждых выборах присутствуют незначительные нарушения, которые караются штрафными санкциями.

    Избирательные права граждан строго охраняются в демократическом государстве. Выборы, однако, до сих пор являются одной из тех областей, где по-прежнему процветают различного рода нарушения.

    Даже несмотря на то, что на выборах присутствуют международные наблюдатели, мелкие нарушения порядка их проведения все же присутствуют.

    Источник: http://ugolovnyi-expert.com/otvetstvennost-za-narushenie-izbiratelnyx-prav-grazhdan/

    Уголовная и административная ответственность за нарушение ПДД

    Я не отношу себя к серьезным нарушителям ПДД, но несколько раз случалось, что превышала скорость. Поскольку мне известно, что некоторые нарушения могут предусматривать и уголовную ответственность, решила подробно изучить законодательство по этому вопросу. Как оказалось, не зря.

    Забирая ребенка из детского сада, я была за рулем и не успела затормозить, когда на дорогу вышла бабушка. Как такого столкновения не было, и пожилая женщина не пострадала, но испугалась и, видимо, по этой причине подняла крик.

    В общем, пришлось мне тратить времени на длительные разбирательства, в ходе которых меня чуть не призвали к ответу по уголовной статье и чуть не забрали права. Поговорим о том, в чем заключается уголовная и административная ответственность за нарушение ПДД, а также по каким критериями определяется, о каком правонарушении идет речь.

    Какие виды ответственности могут возникнуть при нарушении водителем ПДД?

    Существует несколько видов ответственности за пренебрежение к установленным правилам ДД. Основным документом, регулирующим различные ситуации в этой сфере, считается КоАП РФ, однако и другие кодексы (Уголовный, Гражданский и Трудовой) тоже содержат некоторые правила и существенные дополнения.

    Все эти законодательные акты и документы позволяют выделить сразу несколько видов ответственности:

    • административная;
    • гражданская;
    • дисциплинарная;
    • уголовная.

    Применяются перечисленные меры с учетом обстоятельств дела, и чем значительнее тяжесть допущенного проступка, тем серьезнее будет наказание. Самой строго мерой является уголовная ответственность. Давайте рассмотрим каждый вариант подробнее дальше.

    При каких обстоятельствах у водителя может возникнуть административная ответственность?

    Основные санкции, предусмотренные в рамках наказания административного уровня, описаны в ст. 12.24 и 12.8 КоАП РФ. Водитель наказывается за пренебрежительное отношение к правилам дорожного движения и не пользуется инструкциями по использованию автомобиля.

    Ответственность предусмотрена следующая:

    • причинение вреда и здоровью человека предусматривает штраф в 2,5-2 тыс. рублей либо отказ от управления автомобилем на 12-18 месяцев;
    • управление ТС в состоянии алкогольного опьянения может повлечь штраф в 30-50 тыс. рублей либо лишение прав на 1,5-3 года. Также законом предусмотрен арест в 10-15 суток.

    Здесь важно указать на один важный момент. Даже если произошла авария и виноват в ней водитель, покидать место происшествия точно нельзя. Инспектор может заподозрить, что у виновного лица было состояние алкогольного опьянения. Чтобы избежать этого, стоит дождаться госинспектора и пройти обследование. В качестве основных мер воздействия на нарушителя могут применяться такие меры ответственности, как административный штраф, предупреждение или ограничение доступа к вождению. Случается и так, что к виновному лицу применяется мера ответственности – арест на 15 суток.

    Важно! Сотрудникам полиции запрещено конфисковывать оборудование, которым оснащено транспортное средство. Лишение прав или использование такой меры, как арест, определяется судебным органом.

    Дисциплинарная и гражданская ответственность

    Под гражданской ответственностью следует понимать возмещение морального или имущественного вреда, причиненного пострадавшему. Подробности по данному вопросу содержатся в ст. 1079 ГК РФ. Наказание может применить лишь судебный орган.

    Дисциплинарная ответственность применяется к водителям, работающим в транспортной компании. Виновному лицу могут вынести предупреждение, записать выговор или расторгнуть с ним соглашение. Основанием для таких действий является содержание ст.192 ТК РФ.

    В каких случаях действует уголовная ответственность?

    Регулирует все вопросы ст. 264 УК РФ, где в качестве основных мер ответственности уголовного характера приведены следующие пункты:

    • причинение тяжкого вреда здоровью человеку предусматривает наказание 2-4 года (максимальная мера для нетрезвых водителей) плюс лишение в/у на три года;
    • аварийная ситуация со смертельным исходом для одного человека наказывается заключением на срок до 5 лет, а для нетрезвых водителей – до 7 лет;
    • гибель в ДТП двух и более граждан может стать причиной изъятия прав на срок до 3 лет и лишения свободы на срок до 7 лет (для трезвого водителя) или на 9 лет (для пьяных граждан).

    Внимание! Ответственность уголовного характера предусмотрена и за то, что виновное лицо покинуло место ДТП с пострадавшим человеком. Максимальное наказание в этом случае — заключение на срок до года.

    При какой ответственности могут лишить прав

    Лишение прав может стать дополнительным наказанием при возникновении уголовной и административной ответственности. Обстоятельств лишения в/у существует немало, однако стоит отметить, что в ГИБДД документ хранится не больше трех лет, после чего (если владелец документ не забрал) права утилизируются.

    Читайте так же:  Почта разовая доверенность

    Заключение

    В конце материала озвучу несколько выводов для читателей:

    1. Нарушение правил ДД предполагает несение одного или нескольких видов ответственности, с учетом степени тяжести совершенного нарушения.
    2. Административные меры считаются более мягкими, чем уголовные, и предусматриваются за нарушения без летального исхода и серьезных травм у пострадавшего лица.
    3. Лишение прав является сопутствующим наказанием и действует только при уголовной и административной ответственности.

    Источник: http://grazhdaninu.com/ugolovnoe-pravo/za-narushenie-pdd.html

    Виды ответственности должностных лиц за неправомерные действия и решения

    Специфика института ответственности органов и должностных лиц заключается в том, что данный институт является комплексным, включает в себя охранительные нормы различной отраслевой принадлежности. Анализ нормативно-правовых актов подтверждает различие подходов к определению понятия «должностное лицо» [287] .

    В рамках рассматриваемого нами вопроса под должностными лицами следует понимать только тех государственных и муниципальных служащих, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе им не подчиненным. Речь идет лишь о тех служащих, которых обычно именуют представителями власти.

    Основаниями привлечения к ответственности должностных лиц являются преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки, причинение материального ущерба, гражданские правонарушения.

    Все правонарушения, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, можно разделить на две большие группы: совершенные вне службы и совершенные в связи со служебной деятельностью.

    Правонарушения, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел на службе (по службе), представляют собой противоправные деяния (действия либо бездействие), выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих служебных (должностных) обязанностей. За совершение преступления или иного правонарушения сотрудник органов внутренних дел может быть привлечен к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

    Уголовная ответственность должностных лиц и государственных служащих заключается в предусмотренных УК РФ лишении и ограничении прав и свобод за совершение преступлений, где они выступают в качестве специальных субъектов уголовной ответственности. Их специфика обусловлена особым правовым статусом, закрепляемым нормами административного права. Все преступления, совершаемые указанными лицами, объединяет то, что они связаны с использованием служебного положения. Именно обладая статусом должностного лица, данные субъекты могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные уголовным законодательством: нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 136 УК РФ), нарушение неприкосновенности частной жизни (ч. 2 ст. 137 УК РФ), нарушение неприкосновенности жилища (ч. 3 ст. 139 УК РФ), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и др. Анализ уголовного законодательства позволяет выделить несколько групп общественно опасных деяний, за совершение которых сотрудники органов внутренних дел вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей несут уголовную ответственность.

    Первую группу образуют преступления против государственной власти и интересов государственной службы. Такими деяниями признаются злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, присвоение полномочий должностного лица, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность (ст.ст. 285-293 УК РФ).

    Другую группу образуют преступления против правосудия. Это деяния, предусмотренные ст. ст. 299-304, 310-312, 315, 316 УК РФ: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений и некоторые другие.

    Уголовную ответственность влекут общественно опасные деяния сотрудника полиции, посягающие на конституционные права и свободы граждан. Конкретными их видами являются: нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности жилища, отказ в предоставлении гражданину информации, воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. ст. 137-140, 149 УК РФ).

    Административная ответственность. В ст. 2.4 КоАП РФ закреплено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Административная ответственность должностных лиц наступает в случаях, когда совершенными ими действиями либо бездействием нарушаются права и свободы граждан. КоАП РФ предусматривает широкий круг составов таких нарушений, субъектами которых являются должностные лица. Например, это воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав; нарушение законодательства о труде и его охране; воспрепятствование проведению митинга, демонстрации; незаконное изъятие паспорта; воспрепятствование осуществлению права граждан на свободу совести, нарушение правил рассмотрения обращений граждан.

    Должностные лица подлежат административной ответственности по основаниям, установленным КоАП РФ (ст. 2.4) и законами субъектов Российской Федерации. Так, видами административных правонарушений в соответствии с Законом Московской области [288] являются: неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан (ст. 4), нарушение сроков рассмотрения обращений граждан (ст. 5), принятие заведомо необоснованного и (или) незаконного решения по обращениям граждан (ст. 6).

    В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ сотрудники органов внутренних дел за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За ряд правонарушений (нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, таможенных правил и др.) они несут ответственность на общих основаниях.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Дисциплинарная ответственность наступает при нарушении должностным лицом, государственным служащим возложенных на них служебных обязанностей, в числе которых значится обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.

    Общие положения о дисциплинарной ответственности закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации, где в ст. 192 дан перечень дисциплинарных санкций. Составы дисциплинарных проступков закреплены в нем в самом общем виде и конкретизируются в иных нормативно-правовых актах. Так, дисциплинарную ответственность за неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут в соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации», а также в соответствии с Трудовым кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о государственной службе, Дисциплинарным уставом таможенной службы РФ [289] .

    Вопросы дисциплинарной ответственности регламентируются и законодательством о государственной гражданской службе. Так, в частности, ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены меры дисциплинарного взыскания, к которым законом отнесены: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

    Читайте так же:  Написать жалобу анонимно в полицию

    Военнослужащие несут дисциплинарную ответственность на основании и в порядке, установленных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

    Сотрудники органов внутренних дел привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом органов внутренних дел, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

    Дисциплинарное взыскание может быть наложено должностным лицом, которое уполномочено назначать на должность сотрудников органов внутренних дел.


    К должностным лицам, действующим в рамках трудового договора, может применяться материальная ответственность. Под материальной ответственностью работника понимается «обязанность работника, виновными противоправными действиями которого причинен прямой действительный имущественный ущерб, возместить его в размере и порядке, предусмотренных трудовым законодательством» [290] . Материальная ответственность работодателя установлена ст. 234–237 Трудового кодекса РФ. В данных статьях предусмотрены следующие основания наступления материальной ответственности работодателя: за утрату заработка в связи с незаконным лишением работника возможности трудиться (ст. 234); за задержку заработной платы и других выплат (ст. 236); за ущерб, причиненный имуществу работника (ст. 235); за моральный вред, причиненный работнику (ст. 237).

    Материальная ответственность, в отличие от других видов юридической ответственности государственных служащих, носит восстановительный характер. Она наступает за причинение материального ущерба организации и выражается в возмещении виновным причиненного вреда.

    Материальная ответственность, как правило, бывает ограниченной: служащие, по вине которых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность означает, что ущерб возмещается в полном размере. Она наступает, если, например, ущерб причинен не при исполнении служебных обязанностей, когда служащий был в нетрезвом состоянии, когда с ним заключен договор о полной материальной ответственности.

    Следует также отметить, что законодательство о государственной службе не устанавливает каких-либо особенностей при привлечении государственных служащих к материальной ответственности за причиненный ими ущерб соответствующему государственному органу и определении ее пределов по сравнению с Трудовым кодексом РФ. С учетом этого нормы трудового законодательства, регулирующего материальную ответственность работников, по аналогии закона можно распространять на государственных служащих.

    Аналогичная ситуация складывается в отношении сотрудников органов внутренних дел. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. по делу № 78-Г05-72 [291] отмечается, что законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.

    Поскольку в настоящее время специальный нормативный акт о материальной ответственности сотрудников ОВД отсутствует, к сотрудникам органов внутренних дел применимы нормы трудового законодательства, предусматривающие общие положения о материальной ответственности сторон трудового договора (гл. 37 ТК РФ), а также устанавливающие материальную ответственность как работника перед работодателем (гл. 39 ТК РФ), так и работодателя перед работником (гл. 38 ТК РФ).

    Материальную ответственность сотрудников органов внутренних дел в соответствии с нормами трудового законодательства может быть двух видов: ограниченной либо полной.

    Ограниченную материальную ответственность сотрудники органов внутренних дел, виновные в нанесении ущерба, несут в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

    В полном размере сотрудниками органов внутренних дел ущерб возмещается в следующих случаях (ст. 243 ТК РФ): когда на сотрудника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный при исполнении трудовых (служебных) обязанностей; недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; умышленного причинения ущербах и др.

    Материальная ответственность сотрудника органа внутренних дел не исключает его дисциплинарной или уголовной ответственности.

    Органы исполнительной власти, местного самоуправления несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный гражданину в результате своих незаконных действий (бездействия). Вред подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

    Под казной понимается принадлежащее Российской Федерации (субъекту РФ, муниципальному образованию) имущество, не закрепленное за конкретными государственными (муниципальными) предприятиями или учреждениями. В первую очередь к казне относятся средства соответствующих бюджетов, которые управляются органами Министерства финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований.

    Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и их должностных лиц, рассматривается в отдельном вопросе. Отметим лишь, что должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен вред в смысле ст. 1069 ГК РФ, ответственности перед физическими и юридическими лицами не несут. Требования о возмещении вреда в данном случае к ним применяться не могут, поскольку должностные лица не являются субъектами гражданского права. Согласно ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица, а само должностное лицо может быть привлечено к материальной ответственности.

    В то же время Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, возместившие потерпевшему вред, имеют право регресса к непосредственному причинителю вреда в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законодательством, в частности, трудовым.

    Вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником органов внутренних дел, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

    Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 11276 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Источник: http://studopedia.su/14_157402_vidi-otvetstvennosti-dolzhnostnih-lits-za-nepravomernie-deystviya-i-resheniya.html

    Уголовная ответственность за дискриминацию и нарушение прав человека, статья 136 УК РФ

    Одна из важнейших задач современного юридического права – обеспечение достоинства личности, равного положения всех людей, а ответственность за нарушение равенства прав регламентирует 136 статья УК РФ. По Конституции все людям обеспечено равенство между собой, нельзя выделять кого-либо по национальности, религиозным или различным верованиям, отношению к разным объединениям. Но иногда бывают ситуации, когда равенство нарушается.

    О чём статья 136 УК РФ

    Если имеется дискриминация прав и ущемление свободы человека сотрудником организации или субъекта власти, использующим своё положение, то статья указывает на возможность применения наказаний, а именно:

    • денежное взыскание величиной от 100 000 до 300 000 рублей или в величине зарплаты за период от 1 года до 2 лет;
    • невозможность занимать некоторые посты сроком до 5 лет;
    • рабочая занятость обязательного характера продолжительностью до 480 часов;
    • исправительный вид работ на период до 2 лет;
    • принудительный порядок работы длительностью до 5лет;
    • отбывание наказания в местах лишения свободы на время до 5 лет.

    Нарушение прав человека статья УК РФ номер 136 в прошлом выпуске первая часть статьи описывала возможность применения санкций ко всем лицам, позволяющим себе ущемлять права других людей. Проступки должностных лиц карались более жёстко и регламентировались пунктом 2 статьи 136 УК РФ.

    В последнем изменении текста ущемление прав человека статья карает только должностных лиц различных организаций, государственных структур или консультантов некоммерческих организаций.

    Читайте так же:  Юридические последствия недействительности сделок

    Комментарии юристов

    К объектам правонарушения относятся:

    • права и свобода человека равные по отношению к другим людям;
    • достоинство гражданина;
    • свобода веры;
    • иные права, закреплённые в Конституции Российской Федерации.

    Субъектом правонарушения выступает физическое дееспособное должностное лицо коммерческой структуры или субъекта власти.

    Анализ объективной стороны правонарушения указывает на нечёткость её определения. Она может выражаться в действии, либо в бездействии. Ущемление прав проявляется как прекращение трудового договора, непринятие на учёбу или отчисление с учёбы, также отказ в продаже различных видов товаров, телефона, отказ в оказании услуг. Пример, дискриминация проявляется в том, что предпочтение при поступлении на работу или учёбу отдается другим гражданам, хотя имеется кандидат, который объективно подходит лучше.

    Дискриминация по национальному признаку статья УК РФ довольно мало рассматривается, и не поднимаются вопросы квалификации и путей преодоления дискриминации. Но в российских законах и судебной практике в последнее время произошли изменения, направленные на противодействие расизму, этнической и религиозной нетерпимости.

    Наличие состава преступления определяет присутствие лица, имеющего полномочия, позволяющие ущемлять права других людей. Состав субъективной стороны правонарушения характеризуется наличием прямого злого умысла. Факт дискриминации проявляется только при намеренной дискриминации прав и свобод человека. Например, назначение на высокооплачиваемый пост родственников или знакомых, премирование, назначение надбавок к зарплате и т. д.

    Дело о нарушении равноправия и ущемления свобод гражданина рассматривается в открытом судебном заседании. Судебная практика, как правило, показывает, что помимо наличия дискриминации, имеются ещё и другие правонарушения по отношению к потерпевшему.

    Профилактика дискриминации

    Вопрос дискриминации, особенно по национальному и расовому признаку, за последнее время встаёт всё чаще. Это связано отчасти с разжиганием межнациональной розни в газетах и других СМИ.

    Чтобы избежать нарушений по статье, необходимо провести действия:

    1. Пропаганду толерантности по отношению к другим людям.
    2. Пресечение «кумовства» при назначении на должности.
    3. Ротацию кадров, особенно руководящего состава.

    Разглашение данной проблемы привело к ужесточению санкций за такое правонарушение.
    Это позволяет восстановить равенство между людьми.

    Источник: http://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/136-statya

    Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина

    Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, —

    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    Комментарий к статье 136

    Согласно Конституции РФ (ст. 19) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Установленное ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина составляет основной объект преступления, предусмотренного ст. 136 УК РФ.

    Факультативными объектами могут быть честь, достоинство человека, его трудовые права, свобода вероисповеданий и т.д., т.е. те закрепленные Конституцией РФ права и свободы, в отношении которых нарушается равенство человека и гражданина.

    Говоря об объекте посягательства, следует обратить внимание на то, что описание деяния в диспозиции ч. 1 ст. 136 УК РФ построено таким образом, что охватывает не только нарушение закрепленного в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ равенства прав и свобод человека и гражданина, иными словами, равноправие граждан, но и нарушение других конституционных прав, свобод, а также законных интересов. Поэтому можно сказать, что название ст. 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» значительно уже в данном аспекте содержания диспозиции нормы, говорящей о нарушении не только указанного в названии статьи права, но и других прав и свобод.

    Объективную сторону преступления составляют действия, выраженные в дискриминации (нарушении) прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от расовой, национальной принадлежности, от пола, языка и т.д.

    Право представляет собой установленную или санкционированную государством возможность действовать определенным (предписанным) образом (совершать поступки или воздержаться от их совершения, обладать какой-либо ценностью, благом). Например, право на жизнь, на личную и семейную тайну и т.д. Наличию права у одного из субъектов правоотношений корреспондируют обязанности у другого субъекта правоотношений способствовать реализации имеющегося права или не препятствовать его реализации. Наличие права поддерживается государством, что означает установление каких-либо негативных последствий для субъекта, нарушившего право другого субъекта.

    Свобода — это установленная законом возможность лица действовать (бездействовать) по собственному усмотрению, избирать то или иное поведение. Как и право, свобода подкрепляется силой государства воздержаться от ее нарушения или применения наказания за нарушение свобод человека и гражданина. К примеру, в соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. Нарушение этих свобод может влечь за собой уголовную ответственность (ст. 148 УК РФ).

    Читайте так же:  Жалоба в прокуратуру на администрацию города образец

    Диспозиция ст. 136 УК РФ включает в себя дополнительный элемент правового статуса человека и гражданина, который не отражен в Конституции РФ, — это законные интересы (в главе 2 Конституции РФ говорится только о правах и свободах человека и гражданина). Законные интересы представляют собой установленную законом возможность реализовать какой-либо интерес, приобрести благо. От права законный интерес отличается тем, что реализация интереса, приобретение блага зависят не только от волеизъявления самого субъекта, но и от наступления каких-либо юридически значимых фактов, волеизъявления других субъектов правоотношений. Так, например, практически как законный интерес сформулировано в ч. 3 ст. 43 Конституции РФ право (в данном случае возможность) на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Реализация данного интереса возможна при условии прохождения конкурсного отбора.

    Уяснение содержания рассмотренных понятий важно для правильной квалификации деяний, поскольку они помогают определить сферу причинения ущерба.

    При этом, говоря о сфере причинения ущерба, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в диспозиции ч. 1 ст. 136 УК РФ нарушаемые права, свободы и законные интересы не ограничены только рамками Конституции РФ. Единственное конституционное право, которое указано в рассматриваемой норме, — это установленное Конституцией РФ равенство прав и свобод человека и гражданина (равноправие). Иные права, свободы и законные интересы, о которых говорится в диспозиции ч. 1 ст. 136 УК РФ, могут быть как конституционного, так и неконституционного плана, но конструктивным признаком рассматриваемого состава преступления при этом является обязательное наличие нарушения равноправия.

    Виды нарушений могут быть многообразны и зависят от характера нарушаемого права, свободы, законного интереса, но, с нашей точки зрения, все их можно объединить понятием воспрепятствования в реализации имеющегося права и т.д.

    Дискриминация может быть выражена в увольнении с работы (например, при сокращении рабочих мест), отказе в приеме на работу, незачислении в учебное заведение или отчислении из него по национальному или гендерному признакам, языку, религиозным убеждениям и т.д., отданию предпочтения другим лицам (другой национальности, пола), в то время как объективно иной гражданин обладал преимуществом и он должен был быть принят на работу, учебу. Дискриминация может также заключаться в отказе в предоставлении информации, отказе в продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг и т.д. по этим же причинам и др.

    При дискриминации именно признаки пола, расы, национальность, язык, происхождение, имущественное или должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям, а не индивидуальные качества становятся основой для решения соответствующего вопроса.

    Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от иных обстоятельств или по иным основаниям не образует рассматриваемого состава преступления.

    Сложность квалификации нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина состоит в том, что это посягательство всегда выражается в нарушении не одного, а минимум двух прав. Первое — это всегда нарушение равенства, второе — нарушение иного права, свободы, законного интереса. Это обусловлено тем, что нарушение равноправия не может быть совершено само по себе, вне зависимости от иного нарушаемого права. Другими словами, нарушение равноправия должно в чем-то выражаться, а выражаться оно может в нарушении, например, прав, о которых говорилось выше.

    Состав нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина формальный. Преступление считается оконченным с момента выполнения действия, ограничивающего равноправие по признакам, указанным в законе, независимо от наступивших последствий. Вместе с тем следует отметить, что на практике нередко в действиях о нарушении равенства прав и свобод не находят состава преступления в связи с малозначительностью деяния (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

    Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что он выполняет действия, нарушающие права, свободы и законные интересы человека в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, и желает их выполнить.

    Мотив преступления связан с признаками, указанными в ст. 136 УК РФ. Равноправие нарушается по мотивам неприязни, гнева, злобы и т.п., т.е. недоброжелательного отношения к человеку из-за его национальности, расы, пола и других признаков.

    Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Субъект общий.

    Частью 2 ст. 136 УК РФ установлена ответственность за то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. В квалифицированном составе субъект преступления специальный. Это могут быть как должностные лица органов государственной власти или местного самоуправления либо находящихся в их ведении предприятий и организаций, так и служащие негосударственных (коммерческих) учреждений и предприятий, обладающие распорядительными или иными управленческими функциями, которые позволяют им ущемить равенство граждан (например, незаконные назначения на вышестоящие должности своих земляков, установление повышенных надбавок к заработной плате сотрудникам определенной национальности и др.).

    Следует отметить, что, употребляя понятие «служебное положение», законодатель не ограничивает его только лицами, обладающими должностными полномочиями или управленческими функциями. Понятие использования служебного положения более широкое, но в данном случае нарушение равенства прав и свобод наиболее вероятно со стороны или должностных лиц, или лиц, обладающих управленческими функциями. Но в любом случае субъект квалифицированного состава преступления является специальным, и для этого состава необходимо наличие связи между служебным положением и совершенным деянием.

    Злоупотребления должностных лиц органов государственной власти или местного самоуправления, нарушающие равенство граждан, квалифицируются по совокупности составов преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 136 и ст. 285 или ст. 286 УК РФ. Подобные же деяния служащих коммерческих структур охватываются ч. 2 ст. 136 УК РФ.

    Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ) необходимо отличать от возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ). Это преступление характеризуется нарушением равноправия граждан (ст. 136 УК РФ), но направлено не на возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды, а на унижение национального достоинства.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://fkurf.ru/zakon/ugolovnyj_kodeks_rossijskoj_federacii/statya_136.html

    Уголовная ответственность за нарушение прав человека
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here