Участие прокурора в суде кассационной инстанции

Предлагаем рассмотреть тему: "Участие прокурора в суде кассационной инстанции" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Участие прокурора в апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции. Новые правила ГПК РФ и КАС РФ

С 30 июля 2018 года, за исключением отдельных положений, вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», в котором предусмотрено создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. Решение о начале деятельности новых судов Пленум Верховного Суда Российской Федерации должен объявить до 1 октября 2019 г.

Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу. К их компетенции также относится рассмотрение дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Кассационные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции» разъяснены особенности рассмотрения дел кассационными и апелляционными судами общей юрисдикции.

Так, со дня начала деятельности указанных судов судебные акты по гражданским и административным делам обжалуются в соответствии с нормами ГПК РФ и КАС РФ, действующими в редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации». Вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, протестов, а также определения, препятствующие дальнейшему движению дела об административном правонарушении, с указанного дня обжалуются в соответствии с нормами КоАП РФ, действующими в редакции Федерального закона от 12.11.2018 № 417-ФЗ «О внесении изменений в статью 30.13 КоАП РФ».

Заявление о восстановлении срока подачи кассационных жалобы, представления, поданное до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции в соответствии с установленной законом подсудностью в суд первой инстанции и не рассмотренное до этого дня, со дня начала их деятельности подлежит рассмотрению судом первой инстанции по правилам статьи 112 ГПК РФ. В случае признания причин пропуска указанного процессуального срока уважительными заявителю восстанавливается шестимесячный срок на подачу кассационных жалобы, представления, установленный частью 2 статьи 376 ГПК РФ в редакции, действовавшей до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции заявление о восстановлении срока подачи кассационных жалобы, представления на судебные акты, вступившие в законную силу до этого дня, подается в кассационный суд общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, а также другие лица, права и законные интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, реализовавшие право на подачу кассационных жалобы, представления в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции подают кассационные жалобу, представление в Судебную коллегию Верховного Суда РФ. В этом случае кассационные жалобы, представления на судебные акты, вступившие в законную силу до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, подаются в шестимесячный срок, установленный частью 2 статьи 376 ГПК РФ в редакции, действовавшей до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования судебных актов по административным делам, установленного частью 2 статьи 318 КАС РФ, с началом деятельности кассационных судов общей юрисдикции не изменяются.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 09.07.2019 № 26 разъяснил порядок применения некоторых норм права в связи с введением в действие Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации».

Так, по общему правилу порядок судопроизводства определяется в соответствии с федеральным законом, действующим во время рассмотрения и разрешения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных актов.

Требования к форме и содержанию искового заявления, заявления определяются нормами закона, действовавшими на момент их подачи, в том числе и при решении вопроса об их принятии после оставления без движения, если заявление оставлялось без движения до вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ.

Сообщается, в частности, о том, что если рассмотрение дела было начато судом до вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ по общим правилам или по правилам упрощенного производства, в единоличном составе суда или коллегиальном составе суда, то после вступления в силу указанного федерального закона такое дело подлежит рассмотрению в том же порядке и в том же составе суда.

Срок обжалования судебных актов по гражданским делам в суд кассационной инстанции установлен три месяца (в настоящее время этот срок составляет шесть месяцев). Жалоба будет подаваться в кассационный суд через суд первой инстанции. Сейчас жалобу подают непосредственно в кассационную инстанцию. Суд первой инстанции обязан направить кассационную жалобу (представление прокурора) вместе с делом в соответствующий суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд.

Кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в судебном заседании коллегиально в составе судьи-председательствующего и двух судей по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции. В судебном заседании принимают участие лица, подавшие кассационные жалобу, представление, и другие лица, участвующие в деле, их представители.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции принимают участие Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах своей компетенции или их заместители либо по их поручению должностные лица органов прокуратуры.

Читайте так же:  Встречный и первоначальный иск удовлетворить

Источник: http://www.prokuror-rostov.ru/law_explanation/152250/172938/

Полномочия прокурора в суде кассационной инстанции.

Рассмотрение дела в кассационной инстанции отличается от разбира­тельства уголовного дела в суде первой инстанции. При рассмотрении уго­ловного дела в кассационной инстанции может участвовать прокурор. Неявка же его при своевременном извещении о времени рассмотрения уголовного дела в кассационной инстанции не препятствует рассмотре­нию дела судом.

Подготови­тельная часть: прокурор высказывает свое мнение по ним или обосновывает принесенный протест. При этом он ис­ходит из собственной оценки обстоятельств дела и не связан с позицией прокурора, опротестовавшего приговор. Однако он не вправе выйти за пределы протеста или жалобы потерпевшего и настаивать на отмене приговора по основаниям, отягчающим положение обвиняемого.

Заключение прокурора основывается на тщательном изучении дела с учетом доводов, приведенных в жалобах или протестах. Необходимо так­же учитывать объяснения лиц, участвующих в заседании суда кассацион­ной инстанции, и дополнительные материалы, если они представлены.

Особен-ть процессуального положения прокурора в кассационной

§ речь о законности и обоснованности уже постановленного судом приговора.

§ осуществление надзора в этой стадии может пе­рейти к прокурорам вышестоящих прокуратур, т.е. к прокурорам, кото­рые ранее не имели отношения к надзору за соблюдением законности при рассмотрении данного дела в суде первой инстанции. И это одно из усло­вий, обеспечивающее объективность и процессуальную независимость этих прокуроров. Прокурор не только вправе, но и обязан опротестовать в кассационном порядке каждый приговор, поста­новленный с нарушениями уголовного или уголовно-процессуального за­кона. Не опротестование прокурором такого приговора рассматривается как нарушение им своего служебного долга.

Надзор прокурора за законностью и своевременностью обращения приговора к исполнению.

Надзор за исполнением наказания, назна­ченного судом, осуществляется прокурором.

Распоряжение об исполнении приговора направляется судьей или председателем суда тому органу, на который возложена обязанность при­ведения приговора в исполнение.

Прокурор осущ-ет надзор за:

§ чтобы установ­ленный порядок обращения приговоров к исполнению строго соблюдался.

Установив нарушения закона, определяющего порядок обращения приговоров к исполнению, прокурор вносит представление председателю вышестоящего суда либо местному органу юстиции. Если обнаружены су­щественные нарушения закона, например приговор остался не обращен­ным к исполнению, прокурор возбуждает вопрос о дисциплинарной от­ветственности судей или должностных лиц исправительно-трудовых уч­реждений.

§ Прокурор следит за тем, чтобы действия этих должностных лиц и государственных органов строго соответствовали закону. Это суды, судебные исполнители, органы внутренних дел, в том числе инспекции и отделы исправительных работ, исправительно-трудовые учреждения, наблюдательные комиссии при местных органах самоуправления, финансовые, мед. учреж­дения.

§ своевременным обращением приговора к ис­полнению, чтобы обвинительный приговор приводился в исполнение по истечении срока на его обжалование или оставлении его в силе выше­стоящим судом. Вступивший в законную силу приговор обращается к исполнению судом, постановившим приго­вор, не позднее трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции. Приговор, не подлежащий кассационному обжалованию, вступает в силу с момента его провозглаше­ния. Лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания на­казания не позднее 10 срока со дня обращения приговора к исполнению.

§ выясняет, нет ли препятствий к обращению приговора к исполнению.

При осуществлении надзора за законностью обращения к исполне­нию приговора в части конфискации имущества прокурор проверяет, что­бы в приговоре было указано, какое имущество (определенная часть или конкретные предметы) подлежит конфискации.

Прокурор ис­пользует различные формы и применяет разные средства реагирования на обнаруженные нарушения закона (приносит протест на незаконные действия судебного исполнителя или вносит пред­ставления в органы суда, в местные учреждения юстиции или внутренних дел с предложением устранить допущенные нарушения закона).

Согласно п. 5 ст. 402 УПК вопро­сы, связанные с исполнением приговора, разрешаются судьей единолично в судебном заседании с участием прокурора. Участие прокурора при рассмотрении таких материалов является обя­зательным. Он выступает с заключением после объяснений лиц, участвую­щих в заседании. Заключение прокурора в стадии исполнения приговора так же, как его заключение в предшествующих стадиях уголовного произ­водства, должно быть обоснованным и основанным на законе и точно ус­тановленных фактах.

В порядке обращения приговора к исполнению и в ходе самого ис­полнения могут возникать различного рода сомнения и неясности, которые затрудняют или препятствуют обращению приговора к исполнению и самого его исполнения. Эти вопросы решаются судьей в судебном засе­дании с обязательным участием прокурора. Разрешая сомнения и неясно­сти в порядке, установленном законом, судья в постановлении не вправе корректировать приговор.

47. Порядок и основания принесения протеста прокурора в порядке надзора по УД.

По уголовно-процессуальному законодательству пересмотр судебно­го решения, вступившего в законную силу, допускается лишь по протесту прокурора, председателя суда или его заместителей, указанных в законе.

Протесты в порядке надзора вправе прино­сить:

1) Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, их заместители — на приговоры, оп­ределения, постановления любого суда, за ис­ключением постановлений Президиума ВС;

2) председатели областного, Минского городского судов, прокуроры областей, города Минска, Белорусский транспортный прокурор в пределах своей компетенции — на приговоры, определения, поста­новления районного (городского) суда и определения судебной кол­легии по уголовным делам соответственно областного, Минского го­родского судов, рассматривавших дело в кассационном порядке;

3) председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный про­курор и их заместители в пределах своей компетенции — на пригово­ры, определения, постановления межгарнизонного военного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам Белорусского военного суда, рассматривавшего дело в кассационном порядке.

Для того чтобы решить вопрос, есть ли основания к принесению протеста в порядке над­зора, прокурор проверяет уголовное дело.

Право истребования из суда для проверки в порядке надзора уголов­ного дела, по которому приговор, определение или постановление вступи­ло в законную силу, принадлежит прежде всего прокурорам, управомоченным приносить надзорные протесты, причем в пределах их территори­альной компетенции. Районные и городские прокуроры приносить про­тесты в порядке надзора не вправе, но им принадлежит право истребования дела из районного (городского) суда. Если в результате проверки дела обнаружат­ся основания для принесения надзорного протеста, районный (городской) прокурор направляет дело вышестоящему прокурору, уполномоченному принести протест, со своим представлением, в котором излагает указан­ные основания.

Основания подачи жалобы: односторонность или неполнота судебного следствия; несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; существенное нарушение уголовно-процессуального закона; неправиль­ное применение уголовного закона; несоответствие назначенного судом наказания тяжести преступления и личности обвиняемого.

Каждое истребованное в прокуратуру дело должно быть тщательно изучено, с тем чтобы установить, являются ли постановленные по делу при­говор, определение или постановление законными и обоснованными и нет ли оснований к их опротестованию. Окончательное решение принимает прокурор, правомочный принести протест: приносит протест в порядке надзора либо сообщает лицу, предприятию, учреждению или организации, по ходатайству которых было истребовано дело, об отсутствии оснований к принесению протеста с указанием мотивов такого решения.

Читайте так же:  Гражданско правовая ответственность казенных учреждений

При разрешении жалоб прокуроры не должны допускать поверхност­ного, формального отношения к разрешению жалоб на судебные поста­новления , вступившие в законную силу; по результатам проверки дел (если не принесен протест) должны составлять мотивированное заключение с уче­том доводов жалоб и направлять заявителям аргументированные ответы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/1x34a7.html

Прокурор в суде кассационной инстанции

Скажите пожалуйста, может ли суд по представлению прокурора в кассационной инстанции восстановить срок обжалования приговора, вступившего в законную силу и приведенному в исполнение (условно) на основании статьи главы 45 УПК РФ статья 357 часть 2 в связи с несвоевременным вручением приговора?

Главой 45 УПК РФ, согласно ст 354 п.3 предусмотрено рассмотрение в кассационном порядке жалоб и представлений на не вступившие в законную силу решения судов первой инстанции. То есть срок подачи ходатайства о восстановлении срока обжалования ограничивается вступлением приговора в законную силу.

Так же согласно статьи 50 (часть 1) Конституции Российской Федерации никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Это конституционное положение корреспондирует закрепленному в пункте 7 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и пункте 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод общепризнанному правовому принципу «nоn bis in idem», суть которого сводится к тому, что никто не может быть повторно судим или наказан в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое он уже был окончательно оправдан или осужден в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами этого государства. Так же ст 27 п.4 УПК РФ прямо устанавливает, что уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается при наличии вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению.

Уважаема Светлана! Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает порядок, при котором кассационные жалоба и представление приносятся через суд, постановивший приговор или вынесший иное обжалуемое решение (часть первая статьи 355), в течение 10 суток со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, — в тот же срок со дня вручения ему копии приговора (часть первая статьи 356) кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда изложенным в ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 марта 2005 г. N 137-О, «ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ЧУМАКОВА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВИЧА

НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТЕЙ

ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СТАТЬИ 357 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» следует, что статьи 356, 357 УПК РФ

прямо предусматривают необходимость проведения судебного заседания по рассмотрению ходатайства о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока кассационного обжалования, так и обязательность восстановления пропущенного срока в случае несвоевременного вручения стороне копии обжалуемого решения, в данном случае копии приговора.

Согласно части статьи 2 статьи 354 УПК РФ, пропущенный срок восстанавливается в случае, если копии приговора были вручены лицам, указанным в ч. 4 и 5 ст. 354 УПК РФ , по истечении 5 суток со дня его провозглашения. К лицам, перечисленным в ч. 4 ст. 354 УПК РФ относится и государственный обвинитель, либо вышестоящий прокурор( копия приговора направляется прокурору участвующему в деле и в этом случае срок начинает исчисляться).

Следовательно, суд, по представлению прокурора имеет право восстановить пропущенный срок для обжалования приговора обжалования.

При, этом, приговор считается не вступившим в законную силу, а следовательно, нет и оснований считать, что осужденный повторно привлекается к уголовной ответственности за одни и те же деяния , так как это всего лишь различные стадии одного уголовного процесса.

Исходя из вышеизложенного полагаю, что суд, по представлению прокурора в кассационной инстанции имеет право, при наличии тому оснований, восстановить срок обжалования приговора. Такая же позиция отражена и в решении ВСК по уголовным делам, а именно:

1. В соответствии с положениями части 2 статьи 357 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации пропущенный срок восстанавливается в случае, если копия обжалуемого судебного решения осужденному была вручена по истечении пяти суток со дня его провозглашения.

Постановлением гарнизонного военного суда осужденному П. было отказано в восстановлении срока на подачу кассационной жалобы на приговор гарнизонного военного суда от 16 ноября 2006 года. Кассационная жалоба П. в суд была подана 6 декабря 2006 года, в обоснование своей просьбы о восстановлении срока обжалования приговора осужденный указал, что копия приговора была им получена лишь 24 ноября 2006 года, а поэтому в силу части 5 статьи 357 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации судья был обязан восстановить ему срок на обжалование приговора.

Рассмотрев материалы по кассационной жалобе осужденного, судебная коллегия по уголовным делам окружного военного суда постановление судьи отменила, а вопрос о восстановлении срока на кассационное обжалование осужденным приговора направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В соответствии с положениями части 2 статьи 357 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации пропущенный срок восстанавливается в случае, если копия обжалуемого судебного решения осужденному была вручена по истечении пяти суток со дня его провозглашения. Поскольку П. копия приговора была вручена в срок свыше пяти суток – судье следовало восстановить ему срок для обжалования приговора.

Кассационное определение СК по

уголовным делам по делу П.

Видео (кликните для воспроизведения).

В то же время, в моей практике, в последние годы, я не припомню, что бы судьей , после оглашения приговора не был бы вручен приговор участникам процесса в тот же день. Трудности возникают в дальнейшем с ознакомлением протокола судебного заседания. Исходя из вышеизложенного, могу предположить, что у прокурора не было оснований заявлять подобное ходатайство, а следовательно, полагаю более реально оспорить решение суда в этой части.

Источник: http://www.9111.ru/questions/698274/

Юридическая консультация.

Телефон: +7 920-985-9888.

9.4. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом апелляционной и кассационной инстанций.

Конституция предоставляет право каждому осужденному за преступление право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (ч. 3 ст. 50 УПК).

Читайте так же:  Судебные издержки входят в цену иска

Судебно-контрольные стадии в уголовном судопроизводстве могут быть условно разделены на две группы: обычные и исключительные. К последним относятся производства по уголовному делу в суде надзорной инстанции, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Их исключительность объясняется в первую очередь тем, что рассмотрение уголовных дел в этих судебных стадиях осуществляется тогда, когда приговор вступил в законную силу и началось его непосредственное исполнение.

К обычным судебно-контрольным стадиям уголовного судопроизводства относятся соответственно апелляционное и кассационное производства. Сущность производства в указанных стадиях заключается в проверке законности, обоснованности и справедливости вынесенного судом первой инстанции приговоров, определений, постановлений, не вступивших в законную силу.

Специфику производства в этих судебных инстанциях составляет непосредственно предмет судебной проверки – не вступивший в законную силу приговор, постановление, определение, которые являются важнейшими актами правосудия и должны отвечать требованиям законности, справедливости и обоснованности.

Требование законности означает, что судебное решение должно быть принято в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Обоснованность соответствует тому, что выводы суда, содержащиеся в судебном решении, должны быть основаны на фактических обстоятельствах уголовного дела, исследованных в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции. Справедливость судебного решения означает, что назначенное судом наказание должно соответствовать тяжести совершенного преступления, а также личности подсудимого.

В апелляционном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями. В кассационном порядке разбираются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций.

Право обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю, потерпевшему и его представителю. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.

Вместе с тем необходимо отметить и новые условия рассмотрения не вступивших в законную силу судебных решений. Так, УПК определяет новые пределы прокурорского надзора в стадии апелляционного и кассационного судопроизводств (ст. 360 УПК). Суд, рассматривающий уголовное дело в апелляционном или кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано, и в отношении тех осужденных, которых касается жалоба или представление. При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд вправе смягчить осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить уголовный закон о более тяжком преступлении.

Руководители прокуратур должны обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Необходимо учитывать, что право апелляционного и кассационного обжалований судебных решений, не вступающих в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю.

В суде кассационной инстанции должны участвовать прокуроры из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя.

В связи с тем что разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, уполномоченные прокуроры должны в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты.

Государственным обвинителям следует активно участвовать в исследовании доказательств не только в суде первой инстанции, но и в суде второй инстанции, который вправе непосредственно исследовать доказательства, в том числе вновь представленные сторонами. При этом необходимо тесно взаимодействовать с должностными лицами, производившими предварительное расследование, использовать в строгом соответствии с требованиями процессуального закона имеющуюся у них информацию.

Поскольку пересмотр в порядке надзора необоснованных оправдательного или обвинительного приговоров, постановления или определения суда по мотивам, влекущим к усилению наказания, не допускается, такое необоснованное судебное решение должно быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке. Пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения представления Генеральный прокурор РФ предлагает расценивать как дисциплинарный проступок.

В случае обжалования судебного решения другой стороной и отсутствия оснований для принесения представления в обязательном порядке прокурор должен выражать свое отношение к существу жалобы посредством соответствующих возражений.

Особое внимание государственным обвинителям необходимо уделять качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений, которые должны строго соответствовать закону и материалам дела, быть конкретными, ясными и мотивированными. По результатам рассмотрения дела прокурор, принимавший участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции, должен составлять соответствующее заключение.

В связи с тем что ст. 125 УПК устанавливает судебный порядок обжалования постановлений дознавателя, следователя, прокурора, а также их действий (бездействия), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, необходимо обеспечить при рассмотрении таких жалоб участие прокурора в судебном заседании.

Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления.

Следует отметить, что апелляционное и кассационное представления приравнены к соответствующим жалобам осужденного, его защитника, потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства, которым предоставлено право обжалования не вступивших в законную силу судебных решений. Это обусловлено тем, что прокурор в уголовном судопроизводстве является стороной и не имеет никаких процессуальных преимуществ перед другими участниками уголовного процесса.

Государственный обвинитель вправе в подтверждение оснований представления либо возражений против жалобы другой стороны направить в суд новые материалы или ходатайствовать о вызове в суд указанных им свидетелей и экспертов. Вместе с тем государственный обвинитель, подавший представление, вправе отозвать его до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции. Государственный обвинитель также вправе до начала судебного заседания изменить представление либо дополнить новыми доводами. При этом в дополнительном представлении прокурора или его заявлении об изменении последнего, поданных по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положения осужденного, если такое требование не содержалось в первоначальной жалобе или представлении.

Производство по уголовному делу в суде апелляционной инстанции осуществляется в порядке, установленном для судебного разбирательства в суде первой инстанции. Вместе с тем стадия апелляционного производства имеет и свою специфику.

Читайте так же:  Заявление мировому судье о восстановлении пропущенного срока

Судебное следствие начинается с краткого изложения председательствующим содержания приговора, а также существа апелляционной жалобы или представления и возражений на них. Если апелляционное представление было подано прокурором, то после доклада председательствующего суд заслушивает его выступление и возражения стороны защиты.

После выступления сторон суд переходит к проверке доказательств. Свидетели, допрошенные в суде первой инстанции, допрашиваются в суде апелляционной инстанции, если их вызов суд признал необходимым. Стороны вправе заявить ходатайство о вызове новых свидетелей, производстве судебной экспертизы, истребовании вещественных доказательств и документов, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении ходатайства на том основании, что оно не было удовлетворено судом первой инстанции.

По завершении судебного следствия судья выясняет у сторон, имеются ли у них ходатайства о дополнении судебного следствия. Суд разрешает эти ходатайства, после чего переходит к прениям сторон. Последние проводятся в порядке, установленном ст. 292 УПК. При этом первым выступает лицо, подавшее жалобу или представление.

По окончании прений сторон судья предоставляет подсудимому последнее слово, после чего удаляется в совещательную комнату для принятия решения. Приговоры и постановления суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в вышестоящий суд в кассационном порядке, установленном гл. 45 УПК.

Кассационное производство. Кассационные жалобы и представления подаются в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 355 УПК. Предметом кассационного рассмотрения являются законность, обоснованность и справедливость приговора или иного судебного решения, не вступившего в законную силу.

При рассмотрении дела в судебном заседании суда кассационной инстанции председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим кассационным жалобе и (или) представлению. Председательствующий выясняет у участников судебного разбирательства, имеются ли у них отводы и ходатайства.

После разрешения отводов и ходатайств один из судей кратко излагает содержание приговора или иного обжалуемого судебного решения, а также кассационных жалобы и (или) представления. Затем суд заслушивает выступления стороны, подавшей жалобу или представление, в обоснование своих доводов и возражения другой стороны. При наличии нескольких жалоб последовательность выступлений определяется судом с учетом мнения сторон.

При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд вправе по ходатайству стороны непосредственно исследовать доказательства в соответствии с требованиями гл. 37 УПК.

В подтверждение или опровержение доводов, приведенных в кассационных жалобе и (или) представлении, стороны вправе представить в суд кассационной инстанции дополнительные материалы. Последние не могут быть получены путем производства следственных действий. Лицо, предоставляющее суду дополнительные материалы, обязано указать, каким путем они получены и в связи с чем возникла необходимость их представления.

Изменение приговора или его отмена с прекращением уголовного дела на основании дополнительных материалов не допускается, за исключением случаев, когда содержащиеся в таких материалах данные или сведения не требуют дополнительной проверки и оценки судом первой инстанции.

Источник: http://ur-consul.ru/Bibli/Prokurorskiyi-nadzor-konspyekt-lyektsiyi.48.html

Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в суде кассационной инстанции

Производство в суде кассационной инстанции направлено на пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений.

Особенности процедуры кассационного обжалования. В соответствии с ч. 3 ст. 376 ГПК право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 ГПК.

В отличие от суда апелляционной инстанции судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу и только при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Кассационное представление прокурора на судебное постановление — это акт прокурорского реагирования на вступившее в законную силу судебное постановление, вносимый в суд кассационной инстанции с целью отмены (полностью или в части) или изменения данного судебного постановления.

Кассационное представление в соответствии с ч. 1 ст. 377 ГПК подается прокурором непосредственно в суд кассационной инстанции:

1) на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, — в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ;

4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, — в Военную коллегию ВС РФ.

Согласно ч. 3 ст. 377 ГПК с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений вправе обращаться:

1) Генпрокурор РФ и его заместители — в любой суд кассационной инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Требования, предъявляемые к кассационному представлению, изложены в ст. 378 ГПК. Такое представление обязательно должно содержать указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; указание на судебные постановления, которые обжалуются; указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях.

Читайте так же:  Защита прав несовершеннолетних в российской федерации

Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.

Представление должно быть подписано прокурором, указанным в ч. 3 ст. 377 ГПК.

Основания возвращения кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу и срок их возвращения заявителям предусмотрены ст. 379.1 ГПК.

Представление прокурора, поступившее в суд кассационной инстанции в соответствии со ст. 380.1 ГПК, изучается:

1) в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда — председателем или заместителем председателя соответствующего суда либо судьей данного суда;

2) в Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ, Военной коллегии ВС РФ — судьей ВС РФ.

Кассационное представление прокурора изучается судьями по материалам, приложенным к нему, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационном представлении или ином ходатайстве.

По результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:

1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;

2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и вынести определение о его отмене и передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Кассационное представление прокурора рассматривается соответствующими судами в сроки и в порядке, предусмотренных ст. 382, 386 ГПК.

В случае если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

1) прокурор субъекта РФ, военного округа (флота) или его заместитель — в президиуме суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда;

2) должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генпрокурора РФ — в Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Военной коллегии ВС РФ.

По результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления с делом президиум суда кассационной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по административным делам ВС РФ, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ и Военная коллегия ВС РФ выносят определения.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке в соответствии со ст. 387 ГПК являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права*(146), которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Разъяснение о содержании понятия «существенные нарушения норм материального или процессуального права» дано в п. 6 постановления Пленума ВС РФ от 12.02.2008 N 2 «О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». Под ними по смыслу данного разъяснения следует понимать лишь такие нарушения, при которых без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.

Полномочия суда кассационной инстанции. Согласно ст. 390 ГПК суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационное представление с делом, вправе: 1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационное представление без удовлетворения; 2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей; 3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу; 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений; 5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права; 6) оставить кассационное представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 ГПК.

При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационного представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационного представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Постановление или определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия (ст. 391 ГПК).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://infopedia.su/8xfefd.html

Участие прокурора в суде кассационной инстанции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here