Судебное разбирательство международное право

Предлагаем рассмотреть тему: "Судебное разбирательство международное право" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Международное арбитражное и международное судебное разбирательство. Международный суд ООН.

Международное судебное разбирательство – это разрешение споров между субъектами международного права, основанное на согласии заинтересованных сторон, постоянным судебным органом, состав и процедура которого не зависят от воли сторон и решения которого, основанные на международном праве, являются обязательными для сторон спора. Из вышеизложенного определения, прежде всего, следует, что реализация судебного разрешения международных споров невозможна без создания постоянного международного судебного учреждения, к компетенции которого были бы отнесены международно-правовые споры.

международный судебный орган призван разрешать международные споры на основе международного права. Приоритет, отдаваемый норме права, сглаживает фактическое неравенство, существующее между государствами, являющимися сторонами в споре. Реальное воплощение получает принцип равенства государств. Следовательно, международная судебная процедура представляет собой альтернативу непосредственному столкновению с другим спорящим государством, что особенно важно для небольшого государства при вступлении в спор с государством, обладающим превосходящей политической мощью.

Международному Суду ООН отводится особая роль в системе обеспечения коллективной безопасности. Так, Устав ООН определяет Суд в качестве главного судебного органа организации с универсальной юрисдикциейНа Международный Суд возлагается выполнение двух основных задач. Первой и наиважнейшей из них является разрешение споров между государствами в соответствии с положениями Статута Суда. В качестве второй задачи следует указать осуществление Судом правового руководства деятельностью органов и специализированных учреждений ООН посредством консультативных заключений.

Международный Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. На сегодняшний день число судей равняется пятнадцати.

Срок полномочий судей – девять лет. Каждые три года проводятся выборы, в ходе которых переизбирается треть состава Суда, т.е. пять судей. Судьи могут быть избраны повторно.

Дела в Международном Суде возбуждаются либо в одностороннем порядке одной из сторон в споре, либо совместно обеими сторонами в зависимости от условий соответствующего соглашения между ними

Арбитраж – это процедура разрешения споров между государствами посредством принятия обязательного решения, основывающегося на нормах права и являющегося результатом добровольно принятого на себя обязательства. Арбитражное разбирательство предполагает наличие добровольного, ясно выраженного согласия сторон спора на передачу спора на рассмотрение арбитража. Государства не несут жестких обязательств по передаче спора в арбитраж.

В большинстве случаев арбитраж создается для рассмотрения конкретного спора. В таком случае он называется арбитражем ad hoc. Список арбитров, перечень рассматриваемых претензий, указание на применимое право и сроки разбирательства определяются спорящими государствами. Указанные вопросы оговариваются в специальном компромиссорном соглашении сторон спора (compromis).

Другая форма арбитража называется постоянным арбитражем. Он создается на основании положений международного договора (например, Постоянная палата третейского суда) и представляет собой список арбитров, составляемый какой-либо международной организацией или должностным лицом. Обычно договор, учреждающий арбитраж, предусматривает и процедуру разбирательства в нем. Положения, регулирующие порядок обращения к арбитражу, правила его формирования и деятельности, как правило, включаются в специальное приложение к договору.

Основное различие между арбитражем и судебным разрешением споров состоит в том, что в арбитражном процессе стороны имеют большее влияние, например, на состав арбитражного органа, в то время как в случае судебного разбирательства имеется уже сформированный состав суда с определенным объектом юрисдикции и процедурой, закрепленной в учредительных документах. Другими словами, использование арбитражной процедуры в меньшей степени ограничивает свободу воли сторон, чем в случае с судебным разбирательством.Решения арбитражных органов, как правило, являются обязательными для сторон, что оговаривается в специальном соглашении сторон.

Дата добавления: 2015-09-11 ; просмотров: 12 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.net/4-119869.html

Международное судебное разбирательство

Международное судебное разбирательство осуществляется постоянными судебными органами, которые играют основную роль в разрешении споров между коммерсантами. Однако доставляют им немало проблем. Почему так происходит?

Международное судебное разбирательство и его специфика

Читайте также:
  1. IX Международный асинхронный турнир «Золотая осень» завершен!
  2. XI Международный фестиваль — конкурс
  3. Алмазы, «международный терроризм» и новые способы управления глобальными рынками
  4. В июне, июле – Международный кинофестиваль
  5. Внутригосуд и международное право.
  6. Глава 37. Судебное следствие
  7. ГЛАВА 6 Международный рынок
  8. Досудебное обжалование по делам об административных правонарушениях
  9. Игорь Руденский выиграл судебное дело у Алексея Навального — одним боком дело касалось Брянской земли. А именно её обширного участка на пересечении улиц Фокина и Луначарского.

Разрешение споров посредством обращения в государственные суды или трибуналы, как правило, является самым медленным, дорогостоящим и конфронтационным способом из всех имеющихся сценариев разрешения споров. Опытные коммерсанты и их адвокаты часто пытаются избежать судебных исков путем проведения переговоров о включении арбитражной оговорки или оговорки об альтернативной процедуре разрешения споров в свои договоры.

С учётом недостатков судебного разбирательства, может показаться удивительным, что некоторые коммерсанты и юристы прибегают к разбирательству в судах в качестве основного средства разрешения коммерческих споров, даже незначительных. Как представляется, некоторые компании и некоторые страны более склонны к судебным разбирательствам, нежели другие. Частично это может объясняться наличием или отсутствием соответствующих навыков и знаний (например, незнание процедур, неосведомленностью о таких процедурах, как международный коммерческий арбитраж, альтернативная процедура разрешения споров или преимуществах оговорок о корректировке или проведении повторных переговоров).

Тем не менее, преимущества судебного разбирательства в качестве основного метода разрешения споров могут оказаться крайне выгодными для стороны, имеющей особенно сильную переговорную позицию: такая сторона будет настаивать на разрешении споров в судах своей страны. Практические или экономические соображения, а также угроза оказаться втянутой в дорогостоящие судебные процедуры может отпугнуть более слабую сторону от предъявления иска в суд.

Международное судебное разбирательство, как правило, считается раздражающе медленным, недружественным и дорогостоящим. Оно является технически сложным и часто требует помощи специальных профессиональных адвокатов. Кроме того, существует риск предвзятости суда в случае, если судебное решение подлежит приведению в исполнение в государстве той стороны, которая имеет то же гражданство, что и государственный суд, в котором испрашивается приведение в исполнение решения.

Решение суда является окончательным после исчерпания всех средств обжалования и подлежит исполнению в стране, в которой велось разбирательство. Тем не менее, в плане исполнимости решений в международном контексте зачастую более эффективен арбитраж, а не государственный суд, так как арбитражные решения подкрепляются ратифицированной многими странами Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и другими региональными конвенциями о признании и приведении в исполнение арбитражных решений.

Читайте так же:  После суда гражданского куда подать жалобу

В некоторых случаях всем известная медлительность судебных разбирательств может пойти на пользу одной из сторон. Сторона, совершившая нарушение и ожидающая, что в конечном итоге она проиграет дело, может всяческими средствами тормозить рассмотрение дела в национальных судах и в максимально возможной степени откладывать вынесение решения.

Как начать международное судебное разбирательство. Пошаговая инструкция

Иски должны предъявляться в надлежащих государственных или арбитражных судах, т.е. в суде или арбитражном органе, компетентном рассматривать конкретный спор. Первое, что должна сделать пострадавшая сторона в международном споре, — это выбрать суд или арбитражный орган («форум»), который обладает юрисдикцией рассматривать конкретное дело.

Согласно принципу римского права actor forum rei sequitur (истец обращается в суд по месту нахождения ответчика), раньше истец должен был предъявлять иски в местные суды государства ответчика. По мере развития современной международной торговли, пострадавшие коммерсанты стали выражать желание предъявлять требования к иностранному ответчику в любой юрисдикции, в которой у такого ответчика имелись активы. С развитием международных центров торговли в XIX и начале XX в. их суды в таких центрах разработали правовые теории применительно к иностранным ответчикам для осуществления юрисдикции в их отношении.

Сегодня большинство судов, в которые стороны обращаются с требованием о рассмотрении спора, связанного с международной торговлей, сначала изучают договор на предмет содержания в нём оговорки о выборе места подсудности и только после этого определяют, с учётом обстоятельств дела и национального права, имеют ли они юрисдикцию рассматривать такой спор.

Шаг 2. Выбор места подсудности.

Если в договоре ничего не говорится о стране места нахождения надлежащего суда, стороны, участвующие в споре, могут захотеть воспользоваться юрисдикцией национальных судов, в которых, как они считают, у них есть максимальная возможность добиться успеха, или судов, наиболее удобных для них. Такая практика, известная как поиск наиболее «удобного места суда» («forum-shopping»), может привести к неоднозначным последствиям. Сторона может попытаться предъявить иск в стране, имеющей лишь косвенное отношение к договору, или, подав иск в одной стране, предъявить встречный иск в другой стране.

Во избежание такой неопределённости, стороны в международном договоре часто включают в него оговорку о месте подсудности. Как правило, такую оговорку предлагает сторона с более сильной переговорной позицией, указывая на то, что иски должны предъявляться в её национальных судах или в судах, в которых, по её мнению, она имеет больше шансов на успех.

Оговоркам о месте подсудности следует подчиняться критерию разумности: выбранное место суда должно иметь какую-то логическую связь с предметом договора. Например, в рамках иска, возникшего из дистрибьюторского договора между крупным немецким производителем и мелким пуэрториканским дистрибьютором, был сделан вывод о том, что оговорка о месте подсудности, предусматривавшая Мексику в качестве соответствующего места суда, не являлась разумной. Суд постановил, что подразумеваемый эффект данного положения состоял в том, чтобы затруднить для пуэрториканского дистрибьютора подачу каких-либо исков.

Однако даже в тех случаях, когда выбор сторон, сделанный в оговорках о месте подсудности, является разумным, далеко не факт, что он будет учитываться во всех странах или во всех ситуациях. Например, в бразильских судах явственно видна тенденция игнорировать оговорки о месте подсудности, которые налагают на бразильского контрагента обязательство обращаться в иностранный суд.

Стороны могут выбирать право, регулирующее их договор, по своему усмотрению, если только оно не противоречит публичному порядку государства, в котором предъявляется иск.

Если в договоре применимое право не указано либо если выбор права является неразумным или противоречит публичному порядку, то суду, рассматривающему дело, возможно, придётся самому выбрать применимое право. Поступая так, суды обращаются к своду правовых норм, известному как «коллизионное право». Однако базовые элементы анализа коллизионно-правовых норм основываются на здравом смысле: суд преимущественно обращает внимание на место, где проводились переговоры по договору и/или где он подписывался, место, где он должен исполняться и/или на местонахождение сторон по договору.

Некоторые страны оставляют на усмотрение судов решение вопроса о наиболее уместном праве (как правило, это право, имеющее «наиболее тесную связь» с договором). Различные международные договоры предусматривают определённую степень гармонизации принципов коллизионного права. Среди наиболее важных из них – Конвенция ЕС о праве, применимом к договорным обязательствам (Рим, 1980 г.), которая применяется большинством судов Европейского союза.

Шаг 4. Приведение в исполнении судебных решений.

Недостаточно только выиграть дело, необходимо, чтобы судебное решение было исполнено. Если сторона, предъявившая иск, добивается вынесения решения, предписывающего другой стороне возместить денежный ущерб, победившая сторона должна также подать в суд ходатайство о вынесении приказа, предписывающего проигравшей стороне уплатить денежные средства. В конечном итоге вероятность приведения судебного решения в исполнение является тем вопросом, который должен быть тщательно проанализирован ещё до начала судебного разбирательства. Может оказаться бесполезным решение суда о выплате денежных средств против стороны, которая, скорее всего, объявит себя банкротом или исчезнет. Поэтому сторона, желающая инициировать судебное разбирательство, должна убедиться в том, что противная сторона имеет достаточно активов для удовлетворения судебного решения о выплате. Может оказаться необходимым подать ходатайство о судебном запрете – судебном приказе – о заморозке таких активов до тех пор, пока не будет вынесено решение по делу.

Часто сложности возникают при вынесении судом решения против иностранной стороны, которая не имеет активов в стране вынесения решения. В таком случае победившей стороне следует обращаться в суды стран, в которых у проигравшей стороны есть активы для удовлетворения решения. Такие активы часто можно найти в юрисдикции, где проигравшая сторона имеет постоянное место нахождения и где, соответственно, должна быть получена т.н. экзекватура (или судебное решение должно быть «приведено в исполнение»). «Экзекватура» – это судебная процедура, включающая в себя проведение слушания судом, в который сторона обращается с ходатайством о признании иностранного судебного решения.

Приведёт ли экзекватура к исполнению иностранного судебного решения? Ситуация коренным образом меняется от страны к стране. В Европейском союзе Брюссельская и Луганская конвенции, а также европейское регулирование превратили приведение в исполнение решений иностранных судов из других стран Европейского союза в довольно обычную процедуру. В других странах суды часто задаются вопросом о том, действует ли между судами двух стран принцип взаимности. По сути, это означает, что «мы будем приводить в исполнение ваши решения, если мы увидим, что вы приводите в исполнение наши решения».

Читайте так же:  Моральный вред статья 151

Источник: http://www.iccwbo.ru/blog/2016/mezhdunarodnoe-sudebnoe-razbiratelstvo/

Международное судебное разбирательство в системе мирных средств разрешения международных споров

Рассмотрение вопроса о понятии международного судебного разбирательства можно было бы начать с определения того, что же понимается в общей теории права под судебным разбирательством и судебным органом. Однако здесь приходится столкнуться с тем, что общего абстрактного определения судебного разбирательства или судебной функции не существует.

Судебная функция рассматривается теоретиками права как одно из проявлений государственной власти, в качестве одной из ветвей государственной власти, осуществляющей правосудие; она исследуется как элемент правового государства и т.д. Суд же в самом общем виде рассматривается как «специальный орган государства, в компетенцию которого входит осуществление правосудия в интересах господствующего класса. свои функции суд выполняет в форме разрешения уголовных дел, гражданских, трудовых и иных споров, административных и других правонарушений в установленном законом порядке»190.

Суд и судопроизводство здесь справедливо рассматриваются исторически обусловленными явлениями, которые проходят в своем развитии ряд форм процесса, начиная от слитности функции управления и суда, .наконец, до принципов независимости и беспристрастности и состязательности процесса. В исторической перспективе вырабатываются современные нам требования к судебному процессу и справедливому судебному разбирательству. Также исторически отграничиваются основные направления реализации судебной функции в национальных правовых системах: гражданский, уголовный, конституционный и административный процессы.

Тем не менее теория права, основываясь на рассмотрении права как сугубо национального явления, не дает твердых критериев, которые могли бы быть применены для определения таких явлений, как международные судебные органы и международное судебное разбирательство. Постараемся поэтому рассмотреть основные мнения, которые выказываются по данному вопросу в специальной международно-правовой литературе.

Международное судебное разбирательство (далее, если не указано иное -«судебное разбирательство») в отечественной и зарубежной доктрине обыкновенно рассматривается в контексте принципа мирного разрешения международных споров, а именно в качестве одного из средств и способов разрешения таковых.

Характеризуя нормативное содержание этого принципа, сошлемся на мнение, высказанное авторами «Курса международного права», которые указывают, что оно «состоит в обязанности всех субъектов международного права разрешать все свои разногласия исключительно мирными средствами, не прибегая к силе или угрозе ее применения»191. Будучи органически связанным с другим принципом международного права — запрета применения силы или угрозы силой, он им не исчерпывается и предполагает помимо прочего, обязанность государств не оставлять международные споры неразрешенными , предпринимать усилия по их урегулированию с учетом предоставляемой им свободы выбора конкретных средств и методов урегулирования таковых . Процесс и результат разрешения международных споров должны в соответствии с положениями Устава ООН (п. 1 ст. 1) соответствовать международному праву и справедливости194.

Разрешая возникающие между ними противоречия, субъекты международного права должны прибегать к определенным средствам и методам их урегулирования. Давая для начала самое общее определение таким средствам, можно сослаться, в частности, на мнение A.M. Ладыженского и И.П. Блищенко, которые считали: «Мирные средства разрешения споров — это международно-правовые способы и средства урегулирования разногласий между субъектами международного права в соответствии с основными принципами современного международного права, в целях поддержания и упрочения мира, развития мирных отношений»195. Данное определение не является единственным, тем не менее, не вдаваясь в подробности, можно избрать его в качестве отправной точки и считать, что оно отражает сущностные черты таких мирных средств.

Судебное разбирательство выступает в качестве одного из самостоятельных способов разрешения международных споров, предусмотренных ст. 33 Устава ООН, наряду с переговорами, обследованиями, посредничеством, примирением, обращением к региональным органам или соглашениям, консультациями, следственными и согласительными комиссиями и арбитражем196.

Как указывается отечественными исследователями, «формулировка названия каждого из средств достаточно условна и является, по сути, неким теоретическим обобщением»197. Здесь, по нашему мнению, следует добавить только то, что и рассматриваемое в доктрине содержание каждого из этих средств есть в большинстве случаев не нормативное предписание, а обобщение эмпирического материала, предоставляемого международной жизнью.

Само понятие «мирных средств» и каждого такого средства в отдельности имеет в большей степени теоретическое значение, которое требуется для систематизации и обобщения имеющегося нормативного материала и его анализа. Тем не менее не следует упускать из виду то, что на основе такого анализа в случае возникновения конкретной конфликтной ситуации будут приниматься те или иные практические решения.

Заметим также, что обозначение какого-либо явления международной жизни в качестве «мирного средства разрешения международных споров» отражает подчас лишь одну из черт этого отдельно взятого явления, которое в действительности может быть более емким и сложным. В качестве примера, поясняющего это утверждение, приведем институт дипломатических переговоров.

Очевидно, как это повсеместно утверждается , непосредственные переговоры были и остаются первым, наиболее явным и очевидным путем разрешения конфликтных ситуаций любого свойства199. Однако функции и содержание непосредственных переговоров как явления международной жизни на этом не исчерпываются, и совершенно понятно, что они значительно шире улаживания возникающих разногласий. Фактически любое международное общение в большей или меньшей степени предполагает проведение дипломатических переговоров, а уж заключение международных договоров, за исключением некоторых форм (обмен нотами), и вовсе бы не могло состояться без них.

Учитывая вышесказанное, постараемся определить основные подходы к определению международного судебного разбирательства как явления современного международного права и выявить возможные проблемы при его формулировании.

Наряду с определением уже названных конкретных средств разрешения международных споров, нельзя не заметить, что как отечественная, так и западная доктрины в отдельную группу выделяют судебное и арбитражное разбирательства. Эти два средства, независимо от конкретного наименования, которое присваивается этой группе конкретным автором, противопоставляются всем остальным средствам.

Подобная классификация проводилась еще Л.А. Камаровским в его произведении «О международном суде» . Первая книга данного труда была посвящена как раз принудительным (реторсия, репрессалия, блокада, эмбарго) и мирным (дипломатическим) способам разрешения споров. К последним он относил добрые услуги, посредничество, международные конгрессы и конференции. Остальные части книги были посвящены, по терминологии самого Л.А. Камаровского, «юридическим» способам: международному арбитражу и планируемому им международному суду.

Источник: http://studexpo.ru/522143/mezhdunarodnoe_pravo/mezhdunarodnoe_sudebnoe_razbiratelstvo_sisteme_mirnyh_sredstv_razresheniya_mezhdunarodnyh_sporov

Международное судебное разбирательство

Основание первых международных судебных учреждений, особенности функционирования международного суда ООН – состав, процедура, компетенция. Характеристика международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио. Анализ международных судов по правам человека.

Подобные документы

Изучение структуры и назначения Генеральной Ассамблеи ООН, система её управления и анализ международных полномочий. Оценка деятельности Совета Безопасности ООН по подержанию международного мира и безопасности. Состав Европейского суда по правам человека.

доклад, добавлен 07.03.2013

Структура, принципы и особенности механизма международных экономических отношений. Причины развития международных экономических связей. Международное разделение труда. Формы международного экономического сотрудничества. Международное движение капитала.

реферат, добавлен 18.11.2014

Читайте так же:  Жалоба на действия бездействие сотрудников полиции

Формирование uti possidetis как принципа международного права, регулирующего вопросы территориального суверенитета. Практика государств и международных судебных органов, Международного суда ООН и различных специализированных международных организаций.

статья, добавлен 28.03.2019

Актуальность исследования правового регулирования деятельности международных судебных учреждений. Расширение участия физических лиц в деятельности международных судебных учреждений. Механизмы защиты прав человека и борьба с международными преступлениями.

автореферат, добавлен 27.02.2018

История международного частного права, предпосылки его появления. Основные положения международных документов по правам человека. Задачи Организации Объеденных Наций по регулированию вопросов в международном праве. Мероприятия по поддержке прав человека.

презентация, добавлен 15.11.2016

Анализ концепции прав человека в теории международных отношений и исторической ретроспективе. Причины, приведшие к реформированию правозащитного сектора Организации Объединенных Наций. Роль Совета ООН по правам человека в международных отношениях.

автореферат, добавлен 02.08.2018

Анализ мирного разрешения споров как важнейшего принципа международного права. Разрешение данных конфликтов в ООН, Лиге Арабских Государств и Организации Африканского Единства. Урегулирование разногласий через международное судебное разбирательство.

дипломная работа, добавлен 10.11.2010

Исследование практики международных судов по разрешению международно-правовых споров. Рассмотрение вопросов неисполнения судебных решений международных судов и способы избегания международными судами данной проблемы. Вынесение консультативных заключений.

статья, добавлен 28.03.2019

Определение и характеристика роли международных финансовых организаций в системе международных финансовых отношений. Ознакомление с особенностями участия России в деятельности Международного валютного фонда и других финансовых и кредитных учреждений.

курсовая работа, добавлен 17.05.2017

Становление и утверждение принципа мирного разрешения споров как средства поддержания добрососедских отношений между государствами, недопущения конфликтов или кризисов. Международная следственная процедура, арбитражное и судебное разбирательство.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://allbest.ru/o-2c0b65625a3ac68b4c43a88521316d27.html

1.2 Международное судебное разбирательство. Международный Суд ООН

Делись добром 😉

Похожие главы из других работ:

1. Судебное разбирательство как стадия гражданского процесса

2.3. Судебное разбирательство

Подготовка дела к судебному разбирательству Как было рассмотрено выше, судебному разбирательству предшествует подготовительный этап.

4. Судебное разбирательство как основная стадия гражданского процесса

Разрешение гражданского дела по существу осуществляется судом первой инстанции в результате его разбирательства в судебном заседании. Судебное разбирательство является основной.

Б) Судебное разбирательство

Судебное разбирательство состоит из судебного следствия, судебных прений, а также из вынесения и оглашения приговора. В соответствии со структурой УПК.

5. Судебное разбирательство

Судебное решение воспринималось как акт справедливости, который совершался и при помощи законов, а иногда и с участием богов, например бога Реки в случае испытания водой. Проверяемых бросали связанными в реку, и невиновным считался тот.

4. Судебное разбирательство уголовных дел частного обвинения

Разбирательство уголовного дела частного обвинения в судебном заседании проводится судом по общим правилам судебного разбирательства, за изъятиями, установленными ст. 428 УПК.

5. Заочное судебное разбирательство

В соответствии с подп. «d» п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.) каждый имеет право при рассмотрении любого предъявленного ему обвинения быть судимым в его присутствии.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/45420

Порядок рассмотрения споров в Международном суде ООН

В данной статьей излагается порядок рассмотрения споров в международном суде ООН. Для начала нужно отметить, что международный суд представляет из себя главный судебный орган ООН. Он действует на основе Устава ООН и Статута Международного суда ООН, которые являются неотъемлемой частью Устава. Государства — не члены ООН также могут участвовать в Статуте Международного суда на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Стороной по делу, разбираемому Судом, может быть только государство. Физические и юридические лица обращаться в Суд не могут. К ведению Суда относятся все дела, передаваемые ему сторонами, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими конвенциями.

По общему правилу Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Однако государства могут делать заявления о признании обязательной юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся: толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характера и размера возмещения за нарушение международного обязательства. В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон.

Дела возбуждаются в Суде путем объявления соглашения сторон или письменным заявлением одной из сторон.

Судопроизводство в Суде состоит из двух этапов: письменного и устного. Письменное производство заключается в сообщении Суду и сторонам меморандумов, ответов на них, представлении иных документов и длится, как правило, несколько месяцев. Во время устного этапа Судом заслушиваются свидетели, эксперты, представители сторон, адвокаты и другие участники процесса. Необходимо подчеркнуть тот факт, что Суд имеет право принимать меры к собиранию доказательств. Например, Суд может поручить производство расследования или экспертизы любому лицу или органу по своему выбору.

Разбирательство дела в Суде производится публично, если стороны не просят о проведении закрытых заседаний.

После окончания выступлений сторон Суд удаляется на совещание, которое происходит в закрытом заседании. Все вопросы Судом разрешаются большинством голосов присутствующих; в случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.

По итогам судебного разбирательства выносится решение. В решении указываются имена судей, причины, по которым оно было принято. Решение подписывается Председателем и секретарем Суда и объявляется в открытом заседании. При этом судьи имеют право на особое мнение.

Суд вправе давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы в соответствии с Уставом ООН. Суд выносит консультативные заключения в открытом заседании.

Суд решает споры на основании международного права и применяет: международные конвенции, устанавливающие правила, признанные спорящими государствами; международные обычаи; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, с оговоркой судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных стран в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Источник: http://humanlaw.ru/easyblog/zapis/un-court-justice.html

Международное судебное разбирательство

Основание первых международных судебных учреждений, особенности функционирования международного суда ООН – состав, процедура, компетенция. Характеристика международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио. Анализ международных судов по правам человека.

Подобные документы

Характеристика уровней современной системы международных отношений (глобальный (надгосударственный), межгосударственный и региональный) Особенности региона как субъекта международных отношений и межрегиональных отношений. Регионализация и глобализация.

реферат, добавлен 13.10.2015

История создания международных организаций. Понятие, классификация международных организаций, порядок их создания. Правовая природа, компетенция, функции международной организации. Членство в международных организациях. Специализированные учреждения ООН.

реферат, добавлен 07.01.2009

Механизмы реализации международных экономических отношений и динамика формирования интернациональной стоимости товара. Основные валютные условия международных финансовых контрактов и характеристика функционирования мирового рынка ссудных капиталов.

контрольная работа, добавлен 14.01.2015

Читайте так же:  Отсутствуют доказательства невозможности исполнения решения суда

Законы функционирования и трансформации международных систем. Сущность и роль государства как участника международных отношений. Проблема правового регулирования международных отношений. Основные подходы к исследованию международных конфликтов в мире.

учебное пособие, добавлен 29.10.2014

Роль геополитики в науке о международных отношениях. Основные подходы к исследованию международных конфликтов. Исторические типы международного порядка. Особенности внутри- и внешнеполитического положения РФ. Проблемы принятия внешнеполитических решений.

учебное пособие, добавлен 05.07.2013

Международные отношения между государствами, их место в политической жизни человечества. Классификация международных отношений по характеру. Варианты моделирования систем международных отношений. Основные участники (акторы) международных отношений.

статья, добавлен 25.03.2018

Положение о категориях членов и главные критерии вступления и выхода из международных организаций. Основные права и обязанности членов организации. Компетенция органа международной организации и его формирование. Международные морские организации.

реферат, добавлен 26.05.2012

Порядок вступления в силу международных договоров. Правовой статус дипломатических и консульских представительств. Действия полиции по пресечению правонарушений, совершаемых иностранцами. Процедура подачи жалоб в Европейский суд по правам человека.

контрольная работа, добавлен 06.02.2014

Основополагающие принципы современного международного права – принцип мирного разрешения международных споров. Непосредственные переговоры, консультация, международная примирительная процедура, добрые услуги, посредничество, арбитраж и их особенности.

реферат, добавлен 16.05.2016

Виды и формы международных корпораций. Роль международных корпораций в мировом экономике. Особенности функционирования международных корпораций. Функционирование крупнейших ТНК мира, развивающихся стран, а также стран Центральной и Восточной Европы.

Источник: http://allbest.ru/o-2c0b65625a3ac68b4c43a88521316d27-1.html

Международные суды

Международное судебное разбирательство является относительно новым средством мирного разрешения споров, хотя его теоретические основы были разработаны еще в XIX веке, и существенный вклад в это внес русский юрист Л.А. Камаровский. Народный суд был создан в 1921 году в рамках Лиги Наций. Им явилась Постоянная палата международного правосудия, прекратившая свое существование 18 апреля 1946 г. Во второй половине XX века практика создания международных судов значительно расширилась.

Международный Суд – создаваемый на основе международного договора постоянный орган, призванный решать международные споры путем судебной процедуры.

Созданы суды на универсальном уровне (Международный Суд ООН, Международный трибунал по морскому праву) и на региональном уровне (Европейский Суд по правам человека, Европейский Суд, Экономический Суд СНГ и др.).

Международное судебное разбирательство имеет много общих черт с международным арбитражем. Главное, что их сближает, это обязательность решений. При этом с точки зрения международного права решения международного суда и решения третейского суда имеют одинаковую силу. Различие между ними носит главным образом организационный характер: состав арбитража зависит от воли спорящих сторон, а состав международного суда определен заранее; третейский суд формируется при обращении к нему заинтересованных сторон, а международный суд заседает постоянно, и судьи обязаны быть в его распоряжении во всякое время. Международные суды, кроме Международного Суда ООН, могут рассматривать, как и арбитражи, споры с участием международных организаций и отдельных граждан.

Международный Суд ООН (местопребывание – Гаага) стал преемником Постоянной палаты международного правосудия. Это один из главных органов ООН, в задачу которого входит осуществление международного правосудия. Его состав и компетенция определены Уставом ООН и Статутом Международного Суда.

Согласно п. 1 ст. 34 Статута сторонами по делам, разбираемым Судом, могут быть только государства. Ведению Суда подлежат все дела, переданные ему сторонами, все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями (ст. 36, п. 1). При этом юрисдикция Суда носит факультативный характер. Это значит, что спор может стать объектом рассмотрения в Суде только с согласия всех спорящих сторон. Такое согласие дается в специальном соглашении спорящих сторон о передаче дела на рассмотрение Суда.

Государства – участники Статута могут в любое время, сделав заявление, признать юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, категории которых перечислены в ст. 36, п. 2: толкование договора; любой вопрос международного права; наличие факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характер и размеры возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. В настоящее время обязательную юрисдикцию признают около 60 государств, причем из постоянных членов Совета Безопасности – только Великобритания.

Ряд универсальных международных договоров содержит положение о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении споров, затрагивающих толкование и применение этих договоров. Таких договоров около 300. В некоторых из них Российская Федерация участвует без оговорок к указанному положению, например, в Уставе МАГАТЭ 1956 года, в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года и др.

Порядок судопроизводства изложен в Регламенте Суда, принятом в 1946 году и пересмотренном в 1978 году.

Как указано в ст. 38, Суд разрешает споры на основании международного права, применяя международные конвенции, определенно признанные спорящими государствами; международный обычай; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Суд также может учесть судебные решения и доктрины в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Но Суд может, если стороны с этим согласны, решать дела, исходя из справедливости (ex aequo et bono).

В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона вправе обратиться в Совет Безопасности ООН, который может сделать рекомендации или решить, какие принять меры для приведения решения в исполнение (ст. 94, п. 2 Устава ООН).

За период своей деятельности с 1946 года до января 2000 года Международный Суд рассмотрел около 70 спорных дел, касающихся толкования и применения международных договоров, суверенитета над определенными территориями, делимитации морских пространств и континентального шельфа и др. Существенное значение для повышения авторитета Суда имело его решение от 27 июня 1986 г. по иску Никарагуа против США, в котором Суд признал незаконны­ми военные и полувоенные действия США и обязал США возместить Никарагуа причиненный ущерб.

Международный Суд правомочен также давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросам Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать консультативные заключения по юридическим вопросам с разрешения Генеральной Ассамблеи. Такое разрешение дано более 20 органам и организациям на постоянной основе. При этом их запросы не должны выходить за пределы их компетенции. Так, Международный Суд отказался дать консультативное заключение по запросу ВОЗ в 1996 году относительно законности применения ядерного оружия государством в вооруженном конфликте, мотивируя свое решение тем, что этот вопрос не относится к компетенции ВОЗ.

Консультативное заключение означает выражение мнения международных судей по тому или иному юридическому вопросу и в принципе носит рекомендательный характер. Однако никакие положения Устава ООН и Статута Суда не запрещают органам и организациям, обратившимся с запросом, признать для себя обязательным консультативное заключение Международного Суда. Так поступали, например, ФАО, ЮНЕСКО, Административный трибунал МОТ и др.

Читайте так же:  Как получить право подписи

Международный Суд с 1946 года по 2000 год вынес 23 консультативных заключения, большая часть которых – по запросам Гене­ральной Ассамблеи. Некоторые из них давали авторитетное толкование положений Устава ООН и норм международного права.

Международный трибунал по морскому праву, созданный 1996 году в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, является судебным органом, призванным разрешать споры в специальной сфере сотрудничества – в морском праве. Согласно ст. 2 Статута (Приложение VI к Конвенции ООН по морскому праву) Международный трибунал состоит из 21 судьи, избранных из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского права.

В соответствии со Статутом Трибунал призван разрешать споры между государствами – участниками Конвенции 1982 года, касающиеся толкования или применения этой Конвенции. Кроме того, он вправе рассматривать споры, возникающие по поводу толкования или применения любых других международных соглашений в области морского права, если такие соглашения предусматривают компетенцию Трибунала.

Существенной особенностью Трибунала является то, что он уполномочен рассматривать споры не только между государствами, но и между государствами и Органом по морскому дну (т.е. международной организацией), а также между физическими и юридическими лицами. Правда, это предусмотрено только для споров, связанных с режимом и использованием глубоководного морского дна.

Как и в Международном Суде ООН, споры передаются на рассмотрение Трибунала либо на основании специального соглашения между сторонами в споре, либо на основании письменного заявления одной из сторон при условии, что обе стороны связаны с признанием обязательной юрисдикции Трибунала.

При рассмотрении дел Трибунал применяет Конвенцию 1982 года и другие нормы международного права, не являющиеся несовместимыми с Конвенцией, а также может разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны (ст. 293 Конвенции).

Решение Трибунала является окончательным и выполняется всеми сторонами в споре, причем оно имеет обязательную силу только для сторон в споре и только по данному делу (ст. 33 Статута).

Трибунал находится в г. Гамбурге (ФРГ).

Европейский Суд по правам человека (г. Страсбург, Франция) учрежден в 1959 году на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. В соответствии с Протоколом № 11 к этой Конвенции, принятым в мае 1994 года и вступившим в силу в ноябре 1998 года, Европейский Суд был реорганизован и на него перешли функции Европейской комиссии по правам человека.

Предусмотрено, что Суд работает на постоянной основе (это изменение принципа функционирования Суда введено Протоколом № 11).

Юрисдикция Суда носит обязательный характер и распространяется на все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции 1950 года и Протоколов к ней. Любое государство – участник Конвенции 1950 года может передать в Суд вопрос о предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другим государством-участником (ст. 33 Конвенции). Суд может также получать жалобы от любого физического лица, неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Конвенции одним из государств-участников (ст. 34). Суд также может выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования Конвенции и Протоколов к ней, по просьбе Комитета министров Совета Европы.

Особенностью Европейского Суда по правам человека является то, что он не только разбирает споры между государствами, но и рассматривает индивидуальные жалобы на государства со стороны физических лиц и неправительственных организаций. Межгосударственные споры в Суд передаются на основе одностороннего обращения.

Впервые в практике международных судебных органов предусмотрена возможность пересмотра ранее принятого Судом решения. Установлен трехмесячный срок, в течение которого после вынесения решения Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его выполнением.

За время своей деятельности с 1959 по 1998 год Суд рассмотрел около тысячи дел, по большинству из которых вынес решения. При этом более чем в 60% случаев Суд признал виновность государств-ответчиков в нарушении международных обязательств, налагаемых на них Конвенцией 1950 года. Европейский Суд показал возможность использования судебной системы не только для мирного разрешение споров, но и для контроля за соблюдением прав человека.

Экономический Суд Содружества Независимых Государств представляет собой специализированный суд, предназначенный для разрешения споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Он был создан на основе Соглашения о мерах по обес­печению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран – участниц СНГ от 15 мая 1992 г., участниками которого являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан. 6 июля 1992 г. были приняты Соглашение о статусе Экономического Суда и Положение об Экономическом Суде. В Уставе СНГ (ст. 32) Суд был закреплен как постоянно действующий орган. Свою деятельность он начал в 1994 году.

К ведению Суда отнесено разрешение только межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении обязательств, предусмотренных соглашениями и решениями органов Содружества, а также споров о соответствии нормативных и иных актов государств – участников СНГ соглашениям и иным актам Содружества (п. 3 Положения). Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Кроме того, Суд может толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.

В состав Суда входят по два судьи от каждого государства–участника Соглашения 1992 года, назначаемых или избираемых на десять лет. Высшим коллегиальным органом является Пленум Суда, состоящий из судей и председателей высших хозяйственных (арбитражах) судов государств-участников. Пленум рассматривает жалобы на решения Суда и выносит окончательный вердикт.

Споры подлежат рассмотрению с согласия заинтересованных государств и по заявлению органов Содружества. По результатам рассмотрения спора Суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения (либо его отсутствия) государством международного соглашения или решений органов Содружества и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий (п. 4 Положения). Следовательно, решения Суда носят рекомендательный характер, что отличает его от других международных судебных органов.

За время своего существования Судрассмотрел около 30 дел, большую часть которых составляют запросы о толковании. Получило известность толкование терминов «государство – участник СНГ» и «государство – член СНГ». Суд, исходя из участия государств в учредительных документах, термин «участники» отнес ко всем 12 государствам Содружества, а термин «член» – к государствам – участникам Устава СНГ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://3ys.ru/mezhdunarodnoe-pravo-obshchaya-chast/mezhdunarodnye-sudy.html

Судебное разбирательство международное право
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here