Судебно психологическая экспертиза несовершеннолетних

Предлагаем рассмотреть тему: "Судебно психологическая экспертиза несовершеннолетних" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних

Одной из самых сложных и ответственных экспертиз, которая проводится при расследовании уголовных дел или разрешении гражданских споров, считается судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних. Она требует не только глубоких знаний специалиста, но и особого такта и внимания, так как речь идет о детях, поэтому к работе нередко привлекаются специалисты независимой лицензированной компании. Их преимуществами являются:

  • наличие высшего не только психологического образования по специальности «детский психолог», но и педагогического позволяет вести исследования на высоком профессиональном уровне;
  • дополнительная подготовка по психиатрии и юриспруденции делает работу специалиста глубокой и осмысленной;
  • умение установить контакт с исследуемым.

Что изучает эксперт

Экспертные исследования данного направления проводятся по решению суда, органов следствия или прокуратуры или по ходатайству одной из сторон судебного разбирательства.

К компетенции судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних относится:

Важным требованием при назначении этого вида экспертных исследования является необходимость правильного формулирования целей, задач и вопросов, ответы на которые необходимо получить в ходе работы эксперта вопросы, которые ставятся перед экспертом.

Источник: http://centrexp.ru/sudebno-psihologicheskaya-ekspertiza-nesovershennoletnih/

ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ), несмотря на относительную “молодость”, по праву заняла достойное место среди традиционных направлений экспертных исследований. В последние годы правоохранительные органы проявляют повышенный интерес к СПЭ. Это связано, с одной стороны, с ростом преступности, изменением ее структуры, изощренностью правонарушений, а с другой, — с развитием юридической психологии, СПЭ как ее практической отрасли, появлением новых психологических методов, позволяющих успешно решать проблемы, связанные с раскрытием преступлений.

Данная экспертиза назначается в случаях, когда для выяснения важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические знания. Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование явлений психики людей, чья вменяемость, как правило, не вызывает сомнения или уже установлена в процессе судебно-психиатрической экспертизы, а потому приводится преимущественно в отношении психически здоровых людей. Поэтому судебно-психологическая экспертиза не должна предшествовать судебно-психиатрической или проводиться параллельно с ней.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Специальных учреждений собственно судебно-психологической экспертизы в нашей стране пока немного. Это сектор СПЭ Центральной Северо-Кавказской лаборатории судебной экспертизы МЮ РФ (г. Ростов-на-Дону), Лаборатория судебно-психологических исследований (г.Калуга) и Лаборатория судебно-психологических исследований Специального факультета Санкт-Петербургского университета (г. Санкт-Петербург). До сих пор сложившаяся традиция позволяла привлекать к производству подобных экспертиз специалистов в области психологии, работающих в соответствующих научных учреждениях и учебных заведениях, а кроме того преподавателей факультетов психологии университетов и кафедр психологии педагогических институтов (педуниверситетов). Вместе с тем тенденции развития судебной психологии все настоятельней требуют долгосрочной специализации экспертов-психологов, что позволит избежать все еще случающихся фактов привлечения специалистов, чьи квалификация и правовой статус не соответствуют необходимым требованиям. Первая в стране программа подготовки экспертов судебной психологии ныне введена на Межвузовском факультете практической психологии КГПУ им.К.Э.Циолковского, ОИАТЭ и ВПК ИПРАНа (гг. Калуга-Обнинск-Москва) совместно с ЦСК ЛСЭ (г. Ростов-на-Дону).

В данном методическом руководстве приводятся основные сведения о СПЭ: о ее современном состоянии, возможностях и перспективах развития. Мы познакомим с кругом вопросов, которые в состоянии разрешить СПЭ, рассмотрим основные ошибки при назначении экспертизы, проанализируем трудности, возникающие при оценке заключения СПЭ следователями и судьями, проиллюстрируем примерами из практики.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых

Проблема способности несовершеннолетних обвиняемых нести уголовную ответственность за противоправные действия, по сути, возродила СПЭ после десятилетий неприятия и забвения. Г.М. Миньковский первым среди юристов поставил вопрос о необходимости использования специальных психологических познаний в форме экспертизы при расследовании некоторых дел. Он указал, что СПЭ “должна ответить на вопрос, имеются ли у данного субъекта отклонения от нормального для его возраста уровня интеллектуального развития, и если такие отклонения существуют, сделать вывод о их влиянии на вменяемость подростка” (14) . Таким образом, более 35 лет назад Г.М. Миньковский указал на принципиальную возможность с помощью экспертного психологического исследования устанавливать вменяемость психически здоровых подростков.

Практическим работникам нередко приходится сталкиваться с такими фактами, когда подросток, совершивший правонарушения, выявляет признаки отставания в психическом развитии. Это может выражаться, например, в немотивированности противоправных действий, их циничности и демонстративности, инфантильности поведения, легковесности и примитивности суждений, недостаточном понимании социальных и правовых норм, в легкомысленном отношении к своим противоправным поступкам.

В этой связи показателен следующий пример.

Из материалов дела было известно, что в возрасте пяти лет А. получил закрытую черепно-мозговую травму с сотрясением головного мозга. В школу пошел в срок. Учился слабо, но классы не дублировал. В школе “проявлял себя чаще с отрицательной стороны, состоял на учете в ИДН, привлекался к уголовной ответственности в связи с участием в краже, но был амнистирован. Однако в последнее время стал более уравновешенным, доброжелательным и спокойным. Как показал классный руководитель, А. заметно отличается от сверстников своей инфантильностью (например, в 7-м классе мог приносить на уроки игрушечные машины и играть с ними, не обращая внимания на преподавателей). Увлекается спортом, любит читать фантастическую литературу и смотреть индийские фильмы.

Анализируя сложившуюся ситуацию, А. считает, что у него не было выхода, т.к., с одной стороны, растерялся и очень боялся П., т.к. “мог остаться вместе с хозяином квартиры” . С другой стороны, даже если бы и “ударил П. чем-нибудь тяжелым, все равно за это оказался бы в тюрьме”.

В процессе экспериментально-психологического исследования был выявлен низкий уровень интеллектуального развития А., инертность мыслительных процессов. Ему присущи такие личностные особенности, как легкомысленность, несформированность системы морально-нравственных установок, склонность к приключениям и риску, эмоционально-волевая незрелость, высокий уровень личностной тревожности, подчиняемость, заниженный уровень притязаний. В конфликтных и затруднительных ситуациях А. пассивен, склонен избегать проблем либо рассчитывать, что сможет с ними справиться с помощью других людей. Уровень социальной адаптации снижен.

Читайте так же:  Согласие на выезд ребенка на соревнования образец

Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что А. сознавал значение своих действий, однако способность руководить ими была предельно ослаблена ввиду особенностей ситуации, значительно ограничивавших свободу выбора адекватных форм поведения, а также присущих А. индивидуально-психологических свойств, таких как эмоционально-волевая незрелость, подчиняемость, пассивность при решении затруднений, инертность мышления.

Рассмотрим основные вопросы, которые могут быть поставлены перед данным видом СПЭ.

  1. Имеются ли у несовершеннолетнего испытуемого признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием, или иных аномалий психического развития неболезненного характера, и если имеются, то в чем конкретно они выражаются?
  2. Учитывая уровень психического развития несовершеннолетнего и особенности исследуемой ситуации, был ли он в состоянии полностью сознавать значение своих действий ?
  3. Учитывая уровень психического развития несовершеннолетнего и особенности исследуемой ситуации, в какой мере он был способен руководить своими действиями?

Хотелось бы предостеречь практических работников от постановки вопросов, предполагающих соотнесение интеллектуального и паспортного возраста. Конечно, понятно желание получить от эксперта ответ о том, что уровень интеллектуального развития подростка соответствует (либо не соответствует) 14- летнему возрасту и, тем самым, принять решение о способности обвиняемого нести уголовную ответственность, вытекающее из действующего законодательства. Однако, в действительности практически никогда не бывает точного соответствия интеллектуального возраста подростка паспортному. Как указывал С.Л. Выготский, “происхождение стадий (развития -авт.) никогда не совпадает совершенно точно с хронологическим течением времени. Ребенок данного паспортного возраста в отношении своего как физиологического, так и интеллектуального возраста может находиться или впереди, или позади той точки, на которой его застиг сейчас возраст хронологический” (2). Это связано с тем, что физиологическое и психическое развитие протекает скачкообразно. Поэтому принципиально невозможен вывод (встречающийся, как ни странно, в некоторых экспертных заключениях) о том, что уровень психического развития 14-летнего подростка соответствует возрасту 13.5 лет.

В еще большей степени это относится к тем случаям, когда экспертному исследованию подвергается подросток, имеющий органические дисфункции либо выявляющий признаки олигофрении в степени дебильности. Следует отметить, что аномальное психическое развитие по своим динамике и содержанию отличается от нормального, а потому невозможно соотносить их уровни даже в рамках одного и того же возраста. Тем более соотносить показатели аномального развития с показателями нормы, свойственными для более младшего возраста. То есть, вывод о том, что уровень психического развития 15-летнего олигофрена соответствует 12-летнему возрасту абсурден.

Источник: http://yurpsy.com/files/ucheb/engal/02.htm

Психолого-педагогическая экспертиза

Комплексная психолого-педагогическая экспертиза – это совокупность психологических исследований и методик, направленных на составление психологического портрета ребенка.

Исследование проводится квалифицированным экспертом, имеющим психологическую и педагогическую специализацию.

Для чего назначается психолого педагогическая экспертиза ребенка?

Современная психолого-педагогическая или психологическая экспертиза ребенка для суда позволяет в полной мере оценить психологическое состояние ребенка и его родителей для вынесения судом единственно верного решения.

  • При лишении родительских прав
  • При разводе с целью определения места жительства ребенка
  • При определении умственного развития ребенка

Для назначения формы и места обучения ребенка с особенностями развития назначается дополнительная психологическая или медико психолого-педагогическая экспертиза. На основе заключения ребенка направляют на обучение в коррекционную школу или, наоборот, в обычный класс для социализации и адаптации.

Какие факторы состояния ребенка отражает психолого-педагогическая экспертиза для суда?

  • Привязанности ребенка
    К кому из родителей он испытывает большую привязанность и доверие.
  • Отношения к каждому из родителей
    Определение стрессовых реакций (тревожность, страх) по отношению к родителям.
  • Психологический фон в семье
    Определение уровня психологического комфорта между ребенком и родителями.
  • Уровень внушаемости
    Определение влияния авторитетных для ребенка лиц на его решения.
  • Уровень психологического развития

Определение и соотношение психологического развития ребенка с его возрастом.

Как проходит психолого-педагогическая экспертиза?

В обязательном порядке вместе с ребенком во время исследования должен находиться один из родителей или иной законный представитель. В случае, когда экспертиза проводится для назначения места постоянного жительства ребенка, совместное нахождение в кабинете ребенка и родителя дает специалисту дополнительные данные для изучения и интерпретации межличностных отношений.

Правомерное проведение психолого-педагогической экспертизы не требует согласия от второго супруга, и может проводиться по желанию одного из родителей без уведомления второго.

Некорректная судебная психолого-педагогическая экспертиза.

Участились случаи, когда недобросовестные работники экспертных центров пользуются тем, что большинство родителей не знает, как проводится психолого-педагогическая экспертиза, и нарушают протокол. В подобных экспертизах за один сеанс тестируются сразу ребенок вместе с двумя родителями. С ними проводят беседы, используют различные проективные методики. Такая система позволяет вынести заключение, но это заключение не может быть полностью достоверным, так как в присутствии двух родителей невозможно адекватно оценить отношение ребенка к каждому из супругов, а также обратную связь от родителей к ребенку. На основании неполных данных выносится неверное заключение, вследствие чего ребёнок может быть помещен в психотравмирующую среду.

Правильная судебная психолого-педагогическая экспертиза ребенка проводится:

  • С ребенком в присутствии родителя
  • С каждым родителем в отдельности без ребенка
  • С двумя родителями без ребенка

Только всестороннее исследование реакций всех участников судебного разбирательства способно дать объективные данные.

Протокол экспертизы предписывает вести видеонаблюдение за процессом применения методик и бесед.

Последующая оценка записи даст дополнительные штрихи к общей картине.

Для того чтобы психолого-педагогическая экспертиза ребенка для суда прошла по всем правилам и отразила реальный результат текущего состояния ребенка, необходимо тщательно выбирать центр для проведения экспертизы.

Читайте так же:  Полные товарищества отличаются от коммандитных тем что

Центр медицинской экспертизы “СудМед” предлагает свои услуги для организации и проведения экспертизы. Компания на протяжении 10 лет занимает особое место на рынке проведения независимых экспертиз и оценок. Полученный практический опыт, понимание внутренних процессов и знание законных требований к проведению экспертиз делает центр медицинских экспертиз “СудМед” гарантом быстрого и объективного результата.

Источник: http://sud-med.com/psixologo-pedagogicheskaya-ekspertiza/

Судебно психологическая экспертиза несовершеннолетних

Категории

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/iuridicheskaya-psichologiya

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних

Экспертиза способности правильно отражать внутреннюю и внешнюю сторону событий (к последним в психологии относят и действие, поведение) подразделяется в экспертологии на два вида — в зависимости от конкретной экспертной задачи:

    1. Экспертиза по установлению способности в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий и в полной мере сознательно руководить ими (направлена на проверку правильности отражения внутренней стороны события, способности понимать его смысл, значение).
    2. Экспертиза по установлению способности лица (стороны, свидетеля) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные объяснения, показания (направлена на проверку правильности внешнего, чувственного отражения события).

Экспертиза по установлению способности в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий и в полной мере сознательно руководить ими (направлена на проверку правильности отражения внутренней стороны события, способности понимать его смысл, значение) назначается, когда у суда имеются сомнения в полноценности осознания лицом своих действий или волеизъявления при совершении этим лицом юридически значимого действия, но оно не связано с предположением об особом эмоциональном состоянии.

Составными частями экспертизы являются выявление специфики личностных свойств, психологический анализ ситуации действия, выявление влияния данных факторов на:

    1. способность в полной мере осознавать свои действия;
    2. способность в полной мере сознательно руководить ими.

Эксперт-психолог дает при этом дифференцированную (в полной или неполной мере) оценку указанных способностей личности.

Специально выделяют психологическую экспертизу в отношении несовершеннолетнего (стороны в процессе — в допускаемых законом случаях). Здесь, помимо вопроса об эмоциональном состоянии, на разрешение эксперту могут быть поставлены вопросы:

    1. не характеризуется ли испытуемый отставанием в психическом развитии, не связанном с патологией психики;
    2. имеются ли у него иные (какие именно) особенности в развитии эмоционально-волевой и познавательной сферы (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию и пр.) и как они повлияли на способность испытуемого в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий и на способность в полной мере осознанно управлять ими.

Данный вид экспертизы выделяют в самостоятельный, поскольку речь идет об особом объекте исследования — несовершеннолетнем, психика которого обладает спецификой, вызванной особенностями развития личности.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/sudebno-psichologicheskaya-ekspertiza-nesovershennoletnich

Психологическая экспертиза ребенка

Как проводится исследование? Во первых вопросы для экспертизы подбираются в индивидуальном порядке. Психологическая экспертиза ребенка учитывает ряд факторов:
  • Причины для выполнения психологической экспертизы.
  • Какую информацию нужно получить.
  • Нюансы и правила формирования вопросов по экспертизе.

Это обследование ребенка комиссией, которая в итоге выписывает заключение эксперта. В нем будут указаны все виды исследований и итоги его проведения.

Для чего проводится психологическая экспертиза ребенка?

Как вы поняли, для оценки психологического состояния ребенка для суда вопросы составляются при ее назначении. Но зачем вообще потребуется подобная судебная экспертиза? Перечислим ряд вероятных причин для выполнения:

  • Совершение различных правонарушений по отношению к ребенку и им самим.
  • Определение уровня развития ребенка.
  • Установление возможности нести уголовную ответственность.
  • Выявление отставания в развитии ребенка и недостаточного осознания последствий своих действий.
  • Освобождение от ответственности перед судом.
  • Оказание последующей помощи ребенку, подбор способов для работы с ним.
  • Исправление сложных подростков.
  • Перевод ребенка в специализированные учреждения для детей с отставанием в развитии и с психологическими проблемами.
  • Определение места жительства при разводе родителей.
  • Лишение прав отца или матери.
  • Выявление нанесенных психологических травм ребенку.
  • Получение дополнительной информации.
  • Выявление мотивов для совершения правонарушений.
Видео (кликните для воспроизведения).

Оснований для детской психологической экспертизы множество. Естественно, ее выполнением должны заниматься профессионалы. Рекомендуем обратиться в нашу компанию за помощью. Мы имеем большой опыт в проведении психологической экспертизы ребенка для суда.

Читайте так же:  Виды нарушения прав интеллектуальной собственности

Как назначается медико-психологическая экспертиза ребенка?

Существует несколько вариантов:

  • По инициативе представителей правоохранительных органов.
  • Судьи во время рассмотрения различных дел связанных с ребенком его психологическим состоянием.
  • Стороны могут подать ходатайство о психологической экспертизе ребенка.
  • Допускается выполнение исследования вне суда. Тогда достаточно обратиться к нам и заключить договор.

Специалисты компании учитывают все параметры. За счет этого удается исключить возникновение ошибок и получить интересующую информацию для дальнейшего применения заключения судебной психологической экспертизы.

Наши заключения обладают законной силой и применимы для судебных дел. Даже если исследование проводится вне суда, то заключение экспертизы по психологическому состоянию ребенка можно в дальнейшем предоставить в инстанцию. Не возникнет проблем при использовании документов.

Как назначается психологическая экспертиза ребенка для суда?

  • Изначально инициируется процедура судьей или запрос поступает от участников.
  • Формируется постановление с перечнем вопросов.
  • Подбирается компания для судебной психологической экспертизы ребенка.
  • В нее отправляется постановление.
  • Специалисты по судебной психологической экспертизе принимают документы, тщательно изучают все обстоятельства.
  • Назначается время для встречи с объектом исследования.
  • Специалисты по психологической экспертизе ребенка задают вопросы, собирают интересующую информацию.
  • Проводятся различные тестирования ребенка.
  • Анализируются имеющиеся данные.
  • Специалисты выносят итоговое заключение эксепртизы.
  • Формируют заключение и передают его в суд.

Проведение психологической судебной экспертизы ребенка занимает у профессионалов не так много времени.

Специалисты нашей компании смогли оптимизировать все этапы. За счет этого удается ускорить выполнение процесса.

Точность заключений

Точность предоставленных данных зависит от ряда параметров:

  • Применяемых методик.
  • Насколько много информации успел собрать специалист.
  • Основания для выполнения.
  • Опыт сотрудника.
  • Правильность подхода к выполнению процедуры.

Например, в нашей компании сотрудники используют проверенные методики. Они стараются собрать как можно больше информации перед вынесением решения. За счет этого удается обеспечить высокую точность и предотвратить возникновение недочетов.

Принцип независимости

Независимая психологическая экспертиза ребенка позволяет получить все данные и быть уверенным в их точности. Но как обеспечить объективность информации для суда? Для этого нужно соблюдать ряд простых правил:

  • Сотрудники не могут быть заинтересованы в получении конкретного результата.
  • У них не должно присутствовать каких-то личных связей с ребенком и с заказчиками экспертизы.
  • Основа для анализа ребенка – собранные данные.
  • Не допускается искажение информации экспертом по психологическим проблемам ребенка .
  • Сотрудники должны быть полностью объективны при выполнении экспертизы.

Но зачем нужно соблюдать все эти правила?

  • Необходимо предоставить достоверную информацию для суда.
  • Исключить возможность искажения данных экспертизы с различными целями.
  • На основании полученных данных часто выносится итоговое решение.
  • При наличии недочетов заключение может быть отклонено судом.
  • Отчет удается легко оспорить, достаточно подготовить рецензию на него.

Поэтому для проведения медико-психологической экспертизы ребенка для суда нужно выбрать полностью независимую компанию. Тогда она сможет предоставить все интересующие параметры.

Какую компанию выбрать для проведения экспертизы по психологическому состоянию ребенка?

При подборе организации обычно учитываются следующие параметры:

  • Продолжительность функционирования на рынке.
  • Репутация фирмы, насколько хорошо она справляется со своей работой.
  • Возможность обеспечить полную независимость.
  • Наличие соответствующего опыта работы с подобными заявками.
  • Квалификация сотрудников.

Отличное решение для обращения – Центр медицинских экспертиз. Мы достаточно давно работаем с такими заявками и отлично справляемся с заказами различной сложности.

  • Значительный опыт в данной сфере.
  • Оптимальные цены на предлагаемые услуги.
  • Лучшие специалисты в штате.
  • Судебно-психологическая экспертиза подростка проводится в короткие сроки. Удается сэкономить достаточно времени.
  • Используются передовые методики.
  • У нас достаточно сотрудников для быстрой обработки поступающих заявок.
  • Выдается официальное заключение для дальнейшего применения.
  • Наши документы без проблем принимаются в судах.
  • Отчет формируется с учетом всех правил.
  • Ошибок не допускается, заключение дополнительно проверяется.

Наша компания работает с различными заказчиками. Мы готовы принять запросы от обычных клиентов, судов, следственных органов. Вне зависимости от того, от кого поступила заявка, исследование будет выполнено с учетом всех действующих требований.

Источник: http://sud-med.com/psixologicheskaya-ekspertiza-rebenka/

Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних

Ведение дел о преступлениях несовершеннолетних имеет ряд особенностей, большая часть из которых должна защищать ребенка или подростка от некорректного обвинения, несправедливого решения суда, а также обеспечивать правильность наказания в отношении него, с обязательным учетом всех его характерологических и личностных свойств.

В уголовно-процессуальном законе РФ указан список условий, которые необходимо выполнить при ведение дела о преступлении несовершеннолетнего. В первую очередь нужно установить все особенности личности и уровень психологического, интеллектуального развития ребенка. Если по полученным результатам у ребенка наблюдается отставание в психическом развитие, следующим действием является выявление уровня осознания опасности совершаемых или не совершаемых несовершеннолетним действий, возможности управлять ими.

Чтобы привлечь несовершеннолетнего к уголовной ответственности, нужно узнать соответствует ли умственное развитие его возрасту. Если у ребенка существует отставание в развитии, и он не мог полностью понимать всю опасность своих действий и управлять ими – уголовное преследование по такому делу должно быть прекращено.

  1. Когда необходимо определить способность несовершеннолетнего полностью осознавать опасность своих действий и управлять ими, если ребенок имеет отставание, которое не связано с психическими расстройствами.
  2. Для того, чтобы установить способность несовершеннолетних участников преступления (свидетелей или потерпевших) корректно воспринимать ситуации, которые важны для дела, и давать о них верную информацию.
  3. По делам, связанным с сексуальными домогательствами, экспертиза назначается, чтобы установить, способен ли ребенок понимать, какое значение имеют действия, произведенные в отношении них и может ли ребенок оказать сопротивление.

Судебно-психологическую экспертизу несовершеннолетних рекомендуется поводить на первых этапах дела, потому что от ее результата во многом зависит последующий ход судебно-следственных действий. Основной задачей психолога является установление психологического контакта у следователя с подростком, которое нередко затрудняется страхами перед наказанием, психологическими особенностями ребенка. Психологи считают, что при проведении экспертизы возможно выявление всего спектра позитивных и негативных черт личности ребенка, например, высокая возбужденность, заторможенность, напряженность, нарциссизм, эгоцентризм и так далее. Все это важно при анализе возникших обстоятельств, так как определенные черты ведут к определенному поведению. Не менее важной является анализ невербального поведения подростка – его мимики и жестов, так как их проявление несовершеннолетними контролироваться практически не может. Иногда жесты закрытости свидетельствуют о том, что в отношении ребенка было произведено насилие.

Читайте так же:  Банк делопроизводство судебных приставов

На данный момент выделяется три виды судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних:

  1. Экспертиза несовершеннолетнего, который нарушил чьи-то права.
  2. Экспертиза несовершеннолетнего, права которого были нарушены, который пострадал от чьих-либо действий.
  3. Экспертиза несовершеннолетних свидетелей определенных преступлений, с целью получения верных показаний.

В первом случае оцениваются как особенности ребенка, так и производится оценка рисков того, что преступление может быть совершен вновь, с целью выбора правильного наказания для нарушителя.

Во втором случае экспертиза является особенно важной и востребованной, если у ребенка наблюдаются проявления психологической или физической травмы, после совершенных с ним действий. Как правило экспертиза назначается по делам о половой неприкосновенности детей, так как действия сексуального характера могут оставить серьезные след на психике ребенка. В случаях, если было совершено преступление против здоровья ребенка или его жизни – экспертиза назначается реже.

В тех случаях, когда несовершеннолетние являются свидетелями каких-либо преступных деяний и их показания не являются полными, они путаются, противоречат друг другу или показаниям других свидетелей, но их показания являются крайне важными для ведения дела – так же назначается экспертиза.

В итоге, главные особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних формируются потому что:

Во-первых, несовершеннолетние имеют особый правовой статус от чего их защита в процессуальных подходах имеет свои особенности.

Во-вторых, ведется разработка универсальных методов экспертной оценки состояния детей. Эти методы отличаются от других из-за психологических и физиологических особенностей детей.

В-третьих, для психологов-экспертов, которые исследуют несовершеннолетних, необходима особая программа подготовки.

В заключении можно сказать, что основные особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних возникают из-за особенностей ее главного объекта – несовершеннолетних, проведение экспертизы с которыми должно отличаться от экспертизы со взрослыми, из-за возрастных и культурологических особенностей. Усилия эксперта так же должны быть направлены не только на поиск истины, но и на защиту прав и психологического состояния детей, потому что они являются уязвимыми и не могут самостоятельно оградить себя и защищать свои права. В основном, экспертиза назначается в тех делах, когда нужно установить способности обвиняемого судом несовершеннолетнего, его психологический возраст. В случаях, когда ребенок пострадал от сексуальных домогательств, и тогда, когда необходимо проверить свидетельские показания, данные ребенком.

Источник: http://sud-med.com/osobennosti-sudebno-psixologicheskoj-ekspertizy-nesovershennoletnix/

Особенности назначения и проведения судебно-психологической экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних

В настоящее время все большее распространение в следственной и судебной практике получает судебно-психологическая экспертиза. Вопросы, связанные с назначением и проведением судебно-психологической экспертизы в последнее время весьма часто обсуждаются юристами и психологами. Вместе с тем в этой области остается еще много нерешенных проблем. Как показывает практика, следователи и судьи испытывают затруднения и допускают ошибки при подготовке и назначении такой экспертизы, оценке и использовании заключения экспертов-психологов, что в определенной степени связано с несовершенством законодательного регулирования назначения и проведения данного экспертного исследования.

Одним из наиболее востребованных видов судебно-психологической экспертизы является судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних, которая составляет более 60% всех проводимых экспертных психологических исследований.

Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам с участием несовершеннолетних обычно назначается в следующих случаях:

  • — для установления способности несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими;
  • — для определения способности малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;
  • — для определения способности малолетних и несовершеннолетних потерпевших по делам о сексуальных посягательствах понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.

Поводами к назначению судебно-психологической экспертизы в первом случае могут быть неадекватность поведения несовершеннолетних своим возрастным характеристикам, причудливость мотивации совершенных ими поступков, несоразмерность объективного содержания действий подростка субъективно поставленным целям, данные о неблагоприятных условиях воспитания несовершеннолетнего, его педагогической запущенности и др.

На практике возникает вопрос о том, какую экспертизу — судебно-психологическую или комплексную психолого-психиатрическую, назначать в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.

Глава 50 УПК РФ, регулирующая порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, не содержит положений, касающихся назначения судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. В ч.2 ст.421 УПК РФ указано, что «при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими», но не определено как должны устанавливаться эти обстоятельства.

В п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» содержится положение о том, что «при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, в силу статей 195 и 196, части 2 статьи 421 УПК РФ назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии. Указанные вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психолога, при этом в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту»

Читайте так же:  Срок обжалования административных постановлений в суд

Понятия «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» и «умственная отсталость» остаются нераскрытыми, что вносит неопределенность в трактовку данных терминов и порождает острые дискуссии среди ученых и практиков о том, какую экспертизу — судебно-психологическую или комплексную психолого-психиатрическую, необходимо назначать.

Как правило, судебно-психологическая экспертиза назначается, в отношении лиц, не вызывающих сомнений в состоянии их психического здоровья. Если такое сомнение возникает, то необходимо предварительное проведение судебно-психиатрической экспертизы. В случаях, когда умственная отсталость связана с олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, органическими поражениями центральной нервной системы, психопатиями, астеническим синдромом назначается комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Судебно-психологическая экспертиза отличается от комплексной психолого-психиатрической экспертизы главным образом тем, что последняя проводится в отношении несовершеннолетних, характеризующихся отставанием в умственном развитии, связанным с душевным заболеванием, черепно-мозговыми травмами и т. п., а не педагогической запущенностью.

Между тем вопрос о назначении судебно-психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы имеет важное значение, так как от этого зависит дальнейшее производство по делу.

В частности, УК РФ четко разграничивает две формы отставания в психическом развитии: связанные и не связанные с психическим расстройством. Согласно ч.3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, «но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности». Иными словами, если у несовершеннолетнего, обвиняемого в каком-либо преступлении, обнаруживаются признаки задержки психического (интеллектуального и личностного) развития, обусловленные социальной или педагогической запущенностью, и вследствие этого он во время совершения криминальных действий был не способен в полной мере осознавать значение своих действий и контролировать их, осуществлять их волевую регуляцию, то такой несовершеннолетний вообще освобождается от уголовной ответственности.

Другие правовые последствия наступают у несовершеннолетних, которые также не в полной мере осознают и регулируют свои противоправные действия, но уже вследствие отставания в психическом развитии, связанном с психическим расстройством, т. е. у подростков с олигофренией, инфантилизмом, органическим поражением головного мозга, психопатией и другими формами психической патологии. В этом случае они подпадают под действие ст.22 УК РФ: во-первых, они подлежат уголовной ответственности, во-вторых, их психические расстройства учитываются судом при определении наказания и могут служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

В этой связи в главе 50 УПК РФ необходимо закрепить норму, регулирующую порядок назначения судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.

Другим видом судебно-психологической экспертизы, которая проводится по уголовным делам с участием несовершеннолетних, является судебно-психологическая экспертиза способности несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

Следует отметить, что действующий УПК РФ в п.4 ст.196 в отличие от п.3 ст.79 прежнего УПК РСФСР не предусматривает обязательного назначения и проведения судебной экспертизы для определения психического или физического состояния свидетеля в случаях, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что является не верным. По нашему мнению, судебно-психологическую экспертизу необходимо обязательно проводить не только в отношении потерпевшего, но и свидетеля, особенно малолетнего или несовершеннолетнего. Малолетний возраст, психическая незрелость вызывают сложности при оценке их показаний, в связи с чем первостепенное значение приобретает вопрос об их способности быть свидетелями и давать показания по делу.

Способность детей и подростков давать правильные показания становится объектом судебно-психологической экспертизы в тех случаях, когда на этих показаниях строятся существенные основания обвинения. В литературе и практике известны примеры, когда показания несовершеннолетних свидетелей, положенные в основу тяжких обвинений, в результате проверки с помощью психологов оказывались вымышленными. Такие показания должны критически оцениваться судом и следственными органами. Во всех случаях возникновения даже незначительных сомнений по поводу правильности восприятия и воспроизведения обстоятельств, интересующих следствие и суд, необходимо заключение судебно-психологической экспертизы. Поэтому судебно-психологическую экспертизу следует назначать не только для определения психического состояния потерпевшего, но также и при наличии сомнений в способности несовершеннолетних и малолетних свидетелей правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.

Поводами для назначения судебно-психологической экспертизы способности несовершеннолетнего (малолетнего) свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания могут служить «принципиальное несовпадение содержания показаний свидетеля или потерпевшего с другими материалами, содержащимися в деле; данные о каком-либо особом психическом состоянии в момент восприятия информации, имеющей значение для дела; большой срок давности событий, составляющих содержание показаний свидетеля или потерпевшего; данные о личности свидетеля или потерпевшего.

В отношении несовершеннолетних участников уголовного процесса судебно-психологическая экспертиза может проводиться и для установления других обстоятельств, входящих в компетенцию экспертов-психологов, например, для установления мотивации поступков несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых), выявления мотивации изменения показаний. В связи с тем, что для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение преступлений в группе, может проводиться и экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы, направленная на установление внутренней структуры группы, членами которой могут быть как несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица. К видам судебно-психологической экспертизы, проводимой по данной категории дел, относятся также посмертная судебно-психологическая экспертиза и судебно-психологическая экспертиза аффекта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://vuzlit.ru/1336309/osobennosti_naznacheniya_provedeniya_sudebno_psihologicheskoy_ekspertizy_delam_prestupleniyah_nesovershennoletnih

Судебно психологическая экспертиза несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here