Судебная экспертиза законодательство

Предлагаем рассмотреть тему: "Судебная экспертиза законодательство" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Статья 25. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание

Статья 25. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 25 настоящего Федерального закона

На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.

В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:

время и место производства судебной экспертизы;

основания производства судебной экспертизы;

сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;

сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;

предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;

объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;

сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;

оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.

Источник: http://base.garant.ru/12123142/53925f69af584b25346d0c0b3ee74ea1/

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 5 февраля, 24 июля 2007 г., 28 июня 2009 г., 6 декабря 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

ГАРАНТ:

См. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2001 г. N С7-7/уз-640

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Определяются правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Устанавливаются требования, которым должна отвечать судебная экспертиза, правовое положение субъектов государственной судебно-экспертной деятельности, порядок производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях, в том числе особенности производства экспертиз живых лиц, организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение судебно-экспертной деятельности.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Часть 3 статьи 29, в которой устанавливается обязанность извещения членов семьи лица, родственников или иных лиц о помещении этого лица в стационар, вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части третьей статьи 29, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями Конституции РФ

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 июня 2001 г. N 106, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2291

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Источник: http://base.garant.ru/12123142/

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 13)

Глава I. Общие положения

>
Государственная судебно-экспертная деятельность
Содержание
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Читайте так же:  Судебная экспертиза поступить

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12123142/89300effb84a59912210b23abe10a68f/

Судебная экспертиза законодательство

В данном разделе представлены выжимки из действующих нормативно-правовых актов регулирующих процесс назначения и производства судебных экспертиз на территории Российской Федерации.

Документ, регламентирующий судебно-экспертную деятельность в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве на территории РФ.

Представлены основные статьи УПК РФ, затрагивающие и регулирующие судебно-экспертную деятельность в уголовном судопроизводстве на территории РФ.

Перечень статей АПК РФ, затрагивающих судебно-экспертную деятельность в арбитражном судопроизводстве на территории РФ.

Представлен перечень основных статей ГПК РФ, регламентирующих судебно-экспертную деятельность при рассмотрении гражданских дел на территории РФ.

Перечень статей КоАП РФ, затрагивающих судебно-экспертную деятельность при рассмотрении дел об административных правонарушениях на территории РФ.

Разъяснены вопросы применения процессуальных норм, регулирующих производство судебной экспертизы по уголовным делам.

О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами законодательства об экспертизе.

О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности.

Представлен перечень статей Федерального закона №102 «О третейских судах», затрагивающих судебно-экспертную деятельность на территории Российской Федерации.

О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами законодательства об экспертизе.

Источник: http://sud-exp.ru/zakon.html

Статья 12 №73-ФЗ от 31.05.2001. Государственный судебный эксперт

Статья 12 №73-ФЗ от 31.05.2001. Государственный судебный эксперт

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Статья 12. Государственный судебный эксперт – Комментарий к ст.12 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” (автор комментария Смушкин А.Б.)

1. Комментируемая статья определяет статус государственного судебного эксперта. В принципе категорию эксперта можно рассматривать в двух смыслах: как работника экспертного учреждения, в должностные обязанности которого входит производство экспертиз, и как лицо, осуществляющее процессуальную функцию эксперта.

В первом случае эксперт может не только проводить экспертные исследования, но и привлекаться в качестве специалиста к участию в производстве иных процессуальных действий (например, специалиста-криминалиста при осмотре места происшествия). Во втором случае процессуальная роль определяется непосредственно производством экспертизы при судопроизводстве по гражданскому, уголовному, арбитражному или административному делу. Таким экспертом не обязательно будет являться работник экспертного учреждения. Как известно, в качестве эксперта для проведения экспертизы может привлекаться как государственный судебный эксперт, так и любое иное лицо, обладающее специальными знаниями.

Уголовно-процессуальный закон и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях фиксируют только общие требования к эксперту.

Согласно ч. 1 ст. 57 УПК РФ, эксперт – лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения. Статья 25.9 КоАП РФ указывает, что в качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
В отличие от общего статуса эксперта, охарактеризованного в вышеуказанных нормативных актах, комментируемый Закон закрепляет дополнительные требования к государственному эксперту.

2. В самом общем виде все требования к государственному судебному эксперту можно подразделить на требования к:

– признанию уровня его профессионального мастерства;
– месту работы;
– должностным обязанностям.

3. Признание уровня профессиональной подготовки осуществляется путем его аттестации на самостоятельное производство судебной экспертизы.

Аттестацию можно определить как процедуру предоставления права самостоятельного производства экспертизы (или продление этого права) государственному судебному эксперту, на основе рассмотрения специальными экспертно-квалификационными комиссиями знания кандидатами действующего законодательства по вопросам судебных экспертиз, научных основ производства экспертиз, специальных знаний кандидата и имеющихся практических навыков производства определенных видов экспертиз.
Подробнее вопрос о производстве аттестации государственных судебных экспертов рассмотрен в ст. 13 комментируемого Закона.

4. Местом работы государственного судебного эксперта обязательно должно быть государственное судебно-экспертное учреждение – специализированное учреждение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданное для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, и следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (ст. 11 комментируемого Закона).

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, ч. 2 ст. 11 комментируемого Закона позволяет осуществлять организацию и проведение судебных экспертиз экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации экспертные учреждения создаются в системе МВД, Министерства юстиции, Федеральной таможенной службы, Министерства здравоохранения, Федеральной службы безопасности, Министерства обороны.

Согласно Инструкции по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД РФ от 29 июня 2005 г. N 511 “Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации”), производство экспертиз в системе МВД осуществляется сотрудниками ЭКП, аттестованными на право самостоятельного производства экспертиз по соответствующей специальности в установленном Положением об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки порядке.

Эксперты-стажеры, прошедшие в установленном порядке подготовку по конкретной экспертной специальности, могут участвовать в производстве экспертиз под руководством наставника, имеющего право производства экспертиз по соответствующей специальности. При этом экспертиза, произведенная в указанном порядке, не является комиссионной, заключение экспертов подписывается наставником и экспертом-стажером.

Читайте так же:  Исковое заявление оспаривание решение суда

Систему экспертно-криминалистических подразделений МВД возглавляет Экспертно-криминалистический центр МВД России.

В систему экспертных учреждений Минюста входят 41 судебно-экспертная лаборатория, 8 региональных центров судебной экспертизы. Систему экспертных учреждений Министерства юстиции возглавляет Российский федеральный центр судебной экспертизы. Судебные экспертизы и исследования в лабораториях производятся ее сотрудниками, получившими квалификацию эксперта по определенной экспертной специальности. Перечень экспертных специальностей и порядок получения квалификации судебного эксперта определяются Министерством юстиции Российской Федерации. На настоящий момент в сфере определения экспертных специальностей основным актом является “Перечень экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России” (утв. Приказом Минюста России от 27 декабря 2012 г. N 237).

Порядок подготовки государственных судебных экспертов определен в Положении об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.

В системе Таможенной службы проведение экспертизы осуществляют Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (далее – ЦЭКТУ), экспертно-криминалистические службы – региональные филиалы ЦЭКТУ, иные экспертные организации и эксперты. Экспертизы, назначаемые должностными лицами таможенных органов, проводятся экспертами: ЦЭКТУ, экспертно-криминалистических служб – региональных филиалов ЦЭКТУ, имеющими право на самостоятельное проведение экспертиз; экспертами иных соответствующих организаций или другими экспертами.

В качестве эксперта (государственный судебный эксперт) может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями (знаниями) для дачи заключения (ч. 5 Методических рекомендаций о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами – региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами (приложение N 1 к письму Федеральной таможенной службы от 18 апреля 2006 г. N 01-06/13167).

В системе Министерства здравоохранения экспертизы проводятся Научно-исследовательским институтом судебной медицины и Бюро судебно-медицинской экспертизы.

Судебно-психиатрическая экспертиза проводится в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского и отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений. Производство экспертиз в экспертных учреждениях Министерства здравоохранения регулируется Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 мая 2010 г. N 346н “Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации”.

В рамках Федеральной службы безопасности экспертизы проводятся в Научно-исследовательском центре и оперативно-технических отделах.
В системе Министерства обороны существуют: Центр судебно-медицинской и криминалистической экспертизы Минобороны России и судебно-медицинские лаборатории.

5. В любом учреждении, кроме подразделений и сотрудников, реализующих основные задачи учреждения, существует масса подразделений, играющих организующую, плановую, хозяйственную и иные вспомогательные роли.

Поэтому комментируемый Закон не случайно подчеркивает, что государственный судебный эксперт должен осуществлять производство экспертизы в порядке выполнения своих должностных обязанностей. Это означает, что, во-первых, подобная обязанность данной штатной единицы должна быть предусмотрена в федеральных нормативных актах; во-вторых, в штатном расписании учреждения должна существовать сама подобная штатная единица; в-третьих, обязанность данного лица в области производства экспертиз должна быть предусмотрена должностными инструкциями учреждения.

Источник: http://proverka-na-poligrafe.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0/73-%D1%84%D0%B7-%D0%BE-%D0%B3%D1%81%D1%8D%D0%B4-%D0%B2-%D1%80%D1%84/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F-12-%E2%84%9673-%D1%84%D0%B7/

Государственная и негосударственная судебная экспертиза

Возможность использования результатов экспертиз в гражданском, арбитражном или третейском судебном процессе предусмотрена в различных правовых документах. Отметим, что судебная экспертиза может быть как государственная, так и негосударственная.

Сущность судебной экспертизы состоит в проведении сведущим лицом — экспертом на основе его специальных познаний самостоятельного процессуального исследования, необходимого для доказывания тех или иных обстоятельств дела с помощью заключения эксперта.

Как следует из этого определения, судебная экспертиза обладает отличительными признаками:

  • проведение ее лицом, сведущим в определенной специальной области или областях знаний;
  • необходимость в использовании этих познаний для проведения особого исследования объекта;
  • самостоятельный характер такого исследования;
  • особая процессуальная форма экспертного исследования.

К специальным познаниям относятся знания в науке, технике, искусстве или ремесле и других отдельных областях человеческой деятельности. Постановка перед экспертами вопросов правового характера по общему правилу недопустима [1].

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 73-ФЗ) правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция РФ, Закон N 73-ФЗ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, законодательство Российской Федерации о здравоохранении, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

Согласно ч. 1 п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации, либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями.

В соответствии с ч. 2 п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 66 заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы могло быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению.

Основы деятельности государственных экспертов регулируются Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о ГСЭД), который в ст. 4 в качестве принципов государственной судебно-экспертной деятельности приводит объективность, всесторонность и полноту исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. Их реализация обеспечивается отлаженной системой подготовки, переподготовки и систематическим контролем за профессиональной квалификацией экспертов различной ведомственной принадлежности (МВД России, ФСБ России, ГТК России, ГНК России и др.) и системы судебно-экспертных учреждений Минюста России. В каждой из указанных экспертных систем имеются свои федеральные центры, выполняющие функции научно-методического руководства.

Читайте так же:  Отказ в оставлении иска без рассмотрения

Принципы государственной судебно-экспертной деятельности распространяются и на негосударственных экспертов (ст. 41 Федерального закона о ГСЭД). Однако реального механизма для обеспечения должного уровня квалификации, определяемого условиями подготовки, повышения квалификации, проведения аттестации и переаттестации негосударственных экспертов, в законодательстве не содержится и практикой работы негосударственных экспертных учреждений не выработано [2]. Рассуждая о необходимости контроля за уровнем квалификации эксперта, своевременном повышении квалификации и соответствующей сертификации негосударственных экспертов, также стоит проводить соответствующие аналогии с государственными экспертами в соответствии со ст. 6 ГК РФ.

Положениями ст. 41 Федерального закона о ГСЭД на негосударственных экспертов распространяется действие ряда статей:

  • ст. 2 «Задача государственной судебно-экспертной деятельности»;
  • ст. 4 «Принципы государственной судебно-экспертной деятельности»;
  • ст. 6 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности»;
  • ст. 7 «Независимость эксперта»;
  • ст. 8 «Объективность, всесторонность и полнота исследований»;
  • ст. 16 «Обязанности эксперта»;
  • ст. 17 «Права эксперта»;
  • ст. 18 (ч. 2) «Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы (отвод эксперта)»;
  • ст. 24 «Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении»;
  • ст. 25 «Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание».

Следует обратить внимание на то, что ряд важных норм Федерального закона о ГСЭД на негосударственного эксперта не распространяется.

Статью 3 во взаимосвязи со ст. 41 Федерального закона о ГСЭД необходимо понимать так, что на негосударственного эксперта не распространяются требования нормативных актов органов исполнительной власти, регулирующих производство экспертизы, т.е. упомянутых инструкций Минюста России и МВД России. Не распространяются на негосударственных экспертов и положения ст. ст. 9 — 13 Федерального закона о ГСЭД, в связи с чем такому эксперту не требуется высшее профессиональное образование, а также аттестация и переаттестация каждые пять лет [3].

Согласно п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 66 при поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, в определении о назначении экспертизы указываются фамилия, имя, отчество эксперта, сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности.

Возникает вопрос: как подтвердить соответствие уровня квалификации негосударственного эксперта уровню государственного? Компетентность эксперта заключается в практической способности к решению экспертных задач, включающей применение конкретных методов и средств, в рамках своей компетенции, соответствующей полученной экспертной специальности. Знание современных методов и методик и умение их применять являются обязательной составляющей компетентности [2].

Анализ практики производства оценочной экспертизы, экспертизы по экономическим вопросам, судебно-бухгалтерской экспертизы, собственной практики рецензирования заключений судебно-оценочной экспертизы, проведенные авторами настоящей статьи, позволяет выявить достаточно серьезные проблемы, связанные с оценкой компетентности экспертов, требующие обсуждения и выработки направлений для их решения.

Часто в судах экспертами в области оценки выступают оценщики, не имеющие опыта работы в качестве именно экспертов. Известный ученый и специалист в области оценочной деятельности и судебно-оценочной экспертизы отмечает, что «большинство оценщиков привыкли считать себя специалистами «широкого профиля» и редко отказываются от предлагаемой работы» [4].

Необходимо учитывать Определение КС РФ от 18 декабря 2003 г. N 429-О, в котором указано, что непредставление подтверждения квалификации эксперта также должно служить основанием для его отвода.

Арбитражная практика, исходя из требований процессуального законодательства, идет по пути того, что заключение эксперта является одним из доказательств, не носит обязательного характера, не может быть предметом самостоятельного иска. В случае же сомнений в обоснованности заключения эксперта назначается повторная или дополнительная экспертиза.

При ответе на вопрос, как подтвердить компетентность и квалификацию эксперта, мнения специалистов расходятся.

Так, В.И. Мамай указывает, что этот вопрос должен решать компетентный орган (экспертная палата) [5], которая будет разрабатывать систему аккредитации экспертов.

В.А. Прорвич также подчеркивает важность подготовки экспертов по специальным программам.

М.В. Жижина предлагает провести реформирование негосударственной судебно-экспертной деятельности, предусматривающее принятие закона, регламентирующего деятельность негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов; создание на государственном уровне квалификационных, аттестационных и лицензионных структур (комиссий) [2].

В настоящее время в Российском федеральном центре судебной экспертизы при Минюсте России (РФЦСЭ) в полном соответствии с законодательством создана система добровольной сертификации. При разработке этой системы за основу были взяты нормативные правовые акты Минюста России. Эта система прошла регистрацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (Госстандарт России) как Система добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы — РОСС RU.В175.04ОЭ00 от 2 марта 2005 г., которая, однако, приостановила прием заявок на первичную сертификацию компетенции по конкретным экспертным специальностям до 1 января 2010 г. Продление сертификатов компетенции осуществляется в ранее установленном порядке (Приказ РФЦСЭ от 28 октября 2009 г. N 88/1-1). НП «СУДЭКС» в процессе обучения (повышения квалификации) организует добровольную сертификацию негосударственных судебных экспертов в Системе добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов, зарегистрированной 16 октября 2009 г. в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт России) (свидетельство о регистрации N РОСС RU.И597.04НЯ00).

Различные системы сертификации и аккредитации негосударственных судебных экспертов в различных сферах познания практикуются в различных учебных учреждениях (осуществляющих соответствующее обучение по экспертным специальностям), в различного рода профессиональных объединениях специалистов и т.д.

Читайте так же:  Распределение судебных расходов при заключении мирового соглашения

Говоря о статусе негосударственной экспертной организации, следует отметить, что четких критериев, в том числе по определенной численности в штате организации экспертов, в действующем законодательстве нет, однако исходя из анализа действующего законодательства и принципа «аналогия закона» (ст. 6 ГК РФ) можно сделать вывод о том, что в экспертной организации должно быть в штате не менее трех экспертов.

По мнению авторов, с целью совершенствования негосударственной экспертной деятельности целесообразно (со стороны государства) осуществить формирование и совершенствование законодательства в сфере негосударственной экспертной деятельности, а практикующим экспертам (негосударственным) объединяться в профессиональные объединения и оказывать содействие в формировании упорядоченной системы негосударственной экспертной деятельности.

Источник: http://www.kmcon.ru/articles/jurist_3699.html

Законодательная база экспертной деятельности

Экспертная деятельность осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством.

«В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 — 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона». (Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»)

Особенности назначения и проведения судебной экспертизы в рамках судебных процессов регламентируются соответствующими статьями кодексов, а также иными законодательными актами:

Источник: http://sudexpa.ru/law/

О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (с изменениями на 26 июля 2019 года)

Название документа: О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (с изменениями на 26 июля 2019 года)
Номер документа: 73-ФЗ Вид документа: Федеральный закон Принявший орган: Государственная Дума Статус: Действующий Опубликован: Парламентская газета, N 100, 02.06.2001

Российская газета, N 106, 05.06.2001

Собрание законодательства Российской Федерации, N 23, 04.06.2001, ст.2291

Приложение к «Российской газете», N 23, 2001 год

Ведомости Федерального Собрания, N 17, 11.06.2001


Источник: http://docs.cntd.ru/document/901788626

Независимая экспертиза: что это такое

Кому поручается проведение независимой экспертизы?

В соответствии с частью 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Точного определения термина «эксперт» в ГПК РФ не содержится, однако из общего смысла соответствующих норм можно сделать вывод, что под экспертом подразумевается гражданин (физическое лицо), обладающий специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла.

Что касается понятия «судебно-экспертное учреждение», то его ГПК РФ также не раскрывает, и вот здесь возникает ряд вопросов, точного ответа на которые кодекс не дает.
Согласно нормам гражданского права, под учреждением понимается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Между тем многие экспертные организации создаются в форме хозяйственных обществ, т.е. являются коммерческими организациями. Кроме того, некоторые экспертные организации создаются в некоммерческих формах, отличных от учреждения – например, некоммерческие партнерства. В связи с этим возникает вопрос – распространяется ли термин «экспертное учреждение», содержащийся в ГПК РФ, только на учреждения как таковые, или проведение экспертизы может быть поручено любой экспертной организации независимо от организационно-правовой формы? Ответ на этот вопрос в гражданском процессуальном законодательстве отсутствует.

Некоторую ясность в рассматриваемую проблему вносит федеральный закон от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности», однако его положения распространяются только на государственные экспертные учреждения. Так, согласно статье 11 данного закона под государственными судебно-экспертными учреждениями подразумеваются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.

Статьей 41 закона № 73-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с нормами процессуального законодательства экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. Однако порядок назначения экспертизы, включая определение круга лиц, которым она может быть поручена, устанавливается тем самым процессуальным законом, к которому отсылает указанная статья. Соответственно данная норма закона № 73-ФЗ не может толковаться как ограничивающая право суда поручить проведение экспертизы без указания конкретного эксперта иным учреждениям, не являющимся государственными, при отсутствии такого ограничения непосредственно в ГПК РФ.

Следует отметить, что, к примеру, уголовно-процессуальное законодательство напрямую предусматривает возможность поручения судебной экспертизы негосударственному экспертному учреждению (пункт 60 статьи 5, пункт 2 части 1 статьи 195 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). В арбитражном процессе, в отличие от гражданского, определение законодателем круга лиц, которым может быть поручена экспертиза, спорных вопросов не вызывает.

Так, частью 1 статьи 83 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) предусмотрено, что экспертиза проводится государственными судебными экспертами по поручению руководителя государственного судебно-экспертного учреждения и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 г. № 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» предусмотрено, что при поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, в определении о назначении экспертизы указываются фамилия, имя, отчество эксперта, сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности.

Читайте так же:  Доверенность в свободной форме на получение документов

Таким образом, арбитражный кодекс с учетом его официального толкования Пленумом ВАС РФ определяет круг лиц, которым поручается проведение экспертизы, следующим образом: экспертиза может быть поручена либо государственному судебно-экспертному учреждению (в этом случае конкретный эксперт назначается руководителем такого учреждения), либо непосредственно эксперту. Следует отметить, что пункт 1 вышеуказанного постановления Пленума ВАС РФ требует указания сведений об эксперте (его фамилии, имени и отчества) в определении суда о назначении экспертизы даже в случае, если экспертиза поручается государственному экспертному учреждению. Что касается гражданского процессуального законодательства, то оно требует доработки в части определения статуса экспертного учреждения и решения вопроса о том, в каких случаях в определении о назначении экспертизы подлежат указанию сведения о конкретном эксперте, которому поручается проведение экспертизы.

Какие требования установлены законом к лицу, проводящему экспертизу? По каким основаниям эксперту можно заявить отвод?

Согласно части 1 статьи 55 АПК РФ экспертом в арбитражном суде является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения. Такое же определение следует из общих положений ГПК РФ о производстве экспертизы (точная трактовка данного термина, как указано выше, в гражданском процессуальном законодательстве отсутствует).

Исходя из изложенного, основным требованием к кандидатуре эксперта является наличие у него специальных знаний, необходимых для производства экспертизы. Такое наличие, как правило, подтверждается дипломом о соответствующем образовании, а также иными документами – свидетельством о повышении квалификации, свидетельством о членстве в объединениях судебных экспертов и т.п.

В случае, если сторонами предлагаются разные кандидатуры экспертов, суд, как правило, поручает экспертизу лицу с более высокой квалификацией. Суд также может при выборе эксперта принимать во внимание и иные факторы – в частности, предложенную экспертом стоимость экспертизы или длительность её проведения.
Отвод эксперту может быть заявлен по общим основаниям, установленным для отвода судьи (статья 21 АПК РФ, статьи 16 и 18 ГПК РФ), а именно:

— если эксперт участвовал в предыдущем рассмотрении дела в качестве судьи, прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, специалиста или переводчика;
— если эксперт является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;
— если эксперт имеет личную заинтересованность (прямую или косвенную) в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности;
— если эксперт находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя.

АПК РФ, кроме того, предусматривает следующее дополнительное основание для отвода эксперта (статья 23): проведение им ревизии или проверки, материалы которых стали поводом для обращения в арбитражный суд или используются при рассмотрении дела. Следует отметить, что по смыслу процессуального законодательства соответствующее лицо получает статус эксперта в рамках отдельно взятого процесса с момента его привлечения судом к проведению экспертизы, т.е. вынесения судом определения о её назначении. Соответственно отвод эксперту может быть заявлен после вынесения такого определения.

Какими правами обладают эксперт и стороны процесса при проведении экспертизы?

Согласно части 3 статьи 84 ГПК РФ лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, кроме случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения. Арбитражный кодекс предусматривает, что лица, участвующие в деле, не могут присутствовать при проведении экспертизы, если такое присутствие способно помешать нормальной работе экспертов; при составлении экспертом заключения и на стадии совещания экспертов и формулирования выводов присутствие участников арбитражного процесса не допускается (части 2 и 3 статьи 83 АПК РФ).

Таким образом, по общему правилу лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, если их присутствие не мешает работе экспертов и составлению заключения. При этом в арбитражном процессе, в отличие от гражданского, присутствие таких лиц при составлении экспертом заключения, а также при совещании экспертов и формулировании выводов в любом случае является недопустимым.

Эксперт при проведении экспертизы имеет следующие права (часть 3 статьи 85 ГПК РФ, часть 3 статьи 55 АПК РФ):
— знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;
— ходатайствовать перед судом о предоставлении ему дополнительных материалов и документов для исследования;
— задавать в судебном заседании вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям.

Согласно части 2 статьи 85 ГПК РФ эксперт не вправе:

— самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы;
— вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
— разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, или сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением суда, ее назначившего.

В АПК РФ указанные ограничения отсутствуют. Однако подобные действия, если они совершены экспертом, в арбитражном процессе могут быть расценены как обстоятельства, свидетельствующее о заинтересованности эксперта в исходе дела (в определенном результате экспертизы) или о необоснованности заключения. По указанной причине контакт сторон процесса с экспертом после его привлечения к производству экспертизы должен быть по возможности минимизирован в целях обеспечения независимости эксперта и объективности его заключения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zakon.ru/Blogs/OneBlog/11095

Судебная экспертиза законодательство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here