Срок исковой давности по административным делам

Предлагаем рассмотреть тему: "Срок исковой давности по административным делам" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Понятие исковой давности: срок давности по административным делам

По административным правонарушениям, равно как и по иным, существует определенный срок исковой давности. Все нюансы, связанные с любыми административными правонарушениями, регламентируются в КоАП РФ. Об этом кодексе, о сроке исковой давности, вообще об особенностях административных правонарушений пойдет речь в этой статье.

КоАП РФ: особенности

Штраф как наказание за админ. правонарушение

Кодекс РФ, регламентирующий административные правонарушения, считает таковыми действия, противоречащие нормам закона, а также бездействие, которое приводит к последствиям, являющимся общественно опасными.

Однако административное правонарушение — это не преступление. Разница заключается в степени потенциальной опасности для общества. Тем не менее, административные правонарушения также подлежат наказанию.

Степень наказания за случившиеся правонарушения содержится в вышеупомянутом Кодексе. В отдельных субъектах РФ есть свои нормативные акты, которые предполагают ответственность за определенные нарушения. Существует несколько направлений, нарушения в которых обязательно влекут административное наказание. Это такие:

  • транспортные перевозки;
  • нарушение норм охраны окружающей среды;
  • посягательства на любые права граждан, на их здоровье.

При доказательстве факта возникновения административного правонарушения учитывается, мог ли подозреваемый избежать совершения противоправного деяния, умышленно ли он нарушил требования законодательства. Наказанию подлежат и лица, не совсем соблюдающие существующие требования закона. Тяжесть правонарушения является определяющим фактором в установлении вида наказания:

Особенность действия данного Кодекса заключается в необходимости не просто нести ответственность, соотносимую с определенным видом наказания, но и возмещать нанесенный ущерб. Сумма ущерба устанавливается судом в зависимости от опорой на обстоятельствами дела. Как вариант – необходимо обеспечить выполнение обязательств, невыполнение которых в прошлом стало причиной административного разбирательства.

Понятие исковой давности

Как понятие исковая давность фигурирует в ГК РФ. Под ней понимают срок, отведенный законом для защиты нарушенных прав, интересов. Эти нормы введены для стимуляции заинтересованных лиц своевременно заботиться о соблюдении своих прав и об их защите. Если срок давности истечет, то начать дело в суде о защите своих прав будет невозможно.

Сроки исковой давности

Сроки исковой давности зависят от вида правонарушения

Чтобы разобраться в особенностях сроков исковой давности, анализируют тонкости закона. Каждый законодательный акт содержит свои критерии. Например, по делам, попадающим под действие ГК, ее определяют по статьям 195 – 208, а по административным правонарушениям уже по статьям КоАП РФ.

Сроки давности, применимые для привлечения к административной ответственности, напрямую зависит от особенности правонарушений. Для вынесения постановлений по любым делам по правонарушениям, имеющим – не менее 2 месяцев после совершения правонарушения.

Срок немного увеличивается, если дело имело судебное рассмотрение – 3 месяца. Если предмет постановления касается нарушения законов РФ о правах детей, о пожарной безопасности, об охране природы, об авторских правах, тогда срок вынесения этого постановления увеличивается до года от совершения правонарушения.

Если в результате совершившегося правонарушения виновный был дисквалифицирован, то привлечение к ответственности может наступить в продолжение года после совершенного противоправного деяния. Если правонарушение имеет длящийся характер, то отсчет 12 месяцев начинается с момента обнаружения.

Когда нарушается таможенное законодательство, срок давности – 2 года. Этот срок распространяется на лиц, уличенных в совершении противоправных деяний. А вот в делах, имеющих отношение к закону о противодействии коррупции, продолжительность срока увеличится до 6 лет. Это связано с увеличивающейся тяжестью преступления.

Если в качестве виновных выступают лица, связанные с употреблением запрещенных препаратов, например, спортсмены, то отсчет исковой давности начинается со дня, когда устанавливается официальной организацией факт употребления данных средств, например, Общероссийской Антидопинговой Организацией, а не с момента проведения проб.

Когда сроки заканчиваются, дела передаются судебным приставам

Если выявление признаков административного правонарушения стало поводом для отказа в возбуждении уголовного дела либо причиной прекращения такового, то момент отказа / прекращения уголовного дела становится моментом отсчета исковой давности для административного дела.

Нарушение ПДД считается одной из самых распространенных направлений административных правонарушений. Практически каждый водитель, несмотря на все предосторожности, сталкивается с подобными нарушениями. В этом случае особые сроки исковой давности.

Это год с момента установления факта совершения правонарушения. Когда водитель получает квитанцию о необходимости оплатить штраф, у него есть 10 дней, чтобы обжаловать его. Если срок прошел, то платить надо в любом случае. После оплаты надо отнести квитанцию в соответствующий орган ГИБДД. Это тот орган, от которого была получена квитанция на оплату.

Если штраф ГИБДД не оплачен вовремя, то документы передаются судебным приставам либо в судебные органы. В таком случае отсутствие платежей будет наказываться в соответствии с законом.

Особенность административных дел – в возможности досудебного урегулирования. Если все споры решатся между сторонами добровольно до непосредственной передачи в судебные инстанции, дело будет считаться урегулированным. Если виновная сторона будет ходатайствовать о передаче дела в отделение суда по месту жительства, идущий срок исковой давности приостановят. А вот когда документы придут уже к судье по месту жительства, тогда отсчет срока продолжится.

О сроках исковой давности расскажет видеоматериал:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: http://juristpomog.com/administrative/srok-davnosti-po-administrativnym-delam.html

Каков срок исковой давности по административным делам?

Срок исковой давности по КАС РФ: основные сведения

Общий срок для подачи административного искового заявления (далее — АИЗ) определен п. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) и составляет 3 месяца. Началом исчисления такого срока является момент, когда субъекту стало известно о несоблюдении его прав и законных интересов.

Законом могут быть регламентированы сроки для подачи АИЗ в суд, отличные от указанного выше. Например:

  • 10 дней с даты издания соответствующего нормативного акта — на представление АИЗ об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта РФ об отрешении от должности главы муниципального образования (далее — МО), об обжаловании решения представительного органа МО (п. 2 ст. 219 КАС РФ);
  • 10 дней с момента, как субъекту стало известно о несоблюдении его прав и законных интересов, — на представление АИЗ об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя или об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исп. власти субъекта РФ, органа МСО по проблемам, связанным с организацией публичного мероприятия, и др.

Ниже мы рассмотрим также сроки исковой давности по отдельным видам административных исков.

Читайте так же:  Жалоба директору на учителя если распускают руки

Исковая давность для отдельных категорий исков: иски о признании нормативных актов недействующими

Обратите внимание! Срок исковой давности по административным делам о признании нормативного акта недействующим (как полностью, так и в части) определенно не установлен, однако указывается, что соответствующее АИЗ может быть подано в суд в течение всего срока действия спорного нормативного акта (п. 6 ст. 208 КАС РФ).

АИЗ о признании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа МО может быть представлено в течение 10 дней с момента принятия такого закона (п. 7 той же нормы).

При этом указывается, что:

  • не может быть принято АИЗ, содержащее указанные выше требования, если оспариваемый нормативный акт или его соответствующие положения к моменту представления АИЗ прекратили свое действие (п. 1 ст. 210 КАС РФ);
  • указанное АИЗ подлежит возвращению, если спорный нормативный акт или его соответствующие положения к моменту представления АИЗ еще не вступили в законную силу (п. 2 той же нормы, см. также статью «Возвращение административного искового заявления»).

Исковая давность при защите избирательных прав

По общему правилу АИЗ с требованиями о защите избирательных прав и права на участие в референдуме может быть подано в течение 3 месяцев с момента, когда гражданин узнал или должен был узнать о том, что его указанные права были нарушены (п. 1 ст. 240 КАС РФ).

Вместе с тем по данному виду АИЗ в некоторых случаях сроки могут быть иными. Например, срок представления АИЗ составляет:

  • 10 дней с момента принятия решения об итогах голосования, если оспаривается решение избирательной комиссии об итогах голосования или референдума;
  • 3 месяца с момента официального опубликования итогов голосования или референдума, если оспаривается результат такого голосования или референдума;
  • не менее 8 дней до начала голосования, если оспаривается регистрация определенного кандидата на выборах, и др.

Важно! Большинство из указанных сроков исковой давности при их пропуске не могут быть восстановлены (п. 7 ст. 240 КАС РФ). При этом причины их пропуска правового значения не имеют.

Исковая давность при оспаривании кадастровой стоимости

Заявление об определении кадастровой стоимости может быть представлено в срок не позднее 5 лет с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) спорных параметров при условии, что на момент подачи такого АИЗ в ГКН еще не внесены (п. 3 ст. 245 КАС РФ):

  • результаты оценки кад. стоимости, полученные при осуществлении очередной государственной кадастровой оценки;
  • сведения, связанные с переменой качественных или количественных параметров объекта недвижимости, повлекшие увеличение/уменьшение его кад. стоимости.

Итоги расчета кад. стоимости земельного участка могут быть оспорены через суд путем представления требований:

  • об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости или изменении его кад. стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об оцениваемом объекте, примененных при исчислении его кадастровой стоимости (подлежат рассмотрению по правилам гл. 25 КАС РФ);
  • обжаловании решения или действий/бездействия комиссии (подлежат рассмотрению по правилам гл. 22 и 25 КАС РФ).

Срок исковой давности о взыскании обязательных платежей и санкций

Обратите внимание! АИЗ о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано не позже 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об их уплате (п. 2 ст. 286 КАС РФ).

Однако при этом необходимо учесть также особенности, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ):

  • если в течение 3 лет с момента окончания срока исполнения самого первого требования об уплате обязательных платежей и санкций сумма общей задолженности физлица по налогам, сборам (с учетом санкций) составила более 3 тыс. руб., то налоговый орган правомочен обратиться в суд с иском о взыскании задолженности в течение 6 месяцев с того момента, как общий размер долга достиг указанной суммы в 3 тыс. руб.;
  • если в течение этих 3 лет сумма долга с учетом санкций не превысила 3 тыс. руб., надзорный орган правомочен обратиться с иском об их взыскании в суд в течение 6 месяцев с момента окончания указанного 3-летнего срока (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Исковая давность при подаче прочих исковых требований по КАС РФ

Рассмотреть все нюансы сроков исковой давности по КАС РФ в рамках одной статьи не представляется возможным, поэтому приведем ниже единым списком общие правила определения сроков по прочим видам АИЗ:

  • АИЗ о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок подается до истечения 6 месяцев с момента обретения юридической силы последним нормативным актом, изданным с указанным нарушением (п. 2 ст. 250 КАС РФ);
  • АИЗ о размещении лица с иностранным гражданством, подлежащего депортации или реадмиссии, в спецучреждении, — в течение 48 часов с момента его размещения в таком спецучреждении по решению уполномоченного лица (п. 1 ст. 267 КАС РФ);
  • АИЗ об установлении административного надзора в отношении лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, — не позднее чем за 2 месяца до их освобождения, в отношении лиц, отбывающих наказание в форме ограничения свободы, — не позднее чем за 1 месяц до окончания срока наказания (пп. 7–8 ст. 270 КАС РФ);
  • АИЗ о помещении гражданина в медучреждение, оказывающее психиатрическую помощь, в недобровольном порядке — не позднее 48 часов с момента, когда были выявлены обстоятельства, требующие помещения данного гражданина в такое учреждение (п. 2 ст. 276 КАС РФ).

Длящееся правонарушение

Как определить начало срока исковой давности по административным делам? Нужно уделить особое внимание такому понятию, как длящееся правонарушение.

Важно! Длящимся является правонарушение, которое продолжается в течение некоторого времени без перерыва (длительное непрекращающееся нарушение, см. п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

Например, длящимся правонарушением считается установка рекламной конструкции без разрешения либо с нарушением действующих правил (ст. 14.27 КоАП РФ) или размещение рекламы на дорожных знаках (ст. 14.28 КоАП РФ). Самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ) также относится к длящимся правонарушениям.

А вот просрочка оплаты штрафа не является длящимся правонарушением. К моменту истечения срока на оплату штрафа такое правонарушение считается совершенным и оконченным.

Обратите внимание! В соответствии с п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ начало течения срока привлечения к ответственности при длящемся правонарушении начинает исчисляться с момента его выявления, а не совершения. Истечение срока исковой давности является безусловным основанием для прекращения производства по административному делу (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Итак, если срок исковой давности истек, привлечь к административной ответственности невозможно, даже если факт правонарушения установлен. Но при длящемся правонарушении срок не истечет, пока правонарушение совершается.

Читайте так же:  Судебная практика о признании человека безвестно отсутствующим

Принятие административного искового заявления судом по прошествии срока исковой давности

По общему принципу истечение регламентированного законом или судом срока исковой давности по административным делам не выступает основанием для отказа судом в принятии такого АИЗ: все обстоятельства пропуска срока должны быть озвучены в суде и оценены надлежащим образом (п. 5 ст. 219 КАС РФ).

При наличии уважительных причин суд правомочен восстановить истекший срок представления АИЗ, кроме тех случаев, когда такой срок не может быть восстановлен по прямому предписанию закона.

Пропуск срока обращения с АИЗ при отсутствии объективных оснований, а также невозможность его восстановления (в т. ч. при наличии уважительной причины) выступает основанием для отказа в удовлетворении АИЗ (п. 8 ст. 219 КАС РФ).

Важно! В силу п. 1 ст. 94 КАС РФ право на исполнение процессуальных действий утрачивается с истечением регламентированного КАС РФ или назначенного судом процессуального срока. Поэтому, например, пропуск срока на оспаривание действий/ бездействия уполномоченного органа публичной власти или изданного им акта является отдельным основанием для отказа в удовлетворении АИЗ.

В случае выявления факта пропуска срока подачи АИЗ без объективной причины суд выносит решение отказать в удовлетворении АИЗ без исследования прочих фактических обстоятельств по административному делу. Соответственно, установив, что срок на обжалование пропущен, суд не должен проводить исследование фактических обстоятельств дела и рассматривать материально-правовые основания представленных истцом требований (например, решение Прилузского райсуда Респ. Коми от 26.11.2015 по делу № 2а-436/15).

Сроки обжалования судебных решений по КАС РФ в разных инстанциях

КАС РФ исковую давность для обжалования судебных решений в последующих судебных инстанциях по общему принципу определяет следующим образом:

  • В апелляцию — в течение 1 месяца со дня принятия судом оспариваемого решения в окончательной форме (п. 1 ст. 298 КАС РФ). По данной теме также рекомендуем нашу статью «Образец апелляционной жалобы по административному делу».
  • Кассацию — в течение 6 месяцев с момента обретения спорным судебным актом законной силы, при условии что податель жалобы использовал все доступные по КАС РФ способы обжалования такого акта.
  • Надзор — в течение 3 месяцев с момента обретения спорным судебным актом юридической силы (п. 2 ст. 333 КАС РФ).

При этом для некоторых категорий требований могут быть установлены сроки обжалования, отличные от общих, приведенных выше. Например, апелляционная жалоба на решение о применении административного надзора может быть представлена в течение 10 дней с момента принятия судом соответствующего решения (п. 5 ст. 298 КАС РФ) и т. д.

Итак, общий срок исковой давности для подачи искового заявления в рамках КАС РФ составляет 3 месяца. Для некоторых категорий требований могут быть регламентированы и иные сроки исковой давности, отличающиеся от указанного.

Пропущенный по объективным причинам срок исковой давности может быть восстановлен судом (если для данного вида исков это в принципе допустимо). В рамках административного судопроизводства суд обязан применить положения о пропуске срока исковой давности (т. е. ходатайство заинтересованной стороны не требуется).

Источник: http://rusjurist.ru/grazhdanskie_dela/kakov_srok_iskovoj_davnosti_po_administrativnym_delam/

Энциклопедия решений. Давность привлечения к административной ответственности за бюджетные нарушения

Давность привлечения к административной ответственности

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Сроки давности привлечения к административной ответственности установлены ст. 4.5. КоАП РФ.

По общему правилу за нарушение бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и за нарушение законодательства о бухгалтерском учете постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

В отношении правонарушений, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ суды, как правило, применяют срок два месяца , отмечая, что указанное правонарушение не является правонарушением в сфере законодательства о налогах и сборах (см., например, решение Московского городского суда от 20.12.2016 N 7-15888/16, постановление Пятнадцатого ААС от 29.06.2016 N 15АП-8345/16, решение Верховного Суда Республики Тыва от 10.11.2016 N 21-204/2016).

Следует учитывать, что за правонарушения, влекущие применение наказания в виде дисквалификации , лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Внимание

В постановлении Верховного Суда РФ от 18.07.2016 N 52-АД16-1 отмечается, что если статьей КоАП предусмотрены и штраф и дисквалификация, то срок давности 1 год применяется и к наказанию в виде штрафа и к наказанию в виде дисквалификации в отношении физлица (см., также, решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16.09.2016, Новосибирского областного суда от 03.03.2016 N 7-211/2016, постановление Камчатского краевого суда от 08.02.2017 N 4А-7/2017). В решении Кировского областного суда от 19.05.2016 N 77-312/2016 разъясняется, что годичный срок давности установлен не в отношении санкции в виде дисквалификации, а применительно к правонарушению, за которое могла быть назначена дисквалификация.

Тем не менее многие органы финансового контроля и суды применяют годичный срок давности только в отношении санкции в виде дисквалификации (см. постановления Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24.08.2016 N 4А-314/2016, Саратовского областного суда от 03.11.2016 N 4А-643/2016, решения Краснодарского краевого суда от 27.09.2016 N 12-3539/2016, Сахалинского областного суда от 15.01.2016 N 72-5/2016).

Ограничение срока давности (1 год) не применяется при привлечении к ответственности юридического лица если статьей, предусматривающей наказание для физлица в виде дисквалификации, предусмотрены также санкции для юридического лица (см. постановление Верховного Суда РФ от 07.10.2016 N 304-АД16-12531, N 304-АД16-12530, и др. 24 постановления от этой же даты).

С какого момента исчисляется срок давности

Срок давности исчисляется со дня совершения правонарушения.

Пример

Суд пришел к выводу, что срок привлечения к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ следует исчислять с момента заключения договора, а не с момента заключения дополнительного соглашения (см. решение Омского областного суда от 07.06.2016 N 77-311/2016).

Срок давности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку , начинает течь с момента наступления указанного срока.

При длящемся правонарушении срок давности начинает исчисляться со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5. КоАП РФ).

Длящимся является такое правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Читайте так же:  Примеры правоотношений возмещение ущерба за вред

Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся .

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол, выявило факт его совершения (п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).

Пример

Правонарушения, предусмотренные ст.ст. 15.11, 15.15.6 КоАП РФ, выразившиеся в искажении в бюджетной отчетности, не являются длящимися (см., например, постановление Псковского областного суда от 26.02.2016 N 4А-34/2016, решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31.10.2016 N 21-1390/2016).

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся правонарушении — со дня обнаружения) (ч. 4 ст. 4.5 КоАП РФ).

Следует учитывать, что в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство, о рассмотрении дела по месту жительства, срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства (ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ). Это единственный случай приостановления течения срока давности.

При удовлетворении такого ходатайства судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ (п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).

Возможности перерыва срока давности КоАП РФ не предусмотрено.

По истечении срока давности вопрос о виновности и об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено , обсуждаться не может (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В этом случае утрачивается возможность возобновления производства по делу (решения Приморского краевого суда от 15.08.2016 N 21-1100/2016, Самарского областного суда от 09.06.2016 N 21-1093/2016).

Пример

Поскольку истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает возобновление производства по делу, исправление ошибки, связанной с ошибочным рассмотрением дела арбитражным судом посредством передачи жалобы по надлежащей подведомственности, исключается (постановление Верховного Суда РФ от 03.12.2014 N 309-АД14-2725).

Однако если постановление о прекращении производства в связи с истечением срока давности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол , настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (ч. 3 ст. 30.6, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ, п. 13.1 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).

Истечение сроков давности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абз. 8 п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, постановление Верховного Суда РФ от 09.01.2017 N 5-АД16-260).

Другими словами, если постановление по делу вынесено до истечения срока давности, а к моменту обжалования он истек, то это обстоятельство при отсутствии иных оснований для его отмены, не может повлечь отмену постановления.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на декабрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Видео (кликните для воспроизведения).

Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК — коды бюджетной классификации

КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств

ПБС — получатель бюджетных средств

Читайте так же:  Научно исследовательский институт судебных экспертиз

Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Источник: http://base.garant.ru/58070946/

Срок исковой давности по административным правонарушениям

Давностные сроки по административным делам

Говоря о привлечении к административной ответственности, стоит отметить, что понятие «срок исковой давности», широко используемое в юридических документах, по отношению к административным правонарушениям неприменимо. В силу ГК РФ исковой давностью является период времени, предназначенный для обращения в судебный орган с иском в целях защиты гражданских прав.

Что же касается привлечения к ответственности за административные проступки, то эта процедура не предусматривает подготовки иска и подачи его в суд (даже тогда, когда административный протокол рассматривается судьей).

КоАП РФ закрепляет следующие виды давностных сроков:

  • 2 месяца — общий срок, применяемый при рассмотрении протокола уполномоченными органами либо должностными лицами;
  • 3 месяца — общий срок, применяемый в случае, когда дело подведомственно суду;
  • 1 год — срок для привлечения к ответственности за проступки, перечисленные в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ;
  • 1 год — давностный срок, применяемый к тем проступкам, за которые предусмотрена дисквалификация;
  • 2 года — за нарушение бюджетного, валютного законодательства РФ, законодательства о бухучете, а также за нарушение правовых актов Таможенного союза или внутригосударственных нормативных актов в таможенной сфере;
  • 3 года — за нарушения в сфере деятельности политических объединений (в соответствии со ст. 5.64–5.68 КоАП РФ) и законодательства о банкротстве;
  • 6 лет — за правонарушение, предусмотренное в ст. 15.27.1 КоАП РФ, а также за нарушение законодательства о борьбе с коррупцией.

О составах и видах правонарушений можно прочитать в статье Административное правонарушение – состав и виды.

Правила применения сроков давности

Для применения срока давности необходимо правильно определить тот момент, с которого начинается его исчисление. Так, в силу ст. 4.5, 4.8 КоАП РФ отсчет этого срока начинается на следующий день после даты совершения проступка. Что касается длящихся правонарушений, то по ним давностный срок отсчитывается со дня, следующего за днем их обнаружения лицом, уполномоченным составить протокол.

В постановлении пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 (п. 14) разъясняется, что длящимся является нарушение, заключающееся в длительном непрерывном неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей. При этом пленум отмечает, что при неисполнении обязанности к строго установленному сроку нарушение длящимся не считается. В этой ситуации течение давностного срока начинается на следующий день после завершения периода времени, предоставленного для исполнения обязанности.

Важные выводы сделаны в постановлении президиума ВАС РФ от 03.06.2014 № 1487/14. Суть рассмотренного дела состоит в том, что организации следовало представить запрошенные документы не позднее 17.08.2012, и в связи с их непредставлением уполномоченный орган вынес постановление от 18.10.2012 о привлечении к ответственности. По мнению президиума ВАС РФ, в данном случае течение давностного срока начинается 18.08.2012, а завершается через 2 месяца — 17.10.2012, а отнюдь не 18.10.2012.

Порядок применения давностного срока был предметом рассмотрения и Конституционного суда РФ. В определении от 07.10.2014 № 2323-О суд указал, что несвоевременная уплата административного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ) не является нарушением законодательства об исполнительном производстве. Следовательно, к данному проступку применяется не специальный срок давности (1 год), а общий срок, равный 2 месяцам.

Таким образом, для правильного применения сроков давности необходимо не только опираться на нормы КоАП РФ, но и учитывать практику высших судебных инстанций.

Источник: http://rusjurist.ru/sroki_iskovaya_davnost/srok_iskovoj_davnosti/srok_iskovoj_davnosti_po_administrativnym_pravonarusheniyam/

Срок давности по административным правонарушениям

Административное нарушение – это действие (или бездействие), идущее вразрез с законодательством, но не представляющее серьёзной опасности для социума и не причиняющее ему принципиального вреда.

Административное правонарушение, хотя и не расценивается как преступление, не одобряется обществом, пресекается им и предполагает наказание за содеянное.

Срок давности по административным правонарушениям действует как на этапе привлечения к ответственности, так и на этапе приведения в исполнение наложенного наказания. При этом сроки давности и порядок их исчисления могут несколько разниться в зависимости от состава правонарушения.

Ответственность и наказание в административном праве

В противном случае нарушитель понесёт ответственность перед судом по закону (юридическая ответственность).

Административная ответственность является одним из видов ответственности юридической и регламентируется Кодексом об Административных Правонарушениях (ФЗ №195 2001/30/12 редакции 2016/05/12 и 2016/21/12).

Административная ответственность

Всякое противоправное умышленное или неосторожное деяние, нарушающее гражданские права, нравственность, установленный общественный порядок, здоровье, экологию, все виды отношений внутри социума классифицируется как административное правонарушение.

Административная ответственность наступает именно по факту правонарушения и ведёт к ограничению доступа к определённым общественным благам:

  • сужение рамок личной и правовой свободы нарушителя;
  • издержки имущественного и материального толка;
  • принижение достоинства;
  • урон репутации и ограничение деятельности.

Административное наказание

Будучи обоснованной реакцией государства на проступок (нарушение), наказание служит мерой ответственности «нарушителя спокойствия».

Наказание, имеющее целью восстановление справедливости и правового баланса в обществе, несёт не только карательную функцию, но и показательно-воспитательную – чтоб другим неповадно было (КоАП ст.3.1).

При определении степени наказания опираются (КоАП гл.4) на характер административного проступка и его потенциальные последствия для общества, но обязательно учитывают личность провинившегося (статус предприятия, если в роли виновного выступает ЮЛ), его материальное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства дела.

Читайте так же:  Таджики патент на работу

Административные санкции могут выражаться в следующем:

  • порицание (замечание, выговор, предупреждение и пр.);
  • наложение штрафа;
  • лишение особого права (охота, управление тс, использование спецоборудования), предоставленного ранее, и конфискация орудия (предмета), повлекшего правонарушение;
  • арест и принудительные работы (до 30 суток);
  • выдворение из страны (не-граждане РФ);
  • дисквалификация (снятие с должности) и замораживание деятельности.

При совокупности нарушений, рассматриваемых в рамках одного процесса, наказание не суммируется, а назначается по более строгой статье (КоАП ст.4.4 п.2).

Срок исковой давности по административным правонарушениям

Какой срок давности по административным правонарушениям установлен законом?

Административная ответственность, в отличие от уголовной, не так тяжела, а потому не тянет за собой судимость и характеризуется более лояльными давностными сроками.

В общем виде давность в отношении административных нарушений исчисляют:

  • 2 месяца – привлечение к ответственности (3 месяца при судебном рассмотрении);
  • 2 года – приведение в исполнение наложенного наказания.

По ряду правонарушений (ст.4.5 п.1) определён давностный срок привлечения 1 год. По нарушениям в финансовой сфере – 2 года. По коррупционным делам срок давности составляет 6 лет.

Согласно общему правилу, через год лицо, виновное в административном проступке, принявшее и исполнившее наказание, уже считается «чистым» и не привлекавшимся к ответственности. Иными словами, гражданин классифицируется как «привлечённый к административной ответственности» (подвергнутый наказанию) с момента вынесения постановления плюс время на исполнение плюс один год после свершившегося «факта возмездия».

Срок начинает исчисляться со следующего дня после того, как произошло нарушение и, соответственно, оно попало в поле зрения должностного сотрудника.

Попытки привлечения к ответственности по истечении срока давности административного правонарушения противозаконны (ст.24.5 п.1 пп.6). В этом случае производство не может быть инициировано, а если процедура уже началась, то она немедленно прекращается (дело закрывается).

Давность исполнения наказания начинает исчисляться с момента вынесения постановления, которое утрачивает законную силу по истечении 2х лет. Если за этот время постановление так и не реализовано, то его можно считать аннулированным. Повторного привлечения по тому же правонарушению быть не может (ст.4.1 п.5).

В том случае, если по исполнению постановления имеется отсрочка, рассрочка либо приостановление (КоАП стт.31.5, 31.6), то срок давности пролонгируется на этот промежуток времени, то есть прерывается, потом отсчитывается срок рассрочки/отсрочки/приостановления, потом продолжается течение срока давности.

При намеренном уклонении от назначенного наказания давность восстанавливается в своём течении с момента обнаружения виновного или его имущества.

Иными словами, административное взыскание по прошествии 2х лет не может быть наложено, если постановление было вынесено и о нём забыли. Если же принимались меры, если с «клиентом» работали, но он упрямо скрывался, то течение давности прерывалось и возобновлялось всякий раз после его обнаружения – таким образом, 2-летний давностный срок мог заметно удлиниться.

Длящееся правонарушение

Правонарушение считается длящимся, если оно продолжается на протяжении длительного времени и не прекращается до момента его обнаружения уполномоченным лицом (Постановление Пленума ВС №5 2005/24/03 п.14).

С другой стороны, если срок для выполнения конкретной обязанности чётко определён законодательными актами, но выполнения не последовало, то именно с момента окончания срока должен отсчитываться давностный срок по административному нарушению (Письмо ГТК № 01-06/2058 2002/27/05; Постановление Пленума ВС №5 п.14 абзац 2).

При этом днём обнаружения (точкой отсчёта) устанавливается день составления и подписания протокола уполномоченным лицом (КоАП ст.4.5 п.2).

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Срок давности по административным правонарушениям ГИБДД

Штрафы ГИБДД, будучи административными, подлежат оплате в 2-месячный срок.

Если оплата вносится в течение 20 дней, то сумма штрафа сокращается вдвое (КоАП ст.32.2 пп.1, 1.3).

Отсчёт начинается через 10 дней после получения нарушителем постановления.

При неуплате штрафа судебным приставом возбуждается исполнительное производство (КоАП ст.32.2 п.5). По факту открытия производства ССП уклонисту даётся 5 дней на добровольное покрытие задолженности (ФЗ №229 2007/02/10 редакция 2016/01/10 ст.30 п.12). После этого в поле зрения пристава попадают все доходы и имущество должника. При сумме штрафов гибдд свыше 10 тысяч пристав накладывает временный запрет на выезд должника за границу (ФЗ №229 ст.67 пп.1, 3).

Срок давности по наложению штрафа – 2 месяца (через суд 3 месяца), а по взысканию (обычное правонарушение) он лимитирован 2 годами с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания. На обжалование предусмотрено:

  • 10 дней – у начальника госавтоинспекции;
  • 60 дней – в суде.

Если инспектор не выписал штраф на месте, то через 2 месяца он не может уже привлечь нарушителя к ответственности. Через 3 месяца срок давности данного нарушения истекает окончательно и бесповоротно.

Пример. М превысил скорость 15 января 2014 года, был остановлен инспектором и оштрафован. Постановление о наложении штрафа стало актуальным 25 января 2014 (не обжаловалось). С 26 января 2014 начинал течь срок давности, который вышел 26 января 2016. За прошедшие 2 года никто его не тревожил (меры не предпринимались), не пытался принудительно привлечь к ответственности.

Требование гаишника уплатить «должок», предъявленное ему после названной даты, не правомерно, так как М не скрывался и не уклонялся (его даже не пытались найти), а срок давности истёк – постановление утратило свою силу.

Единственное отличие – в назначении наказания за злостную неуплату. В этом случае арест на 15 суток не возможен (КоАП ст.20.25 п.3).

Любое административное нарушение предполагает ответственность за содеянное и наказание, которое назначается специальными уполномоченными лицами (органами).

Давность по предъявлению претензий и наложению взыскания ограничивается в общем случае 2 месяцами. Давность по исполнению постановления о взыскании истекает через 2 года. Это не означает, что можно «переждать» и скрыться таким образом от ответственности. В случае выявления уклониста меры, которые будут к нему применены, весьма суровы.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lawyer-guide.ru/administrativnoe-pravo/srok-davnosti-po-administrativnym-pravonarusheniyam.html

Срок исковой давности по административным делам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here