Содержание
- 1 Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 2 Предупреждение преступности несовершеннолетних и молодёжи
- 3 Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 4 Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
- 5 Профилактика преступлений среди несовершеннолетних
Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав представляет собой, деятельность федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов федерации, органов местного самоуправления, входящих в данную систему профилактики, которая направлена на максимальное обеспечение справедливости и защиты интересов несовершеннолетних, создание благоприятных условий для их полного включения в социально-экономическую и культурную жизнь общества, предупреждение и пресечение безнадзорности и правонарушений с их стороны.
При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № ФЗ-120 (с дополнениями и изменениями).
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
· предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
· социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
· выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа:
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима,
9) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия и др.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах: законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства:
— заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; приговор, определение или постановление суда;
— постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
— заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав :
1) обеспечивают защиту от физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
3) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и др.
Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания:
1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних.
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь.
3) принимают участие в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания.
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:
— социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
— социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
— центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность:
1) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
2) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях
3) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних и др.
Органы внутренних дел, органы опеки и попечительства проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних.
Сначала о социальном воспитании вообще.Если в вопросе говорится осоциальном воспитании, надо вставить в ответ этот отрывок. Понятие «социальное воспитание» появилось на перепутье 19 и 20 века. В этом понятии воспитание рассматривается с точки зрения того, как влияет социум на воспитание. Сегодня оно употребляется для характеристики воспитания разных эпох, отличающихся друг от друга общественными и межличностными отношениями. То есть общественные отношения средних веков, эпохи Просвещения, 19 века, 20 века различаются. Соответственно, различается влияние общества на воспитание по целям, по содержанию и методам воспитания.
Основные тенденции благотворения и социального воспитания в Древней Руси. Социальная и педагогическая составляющая милосердной практики.
Эпоха средних веков охватывает время от крещения Руси в 10 веке до 18 столетия. Главная структура, организующая практику помощи нуждающимся людям, – церковь. Благотворение. Церковь опирается на религиозное учение, согласно которому, чтобы заслужить райскую жизнь после смерти, надо нравственно вести себя на земле. Нравственность выражается в молитве и ДОБРЫХ ДЕЛАХ. Доброе дело – каждодневная милостыня человеку, протянувшему руку за помощью.
Социальная составляющая милосердия . Поскольку каждый человек должен был творить милостыню, в обществе появилась новая «сетка» отношений: индивидуальных (подача милостыни), но безличных (дающий и принимающий не знают друг друга).
Педагогическая составляющая милосердия . Церковь называла эту практику «учительной», то есть приучающей к добрым делам. Позже в 19 веке ученые писали, что «река милостыни» приучила русского человека к братолюбию, милосердию, добродеянию, состраданию. Так милостыня воспринималась вплоть до 20 века.
Однако в более позднее время милостыня стала профессиональной. Поэтому она перестала учить добродеянию, то есть утратила свои учительные свойства, Ближе к 16 веку количество нищих было так велико, что они составили угрозу обществу. То есть изменилась социальная составляющая милостыни. Поэтому против нее стали активно бороться государи, которым требовались рабочие руки.
Социальное воспитание. Социальное воспитание эпохи средних веков – это воспитание религиозное по целям, содержанию и методам. Оно «вписано» в религиозный контекст жизни. Отклонения от религиозного воспитания осуждаются и сурово наказываются. Церковь учила, что ребенка надо воспитывать «яко послушника». Это значит, что ребенок не может уклоняться от молитвы, что он должен приучаться к творению милостыни, что он должен во всем подчиняться родителям.
Детство было коротким, смысл социального воспитания заключался в том, чтобы как можно раньше подготовить ребенка к взрослой жизни. Поэтому в 7-8 лет ребенок считался взрослым. В своей воспитательной деятельности церковь опирается на семью. Жизнь семьи строится так, как она описана средневековым священником Сильвестром в Домострое. Некоторые авторы употребляют термины «евангелическое воспитание» — это теплое воспитании и «ветхозаветное» воспитание – суровое, связанное с наказаниями за проступки.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Предупреждение преступности несовершеннолетних и молодёжи
Вопросам предупреждения преступности несовершеннолетних посвящены минимальные стандартные правила ООН (1985 г.), касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, известные под названием «Пекинские правила», и Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы (1990 г.), а также Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.).
Среди множества российских законодательных актов необходимо прежде всего сказать о Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Профилактика преступности несовершеннолетних —система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Под социально опасным положением понимается обстановка, представляющая опасность для жизни несовершеннолетних, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, либо способствующая совершению правонарушения или иного антиобщественного действия.
Предупреждение преступности несовершеннолетних имеет две особенности: 1) большая роль общественной системы профилактики; 2) исключительно важное значение специальных мер (раннее предупреждение правонарушений).
Общественная система профилактики включает: а) принятие и исполнение законодательства о молодежи: б) решение семейных проблем; в) сокращение подростковой и молодежной преступности; г) материальное обеспечение детского спорта; д) нравственно-духовную работу с подростками; е) усиление позитивной работы с подростками, имеющими психические аномалии; ж) прекращение пропаганды культа насилия.
Основными направлениями совершенствования профилактики преступности несовершеннолетних являются:
1)гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказаний;
2)введение ювенальной юстиции (специального правосудия для несовершеннолетних);
3)подготовка специальных кадров социальных работников, педагогов для работы с трудными подростками, профессионализация работников специальных правоохранительных структур;
4)усиление роли медико-психологической помощи и поддержки, а также коррекции отклоняющегося поведения подростков, реабилитация несовершеннолетних с различными формами социальной дезадаптации;
5) признание семьи в качестве ведущего института социализации детей, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи, прежде всего семьям из группы риска;
6) строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.
Таким образом, в программе борьбы с преступностью несовершеннолетних должно быть предусмотрено: разработка юве- нальной юстиции; нормативные документы, запрещающие передачу коммерческим структурам помещений для обучения несовершеннолетних; разработка и внедрение спецкурса по методике работы с детьми, входящими в группу риска; методика выхода несовершеннолетних из кризисных ситуаций (потеря работы, уход из семьи, употребление наркотиков, любовные неудачи).
Субъекты предупредительной деятельности представляют собой единую, связанную общностью целей и задач систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы управления здравоохранением, органы опеки и попечительства, органы службы занятости, органы внутренних дел.
К сожалению, положение о комиссиях по делам несовершеннолетних не пересматривалось более 20 лет, и в современных условиях оно явно устарело и трудно применимо.
Координацию действий осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Впрочем, взаимодействие продолжается и на конкретном, более низком уровне. Так, на практике действует приказ Минздрава России и МВД России от 20 августа 2003 г. № 414/633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел».
Специализированные субъекты призваны целенаправленно противодействовать преступности несовершеннолетних.
Специализированными учреждениями для несовершеннолетних являются:
-социально-реабилитационные центры, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию;
-социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию нуждающимся в экстренной социальной помощи;
-центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
-специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием;
-центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
К другим органам и учреждениям, осуществляющим профилактику преступности несовершеннолетних, относятся:
— органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма;
— федеральные органы исполнительной власти.
Неспециализированными субъектами предупреждения преступности несовершеннолетних являются: общественные и религиозные организации, политические партии и движения, уличные домовые комитеты, товарищества собственников жилья и т. п. Главное направление деятельности таких субъектов — это организация досуга несовершеннолетних. Например, религиозные организации активно создают воскресные школы.
Необходимо разумно сокращать формальные правила поведения и развивать позитивную инициативу у несовершеннолетних, поскольку обилие жестких правил лишь увеличивает вероятность их нарушения и способствует эскалации насилия. Законодательством, например, предусматривается более 130 видов преступлений, за которые несовершеннолетние могут нести уголовную ответственность. Из них подростками совершается примерно 23—25 составов преступлений.
Особую роль играют подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Их работа проводится по следующим направлениям:
1)ограничение влияния негативных социальных факторов;
2)позитивное воздействие на причины и условия преступности несовершеннолетних;
3)непосредственное воздействие на несовершеннолетних с отклоняющимся поведением;
4) воздействие на группы антиобщественной направленности.
В последнем случае методами воздействия на антиобщественные группы несовершеннолетних являются: расформирование группы, изоляция группы, переориентация группы. Решающее значение при этом принимает выявление взрослых участников группы и привлечение их к ответственности.
Органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, проводят комплексные проверки, рейды и другие мероприятия.
Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего правонарушителя, так и на окружающую его среду. Индивидуальная профилактика включает: выявление потенциально неустойчивых несовершеннолетних, изучение и устранение источников негативного влияния на них, включая прежде всего семью, находящуюся в социально опасном положении, исследование возможностей создания благоприятной обстановки, осуществление контроля, анализ полученных результатов и коррекцию методов и способов проведения работы по предупреждению совершения преступлений. Особое внимание уделяется несовершеннолетним: ведущим антиобщественный образ жизни, входящим в группировки криминальной направленности, вернувшимся из специальных школ и профтехучилищ, осужденным условно или к наказаниям, не связанным с лишением свободы, освобожденным из мест лишения свободы.
В каждом конкретном случае индивидуальной профилактики должна предшествовать психолого-педагогическая экспертиза.
Прямое отношение к предупреждению имеет быстрое и качественное расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, и соразмерное, справедливое наказание, правильное в тактическом отношении применение мер пресечения на стадии расследования уголовного дела в отношении несовершеннолетнего.
Использовать наказание в виде лишения свободы следует в минимальной степени. При этом о каждом таком случае необходимо широко оповещать несовершеннолетних, вовлеченных в антиобщественную деятельность, в целях их устрашения и удержания от совершения преступлений.
Требуется целенаправленное улучшение качества подготовки сотрудников, отвечающих за профилактику преступности несовершеннолетних. Необходима ротация сотрудников, применение современных обучающих методик.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: http://studopedia.ru/8_99343_preduprezhdenie-prestupnosti-nesovershennoletnih-i-molodezhi.html
Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения
1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее — органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ в пункт 3 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения
3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Рекомендации по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются указанные лица и Рекомендации по стимулированию вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность (направлены письмом Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. N 07-7453)
См. также Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях, направленные письмом Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 21 сентября 2005 г. N ВФ-1376/06
О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними см. приказ Минтруда РФ и МВД РФ от 20 июня 2003 г. N 147/481
Источник: http://base.garant.ru/12116087/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/
Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
· предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
· социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
· выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
· гуманного обращения с несовершеннолетними;
· поддержки семьи и взаимодействия с ней;
· индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
· государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
· обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних[46].
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
4.4. Система социально — педагогической деятельности по профилактике правонарушений в образовательном учреждении [47]
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [48] входят:
· комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
· органы управления социальной защитой населения;
· органы управления образования;
· органы опеки и попечительства;
· органы по делам молодежи;
· органы управления здравоохранения;
· органы службы занятости;
· органы внутренних дел;
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работув отношении следующих категорий несовершеннолетних:
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально — реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденных условно, к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:
1) орган прокуратуры [49]- о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления, — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
4) орган управления социальной защитой населения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
5) орган внутренних дел — о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
6) орган управления здравоохранения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
7) орган управления образования — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
8) орган по делам молодежи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Профилактика преступлений среди несовершеннолетних
Профилактика преступлений среди детей, совершаемых ими или над ними, является приоритетной задачей социального направления политики государства. Она включает в себя воспитательные, правовые, организационные и другие меры воздействия, благодаря которым выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, приводящие к совершению правонарушений. Основной причиной преступлений, реализуемых детьми, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков. А условиями для учинения их несовершеннолетними и над ними чаще всего являются неблагополучное окружение, безнадзорность и беспризорность.
Причины формирования правонарушений среди несовершеннолетних
Для того чтобы понимать, каким должен быть план профилактики правонарушений и преступлений, следует разобраться в том, каковы причины формирования преступности среди несовершеннолетних и постараться устранить их. К таковым условиям можно отнести:
1. Негативное влияние семьи, существенные изъяны в воспитании, минимальное количество денег, не позволяющее обеспечить основные потребности ребенка.
2. Негативное влияние окружения со стороны, как взрослых, так и сверстников. Включает в себя проникновение в сознание несовершеннолетнего путем СМИ, личными бытовыми контактами неверных стандартов поведения (жестокости, распущенности и т. п.).
3. Отсутствие занятости ребенка.
А также на уровень детской преступности влияют: беспризорность, безнадзорность, низкий уровень образовательных учреждений, отсутствие культурно-массовых мероприятий, организаций, занимающихся детским досугом и трудоустройством.
Методы профилактики детской преступности
Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних включает в себя ранние предупредительные меры воздействия, нацеленные на формирование личности ребенка и заблаговременное предотвращение его перехода на путь преступника, а также на предупреждение рецидивов.
Для проведения данных профилактик привлекаются общественно-государственные, образовательные, культурно-спортивные учреждения. Огромную роль играет своевременная работа, проведенная с родителями подростка, задействование психологов, социальных педагогов.
Ранняя профилактика является более приоритетной задачей, поставленной перед соответствующими органами, так как позволяет выявить и устранить антисоциальные изменения в личности ребенка, которые еще не стали устойчивыми, а, значит, в последующем есть большая вероятность того, что будет предупреждено преступление, удастся избежать нанесения вреда, причинения убытка и применения строгих мер принуждения по отношению к несовершеннолетнему.
Ранняя профилактика детской преступности
Меры профилактики преступлений, применяемые на ранних стадиях, это:
• выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица еще до того момента, как таковые сложились;
• выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков, которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка;
• корректирующее и сдерживающее влияние на несовершеннолетнего с социально опасным поведением.
Методы профилактики преступлений на данном этапе включают в себя:
• прогнозирование, которое основано на изменении личностных особенностей детей-правонарушителей и условий, при которых происходит нарушение ими закона;
• анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности малолетних лиц.
Предупреждение рецидива правонарушения, совершенного ребенком
Если же ребенок ранее совершал правонарушение, состоит на учете в органах по делам несовершеннолетних, то к нему могут и должны быть применены особые меры профилактики, не допускающие рецидива.
Данный уровень профилактических мер включает в себя:
• исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ранее совершавшего нарушение закона;
• ликвидацию источников негативного влияния на подростка-нарушителя.
Как ранняя профилактика, так и предупреждение рецидива правонарушения осуществляются с использованием различных способов и приемов в зависимости от ситуации. Например, профилактика преступлений в школе, имеющая общий характер, может заключаться в проведении специальных открытых уроков с приглашенными на беседу психологами, работниками детских исправительных учреждений, следователями по делам с несовершеннолетними.
Законодательство РФ в области профилактики преступлений среди несовершеннолетних
В Российской Федерации профилактика преступлений среди несовершеннолетних регулируется на законодательном уровне, согласно Конституции и нормам международного права, а также ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с последними изменениями и дополнениями от 31.12.2014г.
Согласно данным законодательным актам, в России определенными компетентными органами проводится предупреждающая безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений среди несовершеннолетних деятельность, которая в первую очередь направлена на защиту законных прав и интересов детей, оказавшихся в социально опасном положении.
При этом безнадзорным ребенок считается в случае, если над его поведением отсутствует контроль, в результате ненадлежащего воспитания, содержания и образования со стороны родителей или законных представителей. Беспризорным считается несовершеннолетний, который не имеет места пребывания или места жительства. А под социально опасным положением понимается обстановка, подразумевающая угрозу жизни или здоровью ребенка или не отвечающая требованиям к его содержанию, воспитанию, обучению.
Общая профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей заключается в осуществлении социальных, педагогических, правовых мер, способствующих общему снижению количества правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности/беспризорности. Такие способы, мероприятия выявляют соответствующие причины и условия и устраняют их.
Также специальными учреждениями может проводиться индивидуальная профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей, которая заключается в выполнении работы, направленной на своевременное выявление конкретных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на предотвращение совершения такими детьми правонарушений или на их реабилитацию. Индивидуальная профилактика с конкретными лицами может проводиться только с разрешения начальника органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Учреждения и органы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних
Профилактика преступлений несовершеннолетних в РФ осуществляется следующими организациями:
• комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• органами по управлению социальной защитой населения;
• федеральным органом гос. власти, органами власти регионов РФ и муниципалитетов, которые осуществляют государственное регулирование в области образования;
• органами опеки и попечительства;
• учреждениями уголовно-исполнительной системы (колонии, следственные изоляторы и т.п.);
• органами по контролю над оборотом наркотических и психотропных веществ;
• органами по делам молодежи;
• органами управления здравоохранением;
Внутри каждой из перечисленных организации могут создаваться отдельные учреждения, которые должны выполнять определенные функции по профилактике и правонарушений несовершеннолетних, и их безнадзорности. Помимо способов и методов предупреждения детской преступности, установленной законодательством РФ, данными организациями отдельно прорабатывается и собственная программа профилактики преступлений, устанавливается план.
Деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних и сроки индивидуальной профилактики
Основными задачами деятельности, касающейся профилактики преступлений среди детей, являются:
• предупреждение правонарушений несовершеннолетними, выявление причин и обстоятельств, которые этому способствуют;
• защита прав и интересов ребенка;
• социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних лиц, которые находятся в социально опасном положении;
• обнаружение и пресечение ситуаций, когда в преступления могут быть вовлечены дети.
Профилактика совершения преступлений основывается на принципах гуманного отношения к детям, демократии и поддержки семьи, а также на индивидуальном подходе к каждому несовершеннолетнему с соблюдением конфиденциальности полученных сведений. При проведении работ с несовершеннолетними им разъясняются их права и возможность защиты собственных интересов.
Индивидуальная профилактика преступлений несовершеннолетних, согласно ст. 7 ФЗ-120, может длиться период, который необходим для оказания социальной или любой другой помощи детям, до достижения несовершеннолетними лицами 18-летнего возраста или же до устранения причин и обстоятельств, которые способствуют правонарушениям.
Субъекты индивидуальной профилактики
К несовершеннолетним лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика преступлений, относятся:
• беспризорные и безнадзорные;
• занимающиеся попрошайничеством или бродяжничеством;
• находящиеся в соц. реабилитационных центрах, соц. приютах, специальных учебно-воспитательных центрах;
• употребляющие психотропные или наркотические, одурманивающие вещества, алкоголь;
• ранее совершившие правонарушения, за которые были привлечены к ответственности;
• ранее совершившие правонарушения, но не понесшие за них ответственность в силу возраста;
• освобожденные от уголовной ответственности в связи с амнистией или изменением обстановки;
• обвиняемые или подозреваемые в совершении уголовных преступлений;
• отбывающие наказание в воспитательных колониях;
• те, в отношении которых была установлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания;
• освобожденные из специальных учреждений учебно-воспитательного характера закрытого типа или из мест уголовно-исполнительной системы, в случаях, если, находясь в них, они нарушали режим или совершали противоправные деяния. А также в ситуациях, когда после освобождения из них несовершеннолетние попали в социально опасное положение или нуждаются в реабилитации, помощи.
Профилактика может проводиться как среди несовершеннолетних лиц, относящихся к вышеперечисленным категориям, так и среди их родителей или законных представителей, в случае если они ненадлежащим образом исполняют или не исполняют вовсе свои обязанности по воспитанию, содержанию и образованию своих детей. А также в случаях, когда взрослые отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних лиц или жестоко с ними обращаются.
Основания проведения индивидуальной профилактики
Условиями, при наличии которых проводится индивидуальная профилактика преступлений среди несовершеннолетних, являются обстоятельства, перечисленные в предыдущей главе, если таковые зафиксированы:
• в заявлении об оказании помощи по вопросам, которые входят в компетенцию органов, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних и безнадзорности, от ребенка или его родителей (законных представителей);
• в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних, следователя, прокурора, начальника ОВД или органа дознания;
• в приговоре, постановлении или определении суда;
• в документах, которые являются основанием для помещения ребенка в учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности;
• в заключении по факту проведенной проверки на основании жалоб или заявлений, которое утверждено начальником органа системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности.
Права субъектов, находящихся в учреждениях по профилактике правонарушений и безнадзорности
Несовершеннолетние лица, находящиеся в учреждениях, в которых производится профилактика преступлений и правонарушений, имеют права на:
• оповещение родителей или законных представителей о помещении детей в данные организации. При этом уведомление о данном факте отправляется по месту жительства или пребывания взрослых, если таковое известно, в течение 12-ти часов с момента поступления ребенка в учреждение. Если же сведений о месте направления сообщения нет, то уведомление отправляется в течение 3-х суток в орган опеки и попечительства по последнему месту жительства несовершеннолетнего;
• получение информации о причинах и целях своего нахождения в органах системы профилактики, о своих правах и обязанностях, сведений о внутреннем распорядке соответствующего учреждения;
• обжалование решений работников рассматриваемых организаций;
• достойное, не унижающее достоинство обращение;
• телефонные звонки родственникам, переговоры, свидания с ними без ограничения в количестве;
• получение передач, посылок, писем без ограничения в количестве;
• бесплатное питание, одежду, обувь и иные предметы личного пользования, которые необходимы для сохранения здоровья и жизни детей;
• бесплатную юридическую помощь.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что предупреждение и профилактика преступлений, совершаемых среди несовершеннолетних лиц и над детьми непосредственно, в РФ осуществляется определенными органами власти и социологическими институтами. Их способы и методы закреплены законодательно, при этом они постоянно корректируются в зависимости как от общей ситуации в стране, так и в соответствии с частными случаями.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://252.56.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/7900989
Адвокат по гражданским делам.
Стаж: 18 лет