Решение конституционного суда постановление

Предлагаем рассмотреть тему: "Решение конституционного суда постановление" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Постановление КС РФ обязательно для всех судов с момента его вступления в силу

При пересмотре судебных актов вышестоящие суды обязаны применять нормы права в том их конституционно-правовом смысле, который был выявлен Конституционным судом РФ. В том числе в случае, когда соответствующее постановление КС РФ вступило в силу уже после принятия обжалуемого решения, Определения или постановления.

Правовые позиции ВАС РФ, выраженные в отказных определениях или постановлениях Президиума или Пленума, стали использоваться в качестве нового обстоятельства, являющегося основанием для пересмотра принятых по делу судебных актов, несколько лет назад. Так, Пленум ВАС РФ в п. 5.1 постановления от 12.03.2007 № 17 «О применении АПК РФ при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам» (в редакции постановления от 14.02.2008 № 14) разъяснил, что определения ВАС РФ и постановления Президиума и Пленума ВАС РФ могут рассматриваться в качестве новых обстоятельств в смысле ст. 311 АПК РФ, если в них содержится толкование норм права иное, нежели использованное судами при разрешении конкретного дела.

Немного позже норма ст. 311 АПК РФ в истолковании, данном ей Пленумом ВАС РФ в указанном выше постановлении, стала предметом рассмотрения в Конституционном суде РФ. Суд признал оспариваемую норму в данном истолковании соответствующей Конституции РФ, но разъяснил особенности ее применения. А именно правовая позиция ВАС РФ, Президиума или Пленума ВАС РФ может быть основанием для пересмотра судебных актов, вынесенных по делу, по новым обстоятельствам, только если в соответствующем Определении или постановлении содержится специальная оговорка о такой возможности (постановление КС РФ от 21.01.2010 № 1-П, далее — постановление № 1-П).

Позже и сама ст. 311 АПК РФ претерпела изменения: Федеральным законом от 23.12.2010 № 379-ФЗ «О внесении изменений в АПК РФ» (вступил в силу 28 марта 2011 г.) был конкретизирован перечень новых обстоятельств. В него вошло и такое обстоятельство, как изменение правовой позиции ВАС РФ, выраженной в Определении суда или постановлении Президиума или Пленума (п. 5 ч. 3).

Порядок применения постановления № 1-П и стал камнем преткновения в деле, сторонами которого выступали две крупные компании.

ВАС РФ не стал применять разъяснения Конституционного суда РФ

Компания обратилась с иском в арбитражный суд о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения, однако дело проиграла. Первая инстанция отказала в удовлетворении иска и вынесла решение в пользу ответчика (от 11.04.2008 по делу № А40-8404/07-37-86).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Год спустя Президиум ВАС РФ принял постановление по другому делу со схожими фактическими обстоятельствами, в котором пришел к выводу, выгодному для истца по делу (постановление от 09.04.2009 № 16318/08). В связи с чем истец повторно обратился в суд, уже с заявлением о пересмотре судебного решения по новым обстоя­тельствам в соответствии со ст. 311 АПК РФ.

Суд первой инстанции отменил ранее вынесенное решение, и в новом решении от 10.09.2009 удовлетворил требования истца в соответствии с позицией, выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ.

В позиции ВАС РФ Конституционный суд РФ усмотрел указания о применении его решений

Ответчик по делу, не в пользу которого завершился спор, попытался добиться справедливости в Конституционном суде РФ, обратившись с жалобой о проверке нормы ч. 1 ст. 79 Закона № 1-ФКЗ, на которую ссылался Президиум ВАС РФ в невыгодном для компании постановлении. По мнению компании, Президиум ВАС РФ истолковал норму ч. 1 ст. 79 Закона № 1-ФКЗ таким образом, что позволил арбитражным судам не применять вступившее в силу решение Конституционного суда РФ.

КС РФ по сути согласился с доводами жалобы. В постановлении от 08.11.2012 № 25-П разъяснил, что правовая позиция Президиума ВАС РФ, выраженная в постановлении от 21.12.2010 № 1993/09, фактически является собственным толкованием положений о юридической силе решения Конституционного суда РФ. По существу, Президиум разъяснил арбитражным судам апелляционной и кассационной инстанций, могут ли они применять постановление № 1-П при решении вопроса о наличии оснований для пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам и в каких случаях. Вопрос об обратной силе решений КС РФ не мог рассматриваться Президиумом ВАС РФ, поскольку отмененные им постановления апелляционной и кассационной инстанций были вынесены после вступления постановления № 1-П в силу.

С момента вступления в силу постановления КС РФ никто не вправе применять закон, служивший предметом рассмотрения КС РФ, в смысле ином, кроме выявленного судом. Положение ч. 1 ст. 79 Закона № 1-ФКЗ запрещает с момента вступления в силу постановления КС РФ применение в ходе рассмотрения дела нормы права в истолковании ином, чем указано в постановлении КС РФ. Тот факт, что производство по такому делу было начато до вступления в силу постановления КС РФ, роли не играет. Данное правило распространяется как на арбитражные суды, так и на суды общей юрисдикции.

Анна Смола, заместитель начальника Управления публичного права и процесса ВАС РФ

Вопрос, который рассматривался в рамках решения Конституционного суда РФ, вынесенного 8 ноября, носит исключительный характер, поскольку он происходил из коллизии механизма оптимизации надзорного производства, предложенного ВАС РФ в 2008 г., и подходов к пересмотру судебных актов по новым обстоятельствам, изложенных КС РФ в постановлении № 1-П (имеется в виду постановление от 21.01.2010. — Примеч. ред.). Эта коллизия давно снята, так как в АПК РФ внесены изменения, отражающие позицию КС РФ, ее актуальность сохранялась только в отношении старых дел, когда механизм оптимизации надзорного производства функционировал через применение института вновь открывшихся обстоятельств до формулирования КС РФ своей позиции.

В постановлении КС РФ от 08.11.2012 № 25-П прямо говорится о пересмотре судебных актов по делу «Транснефтепродукта» в установленном порядке, соответствующее основание для пересмотра по новым обстоятельствам содержится в АПК РФ.

По делам лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства, но в отношении которых были применены нормативные положения, получившие в решении КС РФ конституционно-правовое истолкование, отличное от придававшегося им сложившейся правоприменительной практикой, такое решение КС РФ влечет пересмотр основанного на данных нормативных положениях судебного акта только в тех случаях, когда он либо не вступил в законную силу, либо вступил в законную силу, но не исполнен или исполнен частично, на что неоднократно указывалось в актах КС РФ.

Читайте так же:  Отказать в возмещении морального вреда

Если подавляющее большинство таких судебных актов исполнено (а речь идет о пересмотре судебных актов на основании постановлений Президиума ВАС РФ, вынесенных до февраля 2010 г., поэтому это вполне вероятно), то пересмотр вряд ли затронет большое количество дел.

Как видно из сказанного, последствия этого решения не являются существенными, поскольку ВАС РФ и так исходит из обязательности актов КС РФ в правоприменительной практике. Рассогласованность позиций касалась лишь расхождения в понимании того, каким образом должен осуществляться пересмотр в порядке надзора судебных актов по однотипным делам в случае формулирования ВАС РФ правовой позиции, и носила временный характер, поэтому последствия возможны лишь для ограниченного круга судебных актов, принятых в соответствующий отрезок времени.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/195621/

Знаковые решения КС РФ и ВС РФ по вопросам трудового законодательства. Обзор

В 2018 году Конституционный Суд РФ выпустил три важных постановления, а Верховный Суд РФ определил признаки трудовых отношений и особенности увольнения работников. Внимание на выводы в статье. Возможно, придется изменить подходы в работе, чтобы избежать трудовых споров.

Какая сила у решений КС РФ и ВС РФ?

Определения Верховного Суда РФ (ВС РФ) – это решения по «обычным» спорам между работниками и работодателями, а не акты толкования и применения права. Несмотря на то что судебная практика не признается источником российского права, суды общей юрисдикции учитывают знаковые решения ВС РФ при рассмотрении аналогичных трудовых споров.

Постановления Конституционного Суда РФ (КС РФ) – это акты прямого действия, окончательные, вступают в силу со дня официального опубликования, обжалованию не подлежат. Учитывать в работе обязательно.

Знаковые постановления КС РФ

Оплата работы в выходные или нерабочие праздничные дни

КС РФ определил смысл ч. 1 ст. 153 ТК РФ «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни» (Определение Конституционного суда РФ от 28.06.2018 № 26-П): при установлении размера заработной платы работодатель должен учитывать не только количество и качество труда, но и условия работы.

КС РФ разъяснил, как оплачивать труд работников, зарплата которых помимо месячного или должностного оклада включает компенсационные и стимулирующие выплаты. Оплата за работу в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени должна включать не только тарифную часть заработной платы, но и все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

В Постановлении № 26-П КС РФ закрепил такой подход общеобязательным при исчислении оплаты за работу в выходные или нерабочие праздничные дни. Иное истолкование ст. 153 ТК РФ в правоприменительной практике исключено.

Вывод: с 29 июня 2018 года — с даты официального опубликования Постановления КС РФ № 26 — при оплате работы в выходные или нерабочие праздничные дни учитывайте не только тарифные ставки, оклады, но и прочие компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда.

Неиспользованные отпуска не сгорают, работник имеет право на компенсацию за неиспользованный отпуск в полном объеме

В КС РФ обратились несколько уволенных работников, получивших компенсацию за неиспользованный отпуск не в полном объеме, а за последние полтора года.

Работодатели и суды общей юрисдикции по-своему поняли норму п.1 ст. 9 Конвенции МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках». В ней сказано, что непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 14 дней предоставляется и используется в течение года. Остаток — в течение 18 месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск, не позже.

КС РФ отметил, что Конвенция МОТ № 132 не ограничивает срока, в течение которого работник может обратиться в суд с требованием взыскать компенсацию. Работники имеют право на компенсацию за все неиспользованные отпуска. И не важно, сколько времени прошло с окончания рабочего года, за который предполагался неиспользованный полностью либо частично отпуск.

Вывод: помните, что трудовое законодательство не разрешает накапливать задолженность по отпускам. Предоставляйте оплачиваемые отпуска ежегодно (ч. 1 ст. 122 ТК РФ). В ст. 124 ТК РФ указаны причины, по которым можно перенести отпуск в рабочем году или на другой год. ТК РФ запрещает не предоставлять отпуска в течение двух лет подряд. Если работодатель нарушает эти нормы и не предоставляет работникам отпуска, при увольнении он обязан выплатить компенсацию за все неиспользованные отпуска.

Новые профстандарты и требования к квалификации — не основание для увольнения

В КС РФ обратилась работница, уволенная с должности воспитателя детского сада из-за несоответствия новым требованиям к образованию, установленным законом и профессиональным стандартом. Ее уволили по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, несмотря на большой опыт работы. КС РФ такую практику не поддержал и отметил: «… цель введения профессиональных стандартов, так и их предназначение не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций» (Постановление КС РФ от 14.11.2018 № 41-П).

При принятии Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не предполагалось, что работодатели будут требовать наличие профессионального образования у педагогических работников, которые уже в трудовых отношениях и успешно осуществляют профессиональную деятельность. Подразумевается, что вопрос о продолжении профессиональной деятельности надо решать с учетом длящегося характера трудовых отношений. Проводят аттестацию и оценивают, способен ли работник выполнять порученную ему работу.

Ранее Минтруд России в Письме от 22.04.2016 № 14-3/В-381 также разъяснял, что вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием увольнять работников. Однако по итогам проверок прокуратуры работодатели получали распоряжение уволить работников, у которых квалификация не соответствует требованиям закона. Поэтому Постановление КС РФ № 41-П важно для правоприменительной практики.

Знаковые решения ВС РФ

Отличие трудовых отношений от гражданско-правовых

С 1 января 2015 года установлена административная ответственность за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ст. 5.27 КоАП РФ). Как разграничить трудовые отношения и гражданско-правовые? В законе четких правил нет. Ориентируйтесь на Определение ВС РФ от 22.10.2018 № 56-КГ18-29. Характерные признаки трудовых отношений:

  • стороны достигли соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя;
  • работник подчиняется действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы, сменности;
  • работодатель обеспечивает условия труда;
  • работник выполняет трудовую функцию за плату;
  • работник выполняет работу в соответствии с указаниями работодателя;
  • работодатель признает права работника на еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск;
  • работодатель оплачивает расходы, связанные с поездками работника в целях выполнения работы;
  • работник периодически получает выплаты, которые являются для него единственным или основным источником доходов;
  • работодатель предоставляет инструменты, материалы и механизмы.
Читайте так же:  Документы к отзыву на исковое заявление

Недопустимо включать в договор гражданско-правового характера наименование должностей, специальностей, профессий. Косвенный признак трудовых отношений — в договоре прописаны условия труда исполнителя, подрядчика или агента.

В другом Определении ВС РФ от 10.09.2018 № 80-КГ18-9 рассмотрены ключевые отличия трудового договора от договора возмездного оказания услуг:

  • предмет договора — исполнитель или работник выполняет не конкретную разовую работу, а определенные трудовые функции, входящие в обязанности физического лица — работника. По трудовому договору важен процесс исполнения этой трудовой функции, а не оказанная услуга;
  • самостоятельность исполнителя — по трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу по определенной трудовой функции (специальности, квалификации, должности), включается в состав персонала работодателя, подчиняется установленному режиму труда и работает под контролем и руководством работодателя;
  • риск — по договору возмездного оказания услуг исполнитель работает на свой риск, а лицо, работающее по трудовому договору, не несет риска, связанного со своим трудом.

Вывод: избегайте признаков трудовых отношений в гражданско-правовом договоре. При заключении гражданско-правового договора учитывайте признаки трудовых отношений, названные в ст. 15 ТК РФ, и сложившуюся судебную практику, характеризующую отличия трудового договора от договора гражданско-правового характера.

Работник может отозвать свое согласие на работу в новых условиях

Трудовой кодекс предусматривает два способа внести изменения в трудовой договор:

  • по соглашению сторон, оформленному в письменной форме (ст. 72 ТК РФ);
  • по инициативе работодателя в одностороннем порядке (ст. 74 ТК РФ).

Работодатель может изменить условия по своей инициативе только, если есть причины организационного или технологического характера, и при трудовом споре он может доказать, что невозможно сохранить прежние. Если это действительно так, можно переходить к процедуре, указанной в ст. 74 ТК РФ:

  • уведомить работника о предстоящих изменениях условий трудового договора и причинах, которые вызвали такую необходимость, не позднее чем за два месяца до этого (ч. 2 ст. 74 ТК РФ);
  • в письменной форме предложить работнику другую имеющуюся работу в соответствии с ч. 3 ст. 74 ТК РФ, если работник не согласен работать в новых условиях.

В Определении от 15.10.2018 № 5-КГ18-187 ВС РФ разбирал вопрос, может ли работник передумать и отказаться от работы в новых условиях, если ранее выразил свое согласие? Да, может, в пределах двухмесячного срока (ст. 74 ТК РФ). Если лишить работника такого права, это может ограничить его трудовые права.

Вывод: о предстоящем изменении условий трудового договора работодатель обязан предупредить работника за два месяца. Если работник отозвал свое согласие на работу в новых условиях в течение этого срока, работодатель обязан это учесть.

Приказ на увольнение по дисциплинарному основанию

В 2018 году ВС РФ в Определениях от 12.03.2018 № 18-КГ17-290 и от 02.07.2018 № 10-КГ18-6 разъяснил, что в приказе об увольнении работодателю обязательно нужно указывать, какой проступок стал поводом для взыскания и когда он был совершен. Если этой информации в приказе нет, судьи не могут определить, была ли в действиях работника неоднократность проступков, какие нарушения он совершил.

Вывод: при оформлении приказа на увольнение работника за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей указывайте, какие нарушения дисциплины труда послужили основанием к увольнению.

Чтобы уволить работника по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, нужно соблюдать порядок его привлечения к ответственности. Поэтому в приказе об увольнении необходимо указать суть конкретных нарушений работником трудовых обязанностей.

По трудовым спорам, связанным с увольнением работников по дисциплинарным основаниям, судьи обращают внимание не только на процедурную часть (выполнение порядка применения дисциплинарного взыскания и сроков их применения), но и на содержательную.

В соответствии с ч. 5 ст. 192 ТК РФ работодатель обязан учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства при которых он был совершен, а в п. 53 Постановления Пленума Верховного суда от 17.03.2004 № 2 отмечается необходимость учитывать еще и предыдущее поведение работника, его отношение к труду.

Так, в судах общей юрисдикции проверяют, наступили ли для работодателя неблагоприятные последствия в связи с нарушением работником трудовой дисциплины, выясняют, как длительно работник состоит в трудовых отношениях с работодателем, нарушал ли дисциплину ранее. Только при подтверждении данных обстоятельств принимается решение о правомерности или неправомерности применения работодателем дисциплинарного взыскания. См., например, Апелляционное определение Приморского краевого суда от 21.08.2018 по делу № 33-7831/2018, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 15.02.2018 по делу № 11-2275/2018

Источник: http://school.kontur.ru/publications/1662

Статья 79. Юридическая сила решения

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 28 декабря 2016 г. N 11-ФКЗ в статью 79 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения

Статья 79. Юридическая сила решения

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле части первой статьи 79 настоящего Федерального конституционного закона см Постановление Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2012 г. N 25-П

Толкование части первой статьи 79 настоящего Федерального конституционного закона приведено в Определении Конституционного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 6-О

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального конституционного закона. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

ГАРАНТ:

О последствиях признания нормы, не противоречащей Конституции РФ в конституционно-правовом смысле, выявленном Конституционным Судом РФ, см. определения Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N 556-О-Р и от 7 июля 2016 г. N 1435-О-Р

Читайте так же:  Мировое соглашение в уголовном суде

См. также Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 1999 г.

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части, или в нормативный акт, признанный соответствующим Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 79 настоящего Федерального конституционного закона

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://base.garant.ru/10101207/152c9e5d938eda344f0ddcab4fe40a55/

Решение Конституционного Суда РФ: их виды, содержание и форма, порядок принятия, юридическое значение

Виды, содержание и форма решений Конституционного Суда

Виды решений Конституционного Суда РФ:

  1. итоговые решения;
  2. иные решения.

Итоговые — те, в которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного дела . В них Суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия.

Иные решения — те, в которых обычно констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия , имеющие отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации работы Суда в целом или проведению его заседаний, к обоснованию отказа в принятии конкретных обращений в Суд или к истолкованию принятых постановлений.

Формы решений Конституционного суда:

  1. постановление Конституционного Суда РФ (итоговое решение);
  2. заключение Конституционного Суда РФ (итоговое решение);
  3. определение Конституционного Суда РФ (иное решение).

Постановление Конституционного Суда РФ — итоговое решение по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в ст. 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений.

Заключение Конституционного Суда РФ — итоговое решение по результатам проверки соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении.

Порядок принятия решений Конституционного Суда РФ

Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила. Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи . На совещания могут быть допущены лишь работники Конституционного Суда РФ , обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно быть принято, предоставляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений.

Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей, который производится в алфавитном порядке фамилий судей, начиная с судьи, определяемого при каждом опросе по жребию. Во всех случаях председательствующий голосует последним. Для принятия решения требуется большинство голосов участвовавших в голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании. Если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае, когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется. Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании. Оглашению он не подлежит.

Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. В таком документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность которого подвергнута сомнению, аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при необходимости — и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался суд. Другими словами, итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем, чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении .

Юридическое значение решений Конституционного Суда РФ

Решение Конституционного Суда РФ вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.

Данное обстоятельство может сказать многое о юридической силе решений Конституционного Суда РФ. О ней же может многое сказать и предписание ст. 6 Закона о Конституционном Суде, где сказано, что решения этого Суда “обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений”.

Это общее положение о юридической силе решений Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется рядом других. Установлено, в частности (см. ч. 6 ст. 125 Конституции РФ), что акты либо их отдельные части, признанные противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу и не могут применяться. Если какой-то суд либо иной орган все же вынесет решение, ссылаясь на правовой акт, признанный неконституционным, то это решение исполнению не подлежит и должно быть пересмотрено в установленном законом порядке. Подчеркивая юридическую силу решений, принимаемых Конституционным Судом РФ, ч. 2 ст. 79 Закона предусматривает: “Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта”.

В соответствии со ст. 80 Закона о Конституционном Суде РФ принятие Судом постановления, признающего какой-то закон или иной нормативный акт полностью или частично противоречащим Конституции РФ, должно влечь за собой осуществление конкретных мер по приведению такого акта и связанных с ним других актов в соответствие с конституционными предписаниями. В частности, в п. 1 этой статьи говорится: “Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке”. Другими словами, решение Конституционного Суда РФ о признании конкретного закона полностью или частично противоречащим Конституции РФ обязывает органы, участвующие в правотворчестве, в том числе Правительство РФ и Федеральное Собрание РФ, приступить к активным действиям по устранению образовавшегося пробела в законодательстве.

Читайте так же:  Регламент защиты персональных данных

Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный Суд РФ поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного Суда РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно, так же, как и постановления по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение обвинительного процесса.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/reshenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ich-vidi-soderzhanie-i-forma-poryadok-prinyatiya-iuridicheskoe-znachenie

Какова роль постановления Конституционного суда РФ?

Постановление Конституционного суда как разновидность его решений

Конституционный суд РФ (КС РФ) принимает следующие виды решений (см. ст. 71 конституционного закона «О КС РФ» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ, далее — закон № 1-ФКЗ):

  • постановление при разрешении вопроса по существу (перечень таких вопросов приведем чуть ниже);
  • заключение, которое выносится при разрешении вопроса о соблюдении процедуры выдвижения обвинения Президента РФ в госизмене или другом тяжком преступлении (подробнее о тяжких преступлениях вы узнаете из нашей статьи «Какие преступления относятся к тяжким согласно УК РФ?»);
  • определения — все другие решения, принимаемые КС РФ.

КС РФ выносит постановления по следующим вопросам (ч. 2 ст. 71 закона № 1-ФКЗ):

  • о разрешении дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента и Правительства РФ, региональных уставов и конституций и т. д.;
  • разрешении споров о полномочиях федеральных и региональных госорганов;
  • рассмотрении заявлений граждан РФ о нарушении их прав и свобод;
  • толковании Конституции РФ;
  • проверке конституционности вопросов, выносимых на референдум.

В соответствии со ст. 20 закона № 1-ФКЗ постановления Конституционного суда РФ принимаются на его заседаниях с проведением слушаний, за исключением случаев, закрепленных в ст. 47.1 закона № 1-ФКЗ, когда заседание может проводиться и без них.

Постановление Пленума КС РФ

До февраля 2011 года КС РФ принимал свои решения либо на заседании одной из палат (всего их было 2), либо на пленарном заседании. Однако законом «О внесении изменений…» от 03.11.2010 № 7-ФКЗ палаты были устранены. В старой редакции ст. 21 закона № 1-ФКЗ содержался перечень вопросов, которые рассматривались только в пленарном заседании.

Такого названия документа, как постановление Пленума Конституционного суда РФ, не существовало. Все постановления, вынесенные как на заседании палат, так и на пленарном заседании, именовались постановлениями Конституционного суда РФ.

В качестве примера приведем постановление КС РФ от 11.07.2000 № 12-П/2000 о толковании ст. 91 и 92 Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае его неспособности управлять государством при проблемах со здоровьем.

Было указано, что прекращение его полномочий возможно только тогда, когда расстройство функций организма носит постоянный и необратимый характер и исчерпаны все другие возможности, такие как:

  • временное неисполнение Президентом РФ своих полномочий;
  • его добровольная отставка.

Согласие Президента РФ на досрочное прекращение полномочий по данному основанию не требуется. Исполнение его полномочий до избрания нового возлагается на председателя Правительства РФ.

С февраля 2011 года КС РФ выносит постановления на своих заседаниях при наличии кворума в 2/3 от действующих судей (ст. 30 закона № 1-ФКЗ) при общем количественном составе суда 19 человек (ст. 4 закона № 1-ФКЗ).

Значение постановлений КС РФ

В том случае, если законы или нормативные акты признаны неконституционными, они прекращают свое действие, а международные договоры не вступают в силу (п. 6 ст. 125 Конституции РФ). Невозможно преодолеть неконституционность закона, установленную постановлением КС РФ, путем принятия данным судом другого решения по делу (ст. 79 закона от 21.07.1994).

Постановления КС РФ о признании законов неконституционными, разрешении споров о разграничении полномочий госорганов и т. п. непосредственно влияют на все органы законодательной и исполнительной госвласти. Судебные решения, принятые на основе нормативных актов, признанных не соответствующими Конституции РФ, подлежат пересмотру (п. 3 ч. 4 ст. 392 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ч. 3 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 1 ч. 4 ст. 413 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

В том случае, если закон или другой нормативный акт признан неконституционным либо выявлен пробел в законодательстве, ответственный госорган должен рассмотреть вопрос о принятии нового акта об отмене неконституционного или внесении в него требуемых изменений.

Например, постановлением КС РФ от 18.09.2014 № 23-П/2014 была признана неконституционной ч. 1 ст. 2 закона «О внесении изменений в закон “О соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации…”» от 12.02.2001 № 5-ФЗ. Данная норма служила основанием для отказа в начислении денежной компенсации. Она больше не применяется, а судебные решения, основанные на ней, подлежат пересмотру.

Таким образом, постановлениями называются решения КС РФ, которыми заканчивается разрешение большинства вопросов по существу. В данном документе могут содержаться выводы о неконституционности закона или другого нормативного акта, разрешаться споры о компетенции госорганов или содержаться положения о толковании норм Конституции РФ, которые являются окончательными и не могут быть изменены, в том числе путем принятия другого решения КС РФ.

Источник: http://rusjurist.ru/sudebnye_dela/vysshie_sudy_rf/kakova_rol_postanovleniya_konstitucionnogo_suda_rf/

Итоги-2019: главные решения Конституционного суда

ИП представила сведения о работающих у нее застрахованных лицах за сентябрь 2017 года лишь в ноябре того же года. За это ее привлекли к ответственности, но не один раз, а два: сперва по закону «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а потом и к административной – по ст. 15.33.2 КоАП.

Конституционный суд признал такой подход незаконным, ведь никого нельзя привлечь к ответственности дважды. Суд предписал изменить спорную норму КоАП.

Конституционный суд рассмотрел дело о возврате из бюджета переплат по страховым платежам, которые учитываются на индивидуальных счетах работников. Судьи указали: раз при переплате налогов на эту сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания, то для страховых взносов должно применяться то же правило.

Теперь покупатели продукции организации-банкрота имеют право на вычет НДС, а налоговики не вправе доначислять покупателю налог и отказывать ему в предоставлении вычета по этому налогу. Но из правила есть исключения – покупатель не сможет получить вычет, если он знал, что сумма НДС, учтённая в цене продукции, при имеющемся объёме и структуре долгов организации-банкрота не могла быть уплачена в бюджет. Эксперты опасаются, что оговорки, которые сделал КС в своем решении, могут нивелировать положительный эффект от него (подробнее – в материале «Конституционный суд внёс ясность в условия вычетов по НДС»).

Читайте так же:  Судебно психологическая экспертиза несовершеннолетних

Оспаривая нормативный правовой акт, заявитель тратит свои силы, средства и время, а потому вправе рассчитывать, что сможет извлечь из этого выгоду. Да и нормы ГПК не мешают пересмотру по новым обстоятельствам решения по заявлению того, кто успешно оспорил положенный в основу решения нормативный правовой акт (вне зависимости от того, с какого момента НПА признан недействующим).

Кодекс административного судопроизводства (КАС) закрепляет возможность возмещения судебных расходов стороне, которая выиграла в административном деле. Но эти положения не распространяются на заинтересованное лицо: порядок, по которому проигравшая сторона должна возмещать убытки заинтересованному лицу, не прописан в законе.

Истец, проигравший спор, должен возместить убытки заинтересованного лица. Но только если «фактическое процессуальное поведение» такого лица способствовало принятию судебного акта, а расходы на юристов были вынужденными и носили разумный характер, а не имели своей целью воспрепятствовать деятельности истца.

Налоговики не должны слепо возбуждать производство по банкротному делу, если оно принесет государству лишь убытки, и надеяться, что эти убытки покроет руководство компании-банкрота. Возложение убытков в полном объеме только на руководителя должника не отвечало бы критериям справедливости и соразмерности. А потому суд должен исследовать все обстоятельства дела, чтобы установить, что убытки налоговой службы действительно возникли из-за противоправного поведения руководителя.

Если правоохранители долго не могут возбудить дело или долго его расследуют, из-за чего истекают все сроки давности, то потерпевшие могут потребовать компенсации за нарушение разумных сроков судопроизводства.

В деле бизнесмена Бориса Сотникова суды решили, что «разумный срок» по УПК исчисляется не с момента подачи заявления, а с момента фактического возбуждения уголовного дела. Предприниматель оспорил ст. 6.1 УПК в Конституционном суде, который признал: норма не соответствует основному закону, потому что позволяет не учитывать «период со дня подачи заявления о преступлении и до момента возбуждения уголовного дела об этом преступлении в случаях, когда производство по данному уголовному делу завершилось постановлением обвинительного приговора».

КС предписал поменять УПК и уточнить в нем порядок определения момента начала исчисления разумного срока уголовного судопроизводства.

Сотрудник техсервиса использовал свою машину, чтобы работать. Работодатель оплачивал его амортизационные расходы, а приставы забирали их на алименты.

КС напомнил: по своей правовой природе возмещение расходов при использовании личного имущества работника не входит в систему оплаты труда и имеет иную целевую направленность. А это значит, что такие «доходы» нельзя забрать в качестве алиментов. Они должны остаться у должника.

Конституционный суд разъяснил положения ст. 157 УК об ответственности за неуплату алиментов. Она наступает, если на момент совершения этого деяния гражданин был подвергнут административному наказанию за то же деяние, то есть при наличии у него состояния административной ответственности.

То есть за неуплату алиментов нельзя привлечь к уголовной ответственности, если до этого не привлекли к административной.

Каждый работник должен быть обеспечен зарплатой в размере не ниже федерального МРОТ, напомнил КС. Работники имеют право на повышенную оплату за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Но если бы они получали свой МРОТ только с помощью переработок и работы в выходные и ночью, то это ставило бы их в неравные условия с теми, кому платят МРОТ за «обычную» работу. Кроме того, КС напомнил: сотрудника нельзя постоянно заставлять работать в условиях, отличающихся от нормальных. Например, постоянная работа ночью, если об этом не было договорённости при приёме на работу, или регулярные переработки.

Таким образом, повышенная оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни не может и не должна включаться в минимальную оплату труда.

Даже если собственник транспортного средства фактически осознавал и допускал, что принадлежащий ему автомобиль используется для перевозки незаконной алкогольной продукции, его нельзя считать правонарушителем в рамках дела об административном правонарушении в отношении другого лица.

То есть нельзя забрать автомобиль у гражданина, которого даже не привлекали к административной ответственности. Конфискация в таком случае, по сути, становится санкцией для собственника автомобиля за чужое нарушение, что недопустимо.

Адвокат стал депутатом и чуть не лишился статуса за совмещение должностей. В АП решили, что должность депутата, хотя и на непостоянной основе, даёт адвокату преимущество перед коллегами.

В Конституционном суде указали: действующее регулирование позволяет утверждать, что законодатель не предусматривает каких-либо правовых последствий замещения муниципальной должности адвокатом для его адвокатского статуса в случае, если он избран депутатом представительного органа муниципального образования и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.

Конституционный суд напомнил: действующие нормы УПК не предусматривают привод адвоката к следователю для его допроса в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием им юридической помощи, без предварительного судебного решения.

Но если такой допрос (вопреки позиции КС) всё же состоялся, то само по себе такое обстоятельство не может служить основанием для отстранения адвоката от работы по этому уголовному делу.

Определения от 11 апреля 2019 года № 863-О и 6 июня 2019 года № 1507-О.

Согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса, допросить свидетеля можно с помощью видео-конференц-связи. Для этого ему нужно прийти в суд по месту нахождения свидетеля, где местный судья организует допрос. Такой судья «выполняет публично-правовую функцию содействия правосудию», указал КС. А потому на него тоже распространяются требования беспристрастности.

В случае каких-либо сомнений в беспристрастности судьи об этом можно заявлять в ходе дальнейшего производства по делу, при проверке законности и обоснованности решений, вынесенных в том числе и на основании «допроса с пристрастием».

Если адвоката вызвали для проведения следственных действий в полицию, то сотрудники могут провести личный досмотр самого защитника и его вещей – это не будет нарушением его прав, решил КС. Такой порядок не создает непреодолимых препятствий для оказания адвокатом квалифицированной юридической помощи, а потому не нарушает права ни адвокатов, ни их доверителей.

Кроме того, КС напомнил, что ни закон об адвокатуре, ни другие нормы «не устанавливают неприкосновенность адвоката в качестве его личной либо профессиональной привилегии».

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pravo.ru/story/216676/

Решение конституционного суда постановление
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here