Проблема нарушения прав ребенка

Предлагаем рассмотреть тему: "Проблема нарушения прав ребенка" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

«Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия»
консультация

«Нарушение прав ребёнка в семье и их последствия»

Скачать:

Вложение Размер
narusheniya_prav_rebyonka_v_seme_i_ih_posledstviya.docx 19.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия»

Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире.

Часто родители, желая своему ребёнку только добра, применяют для его воспитания не те меры, которые ведут к положительному результату. Ведь, случается, до сих пор мы слышим от знакомых такие слова: «Пороли в детстве, поэтому стал человеком» или «Люби, как душу — тряси, как грушу» и т. п. В современном мире давно уже должны выйти из применения такие наказания, как «порка», «коленями на горох» и прочие подобные аргументы.

Однако результаты проведенного исследования показали, что нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих достоинство ребенка и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных. Установлено, что 51 % родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% — из оставшихся считают их допустимыми в отдельных случаях. Только 9% родителей уверенно заявляют о том, что считают телесные и иные наказания, унижающие ребенка, неприемлемыми ни при каких обстоятельствах.

Большинство родителей на вопрос о причинах наказания отвечают описанием случаев, в которых это наказание чаще всего происходит, ища сочувствия своим педагогическим трудностям. Очевидно, в описываемых ситуациях родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме унижающих его. При этом около одной трети родителей склонны всё-таки видеть причину не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. И называют типичные ситуации, в которых им приходится прибегать к телесным наказаниям.

Зачастую в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление.

Причина выбора именно этих методов кроется:

— в аналогичном собственном детском опыте родителей, который нельзя изменить, но необходимо переосмыслить;

— отсутствие альтернативных моделей поведения в репертуаре воспитательных воздействий, доступных данному родителю;

— отсутствие рефлексии собственного поведения как психотравмирующего.

Методы воспитательного воздействия, которые являются отражением объективного отношения к ребенку, — это приказы, угрозы, предупреждения, советы, нотации, обзывания. Все эти формы могут считаться унижающими достоинство ребенка. Методы, отражающие субъективное отношение к нему, — критика, утешение, обращение в шутку, обида . Родителям необходимо учиться использовать именно эти формы регулирования поведения детей.

Конвенция о правах ребенка охватывает широкий круг вопросов о законных правах и условиях существования детей, выступая, в частности, против нарушения прав ребенка в семье .

• Так, в ст. 19.1. записано, что государство – участники настоящей Конвенции «принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защитить ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребление, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке ».

• Старайтесь, чтобы ребенок не был подвергнут «унижающим достоинство видам обращения или наказания» , как это требуется в ст. 37 международной Конвенции.

• Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу с такими последствиями, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки. Ребенок может вырасти озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм.

• Избегайте жесткости в обращении с малышом, так как это приводит к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослым , к неуважению унижающего его взрослого, потере детского доверия.

• Использование жестоких мер воспитания не дает положительных результатов, не всегда способствует исправлению нежелательного поведения ребенка , а только унижает его.

• Не нарушайте права ребенка на собственное мнение, детские переживания; не относитесь к его проблемам свысока; не вымещайте на сыне (дочери) свои обиды, плохое настроение.

• Не воспитывайте ребенка только строгостью ; не разговаривайте с ним в повышенном раздрожительном тоне; не кричите на него – он может стать обидчивым, капризным, плаксивым.

  • Повышенное возбуждение родителей усиливает возникший конфликт с ребенком .

В нашем учреждении работает педагоги и психологи, которые готовы дать квалифицированную консультацию и совет для каждого конкретного случая нежелательного поведения ребёнка.

Надо также помнить, что дети следуют принятой в семье модели поведения. Таким образом, родительская жестокость в отношении ребёнка может впоследствии вернуться от него к самим родителям, перейти в его отношения с другими людьми, со сверстниками. И вряд ли такой ребёнок сможет стать популярным и уважаемым в детском коллективе, в школе. А впоследствии ему просто будет трудно строить отношения с людьми.

Создавайте в семье атмосферу любви , понимания и поддержки, которая поможет детям достичь настоящей зрелости. В семьях , где царят душевная теплота, чуткость, уважение к мнению другого, забота о близких людях, права ребенка не нарушаются , он чувствует себя уверенным и счастливым членом семьи .

Поэтому, уважаемые родители, давайте воспитывать детей корректными методами, соблюдая их права, уважая их личность. Если возникают проблемы с регулированием поведения вашего ребёнка, не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогу, психологу. Вместе мы сможем преодолеть любые трудности и вырастить из наших детей достойных граждан своей страны, нашу гордость и опору.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/11/17/narusheniya-prav-rebyonka-v-seme-i-ih-posledstviya

Нарушение прав ребенка

Последние годы о правах ребенка говорится сплошь и рядом. Особенное внимание этому уделяется в образовательных и воспитательных учреждениях. Несмотря на такое усиленное внимание и увеличение мер по защите прав и интересов несовершеннолетних, они все же нарушаются и, к сожалению, часто.

Защищать своего ребенка обязаны родители, если они не знают, как это сделать или не справляются со своими обязанностями, то должны обратиться в опекунский отдел, где им разъяснят правовые моменты и помогут реализовать необходимый комплекс мер. Дети также, если имеет место нарушение прав ребенка, могут заявить об это, но они не всегда способны понять, что по отношению к ним применяются незаконные меры.

Основные права ребенка

Права детей закреплены законодательными нормами РФ. В главе 11 Семейного кодекса РФ прописаны те права, соблюдение которых регламентируется законом. В этот перечень включены следующие позиции:

Примеры нарушения прав

Несмотря на наличие подробно описанных в законодательстве прав несовершеннолетних, часто происходит их ущемление. Иногда это может носить разовый характер, от этого нарушения не становятся менее значимыми, но могут быть не такими заметными. Но случается и так, что права ребенка нарушаются систематически. При этом сами дети, хотя и имеют возможность заявить о неправомерных деяниях по отношению к ним, не делают этого. Причиной становится недостаточное знание законодательных основ и просто страх перед наказанием.

Читайте так же:  Образец встречного иска о разделе имущества

Не все несовершеннолетние понимают, что те действия, которые производятся по отношению к ним, нарушают их права. Для разъяснения ситуации надо уточнить, что же понимается под этим понятием. Итак, приведем примеры нарушения прав ребенка:

  1. Применение насилия. Речь идет не только о физическом или сексуальном насилии, но также и о регулярном моральном давлении, угнетении личности, негативном психологическим влиянием.
  2. Ограничение общения с отцом или матерью или иными родственниками.
  3. Сознательное препятствие развитию личности, например, запрет на посещение секций, кружков, дополнительных занятий, не говоря уже о школе.
  4. Непредоставление своевременной медицинской помощи.
  5. Лишение свободы передвижения.
  6. Оставление детей одних дома, что классифицируется как потенциально опасная ситуация.
  7. Отсутствие заботы, выраженной в пренебрежении нуждами несовершеннолетнего и их обеспечения.
  8. Попытки незаконной продажи имущества, принадлежащего ребенку.

Основной перечень нарушений не содержит все возможные нюансы, но очерчивает круг наиболее часто встречающихся проблем.

Насилие по отношению к детям

Столетиями применение физического наказания к детям считалось не только необходимым, но и поощрялось на уровне государства и религии. Эти установки вкладывались в голову людей веками, хотя далеко не все положительно относились к таким мерам воспитания. Между тем насилие считается одним из наиболее частых фиксируемых нарушений по отношению к детям. И как это ни прискорбно, но зачастую именно родители применяют подобное воздействие, аргументируя его воспитательными мерами.

Под насилием в этом случае подразумевается:

  1. Применение физических наказаний.
  2. Оказание психологического давления.
  3. Моральное угнетение.
  4. Угрозы и унижение.

Этот вид нарушения фиксируется не только со стороны родителей. Часто к словесным унижениям прибегают воспитатели и педагоги, а иногда они применяют и более радикальные меры воздействия.

Запрет на общение с родственниками

Еще одним распространенным примером несоблюдения прав ребенка является ограничение общения с близкими и родными. Ни для кого не секрет, что статистика разводов в РФ выглядит весьма устрашающе. Довольно часто семьи распадаются уже после того, как в них были рождены дети. И если имущество делится между супругами поровну, то с детьми все гораздо сложнее. Зачастую оба родителя или один из них стремится использовать несовершеннолетних как средство сделать больнее второй стороне. Иногда запрет на общение применяется как мера воздействия при неуплате алиментов.

Малолетние, которые и так страдают от того, что их привычный мир рухнул, становятся оружием в руках взрослых. Невозможность мирно договориться о дальнейшем сосуществовании и общении перетекает в судебные залы, но и их решения не всегда принимаются и выполняются. Родитель, с которым остались проживать дети, старается не только оградить их от общения со второй стороной, но и настраивает против. Ограничения, как правило, распространяются и на остальных родственников со стороны второго супруга, а именно на бабушек, дедушек, тетей, дядей, двоюродных братьев и сестер и т.д.

Несовершеннолетний может и должен общаться со всеми своими родственниками, а особенно с отцом или матерью, после развода. Но ему крайне сложно самому настоять на этом, к тому же сознанием ребенка весьма просто манипулировать, настраивая его в ту сторону, которая нужна действующему опекуну.

Игнорирование мнения ребенка

Пренебрежение мнением малолетнего. По закону дети могут официально выражать свое мнение, начиная с 10 лет. Это не означает, что ранее родителям не стоит прислушиваться к нему. В этом вопросе важно соблюдать золотую середину. С одной стороны, дети не способны оценить правильность своего мнения, и понять, какие последствия могут быть после его реализации. С другой стороны, решать вопросы, касающиеся судьбы и интересов малолетнего без учета его мнения также неправомерно.

Когда речь идет о необходимости медицинского вмешательства, именно официальные представители могут заявлять о согласии с ним или отказе от него. Отказаться от получения среднего образования по прихоти подростка также нельзя. Но можно и нужно учитывать его склонности и способности при выборе определенного учебного уклона. Очень часто в мечтах придумывают будущее для ребенка, не обращая внимания на то, что он не хочет быть пианистом, а желает заниматься футболом. Его мучают бесконечными посещениями музыкальной школы, несмотря на все его протесты и нежелание.

Мнение малолетнего может касаться и пристрастий в пище, одежде и иных вещах. Взрослые должны учитывать его, но не позволять ребенку навредить своему здоровью неправильным питанием или одеждой не по сезону.

Выявление фактов

Первым и самым ответственным шагом по отношению к сохранению прав ребенка и защите его интересов считается выявление творящегося беззакония. В большинстве случаев именно из-за несвоевременного обнаружения нарушений и происходят те негативные примеры, о которых мы регулярно узнаем из прессы и телевидения.

Заявить о факте выявленного нарушения может:

  1. Сам несовершеннолетний.
  2. Родители, опекуны, попечители.
  3. Иные родственники.
  4. Друзья, соседи.
  5. Воспитатели, преподаватели, медицинские работники.
  6. Иные лица.

Заявление подается в органы опеки или полицию. И в том, и в другом случае компетентные органы должны не позднее трех дней навестить семью и разобраться в том, насколько поступившая жалоба основательна. Не всегда удается выявить истину, очень часто с виду благополучные семьи могут годами угнетать ребенка, а он, боясь наказания, молчит об этом.

Ответственность

Первостепенной задачей государства считается сохранение семей, так как именно мама с папой могут дать то, что не под силу иным лицам – любовь. Основываясь на этом, представители органов опеки и попечительства должны приложить максимум усилий к устранению ситуации, если это возможно. При незначительных нарушениях семьи ставятся на специальный учет, им могут выписываться штрафы или применяться иные незначительные меры наказания, для того чтобы взрослые осознали неправильность своего поведения и скорректировали его. Нарушителям дается определенное время на исправление ситуации, в течение которого за ними производится постоянный надзор.

Не во всех ситуациях могут применяться столь мягкие меры, иногда детей приходится изымать в экстренном порядке, но это не значит, что шансов на восстановление семьи нет. К нерадивым родителям может применяться определенное воздействие, в том числе административная ответственность.

В ряде случаев совершенное беззаконие влечет уголовное преследование. Оно может быть выражено штрафами, отбыванием наказания в тюрьме или колонии поселении, но, главное, оно сопряжено с лишением осужденного права временно или постоянно заботиться о детях.

Источник: http://mojurist.ru/deti/narushenie-prav/

Нарушение прав ребёнка в семье и последствия.
статья на тему

Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире.

Читайте так же:  Рекомендации родителям по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Скачать:

Вложение Размер
narushenie_prav_rebenka_-_sayt.docx 20.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия»

Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире.

Часто родители, желая своему ребёнку только добра, применяют для его воспитания не те меры, которые ведут к положительному результату. Ведь, случается, до сих пор мы слышим от знакомых такие слова: «Пороли в детстве, поэтому стал человеком» или «Люби, как душу — тряси, как грушу» и т. п. В современном мире давно уже должны выйти из применения такие наказания, как «порка», «коленями на горох» и прочие подобные аргументы.

Однако результаты проведенного исследования показали, что нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих достоинство ребенка и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных. Установлено, что 51 % родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% — из оставшихся считают их допустимыми в отдельных случаях. Только 9% родителей уверенно заявляют о том, что считают телесные и иные наказания, унижающие ребенка, неприемлемыми ни при каких обстоятельствах.

Большинство родителей на вопрос о причинах наказания отвечают описанием случаев, в которых это наказание чаще всего происходит, ища сочувствия своим педагогическим трудностям. Очевидно, в описываемых ситуациях родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме унижающих его. При этом около одной трети родителей склонны всё-таки видеть причину не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. И называют типичные ситуации, в которых им приходится прибегать к телесным наказаниям.

Зачастую в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление.

Причина выбора именно этих методов кроется:

— в аналогичном собственном детском опыте родителей, который нельзя изменить, но необходимо переосмыслить;

— отсутствие альтернативных моделей поведения в репертуаре воспитательных воздействий, доступных данному родителю;

— отсутствие рефлексии собственного поведения как психотравмирующего.

Методы воспитательного воздействия, которые являются отражением объективного отношения к ребенку, — это приказы, угрозы, предупреждения, советы, нотации, обзывания. Все эти формы могут считаться унижающими достоинство ребенка. Методы, отражающие субъективное отношение к нему, — критика, утешение, обращение в шутку, обида . Родителям необходимо учиться использовать именно эти формы регулирования поведения детей.

Конвенция о правах ребенка охватывает широкий круг вопросов о законных правах и условиях существования детей, выступая, в частности, против нарушения прав ребенка в семье .

• Так, в ст. 19.1. записано, что государство – участники настоящей Конвенции «принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защитить ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребление, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке ».

• Старайтесь, чтобы ребенок не был подвергнут «унижающим достоинство видам обращения или наказания» , как это требуется в ст. 37 международной Конвенции.

• Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу с такими последствиями, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки. Ребенок может вырасти озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм.

• Избегайте жесткости в обращении с малышом, так как это приводит к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослым , к неуважению унижающего его взрослого, потере детского доверия.

• Использование жестоких мер воспитания не дает положительных результатов, не всегда способствует исправлению нежелательного поведения ребенка , а только унижает его.

• Не нарушайте права ребенка на собственное мнение, детские переживания; не относитесь к его проблемам свысока; не вымещайте на сыне (дочери) свои обиды, плохое настроение.

• Не воспитывайте ребенка только строгостью ; не разговаривайте с ним в повышенном раздрожительном тоне; не кричите на него – он может стать обидчивым, капризным, плаксивым.

  • Повышенное возбуждение родителей усиливает возникший конфликт с ребенком .

В нашем учреждении работает педагоги и психологи, которые готовы дать квалифицированную консультацию и совет для каждого конкретного случая нежелательного поведения ребёнка.

Надо также помнить, что дети следуют принятой в семье модели поведения. Таким образом, родительская жестокость в отношении ребёнка может впоследствии вернуться от него к самим родителям, перейти в его отношения с другими людьми, со сверстниками. И вряд ли такой ребёнок сможет стать популярным и уважаемым в детском коллективе, в школе. А впоследствии ему просто будет трудно строить отношения с людьми.

Создавайте в семье атмосферу любви , понимания и поддержки, которая поможет детям достичь настоящей зрелости. В семьях , где царят душевная теплота, чуткость, уважение к мнению другого, забота о близких людях, права ребенка не нарушаются , он чувствует себя уверенным и счастливым членом семьи .

Поэтому, уважаемые родители, давайте воспитывать детей корректными методами, соблюдая их права, уважая их личность. Если возникают проблемы с регулированием поведения вашего ребёнка, не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогу, психологу. Вместе мы сможем преодолеть любые трудности и вырастить из наших детей достойных граждан своей страны, нашу гордость и опору.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследования показывают, что дети, права которых нарушаются в семье, обычно испытывают те или иные сложности.

О Роли воспитателя в профилактике нарушения прав ребёнка в семье.

консультация для воспитателей.

Консультация для родителей: «Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия&raquo.

Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети.

консультация «Нарушение прав ребенка в семье и их последствия&quot.

Видео (кликните для воспроизведения).

quot;Нарушение прав ребёнка в семье и их последствия&quot.

Источник: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/12/08/narushenie-prav-rebyonka-v-seme-i-posledstviya

Проблема нарушения прав ребенка

Объектная область исследования: право (юриспруденция)

Объект исследования: Семейный кодекс

Предмет исследования: права подростка в семье

Проблема: подросткам сложно реализовать и защитить свои права в семье.

Цель: найти несоответствия правовых статей в Семейном кодексе с потребностями подростков и дать некоторые рекомендации поправок закона.

Задачи:

Изучить историю семейного права

Провести социологический опрос (о том какие семейные права знают наши знакомые и какие проблемы в их семьях существуют)

Найти случаи нарушения семейных прав детей в семье на форумах в Интернете.

Провести беседу со специалистом Органа опеки и попечительства Белоярского ГО о проблемах семьи.

Изучить статьи Семейного кодекса, касающиеся прав детей и составить рекомендации поправок.

Читайте так же:  Когда переходит право собственности на квартиру

Провести классные часы о правах подростка в семье.

Методы исследования:

Сбор и анализ информации

Изучение правовых источников

Сравнение статей законодательных актов с потребностями детей в семье

Анализ статистических данных

Систематизация и обобщение полученных данных

Продукт проекта:Предложения поправок к статьям Семейного кодекса.

Классный час о правах детей в семье.

Глава 1. История развития прав детей в семье

Повелевание детьми пришло из глубин веков, из «Домостроя»: чада обязаны были слушаться родителей в любом возрасте и по любому вопросу. Например, в Древнеримском праве официально закреплялась абсолютная власть отца. Он даже имел право единолично решить сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет. Он мог даже выбросить его, а более старшего продать в рабство. Постепенно, уже в новой эре, это было запрещено, сыноубийство стало приравниваться к убийству. А ребёнок получил право даже пожаловаться на жестокого отца.

Глава 2. Права детей в Семейном кодексе РФ

Мы считаем, что интересы ребенка — это то, что желает ребенок сам, и что ему нравится, к чему он тянется. Родители должны учитывать способности ребёнка, его таланты, а не свои неосуществившиеся мечты. Мы согласны, что маленькие дети не могут осознать себя. Но не зря в Семейном кодексе установлен возраст, при котором уже должно учитываться мнение детей, — 10 лет. К этому возрасту и ребёнку, и специалистам стаёт понятно, какие у него таланты есть, а каких нет.

Конечно, существует и другая сторона данной проблемы, когда ребёнок вообще не хочет никуда ходить, а сидит только в социальных сетях. Поэтому и важно чётко определиться в законе и с «правами родителей», и с «интересами детей», чтобы и дети развивались, и родители не перегибали палку.

В той же 65 статье есть ещё один не совсем понятный тезис в пункте 3: «Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое)».

Неясным оказывается то, как суд должен учитывать эти обстоятельства: все враз или выборочно? Ведь дети привязываются к тому родителю, с кем живут. А условия для развития у одного родителя могут быть и лучше, но ребёнок не хочет с ним жить. В деревне Измоденово, где живёт Ксения, есть семья, в которой мать воспитывает своих четверых детей одна. У них маленький дом и они очень бедные, но дружные и всегда всё делают вместе. Говорят, что как-то раз отец приезжал, пытался забрать кого-то из детей к себе, даже суд был. Детей разлучили. Но те, кого отдали отцу, сбежали от него и вернулись к маме. С другой стороны, есть дети, которые пользуются тем, что можно бегать от одного родителя к другому, потому что один более строг, чем другой, зато, например, даёт деньги. Мы не встречали семьи, где супруги живут раздельно (что это за семья?) Но при разводе, у каждого родителя остаётся право воспитывать своего ребёнка, видеться с ним. И в таких случаях, мы знаем подростков, которые преднамеренно пользуются этим. Даже стараются жить там, где не ругают за двойки и не заставляют ничего делать по дому. Вот в этом случае как учитывать мнение ребёнка?

Разбираясь далее в статьях закона, мы увидели ещё один сомнительный момент, касающийся прав детей, и даже их здоровья и безопасности. Лишение прав возможно как обоих родителей, так и одного. Если оба лишены прав, ребёнка забирают от них, а если только один? Например, отец алкоголик. Супруги не разведены, живут вместе. И ребёнок продолжает жить с таким отцом! Когда мы обсуждали этот вопрос в школе, на классном часе, наши одноклассницы удивились – как может жена продолжать жить с тем, кто постоянно пьяный и поднимает руку на ребёнка!? Но, к сожалению, таких случаев много. Просто потому, что им идти не куда. Другого жилья нет ни у кого из них. Данную проблему в рамках Семейного кодекса решить сложно, ведь один из родителей не нарушает права ребёнка. Самое большее, что сейчас могут сделать, посадить дебошира на 15 суток. Но поможет ли это?

В Семейном кодексе записано: «При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (кстати, что понимается под эксплуатацией детей, тоже нет в СК РФ, некоторые дети простой труд при прополке грядок считают эксплуатацией, но хорошо, что в Конвенции о правах ребёнка подробно расшифровывается этот термин). Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.» Возвращаясь к трагической ситуации, описанной в начале работы и обобщая все остальные примеры, мы подводим итог: чтобы родители действительно могли осуществлять свои права и обязанности, не нарушая прав детей, необходимы более чёткие определения понятий в законе, более ясные представления интересов детей.

В процессе работы над исследованием мы провели опрос среди знакомых подростков и взрослых, побеседовали со специалистом Отдела опеки и попечительства Белоярского ГО, выяснили мнение посетителей детских и родительских форумов по проблемам отношений родителей и детей в семье. О результатах своего исследования мы рассказали на классном часе, в процессе которого возникла непростая дискуссия, которая также помогла нам определить некоторые рекомендации поправок к статьям закона.

Например, необходимо чётко определить, что же включают в себя «интересы ребёнка», изменить смысл понятия «злоупотребление родительскими обязанностями», разработать защитные механизмы для детей, один из родителей которых лишён родительских прав.

Мы очень надеемся, что юристы обратят внимание на эти недостатки в законодательстве и родителям и детям будет легче осуществлять свои права и обязанности без конфликтов в семье. Наше исследование нужно для государства, так как семья – главный институт общества, и без неё государство не может обойтись, не может быть сильным и могучим!

Мы любим своих родителей. Даже дети, которых бросили, мечтают вернуться в семью. Без семьи нет счастья. Но нам очень хочется, чтобы родители не забывали, что мы – тоже личности, со своими интересами, талантами, желаниями и мечтами. Вдвойне счастливы те семьи, где ценят друг друга и доверяют друг другу. Где учитывают интересы всех в семье. Наверное, это и есть настоящая любовь! А законы должны помогать укреплять эту любовь.

Читайте так же:  После перерыва срока исковой давности срок

Конституция РФ 1993 года

Конвенция о правах ребёнка ООН

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 14.10.2017)

Источник: http://school-science.ru/4/9/1502

Основные права и свободы детей и ответственность родителей за нарушение прав ребенка

Анастасия Речкалова
Основные права и свободы детей и ответственность родителей за нарушение прав ребенка

В соответствии с нормой, содержащейся в Конвенции о правах ребенка и, соответственно, в Семейном кодексе РФ, ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетия. Он, как и любые граждане, с момента рождения обладает правоспособностью, т. е. имеет конкретные субъективные права — личные и имущественные.

Обязанности несовершеннолетнего ребенка в семье определяются только нормами нравственности, поскольку понудить к их исполнению с помощью закона невозможно. Личным правом ребенка является: право жить и воспитываться в семье; право на общение с родителями и другими родственниками; право на защиту; право выражать свое мнение; право на имя, отчество и фамилию. Права ребенка — гражданина РФ носят универсальный характер.

В случае нарушения прав и свобод ребенка они должны быть восстановлены соответствующими государственными органами и (или) законными представителями детей.

Для возникновения основных прав ребенка достаточно самого факта его рождения.

Запрещаются любые формы ограничения прав детей по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (п. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Как и всякий человек, ребенок, прежде всего, имеет право на жизнь (п. 2 ст. 54 СК). Это право является естественным и неотъемлемым правом каждого, высшей социальной ценностью. Государство призвано обеспечить в максимально возможно степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6 Конвенции о правах ребенка). Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (п. 2 ст. 54 СК). Поэтому, проживая в семье, ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его всестороннего развития, уважение его человеческого достоинства, право находиться в окружении своих родителей в атмосфере счастья, любви и понимания. Семейному воспитанию отдается явное предпочтение, ему подчинены и такие формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, как усыновление (удочерение, приемная семья, передача детей в семью опекуна (попечителя).

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, свободно искать, получать передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13 Конвенции о правах ребенка). За ребенком признается и ему гарантируется право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, принимать участие в культурной и творческой жизни. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (п. 1 ст. 55 СК). Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей влияют на права ребенка на общение с ними.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах (п. 1 ст. 55 СК).

Оба родителя пользуются равными правами и имеют равные обязанности по защите интересов детей. Равное осуществление родительских функций в отношении своего ребенка не зависит от того, являются ли они супругами или нет.

Закон предоставляет ребенку право на защиту не только от посягательств на его права и интересы со стороны третьих лиц, но и от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства по месту своего фактического нахождения. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (абз. 2 п. 2 ст. 56 СК).

Действующий Семейный кодекс значительное внимание уделяет защите достоинства детей, их прав и свобод. Согласно ст. 57 СК ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего десяти лет, обязателен. При решении вопросов об установлении усыновления суд обязан в отношении ребенка старше десяти лет получить его свободно выраженное согласие на усыновление (ст. 132 СК, а в отношении детей, не достигших десяти лет, выслушать мнение ребенка по поводу предстоящего усыновления. Выслушать мнение ребенка (и получив согласие ребенка старше десяти лет) должны также органы опеки и попечительства при выдаче разрешения на изменение имени и фамилии ребенка; суд при рассмотрений иска родителя о восстановлении в родительских правах, при записи усыновителей качестве родителей усыновленного ребенка, при изменении имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка и т. д.

Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с этого момента имеет право на имя.

Каждый ребенок имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Для государства РФ охрана детского здоровья является главным фактором развития. Вне зависимости от социального положения ребенок имеет право получить медицинскую помощь в любом государственном медицинском учреждение. Также стоит отметить, что дети, которые еще не являются совершеннолетними, но им больше пятнадцати лет, имеют право сами решать, соглашаться или нет на медицинское вмешательство.

Право на образование — обязательным является получение основного общего образования, которое по Конституции РФ является бесплатным. Также каждый имеет право поступить в высшее учебное заведение на конкурсной основе и тоже бесплатно.

Каждый имеет право на собственность, в том числе и ребенок. Сейчас нередкими бывают случаи, когда детям принадлежит та или иная часть недвижимости, полученная в дар или по наследству. Кроме того, дети имеют право на получение наследства. Несовершеннолетние же в некоторых установленных законом случаях имеет право на получение некоторой обязательной доли по наследству.

А хотелось бы мне закончить свое выступление следующими словами Виссариона Григорьевича Белинского:

«На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…»

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/osnovnye-prava-i-svobody-detei-i-otvetstvenost-roditelei-za-narushenie-prav-rebenka.html

Куда следует обращаться в случае нарушения прав ребенка? Меры ответственности

Несовершеннолетние входят в число уязвимых категорий граждан. Поэтому каждое правовое государство должно уделять пристальное внимание защите и обеспечению исполнения прав граждан, не достигших совершеннолетия.

Читайте так же:  Жалоба в областной суд по административному делу

Ребенком (несовершеннолетним) признается каждый человек, не достигший возраста 18 лет. За ним закреплены соответствующие обязанности и права, которые должны соблюдаться на территории всех субъектов РФ.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • На территории Российской Федерации права несовершеннолетних, отношения между детьми и их родителями или законными представителями (опекунами), а также ответственность за нарушение этих прав регламентируют:

    • Конституция РФ;
    • Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы РФ;
    • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
    • ФЗ «Об образовании»;
    • локальные акты образовательных учреждений;
    • нормативные акты субъектов РФ.

    Российская Федерация, будучи государством-членом ООН, обязана соблюдать права своих несовершеннолетних граждан и своевременно пресекать нарушения их прав и свобод.

    Права ребенка

    Согласно нормам, закрепленным российским законодательством и международными конвенциями, дети имеют право на соблюдение:

    • индивидуальности: собственное имя, гражданский статус, жизнь с родителями;
    • свободы мыслеизъявления, выражения своих взглядов, желаний и потребностей в любой форме;
    • свободы совести и вероисповедания;
    • защиты от физического, сексуального и психологического насилия со стороны кого бы то ни было: родителей, законных представителей или третьих лиц;
    • защиты от рабства и насильственного удержания в неволе, в том числе трудового рабства;
    • получения помощи и защиты со стороны государства при потере связи с семьей и ближайшими родственниками;
    • полного материального обеспечения со стороны родителей или опекунов, обеспечивающее полноценное социальное, физическое, умственное и психологическое развитие (согласно 60 статье СК РФ);
    • права на получение образования, медицинской и социальной помощи.

    Права ребенка в семье

    Ребенок имеет право:

    • проживать и воспитываться в семье (за исключением случаев, когда такое проживание влечет угрозу его жизни и здоровью), при отсутствии родителей или наличии родителей, лишенных прав – в госучреждениях;
    • иметь собственное имя, отчество и фамилию (с 14 лет – право на добровольную смену имени);
    • общаться с кровными родственниками отца и матери (в том числе после развода родителей);
    • открыто выражать свое мнение;
    • получать доход (стипендию, зарплату);
    • владеть движимой и недвижимой собственностью, унаследованной или полученной в дар.

    В список наиболее распространенных нарушений прав несовершеннолетнего со стороны родителей входят:

    • оскорбления и унижение человеческого достоинства;
    • физическое насилие и угрозы насилием;
    • отсутствие заботы и халатное отношение к удовлетворению базовых потребностей ребенка;
    • оставление без присмотра на длительный срок;
    • воспрепятствование перемещениям, длительный запрет на выход за пределы дома или комнаты;
    • нецелевое расходование средств из материнского капитала – лишение детей причитаемой им по закону собственности;
    • лишение возможности получать полноценное питание, образование и медицинскую помощь.

    Примеры нарушений и защиты прав детей в России

    Большинство случаев нарушений прав несовершеннолетних в России связаны с неправомерными действиями родителей, школьных учителей и воспитателей.

    Работники дошкольных учреждений нередко допускают следующие нарушения:

    • незаконный отказ в получении места, а также отчисление без достаточно весомой причины;
    • психологическое насилие: запугивание, оскорбления, социальная изоляция;
    • пренебрежение нуждами детей и оставление без надзора.

    В российских школах регистрируют случаи таких нарушений, как:

    • неправомерное удаление или недопуск учеников к урокам;
    • принуждение учеников к посещению факультативов и секций;
    • публичное оскорбление учеников со стороны учителей и других работников школы.

    Судебная практика

    Однако в ходе изучения судебной практики нередко выявляются нарушения, связанные, например, с рассмотрением дел об определении места жительства ребенка в случае раздельного проживания его родителей, когда мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, с кем он хочет проживать, не учитывается.

    Так, одним из судов Пермского края было вынесено решение об определении места жительства двенадцатилетнего подростка, при этом мнение самого ребенка не учитывалось ни органами опеки и попечительства, ни судом, а само решение судом никак не было мотивировано.

    Также, судебная практика говорит о случаях, когда суд не учитывает мнение ребенка, когда родители в суде заключают мировое соглашение о месте жительства ребенка, тем самым нарушая требования ст. 57 СК РФ.

    Ярким примером такого нарушения служит утверждение судьей одного из судов Новосибирска мирового соглашения между родителями двух несовершеннолетних детей. При этом местом жительства 13-летней дочери было определено с матерью. а местом жительства 7-летнего сына – с отцом. Мнение девочки-подростка при этом судом учтено не было.

    В отдельных случаях также в обход требований статьи 57 СК РФ не учитывалось мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, в вопросе необходимости лишения его родителя родительских прав.

    Куда обращаться?

    В случае нарушения прав ребенка в школе родители, в первую очередь, должны обратиться за разъяснениями к педагогу или администрации школы. Если разъяснения родителей не удовлетворили, они имеют право подать письменную жалобу на имя директора образовательного учреждения и получить письменный ответ относительно сложившейся ситуации. Если письменный ответ также не удовлетворил родителей, можно обращаться в вышестоящие органы управления образованием.

    В случае нарушения прав и законных интересов детей родителями либо опекунами, а также в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию, образованию, при злоупотреблении родительскими правами сам ребенок имеет право обратиться за защитой в органы опеки и попечительства, а при достижении подростком возраста 14 лет – в суд.

    Заявить в компетентные органы о нарушении прав несовершеннолетнего могут:

    • сам ребенок;
    • родители или законные представители ;
    • родственники;
    • соседи и школьные учителя;
    • третьи лица, ставшие свидетелями нарушения прав.

    Ответственность

    После получения заявления о нарушении прав ребенка родителями или опекуном органы опеки обязаны нанести визит родителям или опекунам ребенка и провести разбирательство на предмет того, имеют ли место быть нарушения его законных прав. При выявлении таковых после проведения разбирательства родители могут лишиться родительских прав или получить ограничения в них в качестве меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.

    Воспитание, которое не соответствует принятым нормам и ущемляющее права ребенка, препятствие общению с родственниками и другие нарушения прав ребенка могут повлечь за собой административную ответственность: штраф или предупреждение.

    Под жестоким обращением понимаются установленные факты избиения, отсутствие дома необходимых продуктов питания, игнорирование требований лечащего врача ребенка и пр.

    Педагогические работники образовательных учреждений, медицинские специалисты и иные лица, под присмотром которых мог находиться некоторое время ребенок, могут понести административное наказание за допущенное психическое или физическое насилие над личностью ребенка. Нарушение прав ребенка может обернуться для педагога или иного специалиста наложением штрафа, а при обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба. За неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, сопряженное с жестоким обращением, виновное лицо может понести уголовную ответственность.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/otvetstvennost.html

    Проблема нарушения прав ребенка
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here