Ответственность государств за нарушение прав человека

Предлагаем рассмотреть тему: "Ответственность государств за нарушение прав человека" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #50c0e220-4cae-11ea-8f6c-b1945b42f681

Источник: http://www.docsity.com/ru/otvetstvennost-gosudarstv-za-narusheniya-prav-i-svobod-cheloveka-v-mezhdunarodnom-prave-1/1593984/

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #512633a0-4cae-11ea-a83d-7724e9c29911

Источник: http://www.docsity.com/ru/otvetstvennost-gosudarstv-za-narusheniya-prav-i-svobod-cheloveka-v-mezhdunarodnom-prave/1125164/

Ответственность государств за нарушение прав человека

В доктрине международного права существует довольно влиятельное направление, признающее ответственность государств за международные преступления и нарушения основных прав и свобод человека.

Основоположником теории ответственности государств, можно считать румынского юриста-международника Веспасиана Пелла, написавшего в 1925 г. книгу «Коллективная ответственность государств и уголовное право будущего». Называя государство «действующим субъектом права», Пелла считал, что государство не может игнорировать требования закона, которые предъявляет своим гражданам, и не может совершать те же преступления, за которые обвиняет их.

Веспасиан Пелла, в своём Плане Международного уголовного кодекса, к санкциям против государств относил такие санкции:

— дипломатические санкции (предупреждение, разрыв дипломатических и консульских отношений и т. д.);

— юридические санкции (наложение секвестра на имущество граждан государства и др.);

— экономические санкции (блокада, эмбарго и т. д.);

— другие санкции (порицание, штраф, лишение права представительства в международной организации на определенное время, лишение мандата на управление подопечной территорией, полная или частичная оккупация территории государства, лишение независимости). Курис П. М. Международные правонарушения и ответственность государства. — Вильнюс, 1974г. — С. 57.

Из современных последователей концепции уголовной ответственности государств за нарушения прав и свобод человека (как и за другие международные преступления), можно назвать иранского исследователя М. Фархада. В качестве аргументов за возможность ответственности государства, исследователь называет такие особенности государства как:

— долгое существование (намного превышающее, как правило, человеческую жизнь);

— более явный характер нарушения норм международного права;

— большую возможность доказательства совершения преступления государством;

— более высокий уровень гарантий возмещения причиненного ущерба по сравнению с индивидом;

— а также невозможность для государства укрыться от преследования в силу привязанности к определенной территории. Курис П. М. Международные правонарушения и ответственность государства. — Вильнюс, 1974г. — С. 74.

По мнению Ю.Г. Барсегова, кандидат юридических наук, бывшего члена Комиссии международного права Генеральной ассамблеи ООН: «Государство может нести от своего имени лишь материальную, политическую, моральную ответственность, и не более. Например за такое грубейшее нарушение прав и свобод человека как геноцид, именно уголовную ответственность должны нести конкретные физические лица, так как нарушает права человека государство опосредовано, через правительства, местной администрации, армии, полиции, пропагандистских служб, средств массовой информации и т.п., которые представляют собой конкретные физические лица. А государство, свою очередь, уже от своего имени несет материальную, политическую и моральную ответственность». Барсегов Ю. Г. Геноцид армян — преступление по международному праву. — М.: XXI век — Согласие, 2000 г. — С. 17

Сделаем вывод, что возможность несения ответственности государствами, за нарушения прав и свобод человека, признают многие ученые-авторы.

А что касается идей создания специального международного юрисдикционного органа для реализации особого режима международной ответственности государства за совершение международных преступлений, продолжает оставаться популярной. Она обсуждалась при подготовке проекта Конвенции о геноциде 1948 г., во время работы Комиссии международного права над проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Из чисто прагматических соображений их закрепление в этих документах было отклонено.

Комитет по уголовной юстиции 1951 г. при обсуждении статьи 25 проекта Статута Международного уголовного суда ограничил персональную подсудность физическими лицами, отметив, что «ответственность государств за действия, составляющие международные преступления, имеет преимущественно политический характер» и «не дело суда решать подобные вопросы». Комитет считал более важным закрепить принцип международной уголовной ответственности индивидов, чем начинать дискуссию по вопросу, в отношении которого отсутствуют согласованные позиции.

В 1983 г. Комиссия международного права, возобновив рассмотрение темы проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, попросила Генеральную Ассамблею уточнить, входит ли государство в число субъектов права, которым может быть вменена международная уголовная ответственность, «ввиду политического характера этой проблемы». В 1984 г. Комиссия международного права решила ограничить проект на нынешнем этапе уголовной ответственностью индивидов, что не препятствует последующему рассмотрению возможности применения к государствам понятия международной уголовной ответственности. В проект Кодекса включена специальная статья 4 «Ответственность государств», которая устанавливает, что «ответственность отдельных лиц за преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренная в настоящем Кодексе, никоим образом не влияет на ответственность государств по международному праву».

Специальным предметом рассмотрения эта проблема стала в связи с проектом статей об ответственности государств, который был принят Комиссией в первом чтении в 1996 г.

Проект содержит статью 19, в которой раскрывается понятие международного преступления, а также три статьи (51—53), касающиеся последствий международных преступлений. Однако Комиссия отказалась от разработки специального механизма реализации ответственности государства за международные преступления, несмотря на то что соответствующие предложения в развернутом виде были сформулированы специальным докладчиком по этой теме.

Источник: http://studbooks.net/971564/pravo/razvitie_kontseptsiy_teoriy_otvetstvennosti_gosudarstv_narusheniya_osnovnyh_prav_svobod_cheloveka

Ответственность государств за нарушения прав и свобод человека в международном праве

Глава 3. Ответственность государств

Читайте так же:  Срок подачи отсрочки исполнения решения суда

3.1. Ответственность государств за нарушения основных прав и свобод человека. Виды принуждений, международными органами, применяемые к государствам, нарушающие права и свободы человека

Как мы уже отмечали, проблема ответственности нас интересует в контексте такого ее субъекта как государство.

Деятельность государства во внешнеполитической сфере проявляется только посредством деятельности его органов и должностных лиц (агентов), официально выступающих от имени государства. Любое поведение государства, будь оно правомерным или противоправным, в чем бы и где бы оно ни проявлялось, внешне выражается в действиях или бездействии определенных государственных органов и официальных лиц. Эти органы и эти официальные лица государства не являются субъектами международного права и не способны самостоятельно, от своего собственного имени нести ответственность по международному праву. За их противоправную деятельность (деяния) несет международную ответственность государство.

В статьях об ответственности государств, подготовленном Комиссией международного права ООН, говорится, что поведение любого органа государства, если он действовал в своем официальном качестве, рассматривается согласно международному праву как деяние самого государства. Следовательно, государства несут ответственность за деяния законодательных, исполнительных, судебных и всех иных своих органов. В этой конструкции международной ответственности, основанной на неразрывном единстве государства, его органов и его должностных и уполномоченных лиц (агентов) проявляется несовпадение субъекта правонарушения (физическое лицо, официально представляющее государственный орган) и субъекта ответственности (государство, как единое целое), что и составляет особенность международного права и специфику международной ответственности.

Решение вопроса о том, является ли деянием государства противоправное поведение частных лиц и их групп, зависит от того, находятся ли такие лица и такие группы в фактической реальной связи с органом государства и действуют ли они если не юридически, то фактически от имени государства. Если, например, будет установлено и доказано, что данная конкретная группа «добровольцев» осуществляла военные операции на иностранной территории по поручению, хотя бы и тайному, какого-либо государственного органа, то противоправные действия данной группы считаются деянием самого государства в форме его противоправного действия, влекущего международную ответственность. Связь с государством такой группы может выражаться в ее финансировании, обучении, координации ее деятельности с деятельностью собственных сил и т.д. Если такая связь не будет установлена, то деликта государства нет.

Одной из наиболее характерных черт современного международного права является формирование права международной ответственности как отдельной отрасли. Решающее значение в этом процессе имело принятие проекта Комиссией международного права в 2001 году статей об «Ответственности государств за международно-противоправные деяния». Еще до завершения работы Комиссии над проектом ряд его положений был признан Международным судом кодификацией обычных норм. Данный акт посвящен ответственности государств и не затрагивает ответственности международных организаций и лиц действующих от имени государства.

Вопрос о вине как самостоятельном признаке международного правонарушения порождает различные суждения и не имеет однозначного решения. Основываясь на международной практике и стремясь избежать сложностей при доказательстве вины, Комиссия международного права не включила в проект статей элемент вины государства как необходимый признак правонарушения. Сторонники выделения вины исходят из того, что при любых обстоятельствах государство проявляет свою волю. При совершении международного правонарушения проявление воли носит неправомерный, т.е. виновный, характер.[18]

В доктрине международного права выделяют две формы ответственности государства:

Материальная ответственность выражается в форме компенсации, реституции, субституции и репарации.

В свою очередь, в нематериальной форме ответственности выделяют политическую и моральную ответственность. Наиболее распространенной формой нематериальной ответственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций. Каждый вид ответственности мы рассмотрим ниже.

Кодифицируя нормы об ответственности государств, Комиссия международного права определила преступление государств, как «международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом».

Концепция международного преступления и ответственности государств, нашла поддержку в ООН при обсуждении докладов Комиссией международного права. Решительно выступили против концепции США и Великобритания. Основные доводы противников концепции состояли в том, что она криминализирует поведение государств, а также что проект не предусматривает особой процедуры ответственности за них. Если второе замечание имело основания, то первое, на мой взгляд, в данном случае, было их лишено. Комиссия заявила, что использование термина «преступление» имеет единственной целью выделить категорию особо тяжких правонарушений и ни в коей мере не означает криминализации поведения государства.

Комиссия исходила из отрицания уголовной ответственности государств, но, вместе с тем, необходимо было выделить область особой ответственности за нарушение особо важных норм, имеющих императивный характер. Комиссия международного права предложила в 1976 году следующий примерный перечень таких нарушений. Тяжкое нарушение международного обязательства, имеющего основополагающее значение для:

а) обеспечение международного мира и безопасности;

б) защиты прав и свобод человека (запрет рабства, геноцида, апартеида);

в) обеспечение права народов на самоопределение (запрет колониального господства);

г) защита окружающей среды (запрещение масштабного загрязнения атмосферы и моря). [19]

Нормы, регулирующие «серьезные нарушения обязательств перед международным сообществом», содержатся в Главе III Части второй статьи об Ответственности государств. Состоит Глава всего из двух статей.

Статья 41. Применение настоящей главы.

1. Настоящая глава применяется к международной ответственности, которая вытекает из международно-противоправного деяния, представляющего собой серьезное нарушение государством обязательства, взятого перед международным сообществом в целом и имеющего важнейшее значение для защиты его основных интересов.

2. Нарушение подобного обязательства является серьезным, если оно влечет за собой явное и систематическое невыполнение обязательства несущим ответственность государством, сопряженное с риском причинение существенного вреда основным защищаемым им интересам.

Статья 42. Последствия серьезных нарушений обязательств перед международным сообществом в целом.

1. Серьезное нарушение по смыслу статьи 41 может дополнительно влечь за собой для несущего ответственность государства убытки, отражающие тяжесть нарушения.

2. Оно влечет за собой для всех других государств следующие обязательства:

а) не признавать законной ситуацию, создавшуюся в результате нарушения;

б) не оказывать помощи или содействия несущему ответственность государству путем сохранения создавшейся в результате этого ситуации;

в) по мере возможности сотрудничать с целью положить конец нарушению.

3. Настоящая статья не затрагивает последствий, о которых идет речь в главе II, и таких других последствий, которые может повлечь за собой в соответствии с международным правом нарушение, к которому применяется настоящая глава.

Читайте так же:  Судебные расходы 1 октября

Перечисленные нормы статьей 41 и 42 статей об Ответственности государств, вполне можно отнести к формам политической ответственности. Так же как и статью 30 «Прекращение и неповторение»: Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано: а) прекратить это деяние, если оно является длящимся; б) предоставить надлежащие заверения и гарантии неповторения, если того требуют обстоятельства. [20]

Санкции и контрмеры представляют собой виды принуждения в отношении правонарушителя. В доктрине и практике международного права под санкциями понимаются принудительные меры, осуществляемые международными организациями. Что же касается государств, то применяемые ими меры следует именовать контрмерами.

Наиболее широкими санкциями наделена ООН. Согласно главе VII Устава ООН «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии», Совет Безопасности вправе применять такие санкции как: «полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений».

Санкции ООН — это система в большей степени экономических мер принуждения, также военных мер, решение о применении которых принимается исключительно Советом Безопасности ООН, которые осуществляются государствами и международными организациями относительно государства-правонарушительницы международного мира и безопасности, части ее территории или конкретно определенных лиц (как физических так и юридических), которые ответственны за нарушения международного права, и имеют целью прекращение такого правонарушения и обеспечение выполнения государством-правонарушителем обязанностей, которые вытекают из правоотношения ответственности.

Источник: http://mirznanii.com/a/29606-7/otvetstvennost-gosudarstv-za-narusheniya-prav-i-svobod-cheloveka-v-mezhdunarodnom-prave-7

Ответственность государств за нарушения прав и свобод человека в международном праве

Специальным предметом рассмотрения эта проблема стала в связи с проектом статей об ответственности государств, который был принят Комиссией в первом чтении в 1996 г.

Проект содержит статью 19, в которой раскрывается понятие международного преступления, а также три статьи (51—53), касающиеся последствий международных преступлений. Однако Комиссия отказалась от разработки специального механизма реализации ответственности государства за международные преступления, несмотря на то что соответствующие предложения в развернутом виде были сформулированы специальным докладчиком по этой теме.

1.2. Международные нормативно-правовые акты, устанавливающие гарантии соблюдения государствами прав и свобод человека и ответственности государств за нарушения данных прав

Ответственность государств, наступает при наличии определённых оснований, на основании чего и за что возникает ответственность. Юридические основания – это совокупность юридически обязательных международно–правовых актов, на основе которых определённое поведение квалифицируется как международное правонарушение.

Государства не вправе ссылаться на положения своего внутреннего законодательства в оправдание международных деликтов. Они несут международную ответственность не за существующие на их территории условия, а за нарушение международного обязательства или иное причинение вреда правам и свободам физических лиц.

Устав ООН явился первым в истории международных отношений договором, который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека.

В первой же строке преамбулы Устава ООН было закреплено, что Мы, народы Объединённых Наций, в полной решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, стремимся вновь утвердить веру в основные права и свободы человека.

В Уставе ООН сформулирована главная цель — «поддерживать мир и международную безопасность» путем «принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира». Устав предоставляет ООН право анализировать деятельность иных государств, не состоящих членами ООН в соответствии с указанными принципами международного права в той мере, в которой это необходимо для поддержания международного мира и безопасности (п.6 ст.2 Устава).[5]

В отличие от Устава ООН, конвенции ООН не являются обязательными для принятия участниками организации. Та или иная страна может как ратифицировать тот или иной договор, так и не делать этого. Наиболее известные конвенции и декларации ООН касающихся прав и свобод человека:

— Всеобщая декларация прав человека, 1948 год;

— Конвенция по предупреждению и наказанию преступления геноцида, 1948 год;

— Международный пакт об гражданских и политических правах, 1966 год;

— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 год;

-Конвенция о правах ребенка, 1989 год;

-Декларация тысячелетия, 2000 год и т.д.

Рассмотрим данные декларации и конвенции и другие договора, касающиеся прав и свобод человека.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., явилась первым в истории международных отношений документом универсального характера, провозглашавшим перечень прав и свобод человека. Ее значение трудно переоценить, в силу своей авторитетности и широкого применения она стала, несмотря на свою первоначальную форму резолюции Генеральной Ассамблеи, имеющей рекомендательный характер, актом, обладающим обязательной юридической силой.

Сформулируем принципы основных права и свободы человека по «Всеобщей декларации прав человека»:

— Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;

— Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;

— Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;

— В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;

— Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;

— Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;

— Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);

— Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;

— Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.

К личным правам относят:

— Право на свободу и личную неприкосновенность;

— Право на достоинство личности;

— Право на неприкосновенность частной жизни;

— Право на неприкосновенность жилища;

— Право на национальную и культурную самоидентификацию;

Читайте так же:  Жалоба в прокуратуру на соцзащиту образец

— Свобода совести и свобода мысли;

— Свобода передвижения и выбора местожительства;

— Cвобода выбора национальности и языка общения;

— Право на судебную защиту;

— Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную);

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

К политическим правам, как правило, причисляются:

— Свобода слова (свобода информации);

— Право на гражданство;

— Право на объединение (свобода союзов);

— Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия);

— Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе;

— Право на участие в отправлении правосудия;

— Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления);

— Свобода средств массовой информации;

— Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным).

К социально-экономическим и культурным правам относятся:

— Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность);

— Трудовые права (право на труд и свободу труда);

Видео (кликните для воспроизведения).

— Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства;

— Право на социальное обеспечение;

— Право на жилище;

— Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

— Право на благоприятную окружающую среду;

— Право на образование;

— Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания);

— Право на участие в культурной жизни;

В 1966 году Генеральная Ассамблея приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Они вступили в силу в 1976 году.

Эти документы с самого начала имели форму международных конвенций, обязательных для участвующих в них государств, и являлись самыми общими по охвату проблематики прав человека актами, устанавливающими стандарты в этой области. Они получили широкое международное признание и авторитет. На них постоянно делаются ссылки в резолюциях различных международных организаций и в договорах по отдельным аспектам прав человека.

Источник: http://mirznanii.com/a/29606-2/otvetstvennost-gosudarstv-za-narusheniya-prav-i-svobod-cheloveka-v-mezhdunarodnom-prave-2

Нарушение прав и свобод гражданина и человека и дискриминация, ответственность по УК РФ и КоАП РФ

Права и свободы человека и гражданина устанавливаются и гарантируются большим количеством нормативных актов. В случае нарушения таких прав предусматривается ответственность в рамках Уголовного и Административного кодекса, как пример статья УК РФ за дискриминацию по национальному признаку.

Примеры нарушения прав

В большинстве стран ратифицирован текст международного документа, посредством которого устанавливается запрет на пытки и жестокое отношение по отношению к людям. Однако, несмотря на это, согласно статистическим данным в 2009 году в 81 стране были нарушены права человека, выразившиеся в пытках и жестоком обращении.

Преследование, которое производится на основании несправедливо вынесенного судебного решения, отмечено в 54 государствах.

В уголовно-процессуальном законодательстве России закреплено, что в случае реабилитации лица ему возвращается конфискованное имущество, и производятся различные выплаты компенсационного характера. Дела относительно признания ошибок, совершенных органами следствия и суда, часто заслушиваются за границей. Это говорит о том, что в РФ рассматриваемый механизм недостаточно развит.

Нарушение прав и свобод человека, выразившееся в незаконном ограничении свободы зафиксировано в 77 странах.

В Российской Федерации зафиксирован факт издания актов, содержащих в себе неконституционные положения. Вынесен он в Астраханской области. Документ содержит запрет на регистрацию на территории области лиц, прибывших из Чеченской республики. Помимо этого акта, существовали еще несколько документов, нарушающие права человека.

Понятие

В переводе с латинского языка слово «дискриминация» понимается как ущемление прав. В законодательстве России рассматриваемое понятие конкретизировано и складывается из 2 элементов:

  • нарушение законных интересов, свобод и прав личности;
  • виновный объясняет свое поведение тем, что потерпевший не относится или наоборот относится к отдельной социальной группе, полу, расе, возрасту и т.д.

Права человека

Когда речь идет о защите прав человека подразумевается защита прав и свобод гражданина и личности, защита человека, охрана благополучия населения, охрана здоровья лиц, охрана окружающей среды, порядка осуществления власти государством, общественной безопасности и общественного порядка, защита экономических интересов государства в целом и отдельного человека.

Среди прав человека выделяют:

  • право на жизнь, неприкосновенность и свободу личности;
  • разбирательство по судебным делам в соответствии со справедливостью;
  • участие в выборах;
  • свобода мыслей, религии и совести;
  • свобода относительно выражения мнения;
  • право свободно распоряжаться своим имуществом;
  • свобода объединений.

Система защиты прав человека по европейским стандартам

В 1950 году была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Данная конвенция признается обязательным актом с юридической стороны. В ней кодифицированы основные права и свободы человека.

Важно! Каждый человек, считающий что его права нарушаются имеет возможность обратиться в Европейский суд по правам человека, при условии, что им были исчерпаны все средства защиты, существующие в стране его проживания.

Области прав

В области прав человека разработаны международные стандарты, которые закрепляются и развивают принципы этих прав.

Заключаются они в следующем:

  • обязательства государства по предоставлению населению основополагающих прав и свобод человека и гражданина и не осуществлять действий, которые посягают на свободы и права индивида;
  • не допускать дискриминации;
  • пресекать деятельность, направленную на нарушение прав человека.

Стандарты могут быть универсальными, то есть такими, которые применимы по всему миру, и региональными — действуют в пределах одной страны.

Права, закрепленные Конституцией

Конституция России закрепляет в себе такие понятия, как права и свободы. Каждое из них можно охарактеризовать, как возможность человека избрать меру и вид своего поведения. Конституционные права рассматриваются в виде основы для свобод и прав, которые устанавливаются иными отраслями права.

Рассматриваемые права носят всеобщий характер, так как закрепляются не за отдельной группой лиц, а за каждым индивидом. Обеспечиваются защитой государственных органов в повышенной степени.

ООН и Совет Европы

Документация, принятая Советом Европы устанавливает основные принципы относительно сбора, использования, хранения и передачи сведений, носящих персональный характер. Когда данные конфиденциальные получены должностными лицами, они должны хранить такие сведения в тайне, за исключением случаев, когда исполнение долга или требования правосудия устанавливают другое.
Читайте так же:  Разрешение газовое оружие россии

Декларация прав человека

В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека. В данном документе закрепляются основные права и свободы. В частности говорится о том, что все люди рождаются равными в правах и свободными.

Излагаются права, относящиеся к категории гражданских и политических:

  • право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
  • право на признание правосубъектности;
  • свободу от пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказания;
  • право на равную защиту закона;
  • свободу от рабства или подневольного состояния;
  • свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
  • право на эффективное восстановление в правах;
  • прочие.

Основное право

В главе 2 Конституции России прописываются права и свободы, которые должны соблюдаться на всех уровнях осуществления власти и в любой период времени. Такие права именуют основными. Устанавливается обязанность государства относительно соблюдения этих прав.

Скачать для просмотра и печати:

Социальные права

Права, имеющие социально-экономическую направленность, призываются для обеспечения возможности людьми находить и выбирать источник дохода.

К социально-экономическим правам относят:

  • право на собственность;
  • право на свободный труд;
  • свобода экономической деятельности.

Конституцией запрещен принудительный труд. Каждый человек может свободно распоряжаться имеющимися у него способностями к труду, выбрать род занятий, а также профессию.

Гражданские права

Гражданские права рассматриваются как группа прав, воплощающих свободу личности индивидуально. Данная категория прав гарантирую защиту личности как индивидуальности.

К данной категории относят:

  • право на жизнь;
  • на честь;
  • на достоинство личности;
  • свободу передвижения по всей стране;
  • выбор места жительства;
  • на свободу от жестокого обращения;
  • на защиту от наказания;
  • свободу мысли, религии, совести;
  • на охрану жизни;
  • право на неприкосновенность жилища;
  • право тайны телефонных переговоров;
  • право на охрану семьи.

Обеспечение прав

Обеспечиваются права посредством реализации надлежащей политики государства. Управление страной должно быть организовано так, чтобы не создавалась опасность для населения.

Ограничения

В Конституции содержатся ограничения, которые позволяют определить степень свободы человека в государстве. Посредством ограничений устанавливаются границы, в пределах которых индивид может использовать принадлежащие ему права и свободы.

Ограничить права можно только при наличии к тому оснований. Примером основания выступают защиты конституционного строя, здоровья, нравственности, обеспечение обороны государства и прочее. на мировом уровне оговаривается, что права могут ограничиваться во время введения чрезвычайного положения.

Некоторые права даже в такой ситуации ограничены быть не могут, в том числе право на:

  • жизнь;
  • на неприкосновенность частной жизни;
  • достоинство личности;
  • гарантии против сбора информации о частной жизни;
  • свободу совести;
  • жилище;
  • свободу предпринимательства.

Чаще всего ограничения требуются для обеспечения деятельности правоохранительных органов. Закрепление в данном случае производится посредством принятия законов на федеральном уровне.

Статьи УК и КоАП РФ

Согласно Уголовному кодексу дискриминация рассматривается как нарушение прав и свобод человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, места жительства.

Ответственность статьей 136 УК РФ предусматривается за совершение дискриминации лицом с использованием служебного положения.

  • штраф в размере до 100 тысяч рублей;
  • лишение права занимать определенную должность или определенной деятельностью на срок до 5 лет;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • исправительные работы на срок до 2 лет;
  • принудительные работы до 5 лет;
  • также злоумышленника могут лишить свободы на срок до 5 лет.

Статьей 5.62 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за совершение дискриминации, но в данном случае субъект не является должностным лицом.

Наказание назначается в виде штрафа, для граждан он равен от 1 до 3 тысяч рублей, для организаций — от 50 до 100 тысяч.

Скачать для просмотра и печати:

Уголовное преследование

Преследование лиц, производится на основе положений, прописанных на законодательном уровне.

В частности устанавливается, что никто не может быть привлечен к ответственности дважды за одно и то же, виновность лица признается только после вынесения соответствующего постановления суда.

Решения суда

Центром занятости было выдано направление К. на трудоустройство. Предприятие К. на работу не приняло, отказ был сформулирован по причине возраста. К. на тот было более 55 лет.

Судом данная ситуация оценена как дискриминация и руководитель предприятия привлечен к ответственности по статье 136 УК РФ. Наказание выражено в форме штрафа, равного 50 тысяч рублей.

Источник: http://pravonarushenie.com/prava-chest-i-dostoinstvo/prava-cheloveka/narushenie-prav-i-svobod-grazhdanina-i-otvetstvennost-po-uk-rf-i-koap-rf

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #50bf3470-4cae-11ea-9120-93d2990e4e32

Источник: http://www.docsity.com/ru/mezhdunarodno-pravovaya-otvetstvennost-gosudarstv-za-narusheniya-prav-i-svobod-cheloveka/1124068/

Ответственность государств за нарушения прав и свобод человека в международном праве

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Казанского государственного университета

Им. В.И. Ульянова – Ленина

В г. Набережные Челны

Кафедра публичного права

Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

за нарушения основных прав и свобод человека

в современном международном праве

студент 5 курса

очной формы обучения

Абитов Руслан Абдуллович

Курдюков Геннадий Иринархович

Допустить к защите:

Глава 1. Становление и развитиеответственностигосударств и нормативно правовых актов в области защиты прав и свобод человека

1.1. Развитие концепций и теорий об ответственности государств за нарушения основных прав и свобод человека

1.2. Международные нормативно-правовые акты, устанавливающие гарантии соблюдения государствами прав и свобод человека и ответственности государств за нарушения данных прав

Глава 2. Механизмыреализации ответственности государств

2.1. Международные органы и механизмы, осуществляющие контроль, за соблюдением прав и свобод человека, и привлечения государств к ответственности

Глава 3. Ответственность государств

3.1. Ответственность государств за нарушения основных прав и свобод человека. Виды принуждений, международными органами, применяемые к государствам, нарушающие права и свободы человека

Список использованной литературы

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных человечеством как действительно универсальные (всеобщие ценности) – права и свободы человека стоят на одном из первых мест. Выстраданные, осознанные и сформулированные цивилизацией за две с половиной тысячи лет, права человека обрели современную форму, современное понимание.

Читайте так же:  Образец претензии о возмещении ущерба посевам

И цель любого государства, является защита и предоставление своим гражданам равных прав и свобод.

А что если права и свободы человека нарушаются государством? Поэтому актуальность темы данной дипломной работы обусловлено практикой грубых и массовых нарушений прав и свобод человека отдельными государствами, и неспособностью или нежеланием бороться с нарушениями данных прав.

Это, в свою очередь, и побудило появлению международных органов и механизмов привлечения к ответственности государств, появлению таких нормативно правовых актов, как Статей об Ответственности Государств 2001 года.

Целью данной работы, является изучение правовой основы привлечения к ответственности государств и изучение международных механизмов и органов, привлекающих государства к ответственности за нарушения прав и свобод человека и видов ответственности.

В интересах достижения указанной цели, настоящим исследованием поставлены следующие конкретные задачи:

— исследовать историко-теоретические особенности развития норм об ответственности государств;

— исследовать нормативно правовые базу закрепляющие права и свободы человека и устанавливающие ответственность государств за нарушения данных прав;

— рассмотреть международно-правовую ответственность государств как сложную и неоднородную структуру и выделить соответствующие виды ответственности;

— изучить механизмы привлечения к ответственности государств;

— вывести проблемы и рекомендации, по совершенствованию института ответственности государств.

Под ответственностью государств за нарушения прав и свобод человека понимается правовые последствия, наступающие при нарушении прав и свобод человека государством (от нарушений как трудовых прав, так и тягчайшими преступлениями против человечества, например геноцид).

Под понятием основные права и свободы человека в данной работе понимаются права закрепленные «Всеобщей декларацией прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года). В ней декларируется, какие права являются независимыми от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения любого человека, и принадлежат ему по факту рождения.

Глава 1. Становление и развитие ответственности государств и нормативно правовых актов в области защиты прав и свобод человека

1.1. Развитие концепций и теорий об ответственности государств за нарушения основных прав и свобод человека.

В доктрине международного права существует довольно влиятельное направление, признающее ответственность государств за международные преступления и нарушения основных прав и свобод человека.

Основоположником теории ответственности государств, можно считать румынского юриста-международника Веспасиана Пелла, написавшего в 1925 г. книгу «Коллективная ответственность государств и уголовное право будущего». Называя государство «действующим субъектом права», Пелла считал, что государство не может игнорировать требования закона, которые предъявляет своим гражданам, и не может совершать те же преступления, за которые обвиняет их.

Веспасиан Пелла, в своём Плане Международного уголовного кодекса, к санкциям против государств относил такие санкции:

— дипломатические санкции (предупреждение, разрыв дипломатических и консульских отношений и т. д.);

— юридические санкции (наложение секвестра на имущество граждан государства и др.);

— экономические санкции (блокада, эмбарго и т. д.);

— другие санкции (порицание, штраф, лишение права представительства в международной организации на определенное время, лишение мандата на управление подопечной территорией, полная или частичная оккупация территории государства, лишение независимости). [1]

Из современных последователей концепции уголовной ответственности государств за нарушения прав и свобод человека (как и за другие международные преступления), можно назвать иранского исследователя М. Фархада. В качестве аргументов за возможность ответственности государства, исследователь называет такие особенности государства как:

— долгое существование (намного превышающее, как правило, человеческую жизнь);

— более явный характер нарушения норм международного права;

— большую возможность доказательства совершения преступления государством;

— более высокий уровень гарантий возмещения причиненного ущерба по сравнению с индивидом;

— а также невозможность для государства укрыться от преследования в силу привязанности к определенной территории.[2]

По мнению Ю.Г. Барсегова, кандидат юридических наук, бывшего члена Комиссии международного права Генеральной ассамблеи ООН: «Государство может нести от своего имени лишь материальную, политическую, моральную ответственность, и не более. Например за такое грубейшее нарушение прав и свобод человека как геноцид, именно уголовную ответственность должны нести конкретные физические лица, так как нарушает права человека государство опосредовано, через правительства, местной администрации, армии, полиции, пропагандистских служб, средств массовой информации и т.п., которые представляют собой конкретные физические лица. А государство, свою очередь, уже от своего имени несет материальную, политическую и моральную ответственность». [3]

Сделаем вывод, что возможность несения ответственности государствами, за нарушения прав и свобод человека, признают многие ученые-авторы.

А что касается идей создания специального международного юрисдикционного органа для реализации особого режима международной ответственности государства за совершение международных преступлений, продолжает оставаться популярной. Она обсуждалась при подготовке проекта Конвенции о геноциде 1948 г., во время работы Комиссии международного права над проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Из чисто прагматических соображений их закрепление в этих документах было отклонено.

Комитет по уголовной юстиции 1951 г. при обсуждении статьи 25 проекта Статута Международного уголовного суда ограничил персональную подсудность физическими лицами, отметив, что «ответственность государств за действия, составляющие международные преступления, имеет преимущественно политический характер» и «не дело суда решать подобные вопросы». Комитет считал более важным закрепить принцип международной уголовной ответственности индивидов, чем начинать дискуссию по вопросу, в отношении которого отсутствуют согласованные позиции.

В 1983 г. Комиссия международного права, возобновив рассмотрение темы проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, попросила Генеральную Ассамблею уточнить, входит ли государство в число субъектов права, которым может быть вменена международная уголовная ответственность, «ввиду политического характера этой проблемы». В 1984 г. Комиссия международного права решила ограничить проект на нынешнем этапе уголовной ответственностью индивидов, что не препятствует последующему рассмотрению возможности применения к государствам понятия международной уголовной ответственности. В проект Кодекса включена специальная статья 4 «Ответственность государств», которая устанавливает, что «ответственность отдельных лиц за преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренная в настоящем Кодексе, никоим образом не влияет на ответственность государств по международному праву».

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://mirznanii.com/a/29606/otvetstvennost-gosudarstv-za-narusheniya-prav-i-svobod-cheloveka-v-mezhdunarodnom-prave

Ответственность государств за нарушение прав человека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here