Отсутствие актуальных персональных данных

Предлагаем рассмотреть тему: "Отсутствие актуальных персональных данных" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Отсутствие актуальных персональных данных

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

В адрес ООО из Управления Роскомнадзора поступило письмо о предоставлении сведений, в котором указано, что при реализации полномочий Управлением Роскомнадзора были выявлены признаки деятельности, предполагающие обработку ООО персональных данных, в связи с чем ООО является оператором, осуществляющим обработку персональных данных. Сославшись на ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.08.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», Управление Роскомнадзора заявило об обязанности ООО уведомить уполномоченный орган о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Между тем ООО осуществляет обработку персональных данных только в рамках трудового законодательства, а также для открытия расчетного счета в банк были переданы персональные данные директора и главного бухгалтера, оформлены зарплатные карты.
Обязано ли ООО направить уведомление в Управление Роскомнадзора до начала обработки персональных данных?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

28 сентября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) По данному вопросу рекомендуем Вам также ознакомиться со следующим материалом, размещенным в сети «Интернет»: Шмелев П.В. Оператор персональных данных — кто он? // http://www.secur.ru/article.php? >

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/civil_law/1142956/

Ответственность за нарушение закона о персональных данных

Лицам, нарушившим требования закона о персональных данных, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но также гражданско-правовая и даже дисциплинарная (таблица 1). При этом административная ответственность с 1 июля 2017 года ужесточилась – вместо одного состава правонарушения ст. 13.11 КоАП РФ теперь предусматривает семь, а максимальный штраф составляет 75 тыс. руб.

Таблица 1. «Виды ответственности за нарушение закона о персональных данных»

Вид ответственности

Нарушение

Санкция

Норма

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено законом, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации

Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законом, либо обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта, когда это необходимо, либо обработка данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в такое согласие

  • на граждан – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 75 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к политике обработки персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 700 до 1 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных или его представителя либо Роскомнадзора об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении (если данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки)

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 45 тыс. руб.

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих их сохранность и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении них

  • на граждан – от 700 до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.
Читайте так же:  Образцы написания исковых заявлений в суд

Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных для этого требований или методов

Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный или иной уполномоченный орган сведений, представление которых предусмотрено законом либо предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

  • на граждан – от 100 до 300 руб.;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
  • на юридических лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ

Ш траф до 200 тыс. руб., либо обязательные работы на срок до 360 ч асов , либо исправительны е работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового ) , либо арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет )

То же деяние, совершенное с использованием служебного положения

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. , либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет или без такового ) , либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет )

Незаконное публичное распространение информации, указывающей на личность лица, не достигшего 16 лет, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от трех до пяти лет, либо принудительны е работ ы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет или без такового ), либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет )

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если это причинило вред правам и законным интересам граждан

Ш траф до 200 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет

Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование

Ш траф до 200 тыс. руб. , либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительны е работ ы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок

Причинение лицу убытков в результате нарушения правил обработки его персональных данных.

Под убытками при этом понимаются:

  • расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;
  • утрата или повреждение его имущества;
  • неполученные доходы, которые лицо получило бы, не будь его право нарушено.

Причинение гражданину морального вреда (нравственных страданий) вследствие нарушения правил обработки персональных данных

Компенсация морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом убытков)

Разглашение одним работником персональных данных другого, если они стали известны ему в связи с исполнением трудовых обязанностей

Иные нарушения в области персональных данных при их обработке

Источник: http://www.garant.ru/actual/persona/otvetstvennost/

Чем занимается специалист по обработке персональных данных и что такое реестр операторов?

Оператор может защищать данные без необходимости уведомления об этом органа защиты права субъектов.

В данной статье вы узнаете о том, кто такой оператор, как он осуществляет обработку персональных данных, какие полномочия у него имеются, а также детально ознакомитесь с его правами и обязанностями. Помимо этого вы узнаете как стать таким специалистом и чем отличается работа ОПД в городе и поселке.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 350-22-67 . Это быстро и бесплатно !

Кто это?

ОПД – это муниципальный орган, физическое или юридическое лицо, которое обрабатывает информацию и определяет цели и содержание данных.

Больше информации о том, кто такой оператор ПД, найдете в специальном материале.

Требования

Главное состоит в обеспечении конфиденциальности всей информации. По статье 7 ФЗ РФ от 27 июля 2006 года можно узнать, что оператор не защищает информацию, если он не обладает ею в полной мере. А значит, такая информация может быть общедоступной и обезличенной.

Также согласие субъекта не обязательно в том случае, если исполняется договор, в котором кто-то является субъектом персональных данных. Примером может быть договор между фирмой и юридическим лицом на оказание услуг. Оператор не может обрабатывать информацию без получения письменного согласия от субъекта.

Множество информации по этой теме можно найти в специализированной литературе. Он также обязан обеспечивать технические меры с целью пресечь какие-либо попытки незаконного получения доступа к данным.

Статья 7 ФЗ РФ. Конфиденциальность персональных данных

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Читайте так же:  Скфу академический отпуск

Права и обязанности

Согласно ФЗ-№152, ОПД имеет следующие права и обязанности:

  1. Обеспечить безопасную обработку информации значит принять все технические и организационные меры, которые помогут защитить от случайного или неправомерного доступа. Сюда можно отнести изменение, уничтожение, копирование, блокировка и распространение информации, а также проведение других неправомерных действий с ней.
  2. Обработка данных должна носить уведомительный характер. Согласно статье 2 ФЗ-№152, до начала обработки информации, он должен уведомить орган по защите прав субъектов и намерении провести обработку информации.

Права ОПД следующие:

  • Получение согласия субъекта на обработку персональных данных (статья 9 Закона № 152-ФЗ).
  • Конфиденциальное опубликование документов и последующая обработка сведений (статья 18.1 Закона №152-ФЗ).
  • Издание актов направленных на выявление нарушений в законодательстве РФ.
  • Уведомление Роскомнадзора о начале работы с ПД (статья 22 Закона № 152-ФЗ).

Общее описание используемых способов и перечень действий

По закону предусматриваются следующие способы обработки:

Как стать таким специалистом?

Чтобы стать ОПД, вы или ваша компания должны пройти регистрацию в системе Роскомнадзора. После чего вы можете приступить к исполнению обязанностей.

Для того, чтобы попасть в реестр операторов, необходимо действовать согласно этому плану:

  1. Войти на сайт Роскомнадзора и заполнить форму.
  2. После выбрать название территориального органа, тип ОПД и внести информацию о юридическом лице.
  3. Заполненная форма распечатывается, а после подписывается и отправляется по почте в орган Роскомнадзора.
  4. Здесь информация об организации вносится в реестр операторов, которые обрабатывают их на протяжении 1-1,5 месяцев. Выписку из реестра легко получить в печатном виде или же на портале Роскомнадзора.

О том, как зарегистрироваться в Роскомнадзоре в качестве ОПД, читайте тут.

Как зарегистрироваться на сайте в качестве ОПД?

Для того, чтобы зарегистрироваться на сайте в качестве ОПД нужно:

  1. Подать уведомление в Роскомнадзор. Сделать это можно в интернете или в самой организации.
  2. В заявлении указывают текущее местонахождение и перечень данных, которые будут обрабатываться.
  3. Ожидание одобрения.
  4. Получение согласия на ведение деятельности уже через несколько дней. Оно выступит как подтверждение на деятельность ОПД.
  • Скачать бланк уведомления об обработке персональных данных
  • Скачать образец уведомления об обработке персональных данных

Как внести изменения?

Для того, чтобы внести изменения, нужно:

О правилах внесения изменений в реестр ОПД мы рассказываем тут.

Где можно посмотреть реестр?

Реестр ОПД доступен к просмотру на портале государственных услуг Роскомнадзора. Вы можете скачать и распечатать документ для более детального ознакомления или же просто просмотреть его в электронном виде. Обновление реестра проводится каждый месяц.

Что означает: «операция отменена из-за отсутствия вашей актуальной информации»?

Если операция была отменена по причине отсутствия у оператора ваших актуальных персональных данных, то для того, чтобы решить такую проблему, нужно обратиться в отделение Роскомнадзора. Причиной может быть частично устаревшая и неактуальная информация. В таком случае, её нужно обновить, подав специальное заявление.

Чтобы как можно быстрее разъяснить такую проблему, можно также написать оператору. Он поможет составить жалобу и решить вашу проблему с отменой операции в максимально короткие сроки.

Отличия в работе ОПД в городе и посёлке

Персональные данные, размещаемые на ресурсе оператора, доступны лишь узкому кругу людей. В городе управлять информацией могут несколько лиц, а в посёлке всего один, поскольку данных в разы меньше.

Информация, указанная при регистрации на сайте, может быть доступна сотрудника оператора и иным лицам, имеющим полномочия работать с ней. Вполне естественно, что помощников у оператора в городе будет больше, чем в посёлке из-за большого объёма работы.

Объединяет оператора ПД в городе и посёлке тот факт, что хранится вся собранная информация в специальной электронной базе данных.

Перечень документов

Видео (кликните для воспроизведения).

К основным документам, сопровождающим работу ОПД, можно отнести такие:

  • Учредительные бумаги.
  • Уведомления об обработке.
  • Должностные регламенты.
  • Планы мероприятий для последующей защиты ПД.
  • Приказы назначения ответственных лиц.
  • Реестры с ПД.
  • Договоры с субъектами.
  • Выписки из ЕГРЮЛ.
  • Распечатки шаблонов.
  • Приказы о созданиях комиссии.
  • Акты об уничтожении ПД.

Политика

Политика ОПД включает в себя такие особенности:

  1. Обработка данных не автоматизирована, она может проводиться вручную.
  2. Обработка данных проводится в процессе передачи информации по телекоммуникативным и информационным сетям или же другим доступным способом.
  3. Обработка смешанного типа. Она проводится на усмотрение действующего оператора.

Больше информации о политике оператора в отношении обработки ПД найдете в специальной статье.

Положения

В настоящий момент положение является определением политики ОПД по отношению к обработке принятой информации от физических лиц. Он может использовать средства автоматизации или устанавливать процедуры, которые направлены на то, чтобы предотвратить нарушения законодательства РФ.

Действие положения не распространяется на такие отношения:

  • Которые возникают при обработка данных сотрудников оператора. Они регулируются отдельным локальным актом.
  • Которые не распространяется на Федеральный закон «О персональных данных» по ст. 1 п. 2.

Заключение

В заключении стоит отметить, что быть оператором ПД не так просто, как кажется. Нужно разобраться в том, как работает система и брать в помощники только тех людей, которым можно довериться.

Работать ОПД в городе значительно сложнее, поскольку здесь объём информации очень большой. Но, если вы проживаете в посёлке и решили освоить эту профессию, то вам будет гораздо легче сделать это.

В любом случае, нет ничего невозможного, и при большом желании понять, что к чему вам будет легко добиться лучшего результата.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 350-22-67 Это быстро и бесплатно !

Источник: http://101million.com/personal/priem-na-rabotu/konfidentsialnaya-informatsiya/personalnye-dannye/obrabotka/operator

Как работодателю не налететь на штраф из-за защиты персональных данных

Работодатель, принимая на работу нового сотрудника, запрашивает у него согласие на обработку персональных данных.

Сегодня разберем, что такое персональные данные, какой правовой режим устанавливается в отношении персональных данных и какие обязанности возникают у работодателя.

Читайте так же:  Судебные расходы общая характеристика

Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) устанавливает особенности защиты, а также хранения, использования и передачи персональных данных работника в Главе 14 «Защита персональных данных работника». Правила работы с персональными данными содержатся в Федеральном законе «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

Под персональными данными понимаетсялюбая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Т.е. персональными данными является огромное количество информации, позволяющей идентифицировать человека, начиная от даты рождения, фамилии, имени, отчества, и заканчивая информацией о расовой, национальной принадлежности человека, его политических взглядах.

Можно привести примерный перечень персональных данных работника:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • адрес места регистрации/места жительства;
  • сведения, содержащиеся в документах, предоставляемых при трудоустройстве: паспорте, трудовой книжке, документе об образовании, свидетельстве о государственном пенсионном страховании;
  • сведения о трудовом (страховом) стаже;
  • сведения о привлечении работника к материальной ответственности;
  • сведения о состоянии здоровья и результатах медицинского обследования работника;
  • любые иные сведения, позволяющие определить работника.

Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В терминах Закона № 152-ФЗ организация-работодатель является оператором персональных данных, так как организует и осуществляет обработку персональных данных, а также совершает иные действия с персональными данными.

Источник получения персональных данных

Если персональные данные работника можно получить только у третьей стороны, работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных.

Например, если работодатель решит получить дополнительную информацию о профессиональной подготовке работника в другой организации, то ему необходимо получить письменное согласие работника на такой запрос. Для получения согласия работодатель может направить работнику уведомление о получении персональных данных работника от третьих лиц с просьбой дать согласие на получение таких данных.

Работа с персональными данными

Однако из данного правила имеются исключения. В частности, допускается обработка персональных данных в случаях, когда такая обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Данное правило распространяется и на стороны трудового договора, то есть работника и работодателя.

Из сказанного следует, если работодатель получает от работника, хранит и передает лишь ту информацию, которая необходима для исполнения трудового договора, получение согласия работника на такие действия не требуется.

Возникает большое количество вопросов относительно контактных данных работника, ведь отсутствие такой информации не влечет невозможность исполнения трудового договора. Согласно статье 65 ТК РФ предоставление каких-либо документов с контактными данными не требуется. Поэтому, если работодатель желает получить такого рода информацию (а также иную информацию, неполучение которой не влечет невозможность исполнения договора), ему необходимо получить на это согласие работника.

Между тем, даже если у работника не берется согласие на обработку персональных данных, в целях соблюдения положений статьи 86 ТК РФ работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Статьей 88 ТК РФ установлены требования к передаче персональных данных работника.

Так, работодатель не вправе сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника и в иных предусмотренных законодательством случаях.

  • в Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ;
  • в банковские организации, открывающие и обслуживающие банковские карты для начисления заработной платы в случаях:
  • когда договор на выпуск банковской карты заключался напрямую с работником и в его тексте предусмотрены положения, предусматривающие передачу работодателем персональных данных работника;
  • наличия у работодателя доверенности на представление интересов работника;
  • когда соответствующая форма и система оплаты труда прописана в коллективном договоре

Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований законодательства, а именно путем утверждения Положения о хранении и использовании персональных данных работников. В Положении стоит указать порядок допуска к работе с персональными данными, перечень данных, с которыми работают должностные лица, порядок передачи данных внутри и за пределы организации.

Доступ к персональным данным работника должен быть разрешен только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

Защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты обеспечивается работодателем за счет собственных средств.

Отдельные вопросы порядка работы с персональными данными

Интересна позиция Роструда при оформлении пропусков для доступа к месту работы, которые представляют собой копию паспорта работника. Так, на сайте Роструда был задан вопрос, нарушает ли положение о защите персональных данных предъявление такого рода пропуска сотрудникам охранной организации (то есть третьему лицу). По мнению Роструда, оформление такого рода пропусков и обязание работников предъявлять такие пропуска сторонней организации возможно только с письменного согласия работника.

Необходимо отметить, что в случае хранения в личном деле каких-либо документов, касающихся родственников работников (например, копия свидетельства о рождении ребенка для получения вычета, копии свидетельства о заключении брака, др.), работодатель должен получить согласие на обработку персональных данных либо от совершеннолетних членов семьи, либо от самого работника, как полномочного представителя своих несовершеннолетних детей.

Кроме того, в целях соблюдения положений законодательства о персональных данных, не допускается издание одного приказа, например, о переводе нескольких работников на новые должности, так как такой приказ будет нарушать конфиденциальность персональных данных: в приказ включается информация о заработной плате каждого работника, а такие сведения не подлежат разглашению третьим лицам.

Читайте так же:  Замена ненадлежащего ответчика судебная практика

Многих работодателей интересует вопрос о возможности ведения видеонаблюдения на территории организации и необходимости получения согласия работников. Из статьи 22 ТК РФ вытекает право работодателя осуществлять контроль за трудовой деятельностью работников. Формы такого контроля законодательством не установлены. Они закрепляются локальными нормативными актами, действующими в организации. Следовательно, для введения системы видеонаблюдения работодателю необходимо издать соответствующий локальный нормативный акт, с которым ознакомить работников.

При осуществлении контроля работодатель обязан соблюдать конституционные права граждан, а также требования законодательства о защите персональных данных работников.

Ответственность за нарушения в сфере обработки персональных данных

Частью 2 статьи 13.11 КоАП РФ выделен самостоятельный состав правонарушения, который образует обработка персональных данных без письменного согласия их субъекта (работника) либо обработка персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в письменное согласие. Должностному лицу компании-работодателя грозит штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей, а организации — от 15 000 до 75 000 рублей.

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/483924/

Роскомнадзор обещает штрафовать по персданным, если в офисе нет жалюзи на окнах

С 1 июля в очередной раз ужесточили ответственность за обработку персональных данных. Теперь действует новая редакция статьи 13.11 КоАП РФ. Список нарушений стал более детализированным, а размеры штрафов значительно выросли — до 75 тыс. руб.

Мы уже пытались разобраться, как с учетом изменений обрабатывать данные. Мнения юристов разделились.

Поэтому нужны разъяснения Роскомнадзора. Для нас их получила юрист Любовь Иванова. Она побывала на Дне открытых дверей в ведомстве.

Одиннадцать лет назад 27 июля в России появился новый закон — Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных». Традиционно в эту дату Роскомнадзор и его территориальные органы проводят День открытых дверей. Лично для меня результат посещения Управления Роскомнадзора по ЦФО (Центральный федеральный округ) – это получение полезной информации. Делюсь.

Политика конфиденциальности на сайте

Что нужно отразить в этом документе?

Во-первых, в Политике (его можно назвать и соглашением, например) вы декларируете правила обращения с персональными данными, которые оказались в вашем распоряжении. Во-вторых, демонстрируете свое согласие с принципами обработки и уважительное отношение к персданным третьих лиц.

«Политика – обязанность оператора, когда посредством интернет-ресурсов осуществляется сбор информации», — констатировала Коротова Ольга Александровна — Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по ЦФО.

Штрафы за отсутствие Политики по персональным данным на сайте

Чиновники считают, что опубликование Политики по персданным на сайте – это не только требование законодательства, это норма добросовестного поведения в цифровой среде.

В Роскомнадзоре подчеркнули: отсутствие Политики грозит штрафом до 30 тыс.руб. для юрлиц.

Персональные данные – это ВСЕ

В 99,9% случаев основной целью для предпринимателей являются контакты с клиентами и потенциальными клиентами. Любые контактные данные рано или поздно приводят к идентификации лица, с которым вы общаетесь.

Коротова Ольга Александровна озвучила эту мысль другими словами: «Любая информация, относящаяся к субъекту персональных данных, является персональными данными» и «факт идентификации или неидентификации субъекта персональных данных оператором не влияет на статус данных как персональных».

Уведомление об обработке персональных данных в Роскомнадзор

Напомню, что статья предусматривает случаи, когда оператор вправе осуществлять обработку персональных данных БЕЗ уведомления Роскомнадзора.

Очевидно, что разница в подходах при толковании указанной нормы предпринимателем и контролирующим органом при проверке приведет к решению не в пользу предпринимателя.

Роскомнадзор прокомментировал на встрече типичные случаи, которые НЕ подпадают под исключения, предусмотренные ст. 22:

1) обработка данных соискателей на должность;

2) уступка права требования;

3) наличие сайта, на котором размещены данные сотрудников;

4) наличие сайта, посредством которого осуществляется обработка данных посетителей сайта.

Примерьте этот далеко не полный перечень к своему бизнесу. Какой напрашивается вывод?

Правильно, проще не рисковать попасть под штраф и направить в Роскомнадзор уведомление. Тем более, что этот документ в числе первых Роскомнадзор запросит при проверке. А вам придется обосновывать его отсутствие.

Роскомнадзор подчеркивает, что уведомление оператором об обработке персданных — это «открытость оператора и лояльность к персональным данным тех лиц, которых вы обслуживаете».

Вывод: излишняя бдительность и подача уведомления в Роскомнадзор, когда это не требуется, не рассматривается как нарушение.

Безопасность персональных данных: все в рамках разумного

Прямой ответ от Роскомнадзора на свой вопрос я, правда, не получила. Общая рекомендация в том, чтобы опираться на практику (использовать по аналогии документы), внедренную различными отраслевыми ведомствами.

Вывод для меня как для юриста не очень утешительный: нет методик в законодательстве – разбирайтесь в документах, которые создали другие люди для других целей.

По крайней мере, представители Управления дали понять участникам Дня открытых дверей, что Роскомнадзор при проверках интересует не столько анализ качества применяемых оператором мер безопасности, сколько сам факт принятия каких-либо мер по защите персональных данных в процессе их обработки.

На что обратят внимание при проверке

  • не назначен ответственный за организацию обработки ПДн;
  • работники не прошли инструктаж по работе с ПДн;
  • шкаф с документами, содержащими ПДн, должен запираться;
  • а в офисе на первом этаже, где происходит обработка ПДн, на окнах должны быть жалюзи.

Но в целом, как заверил регулятор, «все в рамках разумного».


Источник: http://www.klerk.ru/law/articles/465018/

Актуальные требования к политике обработки персональных данных и образец заполнения документа

Ключевой акт российского законодательства о персональных данных – одноименный Федеральный закон №152 от 27 июля 2006 года. Согласно ему, юридические и физические лица, причисленные к операторам, обязаны разработать, утвердить и сделать общедоступной Политику о персональных данных. Это базовый документ, всесторонне характеризующий намерения и действия компании-оператора в сфере сбора, обработки, хранения и защиты личной информации сотрудников, клиентов, партнеров, контрагентов и прочих лиц.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-47-92 . Это быстро и бесплатно !

Содержание документа

Сам закон напрямую не регламентирует форму, содержание и даже название документа, который мы для удобства именуем Политикой. В ч. 2 ст. 18 сказано только, что документ должен быть общедоступен и разъяснять любому желающему политику оператора в отношении персональных данных, исполнение им всех требований закона по работе с этой информацией и ее защите.

Читайте так же:  Срок подачи надзорной жалобы по гражданскому делу

В июле 2017 года, после внесения в закон очередных правок, разъяснение по составлению Политики (https://www.rkn.gov.ru/personal-data/p908/) опубликовал Роскомнадзор.

Ведомство рекомендует включить в локальный акт следующие разделы:

  • общие положения;
  • цели;
  • правовые основания;
  • категории субъектов, группы и объем данных;
  • порядок и условия обработки, сроки хранения;
  • условия внесения изменений и уничтожения данных,
  • меры безопасности;
  • права субъектов на доступ к своей информации.

Роскомнадзор также рекомендует включить в Политику, в качестве приложений или иным способом, внутренние документы, регламентирующие процедуры работы с личной информацией, ограничение доступа, реагирование компании на запросы субъектов и уполномоченных органов и прочие. В качестве приложений могут быть изданы шаблонные формы согласия, отзыва согласия, запроса данных или заявления на внесение изменений.

Пошаговая инструкция по написанию разделов

  1. «Шапка» – сверху первой страницы в правом верхнем углу стандартный блок для подписи первого руководителя. Например: «Утверждаю, генеральный директор ООО «ИКС» Иванов И.И., дата, подпись, место для печати». Или подобная форма, принятая в делопроизводстве компании.
  2. Общие положения – раздел включает в себя полное наименование предприятия – оператора, юридический адрес, ИНН, ключевые правовые основы, согласно которым разработан документ, общую характеристику прав и обязанностей оператора и субъектов.

Например: «Политика обработки персональных данных ООО «ИКС» (далее – Оператор) разработана во исполнение Конституции РФ и действующего федерального законодательства в области защиты персональных данных (можно перечислить подробнее, а можно оставить перечень для соответствующего раздела), с целью соблюдения законодательства, прав субъектов персональных данных при обработке, сохранения конфиденциальности и обеспечения безопасности данных.

Настоящая политика характеризирует принципы и цели оператора в сфере обработки персональных данных, способы обработки, категории данных, меры, предпринимаемые оператором по обеспечению безопасности, права Оператора и субъектов персональных данных…»

.

  • Цели обработки – Роскомнадзор предписывает формулировать их максимально конкретно, исходя из законодательства и производственных потребностей оператора. В частности, целью может быть выполнение трудового и налогового законодательства, ведение бухгалтерского, налогового учета. Предоставление статистической отчетности, выполнение договорных обязательств, и осуществление видов деятельности, согласно Уставу, и прочие в рамках законодательства.
  • Правовое основание – раздел представляет собой список федеральных законов и других нормативных актов, связанных с деятельностью Оператора в сфере работы с личной информацией, Устав предприятия, договоры между оператором и субъектами.
  • Зачастую список включает в себя Конституцию РФ, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Трудовой и Налоговый кодексы, далее следуют соответствующие постановления правительства об обработке данных неавтоматизированным способом или в информационных системах, приказы Роскомнадзора, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, и другие.

    Перечень действий – сбор, систематизация, хранение, уточнение, извлечение, использование, передача (трансграничная или нет), обезличивание, блокирование, уничтожение и прочие манипуляции с предоставленной субъектами информацией.

    Также рекомендуется указать сроки и условия прекращения обработки. Например, обработка информации может быть прекращена по достижению целей, после завершения действия договора, обращения субъекта с отзывом согласия на обработку.
    Состав – подробно перечислите, данные каких категорий субъектов необходимо обрабатывать в указанных целях: работников и их родных, бывших сотрудников и кандидатов на вакантные должности, клиентов, контрагентов. Какая именно информация (ФИО, паспортные реквизиты, возраст, образование и так далее) необходима.

    Отдельно укажите, если требуется обработка так называемых специальных категорий данных – сведений о расе, национальности, политической и религиозной принадлежности, состоянии здоровья.

  • Обработка – укажите способы обработки информации, например, автоматизированная, неавтоматизированная, смешанная.
  • Обеспечение защиты – содержание раздела строится на выполнении ст. 18 и 19 закона «О персональных данных».
  • Оператор сообщает, что на предприятии назначено должностное лицо, ответственное за обработку этой информации, сотрудники ознакомлены с соответствующими регламентами, изданы локальные акты, регламентирующие все действия в данной сфере, доступ к информации, разработаны и применяются юридические, организационные и технические меры по обеспечению безопасности материальных носителей и электронных баз.

    Также раздел Политики гарантирует, что на предприятии ведется внутренний аудит в данной сфере, оценен потенциальный вред для субъекта, разработаны процедуры выявления нарушений действующего законодательства и их предотвращения.
    Права субъекта – раздел фактически подтверждает готовность оператора исполнять главу 3 статьи 14-17 закона «О персональных данных». В частности, Политика информирует субъектов об их праве предоставлять персональные данные только добровольно и отозвать разрешение на обработку в любой момент, праве на доступ к своей информации и требование ее изменения или удаления недостоверных сведений.

    Субъект имеет право знать о целях, правовых основаниях и способах обработки данных, факте трансграничной передаче или передаче третьим лицам, если таковая производится. Защита прав субъекта и обжалование действий оператора производится в судебном порядке.

    • Скачать бланк политики в отношении обработки персональных данных
    • Скачать образец политики в отношении обработки персональных данных в ООО

    Подробнее о политике обработки персональных данных читайте тут.

    Санкции за нарушение требований к документу

    Требования о разработке и утверждении Политики в сфере обработки персональных данных и обеспечения публичного доступа к документу содержались и в первой редакции профильного закона от 2006 года. Но до 2017 года в законодательстве отсутствовали санкции за нарушение данной нормы.

    Изменения в Кодекс об административных правонарушениях, в частности, в ч.3 ст. 13.11 «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных», устранили этот пробел, и теперь отсутствие документа в неограниченном публичном доступе повлечет за собой штраф до 30 тысяч рублей для компании и до 6 000 рублей для должностных лиц.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-47-92 (Москва)
    Это быстро и бесплатно !

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://101million.com/personal/priem-na-rabotu/konfidentsialnaya-informatsiya/personalnye-dannye/obrabotka/politika-obrabotki/obrazets-zapolnen.html

    Отсутствие актуальных персональных данных
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here