Основные направления реформирования судебного делопроизводства

Предлагаем рассмотреть тему: "Основные направления реформирования судебного делопроизводства" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Направления совершенствования архивного делопроизводства в судах общей юрисдикции

Латышева Н.А., начальник отдела обеспечения судопроизводства Архангельского областного суда.

Традиционно сведенные в единый нормативный акт правила по судебному делопроизводству, именуемые инструкциями, отводят закреплению порядка работы с архивными документами судов последние или предпоследние главы. По сути, это правильно. Судебное делопроизводство имеет свое логическое окончание в организации подготовки дел к архивному хранению. Тем не менее роль архива суда, его фондов имеет важное значение и в общем плане — документально выражает многолетний результат деятельности по отправлению правосудия в каждом суде общей юрисдикции.

Казалось бы, нет ничего статичнее, чем правила архивного делопроизводства. Отчасти с этим утверждением можно согласиться — общие принципы работы с архивными единицами в судах являются «рамочными»: принципы обработки дел и нарядов в соответствии с установленными сроками хранения, организация научно-справочного аппарата к документальным фондам, порядок использования документов и т.д. Но общие прогрессивные достижения человечества, связанные с изменениями в дуэте правоотношений между гражданином и государством на фоне широкого распространения электронных технологий, позволяют вносить значительные коррективы в организацию работы архивов судов.

Значимость проведения работы в сфере совершенствования архивного делопроизводства в судах общей юрисдикции подтверждается данными судебной статистики. Ежегодно в судах Российской Федерации по первой инстанции рассматривается порядка 20 млн. судебных дел и материалов, которые по окончании производства по делу подлежат соответствующему учетному хранению.

Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле» // СЗ РФ. 25.10.2004. N 43. Ст. 4169.
Пункт 12 ст. 6 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (в ред. от 28.06.2009) // СЗ РФ. 12.01.1998. N 2. Ст. 223.
Инструкции по судебному делопроизводству в районных (городских), областных и иных приравненных судах, Инструкция о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования и использования, утв. Приказом СД при ВС РФ от 28.12.2005), Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утв. Приказом СД при ВС РФ от 01.06.2007.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

С 1 июля 2010 г. вступает в силу Федеральный закон N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов» . Статья 17 данного нормативного акта предусматривает возможность ознакомления пользователей с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах и должна осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом в судах общей юрисдикции в полной мере должны соблюдаться основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов. С одной стороны, это принцип свободы поиска, получения, передачи, распространения информации о деятельности судов любым законным способом. С другой стороны, суды должны в полной мере соблюдать права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиты чести и деловой репутации, а также соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса. Надлежащее выполнение указанных требований, особенности судопроизводства в регионах, скорее всего, станут причиной издания внутренних локальных актов: распоряжений председателей судов, памяток, правил и т.п.

СЗ РФ. 29.12.2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6217.

Одним из основных направлений работы архивов судов является правильное определение сроков хранения единиц архивного хранения. В настоящее время сроки хранения документов в судах определяются на основании Перечня документов судов общей юрисдикции с указанием срока их хранения 2007 г. Некоторые из нормативно установленных требований должны быть пересмотрены в ближайшее время. В первую очередь речь идет о действующих в настоящее время постоянных (вечных) сроках хранения для надзорных производств и учетно-статистических карточек. В дальнейшем необходим их перевод на временные сроки хранения.

Достаточно прогрессивный характер имеет норма п. 8.2 Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, согласно которой документы временного срока хранения (до 10 лет) или «до минования судов» в архив судов не передаются. На практике — это значительная часть дел, а также большинство журналов и нарядов общего делопроизводства. Суды общей юрисдикции имеют возможность создавать «мини-хранилища», которые находятся непосредственно в тех или иных канцеляриях, не требуют специальной обработки и находятся в границах оперативной доступности. С введением в действие новых зданий судов, имеющих достаточно просторные рабочие кабинеты, эта тенденция в архивном делопроизводстве будет развиваться.

Ежегодно в архивы судов поступают сотни и тысячи запросов о выдаче копий из материалов дел. Причем запрашиваются не только заверенные судебные акты, имеющие итоговый характер, но и иные материалы дела, в том числе и досудебного характера, часто — в нескольких экземплярах. Сопровождает вопросы регулирования правоотношений в данной сфере законодательство о федеральном сборе — государственной пошлине. В частности, с 29 января текущего года начал действовать п. 20 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса , фактически закрепляющий реализацию возможности беспошлинного характера предоставления всех запрашиваемых документов физическим лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы. Позиция многих председателей судов общей юрисдикции в настоящее время следующая: предоставлять те документы, которые необходимы для дальнейшего обжалования в целях полной реализации права на доступ к правосудию. Все иные документы из материалов дел наделенные таким правом лица имеют возможность получить с помощью собственных технических средств также без оплаты государственной пошлины.

ФЗ N 318-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 17.12.2009.

Меняется технология работы с документами на бумажных носителях. Обеспечение судебного делопроизводства при помощи новых аппаратов — брошюровочно-переплетных станков, устройств для прошивки документов — существенно модернизирует работу судов.

Читайте так же:  Специальные знания в судебной экспертизе

Указанные направления совершенствования работы судов приводят к качественным изменениям в архивном делопроизводстве судов общей юрисдикции и являются одной из важных составляющих судебной реформы.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/46384-napravleniya-sovershenstvovaniya-arkhivnogo-deloproizvodstva-sudakh-obshhej-yurisdikcii

Основные направления реформирования судебной власти

Судебная власть в системе разделения властей в Российской Федерации

В теории разделения властей судебная власть прежде всего выполняет специфические для нее правосудные функции, разрешает споры между субъектами права, и прежде всего между гражданами, а также определяет меры уголовного или административного наказания для лиц, виновных в соответствующих правонарушениях.

Вместе с тем судебная власть помимо ее прямых правосудных функций – в рамках разделения властей – призвана контролировать деятельность органов законодательной и исполнительной власти.

органы судебной власти, наделенные полномочиями конституционного контроля, имеют право признавать законы и иные нормативные акты неконституционными. В результате признания их неконституционными такие законы и иные соответствующие акты утрачивают свою силу.

Помимо этого, в случае выдвижения обвинений против высших представителей исполнительной власти, как правило, именно судебные органы должны подтвердить наличие или отсутствие в действиях того или иного должностного лица противоправного поведения.

Судебная власть – это ветвь государственной власти.

Сущность судебной власти раскрывается через три характеризующих ее элемента: во-первых, судебная власть понимается как разновидность власти. Во-вторых, это одна из ветвей государственной власти. И в-третьих, судебная власть квалифицируется именно как судебная, что отличает ее от иных разновидностей государственной власти.

Судебная власть как одна из ветвей государственной власти является средством управления обществом. И в связи с этим она может быть рассмотрена в различных аспектах. Например, как социально-политический феномен. Судебная власть может быть представлена как обязательный атрибут политически организованного общества

Статья 118 Конституции РФ отражает, что судебная класть как одна из ветвей государственной власти осуществляется посредством судопроизводства, т.е урегулированной процессуальным законом деятельности суда по конкретному делу, состоящей из разрешения дела по существу, а также в решении иных правовых вопросов, возникающих в ходе процессуальной деятельности по конкретному делу

Основные направления реформирования судебной власти

Обращаясь к краткому обзору основных исторических этапов развития судебной системы России, можно проследить непростой путь становления судебной власти от одного из рядовых инструментов борьбы с преступностью, функционирующего под непосредственным руководством партийных структур и органов исполнительной власти, до независимого, демократически организованного и действенного органа правосудия.

Положение о народном суде РСФСР 1918 г. и принятое позже Положение о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. предусматривали образование единого народного суда, которому поручалось рассмотрение в первой инстанции всех дел, не входящих в компетенцию революционных и военно-революционных трибуналов.

В целом на данном этапе развития судебной системы значительное влияние на осуществление правосудия оказывала исполнительная власть (Наркомат юстиции).

Очередной этап связан с Положением о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. Была установлена единая система общегражданских судов: народные суды, губернские суды и Верховный Суд РСФсР. В новых условиях тенденция вмешательства в правосудие исполнительной власти не ослабла.

В период репрессий (1930–1950 гг.) суды осуществляли карательные функции в условиях отсутствия защиты, без права на обжалование, негласного процесса и немедленного приведения приговора в исполнение.

Основные направления реформирования системы судебной власти в 1960–1980 гг. связаны с проведением мер по реабилитации жертв политических репрессий и устранением из судопроизводства наиболее одиозных норм, ущемляющих независимость суда и нарушающих элементарные демократические принципы правосудия.

После внесения в 1957 г. изменений в Конституцию СССР Верховный Совет СССР принял 25 декабря 1958 г. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Закон о судоустройстве РСФСР, принятый в 1960 г., был пересмотрен и уточнен в 1981 г.

Корректировка законодательства послужила правовой основой демократического обновления судебной системы, внедрения принципов осуществления правосудия только судом, гласности процессов, расширения прав обвиняемых на защиту.

Однако отсутствовали реальные гарантии независимости суда, на законодательном уровне устанавливались надзор и вмешательство прокуратуры в деятельность суда. Не обеспечивались реальная состязательность и равенство сторон в процессе.

Радикальные изменения, связанные с ролью суда в системе правоохранительных органов, относятся к периоду распада СССР и реформирования российской государственности.

В Конституцию РСФСР в 1990–1992 гг. были внесены следующие изменения, связанные с регулированием судебной системы:

– об образовании Конституционного Суда РСФСР и системы арбитражных судов;

– о возможности бессрочного наделения судейскими полномочиями;

– о рассмотрении отдельных категорий дел судьями единолично, а также с участием присяжных заседателей;

– о расширении права суда по контролю за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти.

Конституция РФ 1993 г. закрепила роль и место судов в системе органов государственной власти как самостоятельной и независимой ее ветви, исчерпывающе определила принципы организации и деятельности суда.

Дата добавления: 2016-12-06 ; просмотров: 1163 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.org/12-67753.html

Нормативный методический документ, определяющий систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства мировых судей

Инструкция по судебному делопроизводству в аппарате мирового судьи (далее — Инструкция) разработана в целях совершенствования документационного обеспечения деятельности мирового судьи.

Настоящая Инструкция, являясь основным нормативно-методическим документом, определяет и устанавливает единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства мировых судей Российской Федерации, предусматривая учет и ведение документооборота мирового судьи, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов мирового судьи, порядок текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив.

Положения Инструкции распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на организацию работы с документами, создаваемыми средствами вычислительной, компьютерной и электронной техники.

2. Кто осуществляет руководство за ведением делопроизводства в аппарате мирового судьи?

1.4. Руководство за ведением делопроизводства в аппарате мирового судьи осуществляет мировой судья совместно с агентством по организации деятельности мировых судей Астраханской области в лице руководителя аппарата мирового судьи, что предусматривает общее руководство деятельностью аппарата мирового судьи, осуществление систематического контроля за выполнением работниками аппарата своих должностных обязанностей, проверку сроков прохождения дел и материалов, правильность ведения журналов, своевременность обращения к исполнению вынесенных судебных решений и др.

Читайте так же:  Право и организация социального обеспечения полиция

Мировой судья контролирует выполнение всеми работниками аппарата судебного участка требований настоящей Инструкции.

Кроме того, мировой судья дает разрешение на выдачу и высылку по запросам компетентных органов судебных дел, других материалов и документов.

3. Чем определяются обязанности, права и ответственность работников аппарата мирового судьи?

1.6. Обязанности, права и ответственность работников аппарата мирового судьи определяются их должностным регламентом, который утверждается руководителем агентства.

4. В соответствии с какими нормативными правовыми актами производится прием граждан на судебном участке?

1.7. Прием граждан в суде производится в соответствии с Правилами внутреннего распорядка судебного участка, утвержденными агентством по организации деятельности мировых судей Астраханской области, Положением о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, утвержденным Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации.

5. Кто является ответственным за сохранность гербовой печати мирового судьи?

1.8. Гербовая печать мирового судьи хранится у мирового судьи судебного участка. Ответственным за сохранность гербовой печати является мировой судья.

6. В каких случаях гербовая печать может передаваться другому мировому судье?

При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия (болезнь, служебная командировка, отпуск и иные уважительные причины) мировой судья должен передать гербовую печать замещающему его мировому судье, на которого постановлением председателя соответствующего суда возложено исполнение обязанностей временно отсутствующего судьи.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник: http://studopedia.org/9-193393.html

Особенности судебного делопроизводства

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации. В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Конституция РФ. М., 1998

Правильная постановка судебного делопроизводства является одним из важнейших условий надлежащей организации работы суда, соблюдения процессуальных норм действующего законодательства.

Уголовный Кодекс Российской Федерации устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно — правового характера за совершение преступлений. Уголовный кодекс РФ принят Федеральным законом от 31 октября 2002 года №133 — ФЗ. М., 2002. ст.290 Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 декабря 2001, содержит нормы, права и положения по документам сферы трудовых правоотношений Трудовой кодекс РФ.М., 2002.. Гражданский процессуальный кодекс, который регулирует гражданский процесс, устанавливает состав суда, состав лиц участвующих в деле, состав и структуру иска и др. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002г №138 ФЗ (принят ГД ФС РФ 23 декабря 2002г)(ред от 29 декабря 2004г)//собрание законодательства РФ. 2002. №46.

Основу гражданского законодательства составляет Гражданский Кодекс Российской Федерации. Гражданский кодекс определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других важных прав. Гражданский кодекс РФ принят Федеральным законом от 10 января 2004 года №15 — ФЗ. М., 2003.

Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 23 октября 1996 года.№1 — ФКЗ «О судебной системе РФ»//собрание законодательства РФ. 1996.№15 является базовым правовым документом, регламентирующим деятельность судов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральным Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральный закон от 27 июля 2004 №79 — ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»//собрание законодательства РФ. 2004. №46., ФЗ «О порядке рассмотрения общений граждан», устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Нормативно — методическую базу делопроизводства в городском суде составляет совокупность законодательных актов и методических документов, регламентирующих вопросы создания, технологию обработки и хранения документов.

В законодательстве о делопроизводстве сложилось так, что нормы, правила, требования по документационному обеспечению управления оказались рассеянными по многим правовым и нормативным актам.

Гражданский кодекс РФ установил правовые основы деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации установил уголовную ответственность за неправомерные действия с документами и информацией.

Основным нормативно — методическим документом в деятельности районного суда является «Инструкция по судебному делопроизводству» Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде от 29 апреля 2003 №36., которая определяет и устанавливает единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в районном суде, обязательная для всех работников суда. Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде разработана в целях совершенствования документационного обеспечения деятельности районного суда. Настоящая Инструкция, являясь основным нормативно-методическим документом, определяет и устанавливает единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в районных судах Российской Федерации, предусматривая учет и ведение документооборота районного суда, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов в структурах районного суда, порядок текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив.

Положения Инструкции распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на организацию работы с документами, создаваемыми средствами вычислительной, компьютерной и электронной техники.

Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде устанавливает единую систему документационного производства, обязательную для всех работников районного суда.

Правила и порядок работы с документами, установленные Инструкцией, обязательны для всех работников аппарата суда. Все работники ответственны за выполнение требований Инструкции, сохранность служебных документов и неразглашение содержащейся в ней информации.

Председатель суда, или лицо, временно исполняющее его обязанности, в соответствии с нормой ст. 6-2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»:

организует работу суда;

устанавливает правила внутреннего распорядка на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда;

утверждает должностные инструкции работников аппарата суда;

Читайте так же:  Отказ выезда за границу

осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Все судебные дела и корреспонденция, поступающие как по почте, так и поданные (доставленные) непосредственно в суд, принимаются, а также отправляются по назначению работником отдела делопроизводства.

Работник отдела делопроизводства вскрывает пакеты, проверяет соответствие присланных судебных дел и других материалов описи, а затем ставит на первой странице обложки дела (письма и т.п.) штамп, где указывается дата поступления материала в суд, регистрационный номер документа по журналу учета входящей корреспонденции.

Если при вскрытии пакетов будет обнаружено отсутствие какого-либо документа или приложения к нему, об этом составляется акт, один экземпляр которого посылается (отправителю, а второй приобщается к полученным документам и передается вместе с ними на рассмотрение исполнителю.

Конверты от поступивших по почте исковых заявлений, представлений, кассационных или частных жалоб, исполнительных документов должны быть сохранены и приложены к присланным документам.

Поступившие в суд дела, материалы и иные документы, в том числе присланные электронной почтой, факсом, а также телеграммы регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции. Дела об административных правонарушениях, поступившие в суд одновременно с доставкой правонарушителей, до их рассмотрения также подлежат предварительной регистрации в отделе делопроизводства суда. Для регистрации отдельных видов поступающей корреспонденции (исполнительные документы, поручения других судов) в журнал учета входящей корреспонденции могут быть внесены дополнительные графы (например, для отметок об исполнении).

При большом объеме поступающей по почте корреспонденции регистрация может производиться в нескольких журналах по видам: исполнительные документы, корреспонденция по уголовным, гражданским делам, прочая корреспонденция и т.д.

Не подлежат регистрации, а передаются с отметкой о времени получения их судом для приобщения к делам:

  • а) судебные повестки, возвращенные суду за не нахождением адресата;
  • б) расписки в получении копий обвинительных заключений, судебных повесток, исковых заявлений.

После регистрации, но не позднее следующего рабочего дня вся поступившая корреспонденция передается по назначению для рассмотрения. Уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях, а также материалы, возвращенные в связи с отменой или изменением приговоров и решений либо с частными определениями вышестоящих судов, материалы по вопросам судебного контроля за законностью действий органов предварительного следствия и дознания, жалобы на отказ в принятии сообщений о совершенных преступлениях, письма, заявления, жалобы не процессуального характера и другие материалы передаются председателю суда.

Для учета дел и материалов, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, в отделе делопроизводства суда ведутся журналы.

Исковые заявления и другие материалы, принятые на личном приеме, не позднее следующего рабочего дня сдаются в отдел делопроизводства для учета в журнале входящей корреспонденции, после регистрации с присвоением соответствующего регистрационного номера и даты поступления возвращаются судье для рассмотрения.

Для единого порядка ведения организационно-штатной работы, основанном на строгом исполнении федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативно- правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента была разработана инструкция по организационно — штатной работе в Федеральных судах общей юрисдикции и системе судебного департамента.

Кроме законодательных и нормативно — правовых актов судебное делопроизводство базируется на целом ряде нормативно-методических документов. Это — государственный стандарт ГОСТ Р 6.30-2003 собрания актов Президента и Правительства РФ Собрание актов Президента и Правительства РФ.1999. №1. ст.203, который устанавливает состав реквизитов документов, требования к оформлению реквизитов документов, требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Этот стандарт создавался как составная часть унифицированной системы организационно — распорядительной документации и представлял собой основу для унификации документов этой системы. Настоящий стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД) — постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др. (далее — документы), включенные в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД) (класс 0200000) Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93. М.: Госстандарт России; ВНИИКИ..

Унифицированные формы документов включены в Альбом форм Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. М., 05.01.2004., который является на сегодняшний день действующим нормативным документом, определяющим формуляры многих документов.

В кадровой службе городского суда, при оформлении документов, используются следующие классификаторы: Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) Общероссийский классификатор информации о населении ОК 018-95. М.: Минтруд России, 1996., который предназначен для использования при обработке информации о населении в процессе решения задач учета, анализа, подготовки кадров. Классификатор содержит наименования и коды информации, которая традиционно присутствует во многих кадровых документах (анкеты, личные карточки): пол, возраст, гражданство, национальность, языки народов РФ и иностранные языки, степень знания языков, состояния в браке и др.

«Основные правила работы архивов организаций» Основные правила работы архивов организации. М., 2003. — это главный нормативный документ, используемый в городском суде, закрепляющий систему хранения документов в делопроизводстве и в архиве. В них регламентирована технология сохранности документов, содержатся требования к номенклатуре дел, устанавливается порядок их составления, согласования, утверждения, использования и хранения. Правила закрепляют общие принципы формирования дел (подшивки документов), в том числе личных дел, порядок организации и проведения экспертизы ценности документов (отбора на хранение и уничтожение), порядок и методику подготовки дел к передаче в архив, правила подготовки описей документов по личному составу.

Подготовка документов и сдаче в архив включает в себя оформление обложки каждого дела. Требования к составу информации, обязательно помещаемой на обложке, и порядок ее расположения закреплены специальным государственным стандартом ГОСТ 17914-72 « Обложки дел длительного хранения. Типы, разновидности, технические требования» ГОСТ 17914-72. Обложки дел длительного срока хранения. Типы, разновидности, технические требования. М., 1984..

Нормативным документом, устанавливающим сроки хранения, является «Перечень типовых управленческих документов, образующих в деятельности организаций с указанием сроков хранения Перечень типовых управленческих документов образующих в деятельности организаций, с указанием сроков хранения. М., 2000.».

Таким образом, существующая законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая деятельность суда и судебное делопроизводство представлена множеством документов федерального и ведомственного уровня — правовых актов, постановлений Правительства РФ, указов Президента РФ, разработками Росархива, Минтруда Госкомстата и Госстандарта. Нормативно-правовая и законодательная база является основой для правильной работы любого суда и организации делопроизводства в нем.

Читайте так же:  Приказ мвд 845 подразделение по делам несовершеннолетних

Источник: http://studwood.ru/1239774/pravo/osobennosti_sudebnogo_deloproizvodstva

Как реформировать судебную систему

В январе 2018 г., выступая в Верховном суде, Владимир Путин обозначил ряд мер по реформированию судебной системы – это далеко не полный перечень того, что было предложено экспертами ЦСР (их доклад опубликован в четверг). Содержательный перечень мер во многом определяется более общей логикой реформирования.

Реформирование любой системы может идти двумя путями – от идеального образа, к которому мы стремимся, или же от исправления существующих недостатков. Это принципиальная развилка. Первый путь хорош в ситуации, когда некоторый институт создается с чистого листа или после полного разрушения старого. В таком положении, например, были авторы Судебных уставов 1864 г. В дореформенной России судебной системы как таковой не было. Множество дел разрешалось административными органами, в разрешении дел участвовали губернаторы и множество других чиновников, а собственно суды не были организационно обособленными. Инерция старых привычных способов действия и встроенных в них интересов была слабой, и в короткое время удалось создать вполне приличную для своего времени судебную систему.

Принцип разрушения старой системы «до основанья», люстрации кадров и создания новой восторжествовал в России после революции 1917 г. Все прежние суды были упразднены, а вместо них созданы местные суды, а затем единая система народных судов, в которых коллегия состояла из судьи и народных заседателей. Ядром советской системы стала уголовная юстиция, ее кадровым идеалом долгое время был народный, а не профессиональный судья, понимающий классовую сущность правосудия и готовый служить интересам государства.

Однако такие радикальные эксперименты относительно редки в истории, даже в условиях победивших революций и смены режима. После падения социалистических режимов в странах Восточной Европы ни в одной стране не было тотального запрета на профессию. Почти везде судьи и прокуроры должны были пройти «биографический контроль» – проверку на факт сотрудничества с бывшим руководством и спецслужбами, на вынесение неправосудных (читай – политических) приговоров, но везде они сохраняли возможность занять судейское кресло в случае отсутствия компрометирующих эпизодов. Более жесткие меры были введены в Румынии. Там парламент дважды принимал закон о том, что сам факт работы в судебных и прокурорских органах является компрометирующим, но Конституционный суд вскоре отменил оба закона.

Как обеспечить независимость судей

Наиболее радикальными были реформы в странах Балтии, поскольку они сопровождались практической люстрацией. Законы начала 1990-х требовали от судьи, как и от любого госслужащего, наличия гражданства (т. е. предков, проживавших на территории страны до 1940 г.) и свободного владения национальным языком. Фактически большая часть советских судей этим требованиям не удовлетворяла.

Россия имела окно возможностей для судебной реформы сразу после 1991 г. Подход был смешанным: что-то можно было сделать с нуля, построить от идеала, что-то изменить и улучшить путем точечных изменений. Системе арбитражных судов повезло: она была создана практически с чистого листа (наследие советского министерского госарбитража было минимальным). Хотя решение такой масштабной задачи потребовало десятилетий, в итоге получилась вполне современная и эффективная система, которая помогла вывести бизнес из тени и внесла свой вклад в экономический рост нулевых.

Система судов общей юрисдикции реформировалась в несколько попыток и с противоречивыми результатами. Это было постепенное расширение гражданского судопроизводства и периодические попытки поменять работу системного ядра – бывшей советской уголовной юстиции. Сначала эта работа была сосредоточена в администрации президента (там был целый отдел по судебной реформе), но после 1993 г. работа переместилась в Верховный суд, к ней подключились и законодатели, и исполнительная власть. В результате удавались те изменения, которые касались материальной части судебной системы, но буксовали те, которые должны были демонтировать практику советских правоохранительных органов и сделать судебную систему независимой ветвью власти.

Многие идеи были хороши на бумаге, но на практике менялись под воздействием ведомственных интересов и повседневных привычек работников. Авторы нового Уголовно-процессуального кодекса 2001 г., например, заложили в новый УПК целый ряд принципиальных новаций. Однако уже через несколько лет произошел возврат к составлению полного обвинительного заключения (по сути, черновика приговора) вместо простого перечня доказательств, как то предполагалось изначально. Система приспособилась и начала имитировать множество вещей, заложенных в УПК, не поменяв работу содержательно. Так случилось с рассмотрением судами вопроса о взятии под стражу. На первый взгляд сейчас все обстоит как положено: именно суд принимает решение об избрании меры пресечения. Однако фактически дискуссия между сторонами обвинения и защиты на этом уровне невозможна. Суды практически не учитывают аргументы, что ни помешать следствию, ни скрыться подсудимый не сможет, они полностью доверяют следствию. По сути, как раньше это решение принимала связка «следователь – прокурор», так это происходит и сейчас.

Источник: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/02/08/750281-reformirovat-sudebnuyu-sistemu

Тема: Основные направления реформирования судебного делопроизводства

ID работы: 57520
Тип работы: Контрольная работа, реферат (теория)
Предмет: Делопроизводство
Страниц: 16
Год написания: 2014

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные направления реформирования судебного делопроизводства 4
1.1. Судебное делопроизводство 4
1.2. Требования к тексту служебных документов 7
2. Совершенствование организационного обеспечения делопроизводства в ходе реформирования судебной системы 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Источник: http://magistr.ru/catalog.php?plan_id=57520

Совершенствование организационного обеспечения делопроизводства в ходе реформирования судебной системы (внедрение автоматизированной системы «Правосудие»).

Автор: Нефедова К.Ф., Кусов В.В.

Совершенствование организационного обеспечения делопроизводства в ходе реформирования судебной системы
(внедрение автоматизированной системы «Правосудие»)

К.Ф. Нефедова, канд. ист. наук; В.В. Кусов, Самарский гос. ун-т

  • Место делопроизводства в судебной системе.
  • Инструкция по делопроизводству районного суда.
  • Внедрение новых технологий – реализация программы «Развитие судебной системы России».

Ежегодно судами общей юрисдикции рассматривается более 5 млн гражданских дел, около 1 млн уголовных дел, более 3 млн дел об административных правонарушениях. Приведенная статистика свиде­тельствует о возрастающей нагрузке на суды, о росте доверия к ним.

Систему судебного делопроизводства следует рассматривать как фундамент судебной системы, так как она играет важнейшую роль в защите прав человека. В то же время документационное обеспечение деятельности судов имеет особое значение в повышении производительности работы судебных органов. Рациональное и четко организованное судебное делопроизводство способствует прозрачности деятельности судов, повышает личную ответственность работников.

Читайте так же:  Окончание академического отпуска

Учитывая, что в условиях демократии судебная власть в конечном счете подотчетна обществу, информация, связанная с работой судебных органов, должна быть доступна широкой общественности. В наши дни новейшие информационные технологии создают все необходимые предпосылки для этого. Доступная информация позволяет увидеть сильные и слабые стороны в работе судов. Без такой информации общество теряет веру в объективность судебных органов.

До 1998 г. функцию организационного обеспечения деятельности судов выполняло Министерство юстиции РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти. В ходе проведения судебной реформы такое положение было признано несовместимым с независимым статусом суда и противоречащим принципу разделения властей. Осуществление задач по реформированию судебной системы, по обеспечению ее реальной независимости от системы органов исполнительной власти вызвало принятие Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» .

С принятием и введением в действие новых процессуальных законодательных актов – Уголовного процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ и других актов, содержащих предписания процессуального характера, обязательные для судов общей юрисдикции при организационном обеспечении рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел по административным правонарушениям, других материалов, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, возникла настоятельная необходимость приведения Инструкции по делопроизводству в соответствие с ними. В 2003 г. приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ утверждена Инструкция по делопроизводству в районном суде. Наиболее значительными явились изменения в части делопроизводства, касающейся рассмотрения уголовных дел и обеспечения судебного контроля в порядке досудебного производства. В меньшей мере осуществленные изменения затронули вопросы дело­производства по гражданским делам. Претерпело изменения и структурное построение Инструкции. Из нее выведены положения, касающиеся распределения делопроизводственных функций по должностям, предусмотренным штатным расписанием районного суда.

Такие процессуальные фигуры, специализирующиеся в области судебного делопроизводства, как секретарь судебного заседания и помощник судьи, впервые введены законодателем в арбитражный процесс лишь в 2002 г. при принятии нового (третьего) российского Арбитражного процессуального кодекса.

Рост количества рассматриваемых судами споров постоянно опережает рост количественного состава судей. Данная тенденция приводит к неуклонному и существенному возрастанию нагрузки на каждого судью.

С 2007 г. реализуется Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 годы , которая призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Программа предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также улучшение условий для осуществления правосудия.

Обеспечение открытости правосудия требует значительных финансовых затрат, в частности, для создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения свободного доступа в залы судебных заседаний. Уровень обеспеченности судов зданиями и их оснащенности не позволяют создать необходимую для внедрения информационных технологий инфраструктуру.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

    • создание 75 тыс. автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции, в арбитражных судах − 14 тыс. мест, формирование системы электронного документооборота, способствующей повышению эффектив­ности работы судей и работников аппаратов судов;
    • создание 2 200 веб-сайтов судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтов арбитражных судов, что позволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности;
    • осуществление обязательной аудиозаписи судебного заседания, что повлияет на обеспечение соблюдения процессуальных норм, повысит корректность поведения участников процесса, предотвратит появление жалоб на протоколы судебных заседаний.

В 2002 г. разработана Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, основой которой стало создание Государственной автоматизированной системы РФ «Правосудие», широкомасштабное внедрение которой в судах и системе Судебного департамента осуществляется с 2007 г. В ходе дальнейшего развития ГАС «Правосудие» планируется размещать на сайтах судов информацию о рассматриваемых делах в реальном масштабе времени.

Указанные мероприятия позволяют в полной мере реализовать положения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» , который вступил в силу с 1 июля 2010 г.

Достижение высокого уровня гласности, открытости и прозрачности правосудия является важнейшим условием успешного развития судебной реформы. Решение названной задачи позволяет добиться повышения качества судебной деятельности, укрепляет связь судов с населением, что повышает уровень его доверия к судебной власти и одновременно обеспечит гражданам большую доступность к средствам судебной защиты.

Постановление VI Всероссийского съезда судей «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» от 2 декабря 2004 г. // Вестник ВАС РФ. 2005. № 2. С. 5.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // Российская газета. 1998, 14 января; 2003, 30 октября; 2004, 7 декабря; 2007, 6 марта; 2008, 30 декабря; 2009, 1 июля.

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. № 36 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде» // Правовой сервер Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=66296 – Заглавие с экрана (дата обращения: 16.01.2010).

Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 годы (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583) // Правовой сервер Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=86144 – Заглавие с экрана (дата обращения: 16.01.2010).

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Российская газета. 2008, 26 декабря.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.top-personal.ru/officeworkissue.html?155

Основные направления реформирования судебного делопроизводства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here