Основная задача судебной экспертизы

Предлагаем рассмотреть тему: "Основная задача судебной экспертизы" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Понятие и задачи судебной экспертизы

Понятие «экспертиза» используется в науке и практике для обозначения исследований, требующих использования профессиональных знаний. Результаты экспертизы получаются опытным путем с помощью специального инструментария — экспертных методик.

Экспертизы производятся практически во всех сферах человеческой деятельности.

Судебная экспертиза — это отличная от других специфическая разновидность экспертиз, обладающих особым статусом. Сходство ее с экспертизами в других сферах человеческой деятельности заключается в том, что она, по сути, является исследованием, основанным на использовании специальных знаний. Однако далеко не любое исследование может именоваться судебной экспертизой, поскольку эти экспертизы выполняются в ходе судебного исследования по гражданским и уголовным делам, делам по административным правонарушениям. Кроме того, судебные экспертизы производятся при рассмотрении дел в Конституционном Суде Российской Федерации.

Основания и порядок назначения судебных экспертиз по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях определяются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, а также Федеральным законом Российской Федерации от 31 мая 2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ (ред. от 8 марта 2015 г.) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. -2001. — № 106.Эти нормативные акты устанавливают права и ответственность лиц, принимавших участие в производстве судебной экспертизы, их правоотношения, содержание составляемых при этом основных процессуальных документов, регламентируют и другие вопросы, связанные с порядком назначения и производства экспертизы.

Сущность судебной экспертизы состоит в анализе по заданию суда сведущим лицом (экспертом) предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов в целях установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела. По результатам исследования эксперт составляет заключение, которое является одним из предусмотренных законом доказательств.

Отличительной чертой судебной экспертизы является производство исследований, основанных на специальных знаниях. Закон не дает определения понятия специальные знания. Традиционно в юридической литературе под этим термином понимают систему теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки либо техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем специальной подготовки или профессионального опыта и необходимых для решения вопросов, возникающих в процессе судопроизводства.

Среди основных задач, разрешаемых судебными экспертизами по характеру основных целей экспертного исследования, можно выделить идентификационные задачи, направленные на отождествление объекта по его отображениям. При решении идентификационных задач, в объектах идентифицируемом (отождествляемом) и идентифицирующем (с помощью которого производится отождествление) выявляются общие (групповые) и частные признаки, производится их сопоставление, и на основе совпадения совокупности частных признаков устанавливается индивидуально-конкретное тождество.

Идентификационные задачи формулируются в виде вопросов о тождестве конкретных объектов (например, установление лица, исполнившего документ, по почерку или установление, данным ли орудием взломан замок), о принадлежности объектов к конкретной группе (например, повреждение нанесено одним из четырех ножей), об установлении единого источника происхождения объектов (например, установление фабрики изготовителя и принадлежности к определенной партии бумаги, на которой напечатаны поддельные денежные билеты); о принадлежности объекта к единому целому, единой массе (например, принадлежность осколка разбитого стекла, обнаруженного на месте дорожно-транспортного происшествия, фарному рассеивателю данного автотранспортного средства); об изготовлении (выполнении) нескольких объектов одним и тем же лицом.

Другая группа задач — диагностические — состоит в выявлении механизма события; времени, способа и последовательности действий, событий, явлений, причинных связей между ними; природы, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосредственному восприятию, и т. д.

Частным случаем диагностических задач являются классификационные задачи. Эти задачи направлены на установление соответствия объекта определенным, заранее заданным характеристикам и отнесение его на этом основании к определенному классу, роду, виду.

Общие задачи экспертизы определяют ее цели в наиболее обобщенном виде и дают представление о предмете экспертизы данного рода. С гносеологической точки зрения конкретные задачи характеризуют конечную цель (искомый факт) и условия ее достижения, т.е. данные, с учетом которых эксперт на основе своих специальных знаний должен действовать, чтобы дать ответы на поставленные вопросы. В ходе исследования конкретные задачи преобразуются обычно в систему подзадач, отражающих промежуточные цели исследования и условия их достижения.

Экспертные задачи неразрывно связаны с вопросами, выносимыми на разрешение судебной экспертизы. Общие и типичные задачи представляют собой научное обобщение всевозможных вопросов по данному роду или виду экспертиз. Конкретные задачи судебной экспертизы реализуются путем постановки определенных вопросов эксперту в зависимости от имеющихся объектов и материалов гражданского или уголовного дела, дела об административном правонарушении.Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. — М.: Проспект, 2010. — С. 3-11.

На основании выше изложенного следует обозначить такой вывод: судебная экспертиза обладает особым статусом. Основное направление судебной экспертизы — это проведение различных исследований, основой которых служат специальные знания. Проведение судебной экспертизы четко регламентировано законодательством Российской Федерации. В общем виде задачи судебной экспертизы разделяются на идентификационные и диагностические.

Источник: http://vuzlit.ru/146140/ponyatie_zadachi_sudebnoy_ekspertizy

Задачи судебной экспертизы

Основаниями для классификации задач являются: цель и условие задачи.

По первому основанию задача определяется предметом доказывания и обстоятельствами конкретного дела. По этому основанию задачи делятся на: идентификационные, диагностические, классификационные, ситуалогические (ситуационные) и интеграционные.


По второму основанию достаточностью правил, разработанных наукой. Например, стандартная задача, которая всегда содержит исходные данные, достаточные для ее решения. Эти данные представлены в явном виде, их требуется преобразовать и заполнить пробелы. Такие исходные данные определяют возможность решения в соответствии с разработанным алгоритмом.

Читайте так же:  Какой срок рассмотрения жалобы в прокуратуру

Если же условие необычное и нельзя использовать упомянутые правила, то задача относится к нестандартной (эвристической),требующей от эксперта самостоятельного, творческого поиска решения.

Важно также выделить условные задачи, которые определяют информационное поле свойств изучаемого объекта и исследуется экспертом. Свойства – это все то объективное и материальное, что отличает одну вещь или явление от другой вещи или явления, поэтому именно с их помощью удается решать идентификационные экспертные задачи. Если свойства описывают состояние вещей, механизмов, времени явлений, способ изготовления, то это позволяет решать диагностические задачи.

Наряду с указанными, в процессе расследования возникает необходимость в решении классификационныхзадач. Цель таких исследований установить отношение объекта к определенной группе.

При этом объем определяемой группы не должен влиять на существо задачи экспертизы. Непосредственный объект классификационного исследования – система свойств, присущая определенным, выделенным в соответствии с общими и специальными классификациям группам объектов.

Такая задача не является идентификационной, т. к. в процессе ее решения отсутствует конкретный проверяемый объект, перед экспертом не ставится, а в итоге исследования не достигается цель отождествляемого объекта. Ее нельзя отнести и к диагностической, ибо объект исследования в классификационном процессе статичен, а отнесение объекта к группе неравноценно установлению элементарного частного события.

Выделение группы классификационных задач, по мнению большинства ведущих ученых криминалистов (Орловой В.Ф., Шляхова А.Р., Майлис Н.П. и др.) является условным, т. к. они занимают большое место в процедурах решения других классов задач – идентификационных и диагностических.

Особое место занимают в классификации и ситуалогические задачи. По своей природе они близки к диагностическим. Многие ученые считают, что они являются разновидностью последних. Тем не менее, большинство криминалистов справедливо выделяют их в самостоятельные, т.к. в качестве объекта здесь выступает система событий, а не одно элементарное частное событие, как при решении диагностических задач. Объектом ситуалогического (ситуационного) исследования является система свойств материальной ситуации, отражающая динамику частного, (но более общего, чем это имеет место в диагностическом исследовании) или основного события. С помощью решения ситуалогических задач при ситуационном анализе, удается выделить новые свойства и отношения в исследуемом объекте, воспринять ее как целостную структуру.

Интеграционные задачи как правило решаются в комплексных исследованиях и могут в качестве подзадач включать все рассмотренные ранее классы задач. Решаемые в процессе комплексной экспертизы задачи, отличаются от обычных не тем, какой результат (искомое) должен быть получен (идентификация, диагностика, факт контактного взаимодействия – они достижимы и в производстве обычных экспертиз), а, во-первых, объемом свойств (объектов) которые могут быть исследованы; во-вторых, категорией (видом) специальных знаний, необходимых для решения комплексной экспертизы.

В первом случае интеграционная задача выступает как система (звено) частных (простых) задач. Примером может быть идентификация пишущего при исследовании слабовидимой подписи (выцветшей, вытравленной либо в форме следов давления). Прежде чем провести почерковедческое исследование, эксперт должен восстановить слабовидимую подпись – это самостоятельная задача и ее решение является условием последующей идентификации.

Во втором случае, как уже отмечалось, решение интеграционных задач при комплексном исследовании, где своеобразной формой их являются пограничные вопросы между разными родами (видами) эксперту, разрешаемые специалистами различных отраслей знаний. Например, типичной задачей является идентификация металлоизделия по его частям (например, труб). Проводится трасологическое исследование, по следам-отображениям, и материаловедческое исследование и на основе совокупного использования всей информации решатся интеграционная задача о тождестве целого по его частям

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:


Источник: http://studopedia.ru/15_18126_zadachi-sudebnoy-ekspertizi.html

Судебная экспертиза. Понятие, значение, виды, задачи, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

Судебная экспертиза оказывает существенную помощь в расследовании преступлений. Как показывает практика, ни одно из преступлений не может быть раскрыто без назначения и проведения той или иной экспертизы.
Пройдя долгий путь развития, судебная экспертиза в настоящее время является самостоятельным научным направлением, в котором разработана общая теория и определено ее место в системе научного знания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….….3
Глава 1 Понятие, предмет и виды судебной экспертизы……….…. 5
Глава2 Задачи, проблемы и перспективы развития судебной экспертизы………………………………………………………….…13
Заключение……………………………………………………………18
Список источников……………………………………………. ……20

Файлы: 1 файл

Криминалистика.docx

По объему объекты экспертизы могут быть рассмотрены с точки зрения их полноты, величины, множественности.

ГЛАВА 2 Задачи, проблемы и перспективы развития судебной экспертизы.

Задачи, решаемые судебными экспертами, определяются возможностями исследования объекта и ее предметом. А.М. Зинин и Н.П. Майлис подразделяют задачи на три основные группы – идентификационные, диагностические и классификационные. 7 Выделяют следующие группы задач: задачи, направленные на идентификацию, диагностические задачи и задачи, связанные с экспертной профилактикой. 8

Говоря о задачах, нельзя не остановится на некоторых положениях теории решения задач. Основы теории решения экспертных задач начали складываться в 80-х годах. Естественно, эксперты и раньше решали задачи. Но только после того, как стало ясным, что процесс решения этих задач имеет свои собственные закономерности, не зависящие от свойств исследуемого объекта, началось формирование теории решения экспертных задач. Эта теория призвана изучать только закономерности решения задач и то, что влияет на их ход решения. Важное значение здесь имеют свойства исследуемых объектов. По определению задачи, которое дает С.И. Ожегов, в общем смысле, “задача – то, что требует исполнения, разрешения”. Разрешение (решение) – это процесс и результат выбора цели и способа действий.

Экспертная задача – это такая экспертная деятельность, которая направлена на преобразование потенциальной доказательственной информации, содержащейся в представленных на экспертизу в качестве исходных данных материалов дела , в актуальную доказательственную информацию, которая может быть использована для правильного решения уголовного или гражданского дела. 9 Из этого определения экспертной задачи следует, что она имеет информационную природу и процессуальную роль. В других случаях задача может быть истолкована как вопрос, требующий разрешения на основании специальных познаний эксперта по собранным следователем (судом) данным с соблюдением условий процессуальной деятельности. Эти два понятия: задача экспертизы и вопрос, который поставлен эксперту, весьма сходны. Первое, представляет собой научное определение, которое может быть выражено множеством разнообразных формулировок вопросов и по конкретной экспертизе оно реализуется посредством ряда вопросов. В известном смысле задача есть научно обобщенное объяснение смысла наиболее типичных вопросов. Так, применительно к дактилоскопической экспертизе отождествление лица, оставившего след, – это задача; установление же конкретного факта, о том, что данный след оставлен Петровым А.А., – это вопрос конкретной экспертизы.

Читайте так же:  На основании чего действует председатель ликвидационной комиссии

Стремительный рост потребностей современного общества в использовании специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле как в рамках судопроизводства, так и вне этих рамок, позволяет рассматривать сегодня судебную экспертизу как самостоятельный процессуальный и наиболее перспективный механизм защиты прав и свобод граждан и интересов государства. Кроме того, современное законодательство Российской Федерации в рамках проводимой правовой реформы направлено на повышение роли института судебных экспертиз, без которого не может быть раскрыто и расследовано ни одно преступление. Результаты судебных экспертиз, выполненных в рамках как уголовного, так и других видов судопроизводства, являются научно обоснованными доказательствами, полученными по строгим процессуальным нормам на основе объективных, всесторонних и полных исследований.

Современное состояние и перспективы развития судебной экспертизы отражают, в первую очередь, потребности судебно-следственной практики, обусловленные в основном характером преступлений, уровнем профессионализма следователя и суда, степенью развития института судебной экспертизы как профессиональной систематической деятельности. Реализация потенциальных возможностей СЭУ прямо зависит от подготовленности судебного эксперта и его опыта, условий работы, уровня научно-методического, информационного и технико-инструментального обеспечения. В настоящее время в СЭУ Минюста России выполняются судебные экспертизы по родам и видам. Кроме традиционных криминалистических, производятся и новые роды, например, экономическая, компьютерно-техническая, экологическая, психологическая, лингвистическая экспертизы. 10 Увеличение объема экспертного производства по указанным областям в гражданском и арбитражном судопроизводстве является показателем правовой развитости нашего государства.

Проведённые исследования позволили ответить на поставленные в начале вопросы. Судебная экспертиза определяется законом как процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам , разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Исследуя проблему судебной экспертизы, необходимо выделять такое понятие, как предмет судебной экспертизы. Предмет судебной экспертизы определяется объектом, целями и задачами исследования, вопросами, возникшими у следователя или суда при расследовании и рассмотрении дела. Например, предмет исследования вещества, похожего на наркотическое средство, может быть выражен в установлении, является ли представленное на исследование вещество наркотическим, каким именно, и каков его вес.

Судебная экспертиза — давний и устоявшийся институт процессуального законодательства России. Со становлением судебной экспертизы как одной из форм познавательной деятельности связаны имена таких виднейших представителей отечественной науки, как А.М. Бутлеров и ММ. Герасимов, Д.И. Менделеев, Н.И. Пирогов, и многих других, очень многое сделавших для научного обоснования судебно-экспертных исследований. Судебно-экспертная деятельность РФ осуществляется в определённом правовом поле, которое включает совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности. К таковым, в первую очередь, относится Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», отраслевое процессуальное законодательство, а также другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

В ходе исследования были выявлены общие проблемы, которые подлежат разрешению в ближайшем будущем. Главная проблема – рост числа квалифицированных преступлений с использованием современных компьютерных технологий, которые порою опережают по отдельным направлениям технические возможности судебной экспертизы. Все это требует от криминалистов пересмотра существующих и разработки новых теоретических положений и соответственно новых методов и методик при исследовании объектов экспертизы.

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от18.12.2001г. №174-ФЗ//Российская газета – 22.12.2001 — № 249.
  2. Федеральный закон от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30.12.2001 г.) О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации. // Российская газета – 5 июня 2001 г. — № 106.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.1996 г. № 1546-р О судебно-экспертных учреждениях системы Минюста России. // Собрание законодательства Российской Федерации – 21.10.1996 г. — № 43. — ст. 4962. В.Е. Корноухов, Ю.К. Орлов, И.А. Журавлева. Судебная экспертиза., ч.1. Красноярск, 1998
  4. В.Е. Корноухов, Ю.К. Орлов, И.А. Журавлева. Судебная экспертиза.,

ч.1. Красноярск, 1998

  1. Е.Р. Россинская, Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. М., 1996.
  2. Словарь основных терминов судебных экспертиз. М., 1980.
  3. Основы судебной экспертизы. Общая теория. М., 1997. Ч. 1.
  4. Мирский Д.Я., Ростов М.Н. Понятие объекта судебной экспертизы // Актуальные проблемы теории судебной экспертизы. Сборник научных трудов ВНИИСЭ. М., 1984.
  5. Зинин А.М., Майлис Н.П. Судебная экспертиза. Учебник М., 2002.
  6. Энциклопедия судебной экспертизы / Под ред. Т.Е. Аверьяновой. Е.Р. Россинской. — М Юристъ. 1999

1 В.Е. Корноухов, Ю.К. Орлов, И.А. Журавлева. Судебная экспертиза., ч.1. Красноярск, 1998.

2 Е.Р. Россинская. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. М., 1996.

Читайте так же:  Судебная экспертиза мозга

3 Словарь основных терминов судебных экспертиз. М., 1980.

4 Основы судебной экспертизы. Общая теория. М., 1997. Ч. 1.

5 Мирский Д.Я., Ростов М.Н. Понятие объекта судебной экспертизы // Актуальные проблемы теории судебной экспертизы. Сборник научных трудов ВНИИСЭ. М., 1984.

Источник: http://www.yaneuch.ru/cat_94/sudebnaya-jekspertiza-ponyatie-znachenie-vidy/61958.1382210.page2.html

Задачи судебной экспертизы

Судебная экспертиза — это достаточно широкое понятие, включающее комплекс действий, мероприятий, состоящих из проведения исследований и выдачи экспертного заключения по тем вопросам, разрешение которых требует наличия специальных знаний в сфере науки, ремесла, техники и искусства, что поставлены перед экспертом судом, следователем, органом дознания для того, чтобы установить те или иные обстоятельства, подлежащие доказыванию по рассматриваемому делу.

Виды судебной экспертизы

Одними из важнейших видов судебных исследований являются традиционные криминалистические экспертизы. Это класс судебных экспертиз, выполняемых с использованием специальных знаний и методик, основанных на положениях криминалистической техники. Криминалистические экспертизы делятся на разновидности:

  • судебно-трасологические или так называемые экспертизы следов. Иногда для раскрытия преступлений отдельно выделяют еще один вид — дактилоскопическую экспертизу;
  • экспертизы огнестрельного оружия, а также боеприпасов и следов выстрела (они же судебно-баллистические исследования);
  • экспертизы холодного оружия;
  • почерковедческие экспертизы;
  • технические экспертизы документов;
  • портретные экспертизы;
  • фототехнические экспертизы.

Нередко криминалистическими экспертизами называются еще и автороведческие исследования, главной задачей которых выступает установление с помощью исследования различных документов их авторов.

Еще одним классом судебных экспертиз выступают исследования веществ, материалов, изделий. В их число входят следующий анализ:

  • экспертиза волокон, волокнистых материалов и изделий из них;
  • ГСМ и нефтепродуктов;
  • лакокрасочных материалов и покрытий;
  • металлов, сплавов и изделий из них;
  • наркотиков;
  • пищевой продукции;
  • пластмасс и полимерных материалов;
  • керамики, стекла и изделий из них и т.п.

Кроме того, отдельными видами судебных исследований выступают:

  • судебно-медицинские (людей, трупов, вещественных улик);
  • судебно-психиатрические экспертизы;
  • судебно-автотехнические экспертизы;
  • технические экспертизы;
  • строительные экспертизы.

Задачи судебных исследований

Среди задач судебной экспертизы можно выделить следующие:

  • идентификационные, устанавливающие индивидуальные признаки и тождества;
  • диагностические, направленные на установление природы того или иного объекта, его назначения, использования, изменения и т.п.;
  • классификационные, определяющие характеристики (свойства) исследуемого объекта и отнесения его к тому или иному классу.

Опытным специалистам экспертного центра по силам справиться с любой даже самой сложной задачей.

Источник: http://centrexp.ru/zadachi-sudebnoy-ekspertizy/

Основные задачи судебной экспертизы

Среди основных задач, разрешаемых судебными экспертизами по характеру основных целей экспертного исследования, можно выделить идентификационные задачи, направленные на отождествление объекта по его отображениям (в частном случае — следам). При решении идентификационных задач в объектах, — идентифицируемом (отождествляемом) и идентифицирующем (с помощью которого производится отождествление), — выявляются общие (групповые) и частные признаки, производится их сопоставление и на основе совпадения совокупности частных признаков устанавливается индивидуально-конкретное тождество.

Если для индивидуализации частных признаков оказывается недостаточно, то решение идентификационной задачи завершается лишь установлением групповой принадлежности объекта, т.е. установлением принадлежности объекта к некоторому множеству (группе) однородных объектов, осуществляемым на основе изучения свойственных всем объектам данной группы общих признаков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Определение групповой принадлежности является первоначальным этапом всякого идентификационного исследования. Определив совпадение общих признаков, переходят к частным, если это возможно.

Разновидностью установления групповой принадлежности является определение единого источника происхождения объектов. Например, бумага, на которой напечатаны поддельные денежные знаки, и бумага, изъятая при обыске у подозреваемого, изготовлены на одном и том же целлюлозно-бумажном комбинате; пуговица, обнаруженная на месте убийства, и пуговицы, оставшиеся на пиджаке подозреваемого, принадлежат к одной партии. Признаки могут определять состав и структуру вещества или материала, отражать технологию производства или условия хранения объектов и т.п.

Идентификационные задачи формулируются в виде следующих групп вопросов:

ü о тождестве конкретных объектов (например, установление лица, исполнившего документ, по почерку или установление того, данным ли орудием взломан замок),

ü о принадлежности объектов к конкретной группе (например, повреждение нанесено одним из четырех ножей),

ü об установлении единого источника происхождения объектов (например, установление фабрики-изготовителя и принадлежности к определенной партии бумаги, на которой напечатаны поддельные денежные билеты);

ü о принадлежности объекта к единому целому, единой массе (например, принадлежность осколка разбитого стекла, обнаруженного на месте дорожно-транспортного происшествия, к фарному рассеивателю данного автотранспортного средства);

ü об изготовлении (выполнении) нескольких объектов одним и тем же лицом.

Другая группа задач — диагностические — состоит в выявлении: механизма события; времени, способа и последовательности действий, событий, явлений, причинных связей между ними; природы, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосредственному восприятию, и т.д. Например: каков механизм возникновения пожара или взрыва; каковы состав и технология изготовления данного пищевого продукта, как он отличается от продукта, изготовленного в соответствии с утвержденными техническими условиями, и т.д.

Частным случаем диагностических задач являются классификационные задачи. Эти задачи направлены на установление соответствия объекта определенным заранее заданным характеристикам и отнесение его на этом основании к определенному классу, роду, виду. Примером может служить судебно-баллистическая экспертиза, когда требуется установить, к какой системе или модели относится данное огнестрельное оружие, или судебная металловедческая экспертиза, когда необходимо установить, к какой марке относится данный сплав. Поскольку решение классификационных задач во многих случаях предшествует идентификации, некоторые авторы выделяют их в отдельную группу.

Диагностические экспертные задачи по степени сложности подразделяют на простые и сложные.

I. Простые диагностические задачи.

1. Диагностирование свойств и состояния объекта непосредственно:

1) исследование свойств объекта, его соответствие определенным (заданным, установленным стандартом) характеристикам;

2) определение фактического состояния объекта, наличия или отсутствия каких-либо отклонений от его нормального состояния;

Читайте так же:  Подана жалоба в мировой суд

3) установление первоначального состояния объекта;

4) выявление причин и условий изменения свойств (состояния) объекта.

2. Диагностические исследования свойств и состояния объекта по его отображению:

1) определение степени информативности следа;

2) установление свойств и состояния объекта в момент возникновения отображения;

3) определение причины изменения свойств или состояния объекта.

II. Сложные (составные) диагностические задачи — это исследование механизмов, событий, процессов и действий по результатам (объектам, отображениям). К ним относятся:

1) определение: а) механизма события, процесса, действия; б) возможности судить о механизме и обстоятельствах события по его результатам (последствиям, отображениям), отдельных этапов (стадий, фрагментов) события;

2) установление: а) механизма события в его динамике; б) возможности (невозможности) совершения определенных действий при определенных условиях; в) соответствия (несоответствия) действий специальным правилам;

3) определение: а) условий (обстановки); б) времени (периода) или хронологической последовательности действия (события); в) места действия (его локализация, границы), позиции участников; г) определение иных условий;

4) определение причинно-следственных связей между действиями и наступившими последствиями.

Другим основанием является деление диагностических задач на прямые и обратные.

Прямые диагностические задачи решаются путем движения от причины к следствию. Это, как правило, простые диагностические задачи типа: каковы состав этого объекта или его структура, при какой температуре происходит самовозгорание данного вещества и проч. Прямые сложные диагностические задачи типа: каков будет механизм данного процесса при заданных условиях, решаются при создании экспертных методик для диагностических исследований. Одним из основных методов в диагностических исследованиях является аналогия. Повторяемость событий, действий, наличие типичных ситуаций влекут за собой возникновение повторяющихся типичных следов. Реально существующие отклонения зависят от вариационности тех или иных факторов, влияющих на саму ситуацию и механизм отображения. Данные о типичных ситуациях используются впоследствии при решении обратных диагностических задач.

Обратные диагностические задачи. Большинство сложных экспертных задач, разрешаемых криминалистической диагностикой, являются обратными, т.е. такими, где поиск решения ведется от следствия к причине. Основным методом, используемым в этом случае, является моделирование: мысленное, физическое, математическое. Сравните: прямая задача — установить состав и марку металла, из которого изготовлен обломок ножа, а обратная — реконструирование по обломку «биографии» изделия, установление технологии его изготовления или причин излома и т.д.

Диагностические задачи, связанные с анализом ситуации в целом, когда в качестве объекта исследования выступает система событий, называют ситуационными (ситуалогическими) и также иногда рассматривают как отдельную группу. Обычно под этим термином понимают сложные обратные диагностические задачи. Примером решения ситуационной диагностической задачи может быть установление механизма дорожно-транспортного происшествия при производстве комплексной судебной дорожно-транспортной и транспортно-трасологической экспертиз.

Наряду с приведенной классификацией экспертные задачи классифицируются и по другим основаниям.

Так, по степени общности задачи делят на:

1) общие — задачи рода экспертизы, например, в трасологической экспертизе исследование различных отображений (следов) объектов в целях их идентификации или диагностирования свойств и механизма образования;

2) типичные — задачи вида экспертизы, например, к типичным задачам трасологической экспертизы следов обуви относятся: установление вида обуви, оставившей следы, или идентификация обуви по следам;

3) конкретные — задачи данного экспертного исследования, например, не оставлены ли следы на месте происшествия туфлями гр. И.И. Сидоровой.

Общие задачи экспертизы определяют ее цели в наиболее обобщенном виде и дают представление о предмете экспертизы данного рода.

Типичные задачи вида экспертизы, которые приводятся в справочной литературе, формулируются применительно к каждому объекту этого вида и служат в качестве ориентирующих для постановки конкретных задач, т.е. поставленных перед экспертом при производстве определенной экспертизы. Конкретные задачи характеризуют конечную цель (искомый факт) и условия ее достижения, т.е. данные, с учетом которых эксперт на основе своих специальных знаний должен действовать, чтобы дать ответы на поставленные вопросы. В ходе исследования конкретные задачи преобразуются обычно в систему подзадач, отражающих промежуточные цели исследования и условия их достижения.

Источник: http://megalektsii.ru/s70475t3.html

Основные задачи судебной экспертизы

Идентификационные задачи судебной экспертизы

При классификации ключевых задач судебной экспертизы по характеру ключевых целей экспертного исследования выделяют идентификационные задачи. В их основе лежит отождествление объекта по его отображениям, в ряде случаев – следам. Во время решения задач такого типа в объектах идентифицируемом и идентифицирующем происходит выявление общих (групповых) и частных признаков, происходит их соотношение, и в ключе совпадений суммы частных признаков происходит определение индивидуально-конкретного тождества.

В ситуациях, когда частные признаки не могут способствовать индивидуализации в полном объеме, завершение идентификационной задачи связано с определением групповой принадлежности объекта, иными словами, определением принадлежности объекта к ряду множеств (групп) однородных объектов, которое осуществляется в ключе исследования общих признаков, которые являются свойственными для всех объектов этой группы. Обозначение групповой принадлежности – это первый этап любого идентификационного исследования. Как только определены совпадения общих признаков, можно переходить к частным признакам. Но всех случаях возможно осуществить индивидуальную идентификацию. В ситуациях, когда недостает необходимого уровня суммы частным признаков, остается только установить групповую принадлежность (к примеру, заключить, что документация отпечатана на одном из четырех лазерных принтеров, отобранных из 30 исследуемых). Чем больше количество признаков, которые изучаются, тем меньше число однородных объектов, которые составляют группу.

Определить единый источник происхождения объектов – разновидность определения групповой принадлежности. К примеру, вино, которое разлили по бутылкам, и вино, которое осталось в цистерне, относятся к одной партии. Для признаков свойственно обозначить состав и структуру веществ или материалов, определить технологию производства или условия, при которых происходило хранение объектов.

Диагностические и классификационные задачи судебной экспертизы

К другой группе задач относятся диагностические задачи. Они необходимы для того, чтобы выявить механизм события, время, способ и последовательность действий, привычные связи между ними, природу, качественные и количественные параметры объекта, их свойства и признаки, которые невозможно непосредственно воспринять, и др. К примеру, определить, как возник пожар или дорожно-транспортное происшествие, как был изготовлен данный пищевой продукт, в чем его отличия от продуктов, изготовленных в соответствии с согласованными требованиями, и др.

Читайте так же:  Общественные организации некоммерческие партнерства

К классификационным задачам относятся частные случаи диагностических задач.

Данный вид задач направлен на то, чтобы установить соответствие объекта с определенными, заранее обозначенными характеристиками, и отнести его на данном основании к конкретному классу, виду. В качестве примера можно привести судебную металловедческую экспертизу, которая необходима для установления того, к какому виду можно отнести определенный сплав.

Так как процесс решения задач такого вида в большинстве ситуаций стоит перед идентификацией, ряд авторов выделяют их в отдельный пласт. Но мы считаем, что гносеологическая сущность данных задач относит их к группе диагностических.

Важно видеть различия между диагностическими классификационными задачами и идентификационными задачами, во время решения которых происходит определение групповой принадлежности объектов. Однозначно классификацию тоже можно воспринимать как отнесение объектов к определенной группе, но данная группа не имеет количественного определения и решение данной диагностической по сути задачи не подразумевает индивидуальную идентификацию. К примеру, частица древесины, которая находится на бампере машины, является частью ствола карельской сосны.

Во время установления групповой принадлежности основа идентификационных задач заключается в сужении в такой мере, насколько это возможно при выявленных идентификационных признаках, группах объектов, содержащих искомый, причем данные группы, какие бы большие они не были, всегда конечны.

Виды диагностических задач судебной экспертизы

При классификации диагностических экспертных задач по уровню сложности выделяют простые и сложные диагностические экспертные задачи. Среди простых диагностических задач выделяют:

  • Исследование признаков объекта, то, насколько он соответствует конкретным характеристикам, к которым относится:
    • обозначение фактического статуса объектов, есть или отсутствуют какие-либо отклонения от свойственного для него состояния;
    • определение статуса объектов в их начальной точке;
    • обозначение причины и условий, способствующих изменению свойств объектов.
  • Исследование свойств и состояний объектов по его отображению, к которым относится:
    • обозначение уровня информативности следов;
    • обозначение свойств и состояний объектов во время появления отображения;
    • обозначение причин, которые повлияли на изменения свойств и состояний объектов.

Определение 2

Под сложными (составными) диагностическими задачами понимается изучение механизма, событий, процесса и действия по результату (объекту, отображению).

В состав задач данного вида входит:

  • обозначение механизмов событий, процессов и действий;
  • обозначение вероятности суждений относительно механизмов и обстоятельств событий на основе их результатов (последствий, отображений) отдельных уровней событий;
  • обозначение механизмов событий в их динамике;
  • обозначение вероятности или невозможности осуществления конкретных действий при конкретных условиях;
  • обозначение соответствий или несоответствий действий конкретным правилам;
  • обозначение условий, времени или же хронологических последовательностей действий и событий;
  • обозначение локации действий, места участников;
  • обозначение причинно-следственных связей действий и наступивших последствий.

Еще одно основание – это подразделение диагностических задач на прямые и обратные.

Под прямыми диагностическими задачами понимается ход от причин к следствию.

К данному типу задач в большинстве случаев относятся такие простые диагностические задачи как, какой состав данного объекта или его структура, какая температура должна быть, чтобы произошло самовозгорание этого вещества и т.д. Решение прямых сложных диагностических задач, как, какой мы увидим механизм этого процесса, учитывая заданные условия, происходит при формировании экспертной методики в целях диагностических исследований.

Многие сложные экспертные задачи, которые разрешаются криминалистической диагностикой, можно считать обратными, то есть проходят путь от следствия к причине. Ключевой метод, который используется в этих ситуациях, мысленное, физическое, математическое моделирование. Давайте сравним: в качестве прямой задачи необходимо обозначить состав и марку металла, который послужил основой для изготовления детали транспортного средства, а в качестве обратной задачи необходимо реконструировать на основании обломка данной детали ее «биографию», обозначить технологию ее изготовления и причины поломки.

Ситуационные диагностические задачи – это ряд диагностических задач, которые имеют отношение к анализу ситуаций в общем, когда как объект исследования воспринимается цепочка событий.

Их в ряде случаев тоже выделяют как отдельную группу. Как правило, задачи такого типа трактуют как сложные обратные диагностические задачи. В качестве примера можно привести определение механизмов дорожно-транспортных происшествий во время производства комплексных судебных дорожно-транспортных и транспортно-трасологических экспертиз.

Классификация экспертных задач по уровню общности

Существуют и другие основания для классификации экспертных задач. При классификации по уровню общности выделяют:

  • общие задачи, то есть задачи рода экспертиз;
  • типичные задачи, то есть задачи типа экспертиз;
  • конкретные задачи, то есть задачи конкретного экспертного исследования.

Для общих задач экспертизы свойственно определять все цели в более общем виде и давать представление относительно предмета экспертизы этого типа. Для типичных задач свойственно формироваться для каждого объекта данного типа и служить в виде ориентира в целях обозначения определенной задачи. Ряд конкретных задач ставятся перед экспертами во время производства конкретных экспертиз.

Для экспертных задач свойственно иметь неразрывную связь с рядом вопросов, которые выносятся на разрешение судебных экспертиз. Общая и типичная задача выступают в качестве научного обобщения разного рода вопросов относительно данного рода и вида экспертиз. Реализация конкретных задач происходит при помощи обозначения конкретных вопросов эксперту, основываясь на имеющихся объектах и материалах гражданских дел.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/sudebnye-ekspertizy-v-grazhdanskom-sudoproizvodstv/osnovnye-zadachi-sudebnoj-ekspertizy/

Основная задача судебной экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here