Общественные организации некоммерческие партнерства

Предлагаем рассмотреть тему: "Общественные организации некоммерческие партнерства" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Статья 8. Некоммерческие партнерства

Статья 8. Некоммерческие партнерства

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

К созданным до 1 сентября 2014 г. некоммерческим партнерствам применяются нормы об ассоциациях (союзах) — статьи 123.8 — 123.11 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ в пункт 1 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ в пункт 2 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

3. Члены некоммерческого партнерства вправе:

участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ в пункт 4 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в соответствии с абзацем пятым пункта 3 настоящей статьи, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

5. Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.

Источник: http://base.garant.ru/10105879/31de5683116b8d79b08fa2d768e33df6/

Глава II. Формы некоммерческих организаций (ст.ст. 6 — 12)

Глава II. Формы некоммерческих организаций

>
Общественные и религиозные организации (объединения)
Содержание
Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.


Источник: http://base.garant.ru/10105879/948c9c0734b6e944a4727660f2d5a027/

Некоммерческое партнерство или общественная организация?

27.04.2011 05:00

Юрист практики «Судебная защита»

Юридической фирмы «ЮРЛИГА-БИЗНЕС»,

специалист по вопросам государственной регистрации

и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности,

корпоративного, гражданского, жилищного, семейного, наследственного права

Коломиец Елена Николаевна.

При создании некоммерческой организации перед учредителями встает вопрос: какую организационно-правовую форму выбрать? Изучив, нормативно-правовую основу данных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, можно прийти к выводу о том, что существенных отличий между ними нет, с учетом нескольких оговорок.

Правовой статус некоммерческого партнерства определяется Федеральным законом от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», правовое положение общественных организаций наряду с вышеуказанным законом регламентируется также Федеральным законом «Об общественных организациях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ.

В соответствии с ними можно дать следующие определения:

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение следующих целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, охрана здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также иных целей, направленных на достижение общественных благ.

Общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественные организации и некоммерческие партнерства объединяют следующие характеристики:

— основаны на членстве;

— осуществление деятельности для достижения общественно-полезных целей;

— имущество формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности; других не запрещенных законом поступлений.

— имущество, переданное членами, является собственностью этой организации. Члены данных некоммерческих организаций не отвечают по их обязательствам, а партнерство и объединение, соответственно, не отвечают по обязательствам своих членов;

— некоммерческое партнерство и общественная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Главным отличием в рассматриваемых организационно-правовых формах некоммерческих организаций является права членов в случае ликвидации, а именно: члены некоммерческого партнерства в случае ликвидации некоммерческого партнерства имеют право на получение части его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами. В то время как имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения,- на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения.

Кроме того, общественные организации относятся к форме общественных объединений, в то время, как некоммерческие партнерства таковыми не являются.

В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Требования к порядку учреждения некоммерческого партнерства и общественной организации также несколько отличается. При учреждении общественной организации необходимо не менее трех учредителей – физических или юридических лиц, в то время как при создании некоммерческого партнерства количество учредителей должно составлять не менее двух.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что между организационно-правовыми формами таких некоммерческих организаций, как общественные организации и некоммерческие партнерства существенных отличий нет. Однако, законодатель разделяет данные организационно-правовые формы, в связи с чем учредителям при создании некоммерческой организации необходимо осуществить выбор между ними по своему усмотрению и, возможно даже, внутреннему убеждению.

Источник: http://www.yurliga-business.ru/we-are-wrighting/analitic/2012-03-02-19-52-19

Социально ориентированные некоммерческие организации

Определение понятия социально ориентированной некоммерческой организации

Читайте так же:  Заключение об установлении личности иностранного гражданина

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон ) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Виды деятельности социально ориентированных НКО

Виды деятельности СО НКО определены Федеральным законом, в соответствии с п.1 ст. 31.1 Федерального закона к ним относятся:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологичеaского состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Перечень видов деятельности СО НКО в соответствии с п.2 ст. 31.1 Федерального закона может быть расширен другими видами деятельности, направленными на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации путем принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Так, в Саратовской области в соответствии со ст. Закона Саратовской области от 26.04.2011 № 45-ЗСО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» установлены дополнительные виды деятельности СО НКО, наряду с видами деятельности, предусмотренными пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона:

1) развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения;

2) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие профилактике экстремизма и ксенофобии;

3) проведение социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества.

Условия признания некоммерческих организаций социально ориентированными

Таких условий в соответствии с Федеральным законом два:

1. НКО должны быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (а с 01.09.2014, с момента вступления изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом для некоммерческих организаций, в том числе: общественные организации, общественные движения, религиозные организации казачьи общества, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями).

2. НКО должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством для СО НКО.

В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона предусмотрено ведение Реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки со стороны государства.

Реестры формируют и ведут те уполномоченные органы, которые непосредственно оказывают поддержку социально ориентированным НКО, в том числе:

— федеральные органы исполнительной власти (федеральные реестры);

Читайте так же:  Мировое соглашение о разделе квартиры образец

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственные реестры субъектов РФ),

— местные администрации (муниципальные реестры),

В соответствии с п. 3 ст.31.2. Федерального закона порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Минэкономразвития России.

Условия вхождения в реестры СО НКО – получение поддержки от федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации.

Порядок ведения реестров определен Приказом Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 № 223 «О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами». Реестры ведутся по рекомендованному Минэкономразвития образцу. Реестровая запись, содержащая сведения о получателе поддержки, исключается из реестра органом по истечении 3 лет с даты окончания срока оказания поддержки на основании решения органа.

Поддержка СО НКО.

В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона государством может оказываться поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности СО НКО, определенных законом.

В соответствии с п.3 ст. 31.2 Федерального закона оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Наряду с указанными формами поддержки в Федеральном законе на региональном и местном уровне субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями могут быть предусмотрены иные формы за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Финансовая поддержка СО НКО может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Имущественная поддержка СО НКО — путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Видео (кликните для воспроизведения).

Информационная поддержка СО НКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (вступает в силу с 01.01.2017) оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО (вступает в силу с 01.01.2017) может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию социального партнерства, институтов гражданского общества, благотворительности и добровольчества включено в состав задач деятельности Министерства экономического развития России.

Источник: http://minjust.ru/ru/node/286923

Важно для НКО

НКО — что это и нужно ли оно мне? В чем суть НКО?

Особенности некоммерческих организаций и какие они бывают?

  • АНО (Автономная некоммерческая организация)
  • Фонд
  • Учреждения
  • Общественные организации
  • Ассоциации и Союзы
  • Адвокатские образования
  • Казачьи общества
  • СНТ (Садовоенекоммерческое товарищество)
  • Потребительские кооперативы
  • ТСЖ
  • Государственные учреждения
  • Казенные учреждения
  • Муниципальные учреждения

Что необходимо для создания Некоммерческой организации?

Пошаговая инструкция действий для регистрации НКО.

  • Устав 3 экземпляра
  • Решение (Протокол) 2 экземпляра
  • Заявление заверенное нотариусом — 1 экземпляр
  • Заявление подписанное заявителем — 1 экземпляр
  • Квитанция об уплате госпошлины (оригинал)

Процедура регистрации НКО в Минюсте

  • Первый вариант «Отказ» в регистрации, с этим все понятно. Все с начала, повторная оплата государственной пошлины и почти всегда повторные затраты на Нотариуса.
  • Второй вариант «Доработка», если присутствуют незначительные замечания по Уставу, специалист звонит заявителю по указанному в заявлении номеру и просит внести изменения. Важно, если пропустите звонок и не найдете своего специалиста сегодня, завтра будет отказ!. Так, что лучше узнать назначенного специалиста и его телефоны заранее. Соответственно повторные расходы на нотариуса и пошлину не возникают. После «Доработки» экспертиза может занять опять 3 недели, и сроки регистрации резко увеличиваются.
  • Третий вариант положительное решение, УРА. Но это только середина пути.

Расходы связанные с регистрацией НКО.

Правила работы и обязанности НКО.

  1. Где может работать НКО?
  2. Кто контролирует работу НКО?
  3. Принцип деятельности НКО.

Где может работать НКО?

Кто контролирует работу НКО?

Принцип деятельности НКО

Изменения в НКО.

Регистрируемые через Минюст:

Регистрируемые через ФНС.

Заключение.

если минъюст откажет в регистрации АНО, как законно через сайт собрать пожертвования?

Ответ: Добрый день, для сбора денежных средств необходимо создавать Фонд .

Здравствуйте. Чем я рискую руководя НКО?

Ответ: Добрый день, Василий. НКО это юридическое лицо, ответственность зависит от Вашего правонарушения, она может быть как административной, так и уголовной. У нас на сайте есть статья — руководитель НКО, можете ознакомиться с ней более подробно.

Читайте так же:  Жалоба на мосгорсуд на решение суда

Вопрос 1 может ли физ лицо выдать займ ано , а потом забрать его с процентами . Вопрос 2 какая зарплата может может быть назначена директору или др сотруднику ано есть ли налоговые льготы

Ответ: Добрый день, Татьяна!
Физ лицо может выдать займ НКО либо беспроцентно, либо по ставке рефинансирования. Если в договором будет указана процентная ставка выше ставки рефинансирования, данный пункт договора может быть оспорен или привлечь внимание налоговые органы.
Для руководителя НКО налоговых льгот нет.

Добрый день. Прошли плановую проверку. Получили акт проверки с нарушениями. Что теперь делать?сроки исправления не указаны. Есть ли сроки и ждать ли предписания?

Ответ: Добрый день, к сожалению не понятен Ваш вопрос, поскольку не указан даже орган который Вас проверял и к сожалению, на такие вопросы сложно отвечать если не ознакомлен с документами.

Добрый день. Подскажите если учредители НКО вышли из состава ее участников, то в каком органе можно получить актуальный список участников?

Ответ: Добрый день! Данный орган определен уставом организации.

Здравствуйте. Сколько минимум должно быть учредителей при регистрации НКО? Можно ли создать НКО одним учредителем?

Ответ: Добрый день, Денис! Один Учредитель может создать АНО, но зависит от субъекта РФ, в котором Вы планируете осуществлять деятельность.
Также возможно одним учредителем создать Фонд, но необходимо в любом случае формировать высший коллегиальный орган управления плюс попечительский совет.

Каково наказание в случае, если НКО работает не в своём регионе?

Ответ: Добрый день. Некоммерческие организации не имеют территориальной сферы деятельности, кроме общественных организаций.
Если у Вас общественная организация, то необходимо открыть отделение в том регионе, где Вы планируете осуществлять деятельность.

Добрый день, подскажите пожалуйста, если НКО не работает и руководство хочет перевести ее в ООО, это вообще возможно?

Ответ: Добрый день. К сожалению, НКО нельзя реорганизовать в ООО. В Вашем случае НКО можно ликвидировать или продать.

Здравствуйте. Подскажите, при регистрации НКО создается 3 мя учредителями, а вот если один учр. хочет выйти, нужно будет вводить другого? Или можно оставить двоих?

Ответ:
Добрый день, можно оставить двоих.

Источник: http://reg-nko.ru/div/Ob_NKO

Четыре мифа о некоммерческих организациях

Роман Янковский из юридической фирмы «Зарцын, Янковский и партнёры» рассказал о том, что такое НКО и какие особенности есть у этого типа организаций.

В интернете полно статей о подходящих для бизнеса формах (мы тоже об этом писали). В большинстве этих статей речь идёт о выборе между ИП и коммерческой организацией (ООО или АО), но про некоммерческие организации (НКО) почти ничего нет. Можно сказать, что это «сумеречная зона» российского корпоративного права.

Мы решили восполнить пробел и развеять распространённые мифы. Если статья понравится — пишите об этом в комментариях, продолжим разрушать легенды.

Миф первый: некоммерческих организаций мало и у них нет денег

По официальной статистике, НКО составляют по численности до 17% российских юридических лиц. Некоммерческих организаций в несколько раз больше, чем тех же акционерных обществ; оборот у них соответствующий.

К некоммерческим относятся не только благотворительные и религиозные организации, но и весь общественный сектор, почти все образовательные организации, все государственные поликлиники, потребительские кооперативы (парковки, ТСЖ, дачные кооперативы и так далее), институты развития вроде ФРИИ или АСИ и множество других самых разных структур.

При этом сфера НКО очень плохо урегулирована. Не в смысле «не урегулирована вообще», как криптовалюты, а в смысле, что регулирование очень фрагментарное и внутренне противоречивое.

Центральный закон «О некоммерческих организациях» покрывает максимум половину видов НКО, остальные прячутся в специализированных законах вроде «О благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и так далее. Многие из этих законов написаны ещё в 1990-х годах и с тех пор не обновлялись до соответствия изменившемуся Гражданскому кодексу.

В получившемся месиве неспециалисту разобраться очень трудно: нигде нет даже перечня действующих форм некоммерческих организаций. При этом учредительные документы НКО в отличие от того же ООО тщательно вычитывают специалисты Минюста — с первого раза зарегистрироваться без опыта практически невозможно.

У некоммерческих организаций также бывают дополнительные статусы, связанные с видом их деятельности. Например, благотворительный статус — это ачивка для обычного некоммерческого фонда, позволяющая платить меньше налогов, но она удваивает количество бумаг.

Теперь применять нужно не только закон «Об НКО», но и «благотворительное» законодательство, а также подавать специальную отчётность. Получение и обновление лицензий (например, на образование, лечение и так далее) ещё сильнее усложнит работу юриста организации.

Миф второй: некоммерческие организации не могут заниматься предпринимательской деятельностью

Этот миф порождён изначальной путаницей в терминах. Согласно Гражданскому кодексу, предпринимательская деятельность — это самостоятельное, рисковое и систематическое извлечение прибыли. Напомню, прибыль — это когда доходы превышают расходы.

Очевидно, если расходы организации — что коммерческой, что некоммерческой — будут превышать её доходы, она просто обанкротится. Поэтому некоммерческие организации не просто могут, но и должны заниматься предпринимательской деятельностью, чтобы остаться на плаву — или существовать на членские взносы и пожертвования, на что мало кто способен.

Вообще, некоммерческие организации могут осуществлять ту же деятельность, что и коммерческие: поставлять товары, оказывать услуги, выполнять работы и так далее. Редкие исключения касаются отдельных лицензий (например, НКО не может стать банком).

Впрочем, существует и действительно важное различие по видам деятельности между коммерческими и некоммерческими организациями: это так называемая целевая правоспособность НКО. В отличие от коммерческих организаций, которые вправе заниматься, чем хотят, некоммерческие ограничены целями, прописанными в уставе.

Это должно гарантировать, что какой-нибудь «фонд спасения бездомных котиков» не начнёт финансировать ближневосточных салафитов. На практике — учредители НКО прописывают в уставе «вправе заниматься любой деятельностью, приносящей доход» и таким образом решают проблему целевой правоспособности.

Читайте так же:  Порядок оформления развода по обоюдному согласию

Миф третий: некоммерческие организации не платят налоги

Кажется логичным — пока некоммерческие организации не конкурируют с коммерческими, государство должно их поддерживать ради создаваемого общественного блага. Но не в России.

Российская налоговая система предусматривает практически одинаковые налоги для всех организаций, в том числе некоммерческих. Не очень справедливо, но как есть. Зато НКО вправе использовать все те же самые налоговые режимы, что и «большие» общества: например, упрощёнку, чтобы не платить НДС.

Из этого правила есть исключения в пользу НКО, но их совсем мало. Не платят налоги с членских взносов ассоциации и союзы (например, профсоюзы); также НКО не платят налоги с безвозмездных пожертвований.

Существует целый ряд льгот для благотворительных организаций, которые применяются при условии, что не менее 80% поступлений такая организация раздаёт в порядке благотворительной помощи. В остальном некоммерческие организации платят налоги наравне с коммерческими.

Миф четвёртый: некоммерческие организации используют для манипуляций

Из-за последних расследований за НКО закрепилась репутация «распильщиков». Это одновременно миф и не миф.

Некоммерческие организации действительно используются для сокрытия бенефициаров, то есть истинных владельцев бизнеса. Существуют так называемые автономные организации, у которых формально нет владельцев и выгодоприобретателей: они существуют сами по себе.

Такая компания после регистрации работает без акционеров и участников, может создавать дочерние структуры (в том числе коммерческие), распоряжаться собственным имуществом, но бенефициаров не имеет. Следовательно, любая попытка раскрытия информации зайдёт в тупик.

Не улучшают репутацию НКО и регулярные скандалы с распределением президентских грантов. Организации, которым отказывают, особенно по формальным основаниям, всегда заявляют о коррупции — и проверить это нельзя, поскольку процедура действительно непрозрачная.

Однако все эти «распильные» скандалы перекрываются одним фактором, отличающим некоммерческие организации от коммерческих: из НКО действительно сложно и дорого вывести деньги. Почти все НКО не вправе платить дивиденды своим учредителям; заработанное они обязаны истратить на свои уставные цели, а если цели достигнуты — отдать государству.

Поэтому, даже если вы создадите НКО и предпринимательской деятельностью заработаете деньги, вывести их будет крайне трудно и затратно.

Что касается получения грантов — это тоже не так просто. Во-первых, чтобы выпросить грант, вначале нужно довольно долго заниматься общественно-полезной деятельностью за свой счёт. Во-вторых, оформление поступления и выполнения гранта — это гора бумаги; отчётность там не то чтобы сложная, но очень уж изматывающая.

И в-третьих, гранты обычно невелики: до нескольких миллионов рублей. На практике гораздо проще заработать эти деньги, чем пытаться «отпилить» их от государственных, и не в пример безопаснее.

Зачем вообще нужны НКО

После всего перечисленного у вас закономерно возникает вопрос: если НКО не дают преимуществ, то кто их вообще создаёт?

Во-первых, социальные предприниматели, которые уже занимаются некоммерческой деятельностью, — НКО позволяет получать гранты и пожертвования, что запрещено для коммерческих организаций. При наличии грамотных юристов и бухгалтеров можно построить целый холдинг из НКО и немного сэкономить на налогах.

Во-вторых, некоторые виды деятельности доступны только для некоммерческих организаций — например, обучение (кроме дополнительного образования), саморегулирование (СРО), управление жильём (ТСЖ) и так далее. Поэтому чтобы создать детский сад или школу, профсоюз или торгово-промышленную палату, нужно зарегистрировать НКО в Министерстве юстиции.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Источник: http://vc.ru/legal/34349-chetyre-mifa-o-nekommercheskih-organizaciyah

Организационно-правовые формы некоммерческих объединений — Novosti publ — Отдел общественных отношений

Организационно-правовые формы некоммерческих объединений

Таблица 1. Наличие внутренних и внешних целей у различных форм организаций

Организационно-правовая форма

Внутренние

Внешние

Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы)

Автономная некоммерческая организация

Теперь остановимся на составе учредителей НКО. От состава учредителей напрямую зависит выбор формы некоммерческой организации. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» позволяет гражданам и (или) юридическим лицам выступать учредителями некоммерческой организации.

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнёрств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

С одной стороны, привлечение в качестве учредителей более широкого круга, в том числе представителей бизнеса, позволяет решить много вопросов, в том числе и финансовых. Однако в этом есть и минусы, о которых обычно говорят после регистрации и в первые дни после создания организации их считают незначительными.

Также на начальном этапе стоит определить, будет ли организация основана на членстве или нет. Вопрос учредительства и членства – разные понятия. По принципу членства НКО можно разделить на две группы: организации, имеющие членство и не имеющие.

Организации, имеющие членство

В этом случае есть возможность более широко привлекать общественность, к деятельности Вашей организации, мотивируя приёмом в её члены и преимуществами, которые член организации при этом получит. Вы можете сплотить вокруг себя единомышленников по профессиональному или иному признаку и действовать в общих интересах.

Пример. Общественная организация «Союз юристов» Новгородской области, содействует объединению усилий юристов Новгородской области в обеспечении прав и свобод человека, повышении профессионального мастерства членов организации и т.д. Тем самым эта организация сплотила вокруг себя широкие круги юридической общественности в регионе на основе членства своей организации. Каждый юрист, являющийся членом организации, чувствует свою сопричастность к деятельности организации.

Рассмотрим ещё пример. Предположим, группа физических лиц решила создать клуб аквариумистов. В качестве целей и задач данной некоммерческой организации учредители определили обмен опытом между аквариумистами-любителями, распространение методик разведения и помощь в приобретении аквариумных рыб, проведение выставок соответствующей тематики и т.п. Очевидно, что для деятельности подобного клуба более целесообразна организационно-правовая форма, предусматривающая членство, т.к. для его членов можно предусмотреть определенные преимущества по сравнению с лицами, такого членства не имеющими (это могут быть более льготные условия в приобретении аквариумов, редких пород рыб, кормов для них, и т.п.). Устанавливая льготы для своих членов, клуб будет стимулировать вступление в него новых лиц, тем самым способствуя росту своей известности. Поэтому в качестве наиболее подходящих организационно-правовых форм для клуба аквариумистов можно рекомендовать некоммерческое партнерство либо общественную организацию.

Читайте так же:  Возмещение убытков косгу

Кроме того, членство позволяет получать для организации дополнительные денежные средства за счёт членских взносов. Однако, как показала практика, в деятельности организации основанной на членстве могут возникнуть проблемы, связанные с потерей возможности влияния на ее управление и развитие.

Дело в том, что, создавая некоммерческую организацию, мы не всегда способны учесть проблемы, которые могут возникнуть в последующем в связи с выбранной организационно-правовой формой и учредителями.

Так при создании общественной организации учредители после ее регистрации автоматически становятся ее членами и не имеют никакого преимущества при решении вопросов организации перед другими членами организации.

Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» никто не может требовать от Вас либо от членов организации указывать в официальных документах Ваше членство или участие в тех или иных общественных объединениях.

Принадлежность или не принадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Если предвидеть все опасности в деятельности организации и подойти к этому вопросу профессионально, то можно считать, что организации, основанные на членстве, — удобная организационно-правовая форма для реализации целей и задач НКО.

Организации, не имеющие членства

В организациях, не имеющих членства есть не только преимущества — например, оперативное решение вопросов, но и недостатки. Так в учреждении, где учредителем выступает один или несколько учредителей, как правило, все вопросы решают сами учредители которые могут принять решение, не созывая Общее собрание. Однако если число учредителей велико, то это может создать проблемы при обсуждении вопросов и принятии окончательного решения.

Пример. Семь учредителей создали благотворительный фонд «Альма матер», где высшим руководящим органом является Совет учредителей. Организация работала и процветала, однако ряд учредителей сменил место жительства, другая часть отошла от дел и занимается другими вопросами, не желая участвовать в деятельности фонда. Остался лишь один учредитель и казалось бы, что все идет хорошо. Однако со временем приходит необходимость внесения изменений в Устав организации и получается тупиковая ситуация. Принять официальное решение в одиночку, не имея кворума и большинства голосов, невозможно. Учредителей невозможно ни найти, ни созвать.

В подобных случаях вы теряете время и, в конце концов, можете потерять организацию.
Поэтому, выбирая форму организации, не имеющую членства, необходимо иметь уверенность в серьезных и далеко идущих намерениях Ваших компаньонов.

Существует мнение, что выйти из состава учредителей фонда и автономной некоммерческой организации невозможно. Таким образом, многие считают, что выйти из состава учредителей фонда и АНО невозможно, поскольку:

  • ни в ГК РФ ни в Законенет четкого разграничения понятий «участник» и «член организации», а, напротив, они употребляются как равнозначные. Таким образом, можно утверждать, что у фонда и АНО нет ни членов, ни участников, поскольку эти термины употребляются в Законе как синонимы;
  • так называемый «выход из числа учредителей» невозможен, т.к.понятие «учредитель» указывает лишь на лицо, создавшее организацию,вне зависимости от того, что в последствии он сохранил или, наоборот, утратил какие-либо отношения с созданной им организацией;
  • при так называемом «выходе из числа учредителей» организацииможет возникнуть вопрос о праве на получение какой-либо компенсации за имущество,переданное учредителем этой организации. Однако, в п.1 ст. 10 Закона установлено, что в отношении имущества АНО и фонда переданного ее учредителями, последние не имеют имущественных прав, иучредители не имеют имущественных прави в отношении самой этой организации как юридического лица.

Однако можно взглянуть на вопрос о возможности выхода из состава учредителей АНО и фонда с другой стороны — судебной практики по этому вопросу еще нет.

Это значит, что если специалисты, придерживающиеся первой точки зрения, правы, то даже отойдя от участия в работе вышеуказанных организаций, вы будете являться ее учредителем. Соответственно, если эта организация нарушит законодательство Российской Федерации, опорочит себя, то не исключено, что в прессе может появиться Ваше имя, как одного из ее учредителей.

Приведем еще один пример: несколько юридических лиц решили учредить некоммерческую организацию, которая будет осуществлять благотворительную деятельность, планируя перечислять ей в целях финансирования этой деятельности денежные пожертвования. Очевидно, что для подобной организации нет необходимости принимать каких-либо членов в свой состав, а с реализацией благотворительных программ вполне могут справиться постоянные органы управления, сформированные учредителями и подотчетные им. Для благотворительной некоммерческой организации можно рекомендовать такую организационно-правовую форму как фонд .

Организацию, не основанную на членстве, и не являющуюся общественным объединением может создать и один учредитель. Это большой плюс с точки зрения потери времени при поиске партнеров и единомышленников. Если есть желание создать некоммерческую организацию и вы один, то вам это подходит.

Организационно-правовые формы НКО отличаются еще и по правам участников на управление деятельностью организации. В основном в законодательстве предусмотрено право членов, учредителей организации на участие в управлении деятельностью некоммерческой организации.

Например, статья 8 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» определяет право члена некоммерческого партнерства «участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства».

Сразу же необходимо отметить, что если права учредителей и членов организации на управление деятельностью некоммерческой организации законами не предусмотрены, то это не значит, что при формировании высших органов управления они не смогут в них войти. В этом случае права на управление деятельностью могут быть предусмотрены в Уставе организации.

Таблица 2. В каких организационно-правовых формах законодательством предусмотрены права учредителей и членов на управление деятельностью некоммерческой организации

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.admnkz.info/web/otdpeople/novp/-/asset_publisher/AkTGoLvpYhAd/content/id/1371660

Общественные организации некоммерческие партнерства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here