О персональных данных 152 фз с комментариями

Предлагаем рассмотреть тему: "О персональных данных 152 фз с комментариями" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Закон «О персональных данных»

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ
«О персональных данных»

С изменениями и дополнениями от:

25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 4 июня, 25 июля 2011 г., 5 апреля, 23 июля, 21 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля 2014 г., 3 июля 2016 г., 22 февраля, 1, 29 июля, 31 декабря 2017 г., 27 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Закон создает правовую основу обращения с персональными данными физических лиц в целях реализации конституционных прав человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Персональными данными признаются любые сведения о физическом лице, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Определены принципы и условия обработки персональных данных. Устанавливая общий запрет на обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, закон предусматривает случаи, когда такое согласие не требуется. Отдельно регулируются отношения по обработке специальных категорий персональных данных (сведения о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни). Обработка указанных категорий сведений не допускается без предварительного согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, когда персональные данные являются общедоступными, обработка данных необходима для обеспечения жизни и здоровья лица; обработка производится в связи с осуществлением правосудия, а также иных обстоятельств.

Важнейшей гарантией прав субъекта персональных данных является обязанность операторов и третьих лиц, получивших доступ к персональным данным, обеспечивать их конфиденциальность (кроме случаев их обезличивания и общедоступных персональных данных), а также право субъекта персональных данных на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Контроль и надзор за обработкой персональных данных возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи, который наделяется соответствующими правами и обязанностями. В частности, уполномоченный орган вправе осуществлять проверку информационной системы обработки персональных данных, предъявлять требования по блокированию, удалению недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных, устанавливать постоянный или временный запрет на обработку персональных данных, проводить расследования в порядке административного производства о нарушениях закона.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Устанавливаются принципы трансграничной передачи данных, при которой должна обеспечиваться адекватная защита прав субъектов персональных данных.

Операторы, осуществляющие обработку персональных данных до вступления в силу закона, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных соответствующее уведомление не позднее 1 января 2008 года.

Информационные системы персональных данных, созданные до дня вступления в силу закона, должны быть приведены в соответствие с его требованиями не позднее 1 января 2010 года.

Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после официального опубликования.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 29 июля 2006 г. N 165, в «Парламентской газете» от 3 августа 2006 г. N 126-127, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3451

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 480-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 204-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2010 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 266-ФЗ

Читайте так же:  Возмещение будущих убытков

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12148567/

О персональных данных 152 фз с комментариями

Комментарий к федеральному закону от 27 июля 2006г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Петров Михаил Игоревич

Практикующий юрист, область специализации — военное, социальное законодательство, защита информации и обеспечения информационной безопасности. Автор ряда публикаций в данной области: Комментарий к должностным инструкциям; практические пособия: «Безопасность и персонал», «Нормирование труда» и др.

Федеральный закон О персональных данных

27 июля 2006 года

Федеральный закон О персональных данных

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Сфера действия настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

1. До настоящего времени в РФ сбор и обработку персональных данных осуществляло большое количество различных по своему правовому положению, характеру и объему полномочий субъектов, включая государственные органы, органы местного самоуправления, различные государственные и негосударственные организации, действующие на основании разрозненных и нередко не согласованных между собой положений законодательства РФ. При этом единые подходы к деятельности рассматриваемых субъектов по сбору и обработке персональных данных действующим законодательством не были установлены. Отсутствовал также единый специализированный правовой механизм защиты прав граждан при обработке персональных данных.

Нередки были случаи дублирования полномочий государственных органов и органов местного самоуправления, сбора и обработки избыточных данных, не соответствующих полномочиям осуществляющих сбор и обработку персональных данных органов и организаций. Отсутствовал централизованный контроль за деятельностью по сбору и обработке персональных данных.

В складывающейся ситуации уровень защиты прав граждан при обработке их персональных данных, эффективность выполнения государственными органами и органами местного самоуправления возложенных на них задач и функций существенно снижались, был затруднен доступ граждан к административным услугам, а сами граждане нередко принуждались к выполнению множества лишних процедур.

Широкое распространение получали случаи несанкционированного доступа к собранным различными государственными органами и иными организациями персональным данным, их незаконного копирования, распространения и использования. В результате чего сформировался и достаточно стабильно функционирует рынок полученных преступным путем информационных систем и баз, содержащих персональные данные.

В немалой степени сложившаяся ситуация была обусловлена отсутствием единообразного правового регулирования по рассматриваемым вопросам. Принятие комментируемого Закона, предусматривающего такого рода регулирование, по мнению его разработчиков, позволит создать необходимую правовую основу для реализации конституционных прав граждан, защиты общественных и государственных интересов, обеспечения законных интересов лиц, использующих персональные данные в своей деятельности.

Таким образом, принятие законодательного акта, устанавливающего унифицированные правила сбора и обработки персональных данных физических лиц, а также правовые механизмы защиты прав граждан при сборе и обработке персональных данных, являлось актуальным и концептуально обоснованным.

Настоящий Закон представляет собой достаточно эффективный механизм противодействия повсеместному нарушению прав физических лиц в отношении их персональных данных путем незаконного распространения сведений, содержащихся в информационных системах органов государственной власти и негосударственных организаций. Обеспечивая защиту персональных данных, государство тем самым укрепляет правовую защищенность и безопасность личности, создает благоприятную обстановку для всестороннего развития граждан и общества в целом, создаются предпосылки для экономического роста и обеспечения политической стабильности. Столь же необходимым является создание правовых условий для решения государственных задач в области управления ресурсами с целью решения социальных проблем предоставления услуг на основе сбалансированного и социально справедливого разделения государственных средств, а также реализации функций осуществления государственных учетов, необходимых для работы налоговых служб, правоохранительных органов.

2. Анализируемый Закон является базовым актом, устанавливающим критерии законности действий, связанных с обработкой персональных данных, а также пределы ограничения прав субъектов персональных данных в связи с обеспечением общественных интересов, безопасности личности, общества и государства. Последним формируются унифицированные требования к информации, предоставляемой субъекту персональных данных во время сбора персональных данных, до момента их обработки или передачи третьим лицам, что создает особый правовой механизм обеспечения прав субъекта персональных данных. Построение последнего при работе с персональными данными осуществляется на основе общепринятых международных норм и принципов в соответствии с Конституцией РФ и законами РФ, в том числе и настоящим нормативным актом, необходимо для обеспечения прав и свобод личности, связанных со сбором, обработкой и использованием персональных данных в условиях, когда широкомасштабное применение средств вычислительной техники для этих целей позволяет сделать личную жизнь граждан «прозрачной» для государственных органов.

Комментируемой статьей законодатель очерчивает пределы правового регулирования настоящего Федерального закона, определяет объект воздействия и субъектов правоприменения. Юридическое содержание сферы его действия составляют отношения, связанные с обработкой персональных данных, с использованием средств автоматизации или без использования таковых, при условии, что это соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации. При этом следует отметить, что используемые в тексте настоящего Закона правовые категории являются обезличенными, потенциально применимыми к абсолютному большинству случаев обработки персональных данных. Раскрытие содержания каждой из них, их последующая конкретизация будут иметь место лишь в уникальном правовом акте, нормы которого определяют нормы должного и дозволенного поведения в конкретных областях общественной жизни.


Источник: http://www.litmir.me/br/?b=135763&p=1

Закон о персональных данных 152 ФЗ: как не нарушить

C 1 июля 2017 года вступил в силу закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 07.02.2017. Изменения коснулись статьи 13.11 «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)», а также статей 28.3 и 28.4 КоАП РФ.

Ранее протоколами по таким делам занималась прокуратура, теперь их возбуждает Роскомнадзор. Причем РКН уже активно ведет проверки, начисляет штрафы по каждому пункту нарушений, а суммы возросли в десятки раз.

Если на сайте нет информации о политике конфиденциальности, индивидуального предпринимателя могут оштрафовать на сумму в 10 тысяч рублей, а компанию — на 30 тысяч. Если обработкой персональных данных будет заниматься новостной сайт без согласия своих подписчиков или интернет-магазин — без согласия клиентов, то руководителя компании или предпринимателя оштрафуют на сумму до 20 тысяч рублей, а юрлицо — до 75 тысяч рублей. Количество штрафов будет равно количеству нарушений, заплатить один раз за несколько ошибок не получится.

Кто виноват?

Согласно Федеральному закону « О персональных данных» — «персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.»

Ответственность за нарушение нового закона несут так называемые «операторы персональных данных».

Оператор персональных данных, согласно тому же закону — « государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных».

Все владельцы сайтов, на которых есть контактная форма — анкета, форма регистрации, обратной связи, подписки или просто кнопка заказа обратного звонка, запрашивающая имя и контактный номер телефона, являются операторами персональных данных и могут быть привлечены к ответственности за нарушения пунктов закона.

Читайте так же:  Гражданско правовая ответственность судей

Вместе с тем, закон не распространяется на запись и сохранение любой личной информации, которую планируется использовать для личных или семейных нужд. Телефонная книга в смартфоне или список контактов в клиенте электронной почты не сделают вас оператором персональных данных. Но, если вы передадите эти данные лицу или организации, которая по закону, является оператором персональных данных или опубликуете сведения, это будет нарушением.

Что делать?

  1. Подготовьте публичные документы о правилах и условиях обработки персональных данных и разместите их на сайте так, чтобы они были доступны с любой страницы. Это может быть уведомление, пользовательское соглашение, правила продажи или политика в отношении обработки персональных данных. Важно не название, а содержание. Не копируйте документы других компаний без обработки. Их можно использовать в качестве шаблона, но список данных и цели их использования пропишите свои.

Данные, которые могут потребоваться интернет-магазину для доставки товара, не понадобятся для оформления подписки на информационном сайте. Почему это важно — см. следующий пункт.

Приведите в соответствие с публичным документом сами контактные формы. Запрашивать нужно только те персональные данные, которые нужны для работы с вашим ресурсом. Подпишите, зачем просите эти данные, чтобы пользователям было комфортно их оставлять.

Запрос излишних данных может быть расценен как нарушение закона и стать поводом для штрафа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Реализуйте программное решение, которое гарантирует согласие пользователя на обработку персональных данных. Это может быть чек-бокс в форме регистрации, в котором нужно поставить галочку, или кнопка согласия с условиями использования, без активации которых человек не сможет отправить сообщение или оформить заказ.

В случае, если персональные данные не предполагается публиковать, а только использовать для обработки внутри компании, явным образом ограничьте передачу персональных данных без согласия на их обработку. Согласно закону, обязанность доказать, что пользователь добровольно оставил свои данные, возлагается на оператора.

Важно! Перед получением персональных данных, которые предполагается публиковать в общедоступных источниках или передавать третьим лицам, получите письменное согласие у каждого посетителя, клиента или подписчика на их обработку, хранение и распространение.

Обезопасьте базу данных. Подготовьте внутренние документы, регламентирующие правила обработки и хранения персональных данных, ответственности сотрудников, имеющих к ним доступ, назначьте лицо, ответственное за безопасность персональных данных и соблюдение правил работы с ними, определенных Федеральным законом N152.

Даже в том случае, если ваш сайт обслуживает другая компания или специалист на аутсорсе, штраф за нарушение закона будет выписан на компанию или ИП, которые указаны на сайте в качестве владельца и, следовательно, получателя персональных данных.

Отправьте, если сайт подпадает под требования Закона, уведомление в Роскомнадзор.

Уведомление можно не подавать, если:

  • обрабатываются только данные сотрудников;
  • персональные данные получены только для исполнения конкретного договора с конкретным человеком и не будут распространяться или использоваться иным образом;
  • у вас хранятся только ФИО клиента;
  • данные опубликованы в общем доступе самим человеком или кем-либо по его поручению.

Если уверены, что отправлять уведомление не нужно, оформите всю документацию так, чтобы это было понятно и возможным проверяющим. Укажите в пользовательском соглашении, что данные открыты с согласия пользователя, но помните, что доказывать это придется вам.

По закону операторы персональных данных должны уведомить Роскомнадзор. Это нужно сделать до начала обработки данных или вскоре после. Роскомнадзор внесёт информацию об операторе в Реестр операторов персональных данных.

Кроме того, вы обязаны сообщать по запросу пользователя, какие у вас есть данные о нём, как и для чего они обрабатываются и кому вы их передавали, а также удалять данные по первому требованию лица, персональные данные которого хранятся в вашей базе.

Подготовить документы, опубликовать политику и уведомить РКН бесплатно можно здесь.

Дополнено 04.07.2017:

Мы получили комментарий от сотрудника Роскомнадзора:

«При проверке важно, чтобы у вас на сайте можно было подтвердить согласие на сбор и обработку данных — поле для галочки или какая-то другая форма, публичный документ о целях сбора, порядке обработки персональных данных и обеспечении их безопасности, и ссылка на этот документ на форме, где собираются ПД. Персональными данными мы считаем любую информацию, которую человек оставил на сайте, даже если она недействительна — никнейм, неверный номер телефона и т. д. Штрафы уже были, в основном, за отсутствие документов с политикой в отношении персональных данных или за ошибки в них.»

Пример формы регистрации на сайте РИА Новости:

Форма регистрации на сайте

Как видим, подтверждения согласия пользователя на обработку ПД в виде чек-боксов или кнопок «согласен» нет. По ссылке можно перейти на страницу с политикой конфиденциальности, где указано, что пользователь дает это согласие, регистрируясь на сайте:

Согласие на обработку конфиденциальных данных на сайте

Другой пример сайта, где регистрационная форма обязывает пользователя вводить несколько типов персональных данных — Avito:

Форма регистрации

Есть текст, уведомляющий пользователя, что при регистрации он принимает условия пользовательского соглашения, и ссылка на него.

Текст соглашения не содержит информации об обработке персональных данных, кроме указания, что пользователь делает свои данные общедоступными, размещая объявление на сайте.

Текст соглашения

Политика в области обработки и безопасности персональных данных на Avito размещается в разделе «Безопасность», ссылка доступна с любой страницы сайта.

Универсального совета нет. Для каждого сайта в зависимости от рода занятий — своя форма, поэтому лучше проконсультироваться в Роскомнадзоре.

Источник: http://pr-cy.ru/news/p/6519

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных»

О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

8 июля 2006 года

14 июля 2006 года

Судебная практика и законодательство — 152-ФЗ О персональных данных

5.2. Не позднее чем за один день до дня голосования (пятница) избирательная комиссия субъекта Российской Федерации размещает на своем официальном сайте сведения из реестров избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения, с учетом требований Федерального закона «О персональных данных» в формате: имя, отчество и первая буква фамилии. Указанная информация также размещается на информационных стендах в помещениях для голосования соответствующих избирательных участков, участков референдума.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, 4196; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6974; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, 4243; 2016, N 27, ст. 4164; 2017, N 9, ст. 1276);

Читайте так же:  Определение об отмене судебного приказа образец

36. Персональное информирование участников НИС о состоянии их именных накопительных счетов осуществляется с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5716; N 52 (ч. I), ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173; ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30 (ч. I), ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30 (ч. I), ст. 4217; ст. 4243; 2016, N 27 (ч. I), ст. 4164; 2017, N 9, ст. 1276).

Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, N 28, ст. 4558), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, N 28, ст. 4558), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, N 28, ст. 4558), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, N 28, ст. 4558), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, N 28, ст. 4558), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, N 28, ст. 4558), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).

Читайте так же:  Возмещение ущерба актеры

Источник: http://legalacts.ru/doc/152_FZ-o-personalnyh-dannyh/

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ статья 9 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г.

Статья 9 . Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

2. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

5. Порядок получения в форме электронного документа согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.

7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

8. Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Источник: http://base.garant.ru/12148567/493aff9450b0b89b29b367693300b74a/

152 ФЗ о персональных данных: их виды, защита, жалоба на нарушение и комментарии

Сохранение личных сведений закрепляется как федеральным законом, так и различными постановлениями и приказами, принимаемыми в данной сфере. Обзор всех документов можно отследить в консультант плюс. Одним из основных актов является ФЗ 152, который вступил в силу в 2006 году. Разберемся подробнее с этим актом, кратко изложим его суть, расскажем о важнейших статьях и положениях.

Суть 152-го ФЗ о персональных данных

Федеральный закон о защите персональных данных распространяется на правоотношения в сфере обработки персональных данных (личной информации) различными структурами, в том числе органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также сторонними фирмами, получившими доступ к персональным данным человека.

Персонифицированная информация должна быть тщательным образом сохранена. Сюда также входит и защита личных данных от постороннего вмешательства.

Дата принятия закона

Проект этого нормативного правового акта разрабатывался долгое время. По прошествии нескольких чтений в него снова вносились поправки и доработки. Окончательно закон был принят в 2006 году. Точная дата его принятия- 27.07.2006 года.

Цель федерального закона о персональных данных: защита личной информации

В статье второй этого нормативного правового акта прописана его единственная цель, а именно защита личных данных и информации, ставшей известной в ходе осуществления тех или иных юридически значимых действий.
Здесь просматривается и реализация важнейшего конституционного принципа – неприкосновенность частной жизни, а так же персональной тайны.

Что является персональными данными по закону

Под персональными данными понимается любого рода информация о гражданах, которая настоящим законодательством отнесена к конфиденциальной и которой предоставляется защита. Сюда можно отнести:

  1. Паспортные данные.
  2. Частная жизнь.
  3. Информация о работе, составе семьи.
  4. Номер телефона также является защищаемой законом информацией.

В понятие частной жизни входит также и личное пространство, переписка и другие данные. В документе о сохранении конфиденциальности, как правило, указывается, какие именно данные стороны не имеют права разглашать.

Что такое распространение персональных данных

Под распространением персональных данных понимается совершение любых действий, нарушающих конфиденциальность согласно закону о персонализации данных в действующей редакции с последними изменениями.

Читайте так же:  Отчим выгоняет из дома

Сюда можно отнести:

  • передача информации третьим лицам без согласия гражданина;
  • размещение личной информации о человеке в открытом доступе;
  • продажа персональных данных и др.

Запрет на данные действия предполагает и наступление ответственности.

Персонифицированная информация это

Под персонифицированной информацией понимаются такого рода данные, которые непосредственно относятся к личности конкретного россиянина. Сюда входит его фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные, данные о его семье, месте жительства и др. В соответствие с законом существуют и иные виды персонифицированных данных.

Виды персональных данных по 152 закону

Некоторые виды персональных данных уже были описаны выше. Помимо этого. Федеральный закон номер 152 выделяет и особые категории персональных данных, куда входят данные о расовой или национальной принадлежности, религиозные и философские убеждения. Также отдельным блоком выделяются биометрические персональные данные. Это такого рода сведения, которые характеризуют биологические и физиологические особенности человеческого организма.

Каждый из вышеприведенных объектов персонализации особым образом хранится и обрабатывается, о чем также указано в федеральном законодательстве.

Об обработке и использовании персональных данных

Практическое применение личных сведений гражданина должно происходить в соответствие с четкими требованиями, установленными на законодательном уровне. Основные определения в сфере охраны персональных данных содержатся не только в 152 федеральном законе, но и в Конституции Российской Федерации.

Можно выделить основные принципы обработки:

  1. Обязательное согласие субъекта персонализации.
  2. Специально предназначенная цель использования.
  3. Участие субъекта в юридически значимом процессе.

Без прямого соблюдения этих принципов обработка персональных данных может быть признана незаконной, что повлечет за собой ответственность в рамках гражданского, уголовного или административного законодательства.

Об охране и хранении персональных данных

В силу закона 152 России, охрана и хранение личной информации также должны происходить в соответствие с требованиями, определенными на законодательном уровне.

Прежде всего, сведения должны храниться таким образом, чтобы к ним не было доступа у других лиц без согласия самого субъекта персонализации. Охрана персональных данных осуществляется с помощью различных нормативных документов. Для примера можно привести следующие:

  1. Конституция РФ.
  2. Гражданский кодекс.
  3. Уголовный кодекс.
  4. Закон о защите персональных данных и др.

Согласие на обработку персональных данных, закон

Разрешение на использование личной информации оформляется в форме письменного документа. Именно в нем указывается положение о неразгашении персональных данных, права каждой из сторон, положение о том, какие данные отнесены к персональным и др.

Документ обязательно должен быть подписан как субъектом персонализации, так и оператором обработки. В противном случае такой акт по требованию любой из сторон может быть признан недействительным.

Предоставление паспортных данных

В большинстве случаев, например, при трудоустройстве и др., оператору требуются паспортные данные гражданина, куда входят инициалы, цифровые значения, дата выдачи и место выдачи документа и др.

При запросе паспортных данных обязательным условием является подписание согласительного акта. Это необходимо для того, чтобы защитить субъекта персонализации от возможных незаконных действий с такой информацией и обеспечить ей должную охрану.

О неразглашении персональных данных

Необходимо определить, что является распространением в контексте данного закона. Сюда относится:

  1. Передача данных третьим физическим и юридическим лицам.
  2. Размещение в интернете.
  3. Размещение в СМИ и др.

Эти действия будут считаться незаконными только в том случае, когда на это отсутствует согласие субъекта персонализации. Во всех остальных случаях размещение может быть допущено.

На что не распространяются нормы закона о персональных данных

Можно обозначить следующее:

  • при использовании и распространении персональных данных для личных и семейных нужд;
  • при производстве архивных действий;
  • если сведения касаются государственной тайны и др.

Именно на эти отношения нормы закона не распространяются. Однако нельзя говорить о том, что в этих ситуациях персональные данные никаким образом не охраняются. Охрана происходит с помощью других нормативных правовых актов, например, закона о государственной тайне и др.

Куда пожаловаться на сайт, нарушающий закон

Основным компетентным органом, занимающимся этим вопросом, является Роскомнадзор. Политика любого сайта должна содержать в себе и требования о конфиденциальности. При нарушении норм закона о защите персональных (возможно даже интимного характера) данных гражданин может обратиться в Росконадзор как с устной, так и письменной жалобой.
Правила рассмотрения жалоб регулируется законом «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ».

Жалоба в Роскомнадзор за нарушение закона о нераспространении персональных данных

Бланк и образец жалобы за нарушение закона о персональных данных можно скачать здесь.

Ответственность за разглашение

Здесь предполагается три вида ответственности: гражданская, административная и уголовная.

  • Единственной санкцией за нарушение ФЗ о нераспространении перс. данных в рамках гражданской ответственности может стать возмещение причиненных убытков, возникших вследствие разглашения личных сведений.
  • Уголовная и административная ответственность предполагает наложение штрафов. Так, например, в рамках уголовного кодекса штраф может превышать сто тысяч рублей.

Обзор важнейших статей

Разберемся подробнее с важнейшими статьями федерального закона номер 152.

Статья 3 152 ФЗ

Здесь рассматриваются понятия, используемые в вышеуказанном нормативном правовом акте. Это и определение персональных данных, и оператора, автоматизированная обработка личных сведений о людях и др.

Статья 6

В этой статье перечислены условия обработки личных данных и важнейшие принципы этого процесса. Подробнее об этом уже рассказывалось ранее.

Статья 9

В этой статье указан порядок оформления документа, именуемого согласием на обработку персональных данных. Важнейшим положением является то, что такое согласие субъект персонифицированной информации может отозвать, что будет означать прекращение доступа оператора к ранее предоставленной информации.

«Россерт РФ» по 152 Федеральному закону — что это, зачем нужно

Под данным термином кроется сертификационный центр России.

Он предназначен для выдачи разрешительной документации, в том числе и для выдачи разрешений на сбор, обработку и хранение персональных сведений лиц.

Скачать ФЗ 152 о персональных данных с изменениями: последняя редакция

Скачать новый федеральный закон от 27 июля в последней редакции с изменениями и дополнениями за 2018 год можно здесь. ⇐

Комментарии

Скачивайте комментарии к 152 ФЗ о личных данных по ссылке. ⇐

Таким образом, содержание закона включает в себя правила охраны и обработки данных. Базу составляет сама персональная информация, определение которой дается в различных НПА. Личные сведения работника или любого другого субъекта персонализации должны храниться и обрабатываться в соответствие с нормами, указанными в заявлении, именуемом согласием на обработку. В случае каких-либо нарушений можно обратиться с жалобой в Роскомнадзор.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://rusfz.ru/152-fz-o-personalnyh-dannyh-ih-vidy-zashhita-zhaloba-na-narushenie-i-kommentarii

О персональных данных 152 фз с комментариями
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here