Содержание
- 1 Нормативно-правовое регулирование делопроизводства
- 2 Нормативно-методическая основа судебного делопроизводства.
- 3 Электронная библиотека
- 4 Документы в судебном делопроизводстве. Регламент в судебном делопроизводстве
- 5 Нормативно-методическая база делопроизводства
- 6 Нормативно-методическое и нормативно-правовое регулирование делопроизводства
Нормативно-правовое регулирование делопроизводства
На основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ федеральными органами исполнительной власти издаются нормативные правовые акты. К нормативным правовым актам постановлением Правительства РФ отнесены постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения. Нормативно-правовые акты издаются также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в Пределах их компетенции.
Постановлением Правительства РФ утверждены правила подготовки правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, где определен процесс подготовки проекта нормативно-правового акта, его согласования, подписания, утверждения, оформления, сроки подготовки и установлен Порядок его государственной регистрации (внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов и присвоения ему регистрационного номера) в Минюсте России. При нарушении требований, изложенных в правилах, документ не вступает в силу.
Типовая инструкция предназначена для федеральных органов исполнительной власти, однако, службы делопроизводства организаций любых форм собственности и направлений деятельности могут использовать ее как нормативную основу при создании системы делопроизводства конкретной организации.
Методика и технология хранения документов в делопроизводстве в архиве разработана также архивными органами. В общих чертах она сложилась в середине 1960-х гг. С 1987 г. много лет действовали Основные правила работы ведомственных архивов, которые представляли собой базовый нормативно-методический определявший правила хранения документов в делопроизводстве (оперативное хранение) и в ведомственном архиве. В 2002 г. Федеральная архивная служба России подготовила новый нормативный документ, устанавливающий кормы и технологию работы архива организации. Этот норматив не меняет кардинальным образом сложившуюся и действующую многие годы технологию хранения документов, т.е. определенная преемственность по сравнению с Правилами 1987 г. сохраняется. Однако пересмотр основных правил был необходим в Связи с изменениями, во-первых, правовых основ архивного дела в РФ, во-вторых, практически повсеместным внедрением в делопроизводство информационных технологий, а также с учетом того, что возникла масса организаций различных организационно-правовых форм. Основные правила работы архивов организаций содержат целый ряд разделов, направленных на регламентацию хранения документов в делопроизводстве организаций.
* требования к номенклатурам дел, их виды, порядок составления, согласования, утверждения, заполнения, ведения и хранения;
* правила формирования дел в делопроизводстве;
* организация и порядок проведения экспертизы ценности документов в делопроизводстве;
* подготовка дел к передаче в архив: оформление дел (нумерация, подшивка, оформление обложки и т. д.), составление и оформление описей, передача дел в архив;
* порядок выделения документов к уничтожению;
* оформление уничтожения документов с истекшими сроками хранения;
* порядок передачи дел из делопроизводства в архив. Весьма существенные изменения в Основных правилах (по сравнению с редакцией 1987 г.) связаны с экспертизой ценности документов. Помимо управленческой документации (в основном на бумажных носителях) в Правила включены нормативно-методические основы экспертизы ценности электронных документов.
В состав Основных правил включены унифицированные формы документов (номенклатура дел, опись, обложка дела, лист-заверитель и др.), которыми оформляется хранение документов в делопроизводстве организации и осуществляется их учет и передача в архив. Они содержат порядок оформления, утверждения, согласования и являются обязательными при создании конкретной системы делопроизводства.
Также правила содержат методику работы с документами в архиве организации. Существенное значение в вопросах организации хранения документов имеют сроки хранения. Основными нормативными документами, на основе которых определяются сроки хранения документов, являются перечни с указанием сроков хранения. Различают типовые и ведомственные перечни. Типовые перечни разрабатываются и утверждаются Росархивом, они являются нормативным Документом общего действия и устанавливают сроки хранения документов, которые возникают в результате документирования однотипных функций (например, таких, как организация системы управления, планирование деятельности, финансирование деятельности, учет и отчетность, информационное обслуживание, кадровое обеспечение и др.).
Организации, не имеющие ведомственных перечней, при определении сроков хранения своих документов пользуются типовым перечнем.
Одновременно с развитием работ по унификации и стандартизации начались работы по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации, созданная в настоящее время система классификаторов является языком формализованного описания данных, используемых в процессах управления. Для делопроизводственных служб особое значение имеет Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД), который представляет собой номенклатуру унифицированных систем документации и унифицированных форм документов. Классификатор содержит наименование видов документов и их коды, которые являются идентификаторами форм документов и обязательно составляются в бланках. В состав унифицированных управленческих документов входят следующие системы документации.
Унифицированная система банковской документации:
* платежная документация по безналичным расчетам через банки;
* документации по кредитным операциям банков;
* документация по контролю за расходованием средств на оплату труда и выплаты социально-трудовых ресурсов;
* документация по операциям банков, связанная с международными расчетами;
* выходная документация банков;
* документация по безналичным расчетам через банки — внутрибанковские формы документов;
* документация по эмиссионно-кассовым и бюджетным операциям банков — внутрибанковские формы документов;
* документация по контролю за расходованием средств на оплату труда и выплаты социально-трудовых
Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций:
* отчетная бухгалтерская документация, бюджетных учреждений и организаций;
* учетная бухгалтерская документация.
Унифицированная система отчетно-статистической документации:
* документация по статистике национальных счетов и экономических балансов;
* документация по статистике научно-технического потенциала и инновационного прогресса;
* документация по статистике труда;
* документация по статистике финансов;
* документация по социальной статистике;
* документация по статистике промышленности;
* документация по статистике сельского хозяйства и заготовок сельскохозяйственной продукции;
* документация по статистике капитального строительства;
* документация по статистике внешнеэкономических связей;
* документация по статистике потребительского рынка и его инфраструктуры;
Унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий:
* отчетная бухгалтерская документация;
* регистры бухгалтерского учета;
Унифицированная система документации по труду:
* документация по состоянию рынка труда;
* документация по трудовым отношениям;
* документация по повышению квалификации работников органов по труду;
* документация по охране труда;
* документация по минимальным потребительским бюджетам;
* документация по обращениям в органы по труду.
Источник: http://studbooks.net/1434554/menedzhment/normativno_pravovoe_regulirovanie_deloproizvodstva
Нормативно-методическая основа судебного делопроизводства.
Понятие делопроизводства. Характеристика судебной системы РФ. Понятие судебного делопроизводства. Предмет судебного делопроизводства. Система судебного делопроизводства.
Нормативно-методическая база делопроизводства в современной России.
Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36 с последующими изменениями. Положения Инструкции распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на организацию работы с документами, создаваемыми средствами вычислительной, компьютерной и электронной техники.
Инструкция о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28 декабря 2005 г. № 157 с последующими изменениями.
Перечень документов судов общей юрисдикции с указанием сроков их хранения, утвержден приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 9 июня 2011 года №112.
Раздел 2. Организация судебного делопроизводства в суде первой инстанции.
Тема 2. Распределение обязанностей между работниками суда. Руководство делопроизводством суда.
Обязанности работников суда определяются их должностными регламентами. Окончательное распределение обязанностей между работниками аппарата осуществляется непосредственно председателем суда с учетом сложившейся нагрузки, профессиональных качеств и опыта сотрудников аппарата. Руководство делопроизводством суда, основные должности аппарата районного суда, обязанности сотрудников аппарата, порядок организации делопроизводства
Организация приема граждан.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10999 —
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источник: http://studopedia.ru/12_85539_normativno-metodicheskaya-osnova-sudebnogo-deloproizvodstva.html
Электронная библиотека
Нормативно-методическая база делопроизводства – это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, а также регламентирующих работу службы делопроизводства (ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты).
По юридической силе можно выделить следующие виды нормативно-правовых актов в области делопроизводства:
1) законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации;
2) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, регламентирующие вопросы документационного обеспечения;
3) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регламентирующие вопросы документационного обеспечения на федеральном уровне;
4) правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.) общеотраслевого и ведомственного характера;
5) правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их территориальных образований, регламентирующие вопросы делопроизводства.
К законодательным актам относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), законы Российской Федерации «О стандартизации», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О государственной тайне», законы, регулирующие отношения, тесно связанные с документационным обеспечением, «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах».
· Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1 принята 21 октября 1994 г., часть 2 – 22 декабря 1995 г.) устанавливает виды документов, создаваемых в целях фиксации актов гражданских взаимоотношений, регистрации фактов их возникновения или прекращения, подтверждения наличия правоотношения и т.д. Например, ст. 160 ГК РФ устанавливает письменную форму сделки и основные требования, предъявляемые к ней, а ст. 420-453 ГК РФ содержат общие положения о договоре (соглашении) двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских правоотношений, включая положения о форме и порядке заключения, изменения или расторжения договора.
· Закон Российской Федерации «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. № 5154-1 устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, предприятий независимо от формы собственности, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Закон утверждает порядок проведения работ по стандартизации и их применение, осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов, ответственность за нарушение закона и некоторые другие аспекты.
Формирование и реализация государственной политики в области стандартизации, осуществление контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов, участие в работе по международной (региональной) стандартизации, организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области стандартизации, установление правил применения международных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации возложено на Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).
· Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ устанавливает, что информационные ресурсы (документы и массивы документов) являются объектами отношений физических и юридических лиц, государства и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Законом устанавливается правовой режим создания, хранения и использования информационных ресурсов, в частности:
— порядок документирования информации
— право собственности на отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
— категории информации по уровню доступа к ней;
— порядок правовой защиты информации.
· Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ направлен на создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, на защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, защиту интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.
В соответствии с этим законом объектом международного информационного обмена может быть документированная информация, информационные услуги, средства международного информационного обмена, а его субъектами – Российская Федерация, субъекты РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.
Закон устанавливает право собственности на информационные продукты и средства международного информационного обмена, ограничения при осуществлении международного информационного обмена (ограничения на вывоз), право на использование средств международного информационного обмена (защита конфиденциальной информации), пополнение государственных информационных ресурсов России путем международного информационного обмена, порядок доступа к средствам международного информационного обмена и иностранным информационным продуктам и другие вопросы международного информационного обмена.
· Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.
Закон устанавливает полномочия государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать сохранение и защиту государственной тайны, перечень
· сведений, составляющих государственную тайну, порядок засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей, контроль и надзор за обеспечением государственной тайны и другие вопросы.
· «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», принятые Верховным Советом Российской Федерации 7 июля 1993 г.:
— направлены на совершенствование архивного дела в стране, предотвращение порчи, уничтожения, хищения, незаконной скупки, продажи, приобретения и вывоза архивных документов за границу;
— регулируют формирование, организацию хранения, учет, использование архивов и архивных фондов и управление ими, обеспечивают сохранность архивных документов, их всестороннее использование в интересах граждан, общества и государства;
— определяют понятия основных терминов архивного дела, характеризуют состав Архивного фонда Российской Федерации в его государственной и негосударственной частях, устанавливают право собственности на архивы, порядок передачи этого права и его защиты, систему управления архивным делом России; определяют ответственность за нарушение Основ законодательства и другие вопросы.
· К законам, регулирующим отношения, тесно связанные с документационным обеспечением, относятся, например: закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и данных» от 23 сентября 1992 г., федеральные законы «О связи» от 16 февраля 1995 г. и «О почтовой связи» от 9 августа 1995 г.
К нормативным актам, издаваемым Президентом РФ, относятся следующие указы:
· «Об основах государственной политики в сфере информатизации» от 20 января 1994 г.
· «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30 ноября
· «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации» от 17 марта 1994
К нормативно-правовым актам Правительства РФ относятся следующие постановления:
· «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» от 12 февраля 1994 г. В этом постановлении утверждены положения о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОКТЭИ), международных (региональных) стандартов и о порядке опубликования государственных стандартов и ОКТЭИ и ряд других постановлений и распоряжений;
· «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации от 1 декабря 1994 г.;
· «Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации от 12 января 1996 г.
· «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 г.
· «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве» от 3 марта 1993 г.
К правовым актам Федеральных органов исполнительной власти можно отнести постановление пенсионного фонда России «Об утверждении перечня сведений, составляющих конфиденциальную информацию» от 30 августа 1996 г. и другие.
К правовым актам органов власти субъектов РФ относятся почтовые правила от 22 апреля 1992 г., принятые Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи, и другие правовые нормативные акты.
В зависимости от предмета и объема регулирования можно классифицировать нормативно-правовые акты в области делопроизводства следующим образом:
1) государственные стандарты на документацию;
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
2) унифицированные системы документации;
3) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
4) Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ);
5) основные требования к документам и службам документационного обеспечения;
6) нормативные документы по организации управленческого труда и охране труда;
7) нормативные документы по организации архивного хранения документов.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Источник: http://libraryno.ru/5-1-zakonodatel-noe-regulirovanie-deloproizvodstva-deloproizvodstvostepnova/
Документы в судебном делопроизводстве. Регламент в судебном делопроизводстве
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие организацию судебного делопроизводства. Подготовка дел к архивному хранению. Составление протоколов судебного заседания. Обращение к исполнению решений и определений по гражданским делам после рассмотрения.
Рубрика | Государство и право |
Предмет | Судебное делопроизводство |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Прислал(а) | Антонина |
Дата добавления | 25.11.2013 |
Размер файла | 73,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Судебное разбирательство — основная форма осуществления правосудия по уголовным делам. Требования, предъявляемые уголовно-процессуальным законом к процедуре рассмотрения уголовного дела в судебном заседании. Полномочия суда. Протокол судебного заседания.
реферат [65,9 K], добавлен 22.05.2010
Задачи и этапы судебного рассмотрения гражданского дела. Подготовка к проведению судебного заседания, рассмотрение дела по существу. Особенности судебных прений и процесса принятия решения. Причины временной остановки и прекращения судебного производства.
курсовая работа [42,7 K], добавлен 20.05.2013
Стадия судебного разбирательства. Понятие и круг условий судебного разбирательства, и их связь с принципами уголовного процесса. Стороны обвинения и защиты. Права и обязанности лиц, участвующих в судебном разбирательстве. Протокол судебного заседания.
контрольная работа [26,4 K], добавлен 27.08.2008
Подсудность гражданских дел и определение предпосылок принятия мировыми судьями заявлений по гражданским делам. Исследование особенностей гражданского процесса у мирового судьи, подготовка и стадии судебного разбирательства. Ход судебного заседания.
курсовая работа [28,6 K], добавлен 21.12.2012
Общее содержание и принципы судебного разбирательства. Участники судебного разбирательства. Пределы судебного разбирательства. Отложение и приостановление судебного разбирательства. Прекращение уголовного дела в судебном заседании. Мера пресечения.
курсовая работа [31,6 K], добавлен 01.03.2007
Судебное разбирательство как стадия гражданского процесса. Роль председательствующего в руководстве судебным разбирательством дела. Составные части судебного заседания. Институт временной остановки судебного разбирательства по гражданским делам.
дипломная работа [129,6 K], добавлен 11.02.2011
Полномочия судьи по поступившему в суд делу, вопросы, подлежащие выяснению при назначении судебного заседания, рассмотрение ходатайств и заявлений. Распоряжение о вызове в судебное заседание лиц, подготовка судебного заседания, предварительное слушание.
реферат [20,1 K], добавлен 22.05.2010
Обзор практики применения криминалистики в ходе проведения судебного разбирательства. Сущность и виды судебного разбирательства. Применение криминалистики на судебном следствии. Практика применения УПК РСФСР. Применение УПК Российской Федерации.
курсовая работа [36,6 K], добавлен 13.11.2007
Место принципа состязательности в ряду принципов отечественного уголовного процесса. Проведение подготовительной части судебного заседания. Специфика судебного следствия. Выступления в судебных прениях. Предоставление подсудимому последнего слова.
курсовая работа [35,9 K], добавлен 06.04.2012
Общая характеристика протокола судебного заседания по гражданскому и уголовному делу: особенности содержания, рассмотрение основных недостатков. Знакомство с наиболее распространенными процессуальными проблемами протоколирования судебного заседания.
курсовая работа [31,0 K], добавлен 23.11.2015
Источник: http://revolution.allbest.ru/law/00331005.html
Нормативно-методическая база делопроизводства
Нормативно-правовую базу делопроизводства в современной России составляет совокупность законодательных актов Российской Федерации, правовых и нормативных актов и методических документов, регламентирующих вопросы создания, технологию обработки и хранения управленческой документации, а также регулирующих работу служб делопроизводства на всех уровнях управления (рис. 1.).
Рис.1 Структура нормативно-правовой базы делопроизводства
В законодательстве о делопроизводстве исторически сложилось так, что нормы, правила, требования по делопроизводственному обеспечению управления оказались рассеянными по целому ряду законодательных и нормативных актов. Знание этих документов необходимо не только специалистам в области делопроизводства и архивного дела, но и руководителям всех уровней и всем тем, кто по роду своей деятельности связан с подготовкой управленческой документации. Ниже будут приведены лишь краткие характеристики законодательных и нормативных актов, содержащих как отдельные требования по организации делопроизводства и оформлению служебных документов, так и целиком посвященные данным вопросам, при этом акты, имеющие первостепенное значение, будут выделены особо.
Исходным правовым актом, определяющим государственную политику в сфере информационно-документационного обмена, является Конституция Российской Федерации. В Конституции записано: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. » (4.4, ст. 29). Это положение развито в важнейшем правовом акте – Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.
Федеральный закон содержит ряд основополагающих положений по документационному обеспечению управления. Закон определил порядок обязательного документирования информации и перевода ее в информационные ресурсы, сформулировал необходимую терминологию (информация, документированная информация и др.), обязал предприятия и организации всех форм собственности предоставлять соответствующую требуемую информацию органам государственной власти.
Исходным правовым актом, определяющим государственную политику в сфере информационно-документационного обмена, является Конституция Российской Федерации. В Конституции записано: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. » (4.4, ст. 29). Это положение развито в важнейшем правовом акте – Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.
Федеральный закон содержит ряд основополагающих положений по документационному обеспечению управления. Закон определил порядок обязательного документирования информации и перевода ее в информационные ресурсы, сформулировал необходимую терминологию (информация, документированная информация и др.), обязал предприятия и организации всех форм собственности предоставлять соответствующую требуемую информацию органам государственной власти
Нормативно-методическая база делопроизводства включает в себя:
— законодательные акты Российской Федерации в сфере информатизации и документации;
— указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ, регламентирующие вопросы документационного обеспечения на федеральном уровне;
— правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.) как общеотраслевого, так и ведомственного характера;
— правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ и их территориальных образований, регламентирующие вопросы делопроизводства;
— правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по делопроизводству учреждений, организаций и предприятий;
— государственные стандарты на документацию;
— унифицированные системы документации;
— общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
— Государственную систему документационного обеспечения управления.
1. основные требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ);
2. нормативные документы по организации управленческого труда и охране труда;
3. нормативные документы по организации архивного хранения документов.
В Российской Федерации в соответствии со сложившейся за весь предшествующий период Российской государственности практикой отсутствует единый орган, несущий всестороннюю юридическую ответственность за создаваемую и используемую обществом документацию.
Эта ответственность рассредоточена между рядом органов государственной власти и управления в соответствии с их функциональными обязанностями.
Решениями органов власти значительная роль в управлении документацией в различных её аспектах отведена Государственной архивной службе России.
Исходным правовым актом, определяющим государственную политику в сфере информационно-документационного обмена, является Конституция Российской Федерации. В Конституции записано: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. » (4.4, ст. 29). Это положение развито в важнейшем правовом акте – Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.
Гражданский кодекс РФ установил правовые основы не только деятельности юридических лиц, но и ее документирования. В ряде статей ГК установлены требования к содержанию устава и учредительного договора, на основании которого действуют юридические лица. Кодексом РФ об административных нарушениях предусматриваются административные санкции за нарушение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов. Уголовный кодекс РФ установил уголовную ответственность за неправомерные действия с документами и информацией.
Ряд законодательных актов Российской Федерации (Законы «О Государственном гербе Российской Федерации», «О языках народов Российской Федерации», «Об участии в международном информационном обмене», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об обязательном экземпляре документов», «Об электронной цифровой подписи», «О коммерческой тайне», «Об архивном деле в Российской Федерации», «О бухгалтерском учете» и др.) содержит нормы, которые должны учитываться при составлении, оформлении и хранении деловых документов. Действующим законодательством регулируются требования к документам, пересылаемым с помощью разнообразных средств связи, в том числе электронной почты, Интернета, требования к защите информации, приданию документам юридической силы (официальности) и т. д.
Назовем также ряд Указов Президента РФ: «Об утверждении Положения об Архивном фонде РФ», «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»; постановлений Правительства РФ: «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», «О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации». Значение данных правовых актов для функционирования делопроизводственной системы страны видно из самих названий этих документов.
Остановимся далее на нормативных актах, имеющих в настоящее время для организации делопроизводственного обеспечения управления первостепенное значение. Положения, требования, правила этих документов достаточно полно будут реализованы в дальнейшем изложении. Вот эти документы:
Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ).
ГСДОУ в настоящее время пока остается наиболее полным общеотраслевым нормативным актом, регламентирующим работу с деловыми документами. Как уже было сказано выше, нормы и правила ГСДОУ базируются на основных положениях Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД), созданной в СССР еще в 1973 г. и сыгравшей важную роль в оптимизации документационных процессов в отечественной экономике.
ГСДОУ представляет собой совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях, в учреждениях и общественных организациях. Основная цель разработки – упорядочение документооборота, сокращение количества и повышение качества документов, создание условий для эффективного применения прогрессивных технических средств и технологий сбора, обработки и анализа информации.
Кроме того, ГСДОУ обеспечивает нормативное закрепление изменений, связанных с появлением негосударственных форм собственности и совершенствованием работы аппарата управления.
В ближайшие годы планируется разработка новой редакции ГСДОУ как системы норм, требований, положений, регламентирующих основные правила работы с документами на предприятиях и в организациях. Принципиальное отличие такой системы состоит в том, что она будет представлять собой единый комплекс автоматизированного документирования и документооборота на базе новых информационных технологий (современные текстовые редакторы, электронная почта, Интернет, автоматизированная номенклатура дел и т. д.). О перспективах развития документационного обеспечения управления в РФ см. п. 1.3.2.
Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденная приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 8 ноября 2005г. № 536.
Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти устанавливает общие требования к функционированию служб ДОУ, документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в федеральных органах исполнительной власти – министерствах, агентствах, службах.
Типовая инструкция, отражая определенную специфику подготовки нормативной документации федерального уровня, по содержанию и оформлению документов увязана с действующим национальным (государственным) стандартом ГОСТ Р 6.30–2003 в отношении требований к оформлению управленческой документации (см. ниже).
Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»
от 22.10.2004 № 125-ФЗ.
Федеральный закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в РФ в интересах граждан, общества и государства. Наряду с данным основополагающим законом в стране действуют ряд нормативных актов разного уровня по обеспечению сохранности документов, на которые по мере необходимости в настоящем пособии будут делаться ссылки.
ГОСТ Р 6.30–2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.
Национальный государственный стандарт России ГОСТ Р 6.30–2003 является важнейшим нормативным документом по оформлению деловой документации. Стандарт принят постановлением Госстандарта России (теперь – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) от 3 марта 2003 г. № 65-ст. (рис. 1.8). В стандарте отражены проверенные временем требования к оформлению управленческих документов, оговоренные в ранее действовавших, а затем отмененных стандартах ГОСТ р 6.30–97 и его предшественников ГОСТ 6.38–72 и ГОСТ 6.39–72.
Требования ГОСТ Р 6.30–2003 распространяются на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документа ции (УСОРД) – постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и другие документы, включенные в ОК 011–93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД, класс 0200000). Стандарт устанавливает: состав реквизитов документов, требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного Герба Российской Федерации.
В свете вступившего в силу с 1 июля 2003 г. Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ [15], который ввел в практику добровольное использование национальных стандартов, в ГОСТ Р 6.30–2003 внесена принципиально новая запись о рекомендательном характере его требований. Поскольку в стране действует единственный стандарт на оформление органи-зационно-рапорядительной документации (нет выбора!), то добровольность не следует истолковывать как необязательность. Речь может идти только о некоторых послаблениях в оформлении документов по сравнению с ранее действовавшим стандартом ГОСТ Р 6.30–97.
Кроме уже названных нормативно-методических документов в стране действуют нормы и правила работы с рядом специфических документных образований, которые регламентируются специальными нормативно-правовыми актами. Речь идет о бухгалтерской, кадровой, торговой и других видах документации. По мере необходимости на них будут делаться соответствующие ссылки.
Названные нормативно-правовые и методические документы служат базовыми источниками для разработки собственных положений (инструкций) по делопроизводственному обеспечению управления конкретной организации, фирмы.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: http://studopedia.ru/10_160495_normativno-metodicheskaya-baza-deloproizvodstva.html
Нормативно-методическое и нормативно-правовое регулирование делопроизводства
Нормативно-методическая база делопроизводства — это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, а также регламентирующие работу службы делопроизводства — ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и др.
Действующие сегодня общегосударственные нормативно-методические документы по организации делопроизводства должны быть в каждой организации. К ним относятся:
1. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения.
В 1991 г. Росархивом была разработана и предложена для внедрения Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ). Этот документ носит рекомендательный характер и является наиболее полным межотраслевым документом в области организации документационного обеспечения управления.
ГСДОУ — это совокупность правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях (объединениях), в учреждениях и общественных организациях.
Основная цель ГСДОУ — упорядочение документооборота организаций, сокращение количества и повышение качества документов, создание наиболее благоприятных условий для применения технических средств и современных технологий сбора, обработки, использования и хранения информации, совершенствование работы аппарата управления.
2. Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации.
Инструкция зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ. Она включает как общий порядок подготовки и оформления документов, так и особенности подготовки отдельных видов документов: приказа, указания, инструкции, протокола. В ней расписаны процедура регистрации документов, построение поисковых систем для справочной работы, организация контроля исполнения документов, порядок составления и работы с номенклатурой дел, формирование дел, проведение экспертизы ценности документов, оформление дел, составление описей, оперативное хранение дел и передача их на архивное хранение. В приложении к Инструкции даны формы номенклатуры дел, акта о выделении документов к уничтожению, описей и др. Как видно из краткого перечисления содержания Инструкции, она отражает практически все вопросы организации делопроизводства. Хотя она предназначена в первую очередь для министерств и ведомств, ею могут воспользоваться, и найдут много полезного для себя службы делопроизводства организаций любых форм собственности. Она может быть положена в основу при разработке инструкции по делопроизводству конкретной организации.
3. ГОСТ Р 6.30—2003 УСД Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов (с изменениями от 3 марта 2003 г. № 65-ст).
Стандарт распространяется на «организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД), — постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др., используемые в деятельности:
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая субъекты Российской Федерации, имеющие наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, органов местного самоуправления;
предприятий, организаций и их объединений независимо от организационно-правовой формы». ГОСТ Р 6.30—2003 УСД: Унифицированная система организационно-распорядительной документации.
4. Основные правила работы ведомственных архивов:
Правила условно можно разделить на две части. В первой (разд. 2—4) детально освещены делопроизводственные вопросы: 1) требования к номенклатурам дел, их виды, порядок их составления, заполнения, ведения;
порядок формирования дел в делопроизводстве; 2) организация и порядок проведения экспертизы ценности документов в делопроизводстве;
порядок выделения документов к уничтожению; 3) подготовка дел к передаче в архив: оформление дел (нумерация, подшивка, оформление обложки и т.д.), составление описей, передача в архив.
Для коммерческих организаций, не передающих документы на государственное хранение, а хранящих их у себя, правила являются незаменимым подспорьем в организации их архива.
- 5. Перечни документов с указанием сроков хранения (Типовой или ведомственный).
- 6. Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.
В этом акте описаны принципиальные положения по организации работы с этой категорией документов: особенности регистрации, сроки исполнения, ведение справочной картотеки, формирование дел, сроки хранения дел, ведение аналитической справки по обращениям. Методика, изложенная в Положении, может быть использована для организации работы с любыми документами частных лиц.
Кроме того, надо знать, что работа с определенной категорией документов регламентируется специальными актами. Так, например, правила работы с бухгалтерскими документами отражает не только Федеральный закон о бухгалтерском учете, но и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 28.07.1998 № 34н.
При работе с кадровой документацией необходима Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях (утверждена постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162, в редакции от 2 августа 1985 г., с изменениями и дополнениями от 19 октября 1990 г.).
Пакет этих документов надо постоянно обновлять по мере замены нормативно-методических и нормативно-правовых актов новыми.
Но помимо того, что надо знать, как выполнять ту или иную работу, надо еще иметь представление о нормах времени или выработки, существующих на эти виды работ.
Центральным бюро нормативов по труду разработано достаточно большое количество нормативных документов, содержащих нормы времени на работы, выполняемые работниками управленческого аппарата. Работу с документами отражают:
- * Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления (утверждены постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. № 72);
- * Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления (утверждены постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 сентября 1993 г. № 152);
- * Единые нормы времени (выработки) на машинописные работы (утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1984 г. № 189/11—64);
- * Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров.
Последний нормативный документ нужен для работы с кадровой документацией.
Все эти нормативы рекомендуются для применения в управленческом аппарате учреждений, организаций, предприятий, фирм независимо от форм собственности.
Пакет общегосударственных нормативно-методических документов необходимо иметь каждой делопроизводственной службе как справочный материал. Он используется при разработке таких индивидуальных организационных документов, как Положение о службе документационного обеспечения управления, должностные инструкции ее работников и инструкция по делопроизводству конкретной организации.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://vuzlit.ru/486024/normativno_metodicheskoe_normativno_pravovoe_regulirovanie_deloproizvodstva
Адвокат по гражданским делам.
Стаж: 18 лет