Нарушение жилищных прав граждан прокуратура

Предлагаем рассмотреть тему: "Нарушение жилищных прав граждан прокуратура" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

О результатах прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в сфере жилищных правоотношений

В 2018 г. прокурорами выявлено свыше 3,1 тыс. нарушений законов о жилищных правах граждан, принято более 2, 1 тыс. актов реагирования.

В результате принятых мер и межведомственного взаимодействия с органами власти и контроля с 2017 года удалось добиться снижения количества «проблемных» объектов с 18 до 6, восстановления прав 219 дольщиков, а также завершения строительства 7 потенциально «проблемных» объектов, по которым восстановлены права порядка 500 граждан. Позиция прокуратуры республики учтена при формировании государственного бюджета республики на 2019 год, где в частности включено финансирование мероприятий по поддержке граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков жилья (150 млн. руб.)

Постоянное внимание уделялось защите прав граждан, проживающих в аварийных и ветхих домах. Прокурорами пресечены факты ненадлежащего исполнения застройщиками своих обязательств, отсутствия контроля со стороны заказчиков. По состоянию на 01.01.2019 программа выполнена на 100 %. Вместе с тем, в республике остается свыше 4 тыс. аварийных домов, где проживают около 64 тыс. граждан, восстановление прав которых возможно путем надлежащей реализации программы переселения в 2019-2024 г.г.

Выявлены многочисленные нарушения исполнения законодательства в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домов, где кроме необеспечения проведения в полном объеме капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по Краткосрочному плану работ на 2018 год, не обеспечения надлежащего контроля за выполнением подрядчиками работ по заключенным договорам, что повлекло существенное нарушение сроков завершения таких работ, неполноту их проведения, перенос работ, установлены факты хищения, а также нецелевого использования средств, направленных на проведение капитального ремонта домов.

Значительное внимание уделено обращениям граждан, в том числе нуждающихся в особой защите государства, о нарушении их жилищных прав.

Активно прокурорами защищаются жилищные права детей-сирот, о чем свидетельствуют многочисленные факты предоставления им жилых помещений по искам и иным мерам реагирования прокуроров. В частности, в результате системного надзора прокуратуры Вилюйского района, в 2018 году обеспечены жилыми помещениями 40 граждан, из числа детей-сирот. В результате вмешательства прокуратуры г. Якутска на администрацию города судом возложена обязанность предоставить квартиру малоимущей пожилой женщине, проживавшей в непригодном жилом помещении. По иску прокурора Булунского района мужчина восстановлен на учете лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и т.д.

Источник: http://proksakha.ru/novosti/o-rezultatakh-prokurorskogo-nadzora-za-soblyudeniem-prav-grazhdan-v-sfere-zhilishhnykh-pravootnoshenijj/

Нарушение жилищных прав граждан прокуратура

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Обзор документа

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 марта 2017 г. N 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере»

В целях обеспечения надлежащей организации органами прокуратуры Российской Федерации надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерацию), приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. Надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере считать одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности. Осуществлять его комплексно и гласно, во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными и контрольно-надзорными органами, общественными организациями.

1.2. Последовательно и настойчиво использовать предоставленные полномочия для защиты прав граждан, общественных и государственных интересов, борьбы с преступностью и коррупцией, добиваясь реального устранения выявленных нарушений.

1.3. При планировании, организации и выполнении надзорных мероприятий исходить из принципа недопустимости подмены функций органов контроля (надзора), а также создания препятствий правомерной деятельности хозяйствующих субъектов.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

2.1. Сосредоточить усилия на организации надзора за своевременным выявлением и реальным устранением нарушений прав граждан в жилищно-коммунальной сфере; полнотой осуществления мероприятий по переселению населения из аварийного жилья, капитальному ремонту многоквартирных домов; расходованием денежных средств, выделяемых на данные цели; обеспечением законности в процессе управления жилищным фондом, в том числе при лицензировании такой деятельности.

2.2. Принимать исчерпывающие меры по пресечению злоупотреблений и нарушений со стороны уполномоченных публично-правовых образований, контрольно-надзорных органов, их должностных лиц; возмещению виновными ущерба, причиненного гражданам и бюджетам всех уровней.

Давать оценку полноте осуществления ими полномочий по своевременному контролю за поступлением арендных платежей за пользование объектами жилищно-коммунального хозяйства и выполнением условий концессионных соглашений.

2.3. Организовать анализ сведений, характеризующих состояние законности в жилищно-коммунальной сфере, активно используя для этого информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Для выявления фактов массовых нарушений прав граждан наладить эффективное взаимодействие с общественными объединениями на поднадзорной территории.

2.4. Использовать имеющиеся полномочия по участию в разработке и принятии нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в жилищно-коммунальной сфере. Своевременно реагировать на несоответствие законам данных актов и их проектов, наличие в них коррупциогенных факторов.

Читайте так же:  Возмещении ущерба между юридическими лицами образец

При оценке правомерности решений об установлении тарифов на коммунальные услуги и нормативов их потребления организовывать в необходимых случаях проверки достоверности и полноты сведений, представляемых хозяйствующими субъектами в органы тарифного регулирования, а также правильности применяемой этими органами методологии и обоснованности произведенных ими расчетов.

2.5. Уделять особое внимание полноте выполнения органами публично-правовых образований, хозяйствующими субъектами обязанностей в части своевременного предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, эксплуатации, ремонта и содержания жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, поставок и завоза топливно-энергетических ресурсов, в том числе в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Незамедлительно реагировать на все факты возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства, повлекшие грубые нарушения прав потребителей.

2.6. Пресекать нарушения организациями жилищно-коммунальной сферы требований законов, касающихся лицензирования отдельных видов деятельности, банкротства, раскрытия информации о своей работе, реализации инвестиционных и производственных программ, проведения конкурентных процедур и участия в них.

2.7. Давать принципиальную оценку бездействию и ненадлежащему выполнению органами надзора и контроля полномочий при осуществлении плановых и внеплановых мероприятий в жилищно-коммунальной сфере, непринятию мер по безусловному и своевременному выявлению и устранению нарушений закона и привлечению к ответственности виновных лиц.

2.8. Выявлять и пресекать противоправные посягательства на средства граждан и бюджетов всех уровней, государственные и муниципальные активы, общее имущество многоквартирных домов, предупреждать случаи их нецелевого и иного противоправного использования.

Принимать в рамках предоставленных полномочий меры для понуждения организаций жилищно-коммунального хозяйства, органов публично-правовых образований к снижению объема задолженности перед ресурсоснабжающими компаниями, перерасчету и возврату населению необоснованно начисленных платежей.

2.9. Обеспечивать эффективный надзор за противодействием коррупционным проявлениям в деятельности государственных и муниципальных служащих, курирующих вопросы жилищно-коммунальной сферы, руководителей государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность в этой сфере. Своевременно выявлять случаи несоблюдения ими установленных запретов и ограничений, неправомерного предоставления хозяйствующим субъектам преференций, льгот. Принципиально реагировать на факты непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

2.10. Принимать исчерпывающие меры координационного и надзорного характера с целью активизации работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений в жилищно-коммунальной сфере, особенно в части неправомерного использования бюджетных ассигнований, денежных средств граждан, а также деяний, совершенных организованными преступными группами, с привлечением аффилированных структур и фирм-однодневок.

Обеспечить должный надзор за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью при рассмотрении сообщений и расследовании преступлений данной категории, принятии мер по возмещению причиненного ими ущерба. Взять под особый контроль ведение дел оперативного учета и соответствующих накопительно-наблюдательных производств.

Добиваться незамедлительного устранения установленных нарушений, допущенных правоохранительными органами в ходе указанной деятельности, и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

2.11. Своевременно использовать полномочия по обращению в суд в порядке гражданского, арбитражного и административного процессуального законодательства, а также в порядке части 3 статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, обращая особое внимание на вопросы возмещения ущерба, причиненного правонарушениями государству.

3. Управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах:

3.1. Осуществлять надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере федеральными органами исполнительной власти, органами надзора и контроля в округе, территориальными органами федеральных государственных органов, определенными Генеральным прокурором Российской Федерации.

3.2. Организовывать и контролировать с оказанием необходимой практической и методической помощи деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере, в том числе обеспечением прав граждан на получение жилищно-коммунальных услуг. Обеспечивать взаимодействие подчиненных прокуратур с подразделениями Росфинмониторинга и Ростехнадзора в округе.

3.3. В ходе реализации предоставленных полномочий сосредотачивать особое внимание на вопросах подготовки к отопительному сезону, обеспечения его бесперебойного прохождения, предоставления населению тепло-, электро- и иных видов коммунальных ресурсов и услуг, своевременности расчетов за них, тарифного регулирования и ликвидации аварийного жилья.

3.4. Содействовать повышению эффективности работы прокуроров по координации деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в данной области правоотношений.

4. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

4.1. Осуществлять надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти.

4.2. Систематически анализировать состояние законности в жилищно-коммунальной сфере, изучать прокурорскую и иную правоприменительную практику, определять актуальные проблемы правоприменения на федеральном уровне, вносить предложения по их урегулированию.

4.3. Оказывать практическую и методическую помощь прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур в организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере.

5. Главному управлению по надзору за следствием, управлению по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за расследованием особо важных дел, управлению методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью совершенствовать практику прокурорского надзора за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в жилищно-коммунальной сфере, в том числе при учете, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, реализации оперативно-розыскных мероприятий, расследовании уголовных дел.

6. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих прокуратур в области надзора за исполнением законов о противодействии коррупции в жилищно-коммунальной сфере.

7. Главному уголовно-судебному управлению и управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе в пределах предоставленных полномочий на постоянной основе анализировать практику поддержания государственного обвинения, участия в гражданском, административном и арбитражном процессах.

Читайте так же:  Подделка патента на работу

8. Главной военной прокуратуре обеспечить постоянный надзор за неукоснительным исполнением органами военного управления, воинскими должностными лицами, руководителями специализированных организаций Минобороны России, других войск, воинских формирований и органов требований законов, регламентирующих жилищно-коммунальную сферу.

9. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур докладные записки о результатах надзорной деятельности в жилищно-коммунальной сфере представлять к 30 января и 30 июля в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, перечисленные в пунктах 3, 4, 5, 6, 7, 8 настоящего приказа, согласно их компетенции.

Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, перечисленным в пунктах 3, 4, 5, 6, 7, 8 настоящего приказа, обобщенную информацию о состоянии законности и практике прокурорского надзора в указанной области к 15 февраля и 15 августа направлять согласно их компетенции в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.

10. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка

Обзор документа

Установлено, что надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере должен стать одним из приоритетных направлений работы для прокуроров.

Даны поручения прокурорам регионов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, управлениям в федеральных округах и другим подразделениям Генпрокуратуры России.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71559554/

Прокурорский надзор за исполнением жилищного законодательства

Доброе утро. Какие можно выделить общие аспекты организации прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства?

Доброе утро, Василий!

Содержательная сущность предмета прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдением прав граждан определена в ст. ст. 1, 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Изложенные в этих нормах положения в сочетании с научно-теоретическими разработками дают основание определить предмет прокурорского надзора в узкоспециальном плане, относящийся к исполнению законов в жилищной сфере следующим образом:
— надзор за соблюдением конституционных прав граждан на жилище, надзор за исполнением норм Жилищного кодекса РФ, иных федеральных и региональных законов всеми поднадзорными соответствующим прокурорам органами федеральной исполнительной власти, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, контролирующими органами, жилищными организациями, осуществляющими управление, содержание и эксплуатацию жилищного фонда, а также за соответствием Конституции и законам нормативно-правовых актов, издаваемых этими органами и их должностными лицами.
Прокурорскими проверками по исполнению жилищного законодательства и соблюдению жилищных прав граждан должны охватываться следующие объекты, поднадзорные соответствующим прокурорам разных уровней:

— федеральные органы исполнительной власти (Министерство регионального развития РФ);

— Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и его территориальные органы;

— Государственная жилищная инспекция РФ;

— органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ;

— органы исполнительной власти субъектов РФ (администрации, Правительства, Министерства);

— территориальные органы управления жилищным фондом (департаменты, управления (отделы), комитеты ЖКХ и другие структуры);

Видео (кликните для воспроизведения).

— государственные жилищные инспекции субъектов РФ;

— органы местного самоуправления:
а) представительные,
б) исполнительные (администрации и др.),
в) жилищные структуры по контролю за содержанием и эксплуатацией жилых помещений (ЖЭКи, ДЭЗы, РЭУ и др.);

— жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ);

— иные юридические лица, являющиеся собственниками жилых помещений (ведомственные жилые дома, общежития) и управляющие организации, обслуживающие жилищный фонд на территории городов и районов.

В целом работа по надзору за исполнением жилищного законодательства организуется в соответствии с общими положениями об организации общего надзора прокуратуры, но, естественно, с обязательным учетом специфики данного направления надзорной деятельности. Поэтому в настоящей работе рассмотрены лишь наиболее важные элементы организации работы прокурора, непосредственно относящиеся к осуществлению надзора за исполнением жилищного законодательства.

Материалы прокурорской практики и проведенное научное исследование показывают, что эффективность прокурорского надзора за исполнением конституционных прав граждан на жилище в немалой степени зависит от его правильной организации. Необходимость заметного повышения эффективности и дальнейшего совершенствования организации работы прокурора на этом важнейшем направлении диктуется, во-первых, неудовлетворительным состоянием законности в сфере жилищных правоотношений, во-вторых, многоплановыми целями и задачами по обеспечению соблюдения конституционных прав граждан на жилище, вытекающих из требований норм нового Жилищного кодекса РФ, и, в-третьих, конкретными задачами, поставленными в национальном проекте «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Правильная организация работы дает возможность прокурору повседневно обеспечивать полноту использования предоставленных ему законом функциональных полномочий с максимальной действенностью и эффективностью по выявлению, устранению и предупреждению правонарушений. Исходя из этого Генеральный прокурор РФ в Приказе от 22 мая 1996 года N 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» требует от всех подчиненных прокуроров особое внимание акцентировать на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации жилищных прав граждан, а при осуществлении надзора за исполнением законов органами власти и управления в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций (п. п. 10, 10.3).

Читайте так же:  Частный юрист по гражданским делам

Кроме того, в указании Генерального прокурора РФ «Об усилении надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере» от 15 сентября 2003 г. N 7/3-1-991-2000 всем подчиненным прокурорам предложено:

  1. Обеспечить надлежащий надзор за исполнением органами субъектов Федерации и местного самоуправления бюджетного законодательства в части финансирования подготовки жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях, выполнением ими возложенных законом обязанностей в этой сфере.
  2. Тщательно разбираться с фактами отключения подачи электроэнергии и тепла в жилые дома и социально-бытовые учреждения. При установлении халатности, безответственного отношения к выполнению служебных обязанностей решительно возбуждать уголовные дела. О возбуждении уголовного дела незамедлительно направлять спецдонесение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
  3. Оперативно и квалифицированно осуществлять расследование возбужденных уголовных дел, добиваясь реальных мер к устранению бесхозяйственности и ответственности виновных.

С учетом изложенного основными задачами прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства следует считать:

  1. своевременное выявление нормативно-правовых актов, противоречащих нормам Жилищного кодекса РФ, иным федеральным и региональным законам, и принятие своевременных мер по их отмене;
  2. осуществление целенаправленного упреждающего надзора за законностью в деятельности органов жилищного контроля, которые наделены функциональными полномочиями при осуществлении надзорно-контрольной деятельности;
  3. проведение плановых и внеплановых надзорных проверок по исполнению жилищного законодательства на высоком профессиональном уровне, с привлечением в необходимых случаях соответствующих специалистов;
  4. при организации работы обращать особое внимание на выполнение требований, вытекающих из содержания национального проекта о доступности жилья, законов и подзаконных актов, принятых в целях его реализации;
  5. обеспечить полноту и своевременность выявления и предупреждения жилищных прав граждан;
  6. во всех случаях добиваться привлечения должностных лиц, виновных в нарушении жилищного законодательства, к установленной законом ответственности.

Источник: http://yapravo.ru/chasto_zadavaemye_voprosy/zhilischnye-spory/question4497

Основные виды нарушений жилищного законодательства

Прокурором Новосибирской области было направлено заявление в суд о признании Закона области «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области» противоречащим ст. 160 ЖК РФ и Федеральному закону «Об образовании», в связи с тем что областной Закон ограничивал права педагогических работников, проживающих в сельской местности, поселках городского типа, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

По тем же основаниям первый заместитель прокурора Иркутской области внес представление Председателю Законодательного Собрания области о приведении в соответствие с федеральным законодательством Закона области и об устранении нарушений прав педагогических работников муниципальных образовательных учреждений с тем, чтобы указанные работники, проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), могли реализовать свое право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, предоставленное ст. 160 ЖК РФ.

Законодательным Собранием Красноярского края был принят Закон «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», в котором устанавливались размеры субсидий педагогическим работникам, проживающим в сельской местности. Статья 159 ЖК РФ предусматривает для названной категории граждан предоставление льгот без ограничений и норм. На соответствующий пункт Закона был принесен протест о признании его недействующим. В связи с тем, что протест был отклонен, предъявлен иск в суд, которым требования прокурора удовлетворены;

е) нарушения прав граждан, обусловленные существующей задолженностью по оплате жилья.В Раменскую городскую прокуратуру Московской области поступило заявление от М.А. Салиной об отключении электроэнергии в ее квартире. Работники ЖЭУ объяснили это имеющейся задолженностью по оплате коммунальных услуг. В квартире кроме заявительницы проживает несовершеннолетний. В свою очередь со стороны МУП «Раменское ПТО ГХ» не исполняются требования законодательства об обеспечении устойчивого энергоснабжения потребителей. Прокурор района внес начальнику МУП «Раменское ПТО ГХ» представление, по которому жилищные права М.А. Салиной были восстановлены.

Между тем в ряде субъектов РФ при невозможности взыскания с граждан задолженности по коммунальным услугам не решается вопрос о выселении нанимателей и проживающих совместно с ними членов семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, т.е. не исполняются требования ст. 90 ЖК РФ.

Обобщение показало, что в большинстве регионов допускаются многочисленные нарушения жилищных прав граждан, которые зачастую связаны с нарушением установленного законом порядка предоставления жилья по договору социального найма, пользования жилыми помещениями, приватизации квартир. Повсеместно нарушаются жилищные права несовершеннолетних.

Не соблюдаются требования законодательства о компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области жилищных отношений, которые нередко принимают нормативные правовые акты, противоречащие федеральному законодательству и ущемляющие жилищные права граждан.

Статистические данные свидетельствуют о тенденции роста количества нарушений жилищных прав граждан, выявляемых прокурорами. В этих условиях возрастает роль прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства, включая неукоснительное соблюдение жилищных прав граждан.

Исходя из требований приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 22 мая 1996 г. №30 перед органами прокуратуры стоят следующие задачи:

активизировать деятельность на этом направлении, повысить эффективность и результативность надзорных и иных мероприятий по защите конституционных прав граждан на жилище;

повсеместно обеспечить постоянное и целевое взаимодействие с органами контроля за соблюдением законодательства в сфере жилищных правоотношений;

добиваться от органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов управления жилищным фондом неукоснительного исполнения жилищного законодательства, соответствия принимаемых ими нормативных правовых актов требованиям Конституции РФ, ЖК РФ, иным федеральным законам;

принципиально и остро реагировать на выявляемые нарушения закона в жилищной сфере.

Читайте так же:  Основания подачи апелляционной жалобы апк

Практическое решение указанных и других задач, определяемых конкретной ситуацией в том или ином регионе, требует повышения уровня организации надзора за исполнением жилищного законодательства, что в свою очередь обусловливает необходимость качественного повышения методического обеспечения деятельности работников прокуратуры.

Принимая во внимание социальную значимость поднятой проблемы, Генеральная прокуратура Российской Федерации взяла под свой контроль ситуацию, сложившуюся в сфере защиты прав граждан, вложивших денежные средства в строительство жилых домов, предложив прокурорам субъектов Российской Федерации рассматривать надзор за исполнением законодательства в указанной сфере отношений в качестве одного из приоритетных направлений деятельности и осуществлять его комплексно с надзорными действиями при реализации приоритетных национальных проектов, в том числе проекта «Доступное и комфортабельное жилье – гражданам России» (письмо первого заместителя Генерального прокурора РФ от 28 марта 2006 г. №7/3–3415–2005).

Отмечая неудовлетворительное состояние законности и недостатки при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства в рассматриваемой сфере, заместитель Генерального прокурора РФ 20 апреля 2006 г. предложил всем прокурорам субъектов Федерации принять дополнительные меры к активизации надзора и повышению его результативности по всем направлениям функциональной деятельности прокуратур.

Список использованных источников и литературы

1. Еремичев И.А., Эриашвили Н.Д.Жилищное право. Гриф МО РФ, Юнити, изд. 5-е, 2008.

2. Буйнова Ю. Преимущественное право покупки доли в праве собственности на жилье // Российская юстиция. 2007. №3. С. 18–19.

3. Государственная регистрация перехода права собственности на жилые помещения. – ПРИОР, 2008.

4. Гришаев С.П. Ваше право собственности на жилой дом и квартиру. Справочное пособие. М.: БЕК, 2005.

5. Грудцына Л. Можно ли выселить ребенка? // «Адвокат», №3, март 2008.

6. Демидова Г.С. Ограничения права собственности граждан на жилые помещения // Правоведение. 2001. №5. С. 64–71.

7. http://my-shop.ru/shop/books/141060.htmlЕгорова Ю.В.Сделки с жильем. Государство возвращает расходы!, Налог – инфо, 2009.

8. Жуйков В. Возникновение права собственности граждан на квартиры // Советская юстиция. 1993. №15. – С. 12–15.

9. Кондратюк Б.А. Развод «жилым метрам» не помеха // Право в Вооруженных Силах. 2003. №1. С. 12–13.

10. Крашенинников П.В. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения. – М: Статут, 2008.

11. Кузьмина И. Гарантии прав социально незащищенных членов семьи собственника при отчуждении жилого помещения // Законность. 2003. №1. С. 41–45.

12. http://my-shop.ru/shop/books/144361.htmlСидорова В.Н.Правовые аспекты передачи имущества в собственность. – М: Феникс, 2005

13. Скворцов О.Ю. Регистрация сделок с недвижимостью: правовое регулирование и судебно-арбитражная практика. – М.: Бизнес-школа «Интерсинтез», 2009.

Источник: http://mirznanii.com/a/29229-3/osnovnye-vidy-narusheniy-zhilishchnogo-zakonodatelstva-3

Основные виды нарушений жилищного законодательства

Прокурором Засвияжского района г. Ульяновска было предъявлено исковое заявление в суд о понуждении администрации города к расселению жильцов из дома, находящегося в аварийном состоянии. Обращаясь в суд, прокурор исходил из того, что техническое состояние жилого дома создает реальную угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, а органы местного самоуправления своим бездействием нарушают их жилищные права. Аналогичные нарушения выявлялись прокурорами в Вологодской области.

По результатам рассмотрения жалобы В.С. Просветовой об угрозе со стороны директора ЖКО МУП «Управление ЖКХ» г. Уварово Тамбовской области о ее принудительном выселении из занимаемого жилого помещения прокурор объявил данному должностному лицу предостережение о недопустимости нарушения закона и возможности привлечения его к уголовной ответственности по ст. 139 УК РФ. В результате нарушение жилищных прав В.С. Просветовой было предотвращено.

Несоблюдение требований гл. 9 (Жилые помещения специализированного жилищного фонда)

Прокурор Нижегородского района г. Нижний Новгород принес протест на распоряжение главы администрации города, которым было утверждено Положение о жилом фонде социального использования. Включение в состав жилого фонда социального использования общежитий, находящихся в муниципальной собственности, противоречит ст. 92, 94 ЖК РФ. Жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду и предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Статья 99 ЖК РФ предусматривает основания предоставления специализированных жилых помещений. В нарушение названной статьи председателем федерации профсоюзов Красноярского края было издано постановление «Об утверждении Положения об общежитиях на территории края», которое противоречило федеральному законодательству. ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъекта относит определение порядка предоставления жилых помещений только специализированного жилого фонда. По протесту прокурора края указанное постановление было признано утратившим силу.

Нарушения порядка предоставления специализированных жилых помещений и пользования ими

Прокурором Нижегородского района г. Нижний Новгород был принесен протест на постановление главы городской администрации «Об утверждении временной формы договора найма специализированного жилого помещения в общежитиях, находящихся в муниципальной собственности г. Н. Новгорода», тогда как согласно ст. 100 ЖК РФ типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством РФ. Следовательно, глава администрации превысил свои полномочия при принятии указанного постановления.

Главой муниципального образования г. Саяногорска Республики Хакасия было издано незаконное постановление о снятии с квартиры статуса служебной, в соответствии с которым В.В. Маратканов, который уже имел в собственности жилье и не нуждался в его предоставлении по договору социального найма, получил ордер на муниципальное жилье с последующей приватизацией жилого помещения. Прокурором было предъявлено в суд исковое заявление о признании ордера недействительным, которое было удовлетворено.

В нарушение ст. 108 – 110 ЖК РФ начальник Абаканской дистанции пути вынес противоправное предписание о выселении лиц из определенной категории домов без предоставления им другого жилого помещения. Прокурор г. Абакана объявил предостережение начальнику дистанции гражданских сооружений о недопустимости выселения такой категории граждан.

Читайте так же:  В случае замены судьи судебное разбирательство

Нарушения, связанные с платой за жилое помещение и коммунальные услуги:

а) нарушение порядка установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, внесения платы за жилое помещение (ст. 154, 155, 156 ЖК РФ). Прокурором Алексеевского района Самарской области было опротестовано постановление Собрания Представителей Алексеевского района от 29 ноября 2008 г. как противоречащее Федеральному закону «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 г. Постановлением утверждались тарифы на оказание услуг по теплоснабжению, водоотведению, водоснабжению, содержанию и ремонту жилья для населения муниципального района. В нарушение Закона размеры тарифов превышали предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленные для Самарской области. Протест прокурора удовлетворен, незаконное постановление отменено.

Аналогичный протест был принесен прокурором Чегемского района Кабардино-Балкарской Республики на постановление главы районной администрации, в котором превышен установленный постановлением Правительства КБР «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 год» стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг для района.

Прокурором Кулебакского р-на Нижегородской области принесен протест на постановление Земского собрания района «Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 2006 год для всех категорий потребителей» как принятое с превышением полномочий, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Заместителем прокурора Новосибирской области принесен протест на отдельные нормы Положения о предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору найма, заключенному на определенный срок, принятого решением городского Совета, как не соответствующие ст. 156 ЖК РФ.

Без проведения независимой экспертизы Земским собранием Володарского района Нижегородской области был утвержден прейскурант тарифов и ставок на содержание и ремонт жилья для граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищных фондах, за коммунальные услуги для граждан, проживающих в жилищном фонде всех форм собственности. При этом были нарушены ст. 156, 157 ЖК РФ и пп. 2,3 Основ ценообразования в сфере ЖКХ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2004 г.

Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области в нарушение ст. 155, 157 ЖК РФ был установлен порядок начисления платы за теплоснабжение без учета количества проживающих, чем нарушались права льготников. После внесения актов реагирования прокурора все нарушения закона были устранены.

Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области были введены изменения в тарифах на жилье и коммунальные услуги, в соответствии с которыми общая площадь определялась как сумма площадей жилых и подсобных помещений с понижающими коэффициентами, что противоречило ч. 2 ст. 156 ЖК РФ, согласно которой общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей такого помещения, включая площадь вспомогательных помещений. Принесенный прокурором города протест на постановление мэрии был удовлетворен.

Аналогичные нарушения законодательства выявлялись и устранялись прокурорами Кабардино-Балкарской Республики, Воронежской, Тамбовской, Ульяновской областей;

б) потребители жилищно-коммунальных услуг несвоевременно оплачивают их пользование, а исполнители услуг не применяют меры к нарушителям, что приводит или может привести к недофинансированию мероприятий отопительного сезона, ремонта жилья. Наниматели не выполняют обязанности по оплате квартиры и коммунальных услуг, предусмотренные ст. 153―158 ЖК РФ, в связи с чем прокуроры заявляли иски в интересах жилищно-коммунальных хозяйств о взыскании задолженности.

Так, в Иркутской области не взыскивалась задолженность по платежам населения за коммунальные услуги. МУП «Теплоэнерго» Мамско-Чуйского района Иркутской области по состоянию на 1 апреля 2006 г. имело дебиторскую задолженность за оказанные услуги населению 23 000 тыс. руб., юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица – 30 574 тыс. руб. Несмотря на наличие огромной дебиторской задолженности, работа по ее минимизации на предприятии не была организована на должном уровне. Претензионная и исковая работа в отношении дебиторов – иных потребителей не проводилась. Меры дисциплинарной ответственности к работникам, обязанность которых – принятие мер, направленных на погашение дебиторской задолженности, руководителем предприятия не применялись. В связи с изложенным и.о. прокурора Мамско-Чуйского района вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора МУП «Теплоэнерго» Ю.М. Шипицина;

в) органами государственной власти не были установлены тарифы на горячее водоснабжение и отопление (в ряде районов Нижегородской и Саратовской областей);

г) нарушения установленного ст. 159 ЖК РФ порядка получения субсидий.Закон Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» был опротестован прокурором в части неправомерного установления возрастного ценза при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Протест удовлетворен.

В некоторых регионах (Тамбовская область) допускалось незаконное приостановление выплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выразившееся в неправомерном требовании представить документы, не предусмотренные Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г., принятым во исполнение ч. 7 ст. 159 ЖК РФ. Указанные нарушения были устранены по представлениям прокуроров;

д) нарушения прав отдельных льготных категорий граждан. Повсеместно нарушались жилищные права граждан, в том числе отдельных категорий граждан, на социальную поддержку в виде 50% скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренные федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://mirznanii.com/a/29229-2/osnovnye-vidy-narusheniy-zhilishchnogo-zakonodatelstva-2

Нарушение жилищных прав граждан прокуратура
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here