Нарушение права получения информации

Предлагаем рассмотреть тему: "Нарушение права получения информации" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Статья 25. Ответственность за нарушение права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Статья 25. Ответственность за нарушение права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 25 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/194874/53925f69af584b25346d0c0b3ee74ea1/

Статья 5.39. Отказ в предоставлении гражданину информации

Статья 5.39. Отказ в предоставлении гражданину информации

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 5.39, являются права граждан на получение информации. При этом виновный посягает на права граждан, закрепленные, в частности:

1) в нормах Федерального закона от 27.07.06 N 152-ФЗ «О персональных данных» о том, что перечни персональных данных, включаемых в состав всех видов информационных ресурсов, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.

Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения;

2) в нормах Закона об информации о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.

Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3) в нормах Закона о коммерческой тайне том, что запрещено относить к коммерческой тайне или к информации с ограниченным доступом:

законодательные и другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан;

4) в ст. 5 Закона об ОРД о том, что лицо, чьи права нарушены действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд;

5) в ст. 89 ТК о том, что работник вправе получать любую информацию о персональных данных о нем.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный неправомерно (т.е. в нарушение упомянутых выше правовых норм):

1) отказывает гражданину в предоставлении (т.е. в передаче, в выдаче копий, электронного файла) документов, собранных в установленном порядке (например, справок, анкет, личных листков, «объективок», свидетельств), а также иных материалов (в т.ч. и агентурных, свидетельских показаний, данных наблюдения, проверки), которые непосредственно затрагивают права граждан (например, право на труд, на выезд из Российской Федерации, на передвижение и выбор места жительства в пределах страны);

2) несвоевременно предоставляет упомянутые документы и материалы (т.е. нарушает сроки их предоставления);

3) не предоставляет иную информацию (т.е. сведения о гражданине, о предметах, фактах, событиях, принципах, связанных с его жизнью, независимо от формы их существования);

4) предоставляет эти документы, материалы, информацию не полностью либо предоставляет заведомо недостоверную информацию. Конструкция ст. 5.39 такова, что данное административное правонарушение может быть совершено и в форме бездействия (например, отказ выдать копию документа, непредоставление информации), и в форме действия (например, когда предоставляется заведомо недостоверная информация). Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения любого из указанных действий (бездействия).

3. Субъектом этого правонарушения могут быть только должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5). Чаще всего это должностные лица госорганов, органов местного самоуправления, прокуратуры, дознания (ФСБ, МВД и т.п.), а также работодатели.

4. Субъективная сторона анализируемого административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Статья 5.39 допускает назначение только одного вида наказания — административный штраф. Он назначается судьей (см. коммент. к ст. 3.5, 23.1).

Источник: http://base.garant.ru/5872064/e9829e91b976ccaaeafb14931d4c0146/

Статья 38. Право на получение информации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ в статью 38 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

Статья 38. Право на получение информации

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.


Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Читайте так же:  Срок действия доверенности определяется по праву

Предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 38 настоящего Закона

Источник: http://base.garant.ru/10164247/31c8140a2e1dc585c5111b6d2281821d/

Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.39 КоАП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации (юридическому лицу) документированной информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы и (или) касающейся ее прав и обязанностей.

Общим объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу предоставления гражданам и организациям необходимой информации. Непосредственным объектом административного нарушения выступают права граждан и организаций на получение информации.

Из текста статьи следует, что речь в ней идет о разнообразной информации, предоставление которой гражданам и юридическим лицам гарантируется Конституцией РФ и федеральным законом. Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В другой статье Конституции (ч. 2 ст. 24) закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (если иное не предусмотрено законом).

В настоящее время отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также некоторыми другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Указанный Закон регулирует также порядок и условия реализации гражданами (физическими лицами) и организациями (юридическими лицами) права на доступ к информации (ст. 8) на основе принципа достоверности и своевременности ее предоставления со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц (ст. 3).

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» гарантирует каждому физическому лицу как субъекту персональных данных право на получение от соответствующего оператора (государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо) сведений (информации) о наличии персональных данных, о перечне и источнике их получения, о цели, факте, сроках и способах их обработки и др. (ст. ст. 14, 20).

Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует (или использовал) эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь по основаниям, предусмотренным федеральными законами.

Информация по запросам граждан и организаций предоставляется, как правило, на безвозмездной основе (бесплатно). Оператор персональных данных (владелец документированной информации о физических лицах) обязан предоставить информацию бесплатно по требованию граждан, которых она касается.

Наряду с указанными федеральными законами обязанности органов государственной власти, муниципальных органов и их должностных лиц, а также организаций по осуществлению информационного обеспечения граждан (физических лиц) по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес, регламентируются также некоторыми другими законами. Так, например, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах, а изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. ст. 8, 10).

Соответствующую информации о своей деятельности, касающейся граждан и (или) организаций, могут предоставлять им по запросу органы государственной власти, органы местного самоуправления (в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления») и суды (в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации»).

2. Диспозиция комментируемой статьи такова, что данное административное правонарушение может быть совершено как в форме бездействия (например, когда должностное лицо в ответ на обращение не предпринимает каких-либо действий, направленных на получение информации определенным гражданином или организацией, — просто отказывает выдать запрашиваемую информацию или не предоставляет копию требуемого документа), так и в форме действия (например, когда информация предоставляется несвоевременно или предоставляется заведомо недостоверная информация).

Неправомерный отказ в предоставлении информации может быть как в устной форме, так и в виде письменного ответа на запрос, как без каких-либо обоснований, так и со ссылками на необходимость обеспечения охраны государственной или коммерческой тайны, тайны следствия и т.п.

Правонарушение может выражаться также в несоблюдении сроков предоставления информации по запросу (заявлению) гражданина или организации (юридического лица). Предоставление запрашиваемой информации после истечения установленного срока не является основанием для освобождения виновного должностного лица от административной ответственности.

Под предоставлением заведомо недостоверной информации понимается сообщение сведений или выдача документальных, материалов (копий, справок и т.п.), не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными.

Отказ в предоставлении информации в ходе рассмотрения гражданского, административного или уголовного дела (например, в предоставлении возможности ознакомления с материалами дела или снятия копий документов) не может квалифицироваться по данной статье. Эти отношения регулируются соответствующим процессуальным законодательством, а неправомерные действия (бездействие) следователей или судей (например, отказ в удовлетворении ходатайства о предоставлении информации, об ознакомлении с материалами дела), нарушающие право истцов (заявителей), ответчиков, обвиняемых, подсудимых и т.п., квалифицируются как нарушения норм процессуального права.

Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения любого из указанных правонарушающих действий (бездействия).

3. Субъект данного правонарушения — специальный: должностное лицо, которое в силу занимаемого им положения располагает или может располагать информацией, затрагивающей права и свободы конкретного гражданина, права и обязанности организации (см. ст. 2.4 КоАП РФ). Это должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, прокуратуры, следственного комитета, полиции, судьи и др.

Читайте так же:  Нарушение прав ребенка родителями примеры

Субъективная сторона анализируемого административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Данное правонарушение очень важно четко отграничивать от состава преступления, предусмотренного ст. 140 УК РФ с точно таким же названием. Поскольку три из четырех элементов состава практически одинаковы, разграничение следует проводить по объективной стороне, прежде всего по последствиям правонарушающих деяний. Для состава преступления необходимо, чтобы подобные «деяния причинили вред правам и законным интересам граждан». Такая формулировка уголовно-правовых последствий представляется нечеткой и некорректной, поскольку неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, образующий состав административного правонарушения, тоже причиняет вред его праву на получение информации.

Источник: http://stkoaprf.ru/5-39

Статьи по предмету Информационное право

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Источник: http://justicemaker.ru/view-article.php?id=7&art=5941

9 апреля 2014 Теория Какая существует ответственность за нарушение права на доступ к информации?

За нарушение права на доступ к информации законодательством установлены следующие виды ответственности:

1. Уголовный кодекс РФ

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и информации, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, — наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, — наказываются штрафом в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)

КоАП содержит достаточно большое количество статей, устанавливающих ответственность за нарушение права на доступ к информации в различных сферах жизнедеятельности. Вот некоторые из них:

Ст. 5.39. Отказ в предоставлении информации

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 3000 рублей.

Ст. 13.27. Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет

Нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Неразмещение в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети Интернет установлена федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Ст. 13.28. Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Видео (кликните для воспроизведения).

Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Незаконное взимание платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления либо нарушение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если федеральным законом такая плата установлена, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Ст. 7.23.1. Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами

Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — от 250 000 до 300 000 рублей.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Ст. 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

Читайте так же:  Возможности генеральной доверенности

Ст. 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума

Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума — влечет наложение административного штрафа в размере 1000 до 1500 рублей.

3. Другие виды ответственности

3.1. За нарушение госслужащим требований законодательства о доступе к информации его руководитель может применить к нему меры дисциплинарной ответственности:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы.

(ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Применительно к сотрудникам организаций, не являющихся органами власти, могут быть применены следующие дисциплинарные меры:

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, либо несвоевременного ее предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю были причинены убытки, то он вправе требовать от виновного лица в судебном порядке возмещения причиненных убытков (ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 15 ГК РФ).

Более подробно ознакомиться с различными вариантами дисциплинарной ответственности в отношении отдельных лиц (судей; муниципальных служащих) Вы можете в нашем методическом пособии «Доступ к информации в Российской Федерации», раздел 9.3.

Источник: http://pravo2info.ru/articles/kakaya-sushhestvuet-otvetstvennost-za-narushenie-prava-na-dostup-k-informaczii.html

16 апреля 2014 Теория На какую информацию Вы имеете право?

Что такое «информация» и право на нее?

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п. 1, ст. 2) дает следующее определение информации:

Информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Объемное понятие «информация» включает в себя сведения в любой форме, в том числе в виде:

  • документа (бумажного или электронного),
  • изображения (фотографии, видеоизображения),
  • аудиозаписи,
  • с ообщения в устной форме
  • и т. д.

Право на доступ к информации закреплено в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Чем ограничено наше право запрашивать и получать информацию?

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это ограничение распространяется и на конституционное право на доступ к информации. То есть каждый вправе запрашивать и получать любую информацию, доступ к которой не ограничен федеральным законом.

Какую информацию граждане вправе получать от органов власти?

Особого внимания заслуживает информация, которой обладают органы власти. Это социально значимая информация, и общественный спрос на нее велик. Открытая официальная информация госорганов нужна для реализации и защиты прав граждан, а также для осуществления общественного контроля, что, в свою очередь, уменьшает коррупцию, повышает качество госуслуг и делает власть подотчетной, а значит, более ответственной и эффективной.

Доступ к такой информации регулируют два специальных закона:

  • закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,
  • закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Оба эти закона устанавливают презумпцию открытости официальной информации — граждане вправе получать любые сведения о деятельности органов власти, если доступ к ним не ограничен федеральным законом.

Какие органы власти есть в России?

Ст. 10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти.

2) сведения о судебных органах:

3) сведения о законодательных органах власти (см. разделы «Федеральное собрание» и «региональные органы государственной власти»).

Что понимается под «информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»?

В Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (п. 1 ст. 1) есть определение:

Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления — это информация, созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.

Таким образом, к «информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» относится любая информация, которой обладают органы власти или подведомственные им организации. При этом неважно, была ли эта информация непосредственно создана органом власти или поступила из внешних источников.

Вот некоторые примеры сведений, подпадающих под это определение:

  • стенограммы выступлений руководителей органов власти на совещаниях, заседаниях коллегий, встречах на высшем уровне и т. п.;
  • протоколы заседаний;
  • отчеты органа власти о своей деятельности, в том числе отчеты о реализации целевых программ (вплоть до размера полученного финансирования и информации о его расходовании);
  • решения, принятые органом власти;
  • нормативные правовые и иные акты, изданные органом власти.

Приведем другие примеры. Это не так очевидно, но к информации о деятельности органов власти также относятся такие сведения:

  • налоговая декларация физического лица, поступившая в налоговый орган;
  • заявление о выдаче заграничного паспорта, поданное гражданином в отдел ФМС России;
  • устав юридического лица, хранящийся в регистрационном деле в налоговом органе;
  • протокол об административном правонарушении, составленный инспектором ГИБДД в отношении водителя.

Однако не следует забывать, что, в соответствии с федеральными законами (например с законом «О персональных данных»), доступ к информации органов власти может быть ограничен, если в ней содержатся личные сведения о гражданах.

Что понимается под «информацией о деятельности судов»?

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (п. 2 ст. 1) определяет информацию о деятельности судов так:

Информация о деятельности судов — это информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества, либо поступившая в перечисленные ведомства и относящаяся к деятельности судов. Законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов.

Читайте так же:  Госпошлина в мировой суд образец

Иными словами, информация о деятельности судов — это любая информация, которой обладают органы судебной системы. При этом неважно, была ли эта информация подготовлена непосредственно судами или поступила из внешних источников.

Вот некоторые примеры сведений, подпадающих под понятие «информации о деятельности судов»:

  • судебные постановления (решения, приговоры, определения);
  • акты (приказы), изданные Судебным департаментом при Верховном Суде РФ или его управлениями (отделами) в субъектах РФ;
  • решения органов судейского сообщества (решения квалификационных коллегий судей, постановления совета судей и т. п.).

Кроме того, к информации о деятельности судов относятся такие сведения:

  • обращения, поступившие в судебные органы (исковые заявления, жалобы, ходатайства и т. п.);
  • письменные доказательства, заключения экспертиз и иные документы, находящиеся в материалах судебных дел;
  • протоколы судебных заседаний;
  • судебная статистика;
  • протоколы заседаний органов судейского сообщества.

Граждане вправе запрашивать и получать любую информацию о деятельности судов, доступ к которой не ограничен федеральным законом.

Вправе ли граждане получать от органов власти ту информацию, которая непосредственно не затрагивает их права?

На практике органы власти часто отказывают гражданину в предоставлении информации на том основании, что запрошенные сведения непосредственным образом не затрагивают его права. Такой отказ нарушает право на доступ к информации.

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», принятый в 2009 году, закрепил право граждан на получение от органов власти любой информации, доступ к которой не ограничен федеральным законом, а не только той, которая непосредственно затрагивает их права.

При этом гражданин не обязан обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации (ч. 5 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологий и о защите информации», п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Если в этом разделе Вы не нашли ответы на интересующие Вас вопросы, предлагаем Вам ознакомиться с нашим методическим пособием « Доступ к информации в Российской Федерации », в котором подробно раскрыты все основные положения о праве на доступ к информации.

Источник: http://pravo2info.ru/articles/na-kakuyu-informacziyu-vyi-imeete-pravo.html

Право пациента на информацию

В современном здравоохранении, сложно представить ситуацию при которой пациент может выбрать врача, дать согласие или отказаться от медицинского вмешательства, получить качественную, безопасную, доступную, современную медицинскую помощь и ее последующую независимую оценку не «затронув» своего права на информацию.

Предоставление выписок, копий медицинской документации, оформление информированных согласий на медицинское вмешательство, увесистые стенды с правами пациентов и условиями получения медицинской помощи прочно вошли в повседневную жизнь медицинских организаций.

В настоящей статье постараемся ответить на 3 принципиальных вопроса:

  • В чем состоит право на информацию;
  • Каковы условия реализации права пациента на информацию;
  • Каковы риски и ответственность за нарушение права на информацию.

В чем состоит

На конституционном уровне право на информацию предполагает:

  • Обязанность органов власти и их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ)
  • Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции РФ)
  • Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ)
  • Ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ, ст. 8.5. КоАП, ст. 237 УК РФ)

На уровне профильного законодательства в сфере информации и персональных данных, определены права на:

  • Бесплатное получение информации, непосредственно затрагивающей права, свободы и установленные законодательством обязанности заинтересованного лица (пп. 2, 8 ст. 8 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);
  • Получение информации, касающейся обработки его персональных данных (ч.1, 7 ст. 14 Закона «О персональных данных» );
  • Требование от оператора уточнения персональных данных гражданина, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки (те же нормы).

Действующее законодательство в сфере здравоохранения определяет следующие права граждан на информацию:

  • Пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья (ч. 5 ст. 19 Закона «Об основах охраны здоровья» )
  • Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья (ст. 22 Закона «Об основах охраны здоровья»), включая сведения:
    • О результатах медицинского обследования;
    • Наличии заболевания;
    • Об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания;
    • Методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске;
    • Возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях;
    • Результатах оказания медицинской помощи.
  • Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние (ст. 23 Закона «Об основах охраны здоровья»), включая информацию о:
    • Санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания;
    • Состоянии среды обитания;
    • Рациональных нормах питания;
    • Качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд;
    • Потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Условия реализации права

Информация, касающаяся обработки персональных данных пациента

Информация, касающаяся обработки персональных данных пациента предоставляется по его запросу, содержащему указание на реквизиты документа, удостоверяющего личность лица и сведения подтверждающие обработку медицинской организацией персональных данных пациента (например, договор, полис ОМС) (ч. 3 ст. 14 Закона «О персональных данных»).

Право пациента на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья

Право пациента на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья реализуется им самим, врачом, медицинской организацией, с возможным участием страховой компании, уполномоченных органов власти.

Содержание данного правомочия при самостоятельном его использовании пациентом сводится к возможности:

  • Непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья.
  • Получать на основании документации консультации у других специалистов.
  • На основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.
Читайте так же:  Возмещение за нарушение неимущественных прав

Сведения о состоянии здоровья, правах, обязанностях пациента доводятся врачом (ч. 2 ст. 70 Закона «Об основах охраны здоровья»):

  • При реализации права пациента на выбор врача и медицинской организации ст. 21 Закона «Об основах охраны здоровья»).
  • При испрашивании информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (ст. 20 Закона «Об основах охраны здоровья граждан»).
  • При непосредственном обследовании и лечении, с учетом некоторых нюансов:
    • По общему правилу право на получение информации возникает непосредственно у пациента по достижению им 15-летнего возраста;
    • При вероятности неблагоприятного исхода лечения, информация об этом в деликатной форме сообщается пациенту, супругу (-ге), близкому родственнику или лицу которое определено пациентом (за исключением случаев запрета пациентом информировать перечисленных лиц).

В зависимости от условий, оказания медицинской помощи, сведения о правах, обязанностях и состоянии здоровья пациента предоставляется медицинской организацией.

По общему правилу, медицинская организация обязана (п. 6, 7, 3 ст. 79 Закона «Об основах охраны здоровья», ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»):

  • Информировать граждан в доступной форме об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках, об уровне их образования и об их квалификации;
  • Предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;
  • Информировать граждан о возможности получения медицинской помощи по программе ОМС (ст. 79 п. 3 Основ);
  • Необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора медицинских услуг (ч. 1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»);
  • Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг) (ч. 2 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»).

Информация при предоставлении бесплатной медицинской помощи

При оказании бесплатной медицинской помощи медицинской организацией до сведения пациента доводятся:

  • Информация о порядке, объеме и условиях оказания медицинской помощи по программе ОМС (ч. 2 ст. 79 Закона «Об охране здоровья»);
  • Информация о режиме работы и видах оказываемой медицинской помощи (непосредственно и на официальном сайте медицинской организации), показателях доступности и качества медицинской помощи (ст. 20 пп. 6, 7 Закона «Об ОМС» ).

Участие страховых компаний в информировании пациентов

В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона «Об ОМС» функция по информационному сопровождению пациентов при организации оказания медицинской помощи возложена на страховые компании.

Данные субъекты в том числе, обязаны информировать граждан:

  • О правах и обязанностях застрахованных лиц (ч. 7 ст. 14 Закона «Об ОМС»);
  • О медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в данном регионе по программе ОМС;
  • О видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
  • О выявленных по обращениям застрахованных лиц нарушениях при предоставлении медицинской помощи (подробнее Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н ).

Информация при предоставлении платных медицинских услуг

При предоставлении пациенту платных медицинских услуг, законодательство обязывает сообщать пациенту, в том числе:

  • О возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы (п. 6 Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 — далее ПП № 1006);
  • Перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях (ПП № 1006);
  • Сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты (ПП № 1006);
  • Сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации (п. 11 ПП № 1006);
  • Режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг (ПП № 1006);
  • Информацию о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения (п. 29 ПП № 1006);
  • Об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению (п. 29 ПП № 1006).

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

Реализация права пациента на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние (ст. 23 Закона «Об основах охраны здоровья») не обходится без применения Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (хотя вопрос о распространении действия данного закона на медицинские организации окончательно не ясен и скорее имеет отрицательный ответ).

Ответственность

Как показывает практика, непредставление пациенту информации, влечет за собой его неосведомленность о ходе лечения, состоянии здоровья, возможностях системы здравоохранения и как следствие несоответствие результата обращения за медицинской помощью ожиданиям пациента (провозглашенных СМИ, заявленных в рекламе). Все эти факторы благоприятствуют возникновению конфликта при оказании медицинской помощи.

Однако и само по себе нарушение права пациента на предоставление информации является правонарушением в отношении которого законодательством предусмотрены санкции. Вот некоторые из них.

При оказании бесплатной медицинской помощи:

  • Невыполнение обязанностей об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (ч. 2 Ст. 6.30 КоАП РФ);
  • Отсутствие информированности населения, является основанием для отказа (уменьшения) в оплате медицинской помощи медицинской организации ( Приказ ФФОМС от 01.12.2010 № 230 ).

При оказании платной медицинской помощи

  • Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге, об исполнителе и о режиме его работы (ст. 14.8. КоАП РФ).
  • «Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков , причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков» (Ст. 12 Ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)).
  • Невыполнение обязанностей об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (ч.1 Ст. 6.30 КоАП РФ).

При этом необходимо не забывать, что действие Закона «О защите прав потребителей», в том числе в части прав на информацию, распространяется на случаи оказания пациенту бесплатной медицинской помощи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://kormed.ru/baza-znaniy/pravila-okazaniya-meduslug/prava-i-obyazannosti-patsienta/pravo-patsienta-na-informatsiyu/

Нарушение права получения информации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here