Направления работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Предлагаем рассмотреть тему: "Направления работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних как одно из важнейших направлений социально-педагогической деятельности

Классы: 5 , 6 , 7 , 9 , 10 , 11

Ключевые слова: Профилактика правонарушений несовершеннолетних , социально-педагогическая профилактика , Виды профилактики

Сегодня организация педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних занимает особое место. Это обусловлено ростом преступности среди подростков ввиду снижения уровня жизни населения, нестабильности общества — в целом большим количеством негативных факторов, накладывающихся на кризис подросткового возраста. Ведь именно в этом возрасте происходит развитие индивида, становление личности, определяются ценности и жизненные ориентации. Профилактика правонарушений – одно из важнейших направлений борьбы с преступностью нашего общества, а также одна из сложнейших задач не только правового, но и педагогического характера.

Что же такое вообще правонарушение и его профилактика? Правонарушение — это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан [1]. Необходимо отметить, что деяние может выражаться в действии или бездействии. Касаемо правонарушений, совершаемых подростками, выделяют две их главные особенности: высокая степень латентности и групповой характер, а причинами совершения являются асоциальная ситуация в семье, нахождение несовершеннолетнего в криминогенной товарищеской компании, социально-экономические факторы, беспризорность и безнадзорность, пробелы в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения.

Профилактика правонарушений – это меры правового, воспитательного и иного характера, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений. Такие меры заключаются в предупредительном общем или индивидуальном воздействии на лиц, склонных к совершению противоправных действий. В настоящее время профилактика правонарушений – это не только деятельность правоохранительных органов и юристов, это также гуманная деятельность образовательной организации.

Социально-педагогическая профилактика — процесс государственно-общественный, основная направленность которого — устранение из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении человека и совершению им преступлений [2]. Основная причина малоэффективности педагогической профилактики – правовая ограниченность, а также слабоподгоготовленность педагогических работников. Отсюда вытекает необходимость повышения теоретического, воспитательного, методического и иных уровней работников образовательных учреждений. Профилактическая направленность педагогической деятельности должна включать в себя работу по организации благоприятной среды, своевременную коррекцию семейных отношений, поиск форм занятости детей в свободное время, постановка несовершеннолетних на внутришкольный учет, патронаж отдельных учащихся, а также комплексную работу с органами власти.

Основными видами профилактической работы с несовершеннолетними в образовательных организациях являются:

Первичная профилактика. Здесь важную роль играет взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом и психологом по выявлению несовершеннолетних детей, склонных к девиантному поведению, отстающих в учебе, вовлечение их в различную деятельность — кружковую, внеурочную. Немалая роль на данном этапе должна быть отведена профилактической работе с семьей, где присутствует асоциальный климат, ведется аморальный образ жизни.

Вторичная профилактика. Основными задачами этого этапа является предотвращение совершения начавшегося правонарушения, предоставление своевременной социопсихологической помощи подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Здесь необходимо объединить весь комплекс социально-психологических и правовых мер, направленных на работу с несовершеннолетним, имеющим девиантное поведение, попытаться классному руководителю и другим педагогическим работникам понять интересы и стремления такого ребенка.

Третичная профилактика. Она представляет собой комплекс социально-психологических и правовых мер, который заключается в недопущении и предупреждении рецидива правонарушений подростками, ранее уже совершавшими противоправные действия.

Как отмечалось выше, немалую роль в педагогической профилактике правонарушений среди несовершеннолетних играет деятельность классного руководителя, социального педагога и психолога образовательной организации. Поэтому логичным будет определить основные методы их работы, которые можно использовать в профилактике противоправных действий, совершаемых подростками:

Наблюдение. Здесь педагог наблюдает за учащимся, за его поведением в школе, семье, на уроке, за его общением со сверстниками.

Беседа, опрос, анкетирование, тестирование. Данные методы позволяют выявить психологические особенности детей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.

Консультирование. Данный метод заключается в предоставлении квалифицированной помощи несовершеннолетнему, испытывающему какие-либо проблемы, с целью их социализации и оптимизации.

Убеждение. Метод, который заключается в способности убедить ребенка в последствиях его противоправного поведения, опираясь на нормы права.

Тренинг. Метод, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания социально-психологической помощи, поддержки.

Игра. Метод, значимость которого заключается в самом процессе, а не результате; он помогает подросткам через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними, познать окружающую действительность.

Итак, профилактика правонарушений представляет собой необходимое, постоянно развивающееся и совершенствующееся направление социально-педагогической деятельности образовательной организации, которое обеспечивает полноценную социализацию и социоадаптацию учащихся, всестороннее развитие всех участников образовательного процесса. Важным направлением усовершенствования работы с подростками в рамках профилактики противоправных действий является преодоление неблагоприятных условий окружающей среды – их близлежащего окружения. Социально-педагогическая профилактика в образовательном учреждении всегда должна оставаться основным направлением деятельности по предупреждению и предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних.

Список использованной литературы

  1. А.В. Малько, Н.И. Матузов. Теория государства и права: учебник. – Юристъ, 2004. – 245 с.
  2. Муртазалиева М.М. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних детей: дисс. канд.пед.наук / М.М. Муртазалиева. – Махачкала, 2005. – 175 с.

Источник: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/672862/

План работы по профилактике правонарушений

осуществлять меры, предусмотренные законодательством РФ, по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних,

содействовать подросткам в реализации и защите прав и законных интересов,

организовать контроль условий воспитания и обучения несовершеннолетних,

принимать меры к обеспечению защиты детей от физического, психического и иных форм насилия, от всех форм дискриминации, а также от вовлечения в различные виды антиобщественного поведения,

выявлять и анализировать причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности и правонарушениям, принимать меры по их устранению,

взаимодействие с общественными организациями и соответствующими службами по созданию оптимальных условий для адаптации детей в социуме,

Читайте так же:  Какие сроки судебной экспертизы

проведение профилактической работы с родителями (лицами, их заменяющими), злостно не выполняющими свои обязанности по воспитанию и обучению своих несовершеннолетних детей.

Принципы деятельности: законность, гуманность, конфиденциальность информации о несовершеннолетнем и его родителях (законных представителях).

ФЗ от 24.06.99 г. № 120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

ФЗ от 12.10.96 г. «Об образовании», областной закон «Об образовании»,

Конвенция о правах ребёнка,

Национальная доктрина образования в РФ 2000-2025 г.,

ФЗ от 10.06.01 г. № 87-03 «Об ограничении курения табака»,

Приказ МНО РФ от 29.01.02 г. № 237 «Об экстренных мерах по решению проблем детской безнадзорности»,

Районная программа по профилактике правонарушений и беспризорности среди несовершеннолетних.

Причины постановки на внутришкольный профилактический учёт: нарушение Устава школы, систематическое невыполнение домашних заданий, отказ от работы на уроке, грубое нарушение дисциплины, пропуски учебных занятий, постоянные драки, грубость и сквернословие, курение и употребление алкогольных напитков, нарушение общественного порядка.

Ответственный

Изучение нормативно-правовой базы. Определение стратегии и тактики деятельности.

Составление социально-психологических паспортов учащихся «группы риска», списков детей из неблагополучных, многодетных и неполных семей.

Контроль за посещаемостью и успеваемостью данных учащихся, обследование их жилищно-бытовых условий.

Индивидуальные беседы с учащимися, склонными к правонарушениям.

Посещение семей на дому (учащихся «группы риска»).

1 раз в четверть

Организация вечерних рейдов по населённым пунктам.

Встреча с инспектором ИДН, участковым уполномоченным (с приглашением родителей). Укрепление межведомственного сотрудничества.

Проведение тематических часов общения.

Профориентационная работа среди старшеклассников.

Просмотр тематических видеофильмов.

Организация внеурочной деятельности подростков. Обеспечение занятости в каникулярное время.

Примерная тематика бесед на часах общения.

— «Правила поведения и обязанности школьника»,

— «Что такое поручение?»,

— «Будь осторожен на улице!»;

— «Дисциплина и порядок – наши верные друзья»,

— «Что такое хорошо, что такое плохо»,

— «Трудно ли быть хорошим?»;

— «Наш класс на перемене»,

— «Об обидах и их причинах»,

— «Друг в моей жизни»;

— «Достоинства и недостатки человека»,

— «Чужое брать – позор»,

— «С глупым водиться – сам поглупеешь»;

— «О культуре общения»,

— «О вредных привычках»,

— «Поведение в общественных местах»;

— «Поведение учащихся в школе и дома»,

— «Что такое правонарушение?»,

— «Как не стать жертвой преступления?»;

— «Жизнь дается только раз»,

— «Суд над сигаретой»,

— «Что такое толерантность?»;

— «Человек – это звучит гордо»,

— «Я выбираю здоровый образ жизни»,

— «Твои права и обязанности»;

— «О вреде курения»,

— «Ребята, давайте жить дружно»,

— «О взаимоотношениях мальчиков и девочек»;

— «Что такое закон?»,

— «Мои мечты и мои желания»,

— «Совесть как гражданская ответственность»;

Источник: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/plan_raboti_po_profilaktike_pravonarushenij_134852.html

Основные направления профилактики правонарушений несовершеннолетних

юридические науки

  • Посохина Ольга Владимировна , магистр
  • Омский государственный педагогический университет
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  • ПРОФИЛАКТИКА
  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ
  • ПРЕСТУПНОСТЬ
  • БЕСПРИЗОРНОСТЬ
  • БЕЗНАДЗОРНОСТЬ
  • УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

Похожие материалы

На современном этапе развития общества в нашей стране сохраняется целый ряд проблем, связанных с правовой незащищенностью детей. Наиболее значимые их них связаны с безнадзорностью, сиротством, наркоманией, алкоголизмом и преступностью среди несовершеннолетних.

Для того чтобы уменьшить число правонарушений совершенных несовершеннолетними, необходимо знать причины и источники, которые обуславливают эти правонарушения, и на этой основе разработать систему профилактической работы, обеспечивающей их сокращение. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних становится возможным, если к профилактической работе привлекается семья, учебное заведение и ближайшее окружение.

В учебных учреждениях возникают проблемы, отрицательно влияющие на учебно-воспитательный процесс. Так, у части обучающихся отсутствует учебная мотивация по предметам и наблюдается рост агрессивного поведения по отношению к сверстникам, усугубляемые распространением алкоголизма и наркомании.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимает «систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» [1,9]. Учитывая это, организация мер по профилактике должна сопровождаться привлечением специалистов различных учреждений. При этом необходимо, чтобы главная роль отводилась именно педагогам образовательных учреждений, поскольку основную часть своего времени подросток проводит в школе, посещая помимо уроков различные факультативы и секции. Ввиду этого образовательными учреждениями должна быть взята на себя роль в повышение уровня правовой культуры подростков и включению их в общекультурную деятельность.

По мнению А.П. Закалюка, под профилактикой правонарушений должен пониматься особый вид соцпрактики, способный обеспечить преобразование общественных отношений, что устранит, либо нейтрализует условия, которые способствуют девиантному поведению. Основа решения этого вопроса – понимание проблемы, в которой находится несовершеннолетний и прогнозирование его будущего [3, с. 166]. Подросток должен понять, что ему может быть оказана помощь, что он является значимым для государства и общества в целом.

Нестабильность экономического, социального и материального положения российских граждан оказывает неблагоприятные последствия для подростков. По словам Ю.В. Помогаловой, подобное изменяет стереотипы поведения и ценностные ориентации подростов и, в конечном счете, увеличивает число правонарушений, которые они совершают [4, с. 29].

Л.В. Ржевская, исследуя рост преступлений и правонарушений в РФ, совершаемых несовершеннолетними, отмечает, что ежегодно подростки (в том числе при их соучастии) совершают свыше 150 тысяч преступлений. К особой тревоге приводит тот факт, что случаи вовлечения несовершеннолетних в деятельность организованных преступных групп становятся все многочисленнее. Поэтому преступность несовершеннолетних становится комплексной проблемой для всего общества, требующей пристального внимания государства [6, с. 22]. Заметим, что данные выводы исследовательницы основывается на совокупности изученных данных МВД.

В раннем детстве, как отмечает Е. П. Картушева, для полноценного развития своей личности ребенок должен получать максимум внимания со стороны родителей. Зачастую именно плохие отношения между ним и родителями приводят к негативному восприятию окружающего мира [5, с. 213]. При этом трудные дети могут вырасти и в благополучных семьях, в которых родители проявляют к ребенку апатию, не оказывают заботу и не проявляют к нему интерес. В связи с этим главная причина становления подростков на путь правонарушений, по нашему мнению, недостатки в семейном воспитании и заражение аморальными взглядами и привычками, присущими его социальному окружению. В настоящее время несовершеннолетние представляют собой одну из наиболее криминализированных категорий населения.

Читайте так же:  Распределение судебных расходов между ответчиками

Вышесказанное позволяет заключить, что главная миссия возлагается на педагогов и психологов школ, должных выявить в процессе профилактики правонарушений подростков способствующие преступлениям причины и условия. Учебно-воспитательный процесс должен включать не только педагогов, но и психологов, деятельность которых должна руководствоваться личностно-ориентированным подходом к каждому ученику, позволяющему учитывать психологические особенности возраста. Кроме того, еще одной причиной совершения правонарушений подростками выступает легко интегрирующая их негативные стороны незанятость.

Согласно сведениям о состоянии преступности в РФ, по состоянию на январь – август 2015 года, количество правонарушений с участием в них несовершеннолетних составляет 1580 случаев; преступлений, совершенных несовершеннолетними на транспорте – 250. Общее количество совершивших преступления несовершеннолетних достигает 36730 человек. Также в статистических данных МВД отмечаются регионы с наибольшим удельным весом совершивших преступления несовершеннолетних (без КФО). Наиболее высокий показатель наблюдается в Забайкальском крае – 8,9% , самый низкий в Иркутской области – 7,4% [7].

Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, заметил по этому поводу, что профилактическая работа, проводимая с подростками по проблеме совершаемых ими правонарушений представляет собой важный вопрос в защите его прав и законных интересов. Иными словами, нарушение закона ребенком происходит, только в связи с нарушением каких-либо его прав [2,8,10]. Исходя из сказанного Астаховым, правонарушение является следствием нарушений прав ребенка, а значит, защита его прав и интересов – важнейший аспект развития личности несовершеннолетнего.

По замечанию Л.В. Ржевской, наиболее важные вопросы интересующей нас проблемы связаны с укреплением и совершенствованием профилактической работы и обеспечением органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений подростков правозащитных функций [6, с. 23]. Все вышесказанное позволяет утверждать, что профилактика правонарушений несовершеннолетних являются главной задачей нашего общества.

Снижение показателей роста правонарушений среди несовершеннолетних должно осуществляться совместными усилиями учителей, социальных педагогов и психологов. Это в свою очередь предлагает разработку основных направлений деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних в образовательном учреждении. Разработанные [Таблицу 1] направления призваны помочь подросткам адаптироваться в обществе и создать положительный психологический климат между педагогами, родителями и сверстниками.

Таблица 1. Направления деятельности по профилактике.

Направления деятельности по профилактике

Характеристика

Формирование ЗОЖ среди несовершеннолетних.

Медпрофилактика и оздоровление учащихся, физподготовка.

Организация проведения практических занятий и семинаров, на которые будут привлечены специалисты по проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Развитие позитивной социально-правовой ориентации подростков.

Вовлечение состоящих на учете в правоохранительных органах несовершеннолетних к участию в праздниках, соревнованиях и.т.п.

Проведение культмассовых мероприятий, призванных способствовать вовлечению подростков во внеурочное время в различные формы занятости.

Обучение детей основам ювенального права.

Повышение уровня правовой культуры несовершеннолетних.

Психологическая коррекция детей с девиантным поведением.

Проведение тренингов и индивидуальных бесед.

Программы, направленные на профилактику наркомании и правонарушений в среде несовершеннолетних.

Таким образом, принятие определенных мер по профилактике правонарушений очень актуально, поскольку подростки очень быстро реагирует на изменения в обществе, что в свою очередь влияет на состояние и структуру правонарушений, отраженных в статистике. Надежная защита прав ребенка, его безопасность, должны стать главными критериями эффективности профилактической работы всех органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, основанной на выполнение требований закона должностными лицами каждого уровня.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3177.
  2. Астахов П.А. Против снижения возраста наступления уголовной ответственности в РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://er.ru/news/76602/ (дата обращения: 03.09.2015).
  3. Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. – М.: Юридическая литература, 1986. – 192 с.
  4. Помогалова Ю.В. К вопросу о роли школьных инспекторов в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних // Административное право и процесс / Ю.В. Помогалова. – 2010. – № 4. – С. 29-33.
  5. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация / Е.П. Картушева, Т.В. Романенко. – М.: Глобус, 2009. – 303 с.
  6. Ржевская Л.В. Принцип воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей // Уголовно–исполнительная система: право, экономика, управление / Л.В. Ржевская. – 2010. – № 5. – С. 21-24.
  7. Статистика преступности в России по состоянию на январь – август 2015 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.yourist-ufa.ru/crime-statistics-russia/606-2015 (дата обращения: 08.09.2015).
  8. Муравченко В.Б. Правовая регламентация субъектами Российской Федерации муниципальной службы: монография. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. – 199 с.
  9. Муравченко В.Б. Предмет правового регулирования муниципальной службы // Современное право. – 2008. – № 11. – С. 33-35.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник: http://novainfo.ru/article/3875

Основные направления работы по профилактике правонарушений в школе-интернате.
статья

Статья об основных направлениях работы по профилактике правонарушений с обучающимися с интеллектуальнвыми нарушениями.

Скачать:

Вложение Размер
pravonarushenie_-_kopiya.docx 18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Побызакова Э.Л., учитель русского и хакасского языков

Основные направления работы по профилактике правонарушений в школе-интернате.

Видео (кликните для воспроизведения).

Правонарушение — это поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым нормам и наносит вред обществу и личности.

Каковы основные причины правонарушений обучающихся коррекционного образовательного учреждения?

Читайте так же:  Срок исковой давности заявляется в суде

Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:

  • неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, бесконтрольность и т.д.);
  • дефекты умственного развития;
  • недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой такие формы поведения как агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.;
  • неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семейчасто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений.

Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны школы. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся.

Профилактика- это меры разработанные для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.

В основе профилактических мер лежит деятельность, направленная на:

— создание условий для нормальной социализации детей;

— осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и ребенку;

— обеспечение социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.п.)

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления: меры общей профилактики, т.е вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, т.е выявление учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

1.Диагностическая деятельность
— выявление учащихся с отклонениями в поведении, начиная с 1 класса,и своевременная организация работы по исправлению их поведения;
— изучение уровня развития и воспитанности учащихся;
— наблюдение за учащимися в различных ситуациях;
— определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;
— определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;
— выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;
— изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;
— изучение особенностей характера и темперамента ребенка;
— учет состояния здоровья ребенка;
— наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).
2. Индивидуально-коррекционная работа

— индивидуальная работа классного руководителя, администрации школы с учащимися, требующими исправления поведения;
— создание условий для развития творческих способностей ребенка (кружки, спортивные секции и др.);
— вовлечение учащихся в активную общественную работу;
— ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;

— привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;
— индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.
3. Работа с семьей
— изучение социального положения ребенка в семье;
— выступление учителей на родительских собраниях;
— посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;
— встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних;
— индивидуальные консультации для родителей;
— вовлечение в работу с семьей Совета по профилактике правонарушений и преступлений;
— оказание материальной поддержки неблагополучным семьям (взаимодействие с социальной службой района.);
— привлечение родителей к проведению родительских
собраний, к участию в общешкольных мероприятиях;
— привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями ;
— оперативное решение вопроса о лишении родительских прав.

4. Взаимодействие с заинтересованными организациями
— сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;
— сотрудничество с инспекцией по делам несовершеннолетних района;

— сотрудничество с работниками правоохранительных и следственных органов.
5. Правовое просвещение учащихся
— изучение и обсуждение Правил для учащихся;
— изучение Закона РФ «О правах ребенка»;
— изучение Уголовного кодекса РФ об ответственности несовершеннолетних;
— организация встреч с работниками ГИБДД, МВД;
— проведение классных часов, конкурсов рисунков, плакатов и т. д.

6. Урочная деятельность .

В школе ведется предмет обществознание в 8 – 9 классах.Основная цель этого курса воспитание достойного человека, гражданина. Обществознание преследует также цель и начального правового образования, т.е. ознакомление с самыми важными для ребенка документами: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Семейный, Трудовой, Гражданский, Уголовный кодексы РФ и др.

7. Классные, общешкольные, районные, региональные мероприятия. Вовлечение школьников в разнообразную деятельность является важнейшим средством коррекции их ценностных ориентаций, развития социальной активности, дает им возможность для самореализации и самоутверждения.

Одновременно самое пристальное внимание уделяется организации общественно полезной деятельности, которая является незаменимым средством социализации детей. В школе проводятсямного различныхмероприятий(праздник Золотой осени, Новогодней елки, , 8 Марта, День защитника Отечества,День Матери и другие.В мероприятиях обычно заняты все учащиеся и учителя. Стараемся привлекать родителей. Учителя- предметники проводят с учащимися внеклассные занятия, олимпиады, викторины по предметам. Классные часы по профилактике вредных привычек, по культуре ЗОЖ, по правилам безопасного поведения в различных ЧС проводятся систематически. Также проводятся различные соревнования попионерболу, футболу,настольному теннису, шашкам и др.Это позволяет выявить индивидуальные интересы обучающихся и занять их во внеурочное время.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2020/01/08/osnovnye-napravleniya-raboty-po-profilaktike

Направления работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • защита жизни и здоровья детей;
  • профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
  • пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
  • пропаганда культурно-семейных ценностей;
  • оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
  • обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья;
  • организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
  • повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
  • координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств города, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
  • сотрудничество с организациями и службами г. Щигры и Щигровского района по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
  • осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.
Читайте так же:  Прекращение дела ненадлежащий ответчик

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СЛУЖБАМИ И ВЕДОМСТВАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В ОО ИМЕЕТСЯ НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОТРАЖАЮЩАЯ СИСТЕМУ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:
• банк данных ОО об учащихся, состоящих на учете в школе, ПДН и КДН и семьях, находящихся в социально — опасном положении;
• социальный паспорт ОО и классов;
• акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемых и учеников, находящихся в социально — опасном положении;
• справки о посещении семей;
• справки по итогам рейдов;
• журнал индивидуальной работы с учениками и родителями;
• информация о занятости ребят, состоящих на школьном учете и в ПДН, во внеурочное время и каникулярное время.

Источник: http://www.shig-sosh5.ru/vospitanie/profilaktika-pravonarushenij.html

Профилактика преступлений среди несовершеннолетних

Профилактика преступлений среди детей, совершаемых ими или над ними, является приоритетной задачей социального направления политики государства. Она включает в себя воспитательные, правовые, организационные и другие меры воздействия, благодаря которым выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, приводящие к совершению правонарушений. Основной причиной преступлений, реализуемых детьми, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков. А условиями для учинения их несовершеннолетними и над ними чаще всего являются неблагополучное окружение, безнадзорность и беспризорность.

Причины формирования правонарушений среди несовершеннолетних

Для того чтобы понимать, каким должен быть план профилактики правонарушений и преступлений, следует разобраться в том, каковы причины формирования преступности среди несовершеннолетних и постараться устранить их. К таковым условиям можно отнести:

1. Негативное влияние семьи, существенные изъяны в воспитании, минимальное количество денег, не позволяющее обеспечить основные потребности ребенка.

2. Негативное влияние окружения со стороны, как взрослых, так и сверстников. Включает в себя проникновение в сознание несовершеннолетнего путем СМИ, личными бытовыми контактами неверных стандартов поведения (жестокости, распущенности и т. п.).

3. Отсутствие занятости ребенка.

А также на уровень детской преступности влияют: беспризорность, безнадзорность, низкий уровень образовательных учреждений, отсутствие культурно-массовых мероприятий, организаций, занимающихся детским досугом и трудоустройством.

Методы профилактики детской преступности

Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних включает в себя ранние предупредительные меры воздействия, нацеленные на формирование личности ребенка и заблаговременное предотвращение его перехода на путь преступника, а также на предупреждение рецидивов.

Для проведения данных профилактик привлекаются общественно-государственные, образовательные, культурно-спортивные учреждения. Огромную роль играет своевременная работа, проведенная с родителями подростка, задействование психологов, социальных педагогов.

Ранняя профилактика является более приоритетной задачей, поставленной перед соответствующими органами, так как позволяет выявить и устранить антисоциальные изменения в личности ребенка, которые еще не стали устойчивыми, а, значит, в последующем есть большая вероятность того, что будет предупреждено преступление, удастся избежать нанесения вреда, причинения убытка и применения строгих мер принуждения по отношению к несовершеннолетнему.

Ранняя профилактика детской преступности

Меры профилактики преступлений, применяемые на ранних стадиях, это:

• выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица еще до того момента, как таковые сложились;

• выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков, которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка;

• корректирующее и сдерживающее влияние на несовершеннолетнего с социально опасным поведением.

Методы профилактики преступлений на данном этапе включают в себя:

• прогнозирование, которое основано на изменении личностных особенностей детей-правонарушителей и условий, при которых происходит нарушение ими закона;

• анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности малолетних лиц.

Предупреждение рецидива правонарушения, совершенного ребенком

Если же ребенок ранее совершал правонарушение, состоит на учете в органах по делам несовершеннолетних, то к нему могут и должны быть применены особые меры профилактики, не допускающие рецидива.

Данный уровень профилактических мер включает в себя:

• исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ранее совершавшего нарушение закона;

• ликвидацию источников негативного влияния на подростка-нарушителя.

Как ранняя профилактика, так и предупреждение рецидива правонарушения осуществляются с использованием различных способов и приемов в зависимости от ситуации. Например, профилактика преступлений в школе, имеющая общий характер, может заключаться в проведении специальных открытых уроков с приглашенными на беседу психологами, работниками детских исправительных учреждений, следователями по делам с несовершеннолетними.

Законодательство РФ в области профилактики преступлений среди несовершеннолетних

В Российской Федерации профилактика преступлений среди несовершеннолетних регулируется на законодательном уровне, согласно Конституции и нормам международного права, а также ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с последними изменениями и дополнениями от 31.12.2014г.

Согласно данным законодательным актам, в России определенными компетентными органами проводится предупреждающая безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений среди несовершеннолетних деятельность, которая в первую очередь направлена на защиту законных прав и интересов детей, оказавшихся в социально опасном положении.

При этом безнадзорным ребенок считается в случае, если над его поведением отсутствует контроль, в результате ненадлежащего воспитания, содержания и образования со стороны родителей или законных представителей. Беспризорным считается несовершеннолетний, который не имеет места пребывания или места жительства. А под социально опасным положением понимается обстановка, подразумевающая угрозу жизни или здоровью ребенка или не отвечающая требованиям к его содержанию, воспитанию, обучению.

Общая профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей заключается в осуществлении социальных, педагогических, правовых мер, способствующих общему снижению количества правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности/беспризорности. Такие способы, мероприятия выявляют соответствующие причины и условия и устраняют их.

Также специальными учреждениями может проводиться индивидуальная профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей, которая заключается в выполнении работы, направленной на своевременное выявление конкретных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на предотвращение совершения такими детьми правонарушений или на их реабилитацию. Индивидуальная профилактика с конкретными лицами может проводиться только с разрешения начальника органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Читайте так же:  Отзыв на апелляционную жалобу арбитражный процесс

Учреждения и органы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних

Профилактика преступлений несовершеннолетних в РФ осуществляется следующими организациями:

• комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;

• органами по управлению социальной защитой населения;

• федеральным органом гос. власти, органами власти регионов РФ и муниципалитетов, которые осуществляют государственное регулирование в области образования;

• органами опеки и попечительства;

• учреждениями уголовно-исполнительной системы (колонии, следственные изоляторы и т.п.);

• органами по контролю над оборотом наркотических и психотропных веществ;

• органами по делам молодежи;

• органами управления здравоохранением;

Внутри каждой из перечисленных организации могут создаваться отдельные учреждения, которые должны выполнять определенные функции по профилактике и правонарушений несовершеннолетних, и их безнадзорности. Помимо способов и методов предупреждения детской преступности, установленной законодательством РФ, данными организациями отдельно прорабатывается и собственная программа профилактики преступлений, устанавливается план.

Деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних и сроки индивидуальной профилактики

Основными задачами деятельности, касающейся профилактики преступлений среди детей, являются:

• предупреждение правонарушений несовершеннолетними, выявление причин и обстоятельств, которые этому способствуют;

• защита прав и интересов ребенка;

• социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних лиц, которые находятся в социально опасном положении;

• обнаружение и пресечение ситуаций, когда в преступления могут быть вовлечены дети.

Профилактика совершения преступлений основывается на принципах гуманного отношения к детям, демократии и поддержки семьи, а также на индивидуальном подходе к каждому несовершеннолетнему с соблюдением конфиденциальности полученных сведений. При проведении работ с несовершеннолетними им разъясняются их права и возможность защиты собственных интересов.

Индивидуальная профилактика преступлений несовершеннолетних, согласно ст. 7 ФЗ-120, может длиться период, который необходим для оказания социальной или любой другой помощи детям, до достижения несовершеннолетними лицами 18-летнего возраста или же до устранения причин и обстоятельств, которые способствуют правонарушениям.

Субъекты индивидуальной профилактики

К несовершеннолетним лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика преступлений, относятся:

• беспризорные и безнадзорные;

• занимающиеся попрошайничеством или бродяжничеством;

• находящиеся в соц. реабилитационных центрах, соц. приютах, специальных учебно-воспитательных центрах;

• употребляющие психотропные или наркотические, одурманивающие вещества, алкоголь;

• ранее совершившие правонарушения, за которые были привлечены к ответственности;

• ранее совершившие правонарушения, но не понесшие за них ответственность в силу возраста;

• освобожденные от уголовной ответственности в связи с амнистией или изменением обстановки;

• обвиняемые или подозреваемые в совершении уголовных преступлений;

• отбывающие наказание в воспитательных колониях;

• те, в отношении которых была установлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания;

• освобожденные из специальных учреждений учебно-воспитательного характера закрытого типа или из мест уголовно-исполнительной системы, в случаях, если, находясь в них, они нарушали режим или совершали противоправные деяния. А также в ситуациях, когда после освобождения из них несовершеннолетние попали в социально опасное положение или нуждаются в реабилитации, помощи.

Профилактика может проводиться как среди несовершеннолетних лиц, относящихся к вышеперечисленным категориям, так и среди их родителей или законных представителей, в случае если они ненадлежащим образом исполняют или не исполняют вовсе свои обязанности по воспитанию, содержанию и образованию своих детей. А также в случаях, когда взрослые отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних лиц или жестоко с ними обращаются.

Основания проведения индивидуальной профилактики

Условиями, при наличии которых проводится индивидуальная профилактика преступлений среди несовершеннолетних, являются обстоятельства, перечисленные в предыдущей главе, если таковые зафиксированы:

• в заявлении об оказании помощи по вопросам, которые входят в компетенцию органов, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних и безнадзорности, от ребенка или его родителей (законных представителей);

• в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних, следователя, прокурора, начальника ОВД или органа дознания;

• в приговоре, постановлении или определении суда;

• в документах, которые являются основанием для помещения ребенка в учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности;

• в заключении по факту проведенной проверки на основании жалоб или заявлений, которое утверждено начальником органа системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности.

Права субъектов, находящихся в учреждениях по профилактике правонарушений и безнадзорности

Несовершеннолетние лица, находящиеся в учреждениях, в которых производится профилактика преступлений и правонарушений, имеют права на:

• оповещение родителей или законных представителей о помещении детей в данные организации. При этом уведомление о данном факте отправляется по месту жительства или пребывания взрослых, если таковое известно, в течение 12-ти часов с момента поступления ребенка в учреждение. Если же сведений о месте направления сообщения нет, то уведомление отправляется в течение 3-х суток в орган опеки и попечительства по последнему месту жительства несовершеннолетнего;

• получение информации о причинах и целях своего нахождения в органах системы профилактики, о своих правах и обязанностях, сведений о внутреннем распорядке соответствующего учреждения;

• обжалование решений работников рассматриваемых организаций;

• достойное, не унижающее достоинство обращение;

• телефонные звонки родственникам, переговоры, свидания с ними без ограничения в количестве;

• получение передач, посылок, писем без ограничения в количестве;

• бесплатное питание, одежду, обувь и иные предметы личного пользования, которые необходимы для сохранения здоровья и жизни детей;

• бесплатную юридическую помощь.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что предупреждение и профилактика преступлений, совершаемых среди несовершеннолетних лиц и над детьми непосредственно, в РФ осуществляется определенными органами власти и социологическими институтами. Их способы и методы закреплены законодательно, при этом они постоянно корректируются в зависимости как от общей ситуации в стране, так и в соответствии с частными случаями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://252.56.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/7900989

Направления работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here