Муниципальная собственность на землю земельное право

Предлагаем рассмотреть тему: "Муниципальная собственность на землю земельное право" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Муниципальная собственность на землю — Земельное право (Меденцов А.С.)

Муниципальная собственность не является государственной. Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основание государственной регистрации права собственности – акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. В муниципальной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю. Муниципальным образованиям для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться в собственность земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования.

В субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются.

Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ возникает при передаче земельных участков из собственности городов в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов РФ.

Отметим, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Относительно гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки следует отметить, что, в отличие от государственной собственности, она может возникать также на бесхозяйные земельные участки, от которых отказались собственники.

Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления (в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления, например муниципальные учреждения).

Участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам, органам местного самоуправления и созданным ими некоммерческим организациям, муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям.

Источник: http://be5.biz/pravo/z012/18.html

Муниципальная собственность на землю

В соответствии с ч. 2 ст. 212 и ч. 1 ст. 215 ГК РФ субъектами муниципальной собственности являются город, сельские поселения и другие муниципальные образования.

С 1 января 2009 г. вступит в силу ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в соответствии с которым муниципальными образованиями признаются городские или сельские поселения, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Владение, пользование, распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности поселений, муниципальных районов и городских округов, относятся к вопросам местного значения соответствующего муниципального образования, решение которых осуществляется населением непосредственно и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Правовой статус внутригородских территорий Москвы и Санкт-Петербурга как субъектов муниципальной собственности должен будет определяться законами Москвы и Санкт-Петербурга.

Норма п. 2 ст. 11 ЗК РФ, закрепляющая, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления, ограничивает круг субъектов, правомочных осуществлять распоряжение муниципальными земельными участками, органами местного самоуправления и расходится с положениями ГК РФ (ст. 125, п. 2 ст. 215) и ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». При определении круга субъектов, выступающих от имени собственника муниципальных земель, необходимо руководствоваться ст. 130 Конституции РФ, которая определяет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, осуществляется гражданами путем прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Для обеспечения контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества на территориях муниципальных образований ведется специальный Реестр муниципального имущества. В основном в муниципальной собственности находятся земли в пределах границ соответствующего муниципального образования, но не исключается и нахождение земельных участков за их чертой (ст. 19 ЗК РФ).

В соответствии с положениями земельного законодательства в муниципальной собственности могут находиться земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Источник: http://be5.biz/pravo/z010/07.html

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Государственная собственность на землю Муниципальная собственность на землю
земли, не находящиеся в собственности граждан, ЮЛ или МО которые признаны таковыми ФЗ и принятыми в соответствии с ними З субъектов РФ; право мун. Соб-ности на которые возникло при разграничении гос.соб-ности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным ГЗ; которые безвозмездно переданы в муни. соб-ность из фед. собст-ти. ++из ЗК (я думаю, нужно почитать) 1.1. Если иное не предусмотрено другими ФЗ, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты гос. рег-ции прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка. 3. В собственность МО для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов РФ, в том числе за пределами границ МО. 5. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного МО, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого МО в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов РФ — городов фед. зн.Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в целях их предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 настоящего Кодекса, а также отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, если основания бесплатного предоставления земельных участков этим лицам предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
соб-ость РФ (фед. собст-ть) соб-ость субъектов РФ соб-ность МО (муниц. соб-сть)
земельные участки: которые признаны таковыми ФЗ; право собственности РФ на которые возникло при разграничении гос.соб-ности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, пред. ГЗ. которые признаны таковыми ФЗ; право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении гос.соб-ности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным ГЗ; которые безвозмездно переданы субъектам РФ из фед.соб-ности. ++из ЗК (я думаю, нужно почитать) В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Все земли в пределах территории МО, за искл..(гор.дороги,земли общего пользвания:парки, скверы,пляжи)
Читайте так же:  Сильно просрочил разрешение на оружие

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9051 —

| 7680 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/9_217563_gosudarstvennaya-i-munitsipalnaya-sobstvennost-na-zemlyu.html

Право муниципальной собственности на землю

Муниципальная собственность не является государственной. Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Территорию муниципального образования составляют (ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):

1. земли городских, сельских поселений;

2. прилегающие к ним земли общего пользования;

3. рекреационные зоны;

4. земли, необходимые для развития поселений;

5. другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления).

С

татья 19 ЗК РФ. Муниципальная собственность на землю

В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК», до разграничения государственной собственности на землю распоряжение такими землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

В муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки, то в отличие от государственной собственности она может возникать в порядке ст. 225 Гражданского кодекса РФ и на бесхозные земельные участки, от которых отказались собственники.

При разграничении государственной собственности на землю в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность не передаются.

Гражданско-правовыми основаниями возникновения муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ являются:

1. признание федеральным законом земельного участка находящимся в муниципальной собственности;

2. приобретение земельного участка муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.

При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого требования. Однако муниципальное образование может приобрести, например, купить, земельный участок, находящийся за пределами территории муниципального образования. Точно так же субъект РФ или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципального образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ. Передача земельных участков в муниципальную собственность в городах Москве и Санкт-Петербурге регулируется их собственными законами, ими может быть предусмотрена и возмездная передача земельных участков. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 1 ст. 15 ЗК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8621 —

| 7454 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/4_67574_pravo-munitsipalnoy-sobstvennosti-na-zemlyu.html

Право муниципальной собственности на землю

Муниципальная собственность не является го­сударственной. Согласно ст. 215 ГК РФ муни­ципальной собственностью является имущест­во, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

От имени муниципального образования права собственника осу­ществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установ­ленных законом, иные лица по специальному поручению органов ме­стного самоуправления).

Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию.

От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки

    • во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам,
    • в аренду и собственность физических и юридических лиц и
    • совершать иные сделки.

Объекты права муниципальной собственности:

индивидуально обособленные земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность (ст. 19 ЗК РФ):

      1. по федеральным законам и принятым в соответствии с ними законам субъектов Российской Федерации;
      2. при разграничении государственной собственности на землю;
      3. по основаниям, установленным гражданским законодательством;
      4. безвозмездно переданные в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Читайте так же:  Иска исковое заявление в судебные

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ.

Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/pravo-munitsipalnoy-sobstvennosti-na-zemliu

16.Муниципальная собственность на землю

Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность, либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю. Кроме этого, муниципальная собственность возникает в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций, либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной (ст. 53 ЗК, ст. 225 ГК).

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Территорию муниципального образования составляют:

земли городских и сельских населенных пунктов (ранее — поселений);

прилегающие к ним земли общего пользования;

земли, необходимые для развития поселений;

другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований (ч. 3 ст. 19 ЗК РФ)

Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ. Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

17.Право частной собственности на землю

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям (закреплено п. 1 ст.31 Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:

право частной собственности граждан (физических лиц);

право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров. В отличие от этого, право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общpего пользования в поселениях и некоторые другие (ст. 27 ЗК РФ).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны своевременно платить земельный налог, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, своевременно приступать к использованию земельного участка, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др. (ст. 40, 42 ЗК РФ).

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);

предоставление земельных участков для строительства;

предоставление земельных участков для целей, не связанных с жилищным строительством (например, ведение личного подсобного хозяйства);

переход прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения или сооружения;

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);

прекращении деятельности юридического лица;

смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);

добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

Видео (кликните для воспроизведения).

обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);

неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);

использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);

реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);

выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);

отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;

конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Источник: http://studfile.net/preview/5964753/page:8/

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

В соответствии с п. 2 ст. 212 и п. 1 ст. 215 ГК РФ субъектами муниципальной собственности являются город, сельские поселения и другие муниципальные образования.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальными образованиями признаются городские или сельские поселения, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Владение, пользование, распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности поселений, муниципальных районов и городских округов, относятся к вопросам местного значения соответствующего муниципального образования, решение которых осуществляется населением непосредственно и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Правовой статус внутригородских территорий Москвы и Санкт-Петербурга как субъектов муниципальной собственности должен будет определяться законами Москвы и Санкт-Петербурга.

Читайте так же:  Источники формирования капитала полного товарищества

При определении круга субъектов, выступающих от имени собственника муниципальных земель, необходимо руководствоваться ст. 130 Конституции РФ, которая определяет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, осуществляется гражданами путем прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Для обеспечения контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества на территориях муниципальных образований ведется специальный Реестр муниципального имущества. В основном в муниципальной собственности находятся земли в пределах границ соответствующего муниципального образования, но не исключается и нахождение земельных участков за их чертой (ст. 19 ЗК РФ).

В соответствии с положениями земельного законодательства в муниципальной собственности могут находиться земельные участки:

  • • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;
  • • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Источник: http://studref.com/529347/pravo/munitsipalnaya_sobstvennost_zemlyu

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Муниципальная собственность на землю является самостоятельной формой собственности. Впервые право муниципальной собственности на землю было предусмотрено в 1991 г. в Законе РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Становление муниципальной собственности в России идет очень сложно. Еще до принятия ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» были осуществлены попытки формирования муниципальной собственности на землю в Новосибирской, Омской, Саратовской области и других субъектах РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 212 и ч. 1 ст. 215 ГК РФ субъектами муниципальной собственности являются город, сельские поселения и другие муниципальные образования.

Согласно ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» [1] муниципальными образованиями признаются городские или сельские поселения, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга). Владение, пользование, распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности поселений, муниципальных районов и городских округов, относятся к вопросам местного значения соответствующего муниципального образования, решение которых осуществляется населением непосредственно и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Правовой статус внутригородских территорий Москвы и Санкт-Петербурга как субъектов муниципальной собственности должен будет определяться законами Москвы и Санкт-Петербурга.

Норма п. 2 ст. 11 ЗК РФ, закрепляющая, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления, ограничивает круг субъектов, правомочных осуществлять распоряжение муниципальными земельными участками, органами местного самоуправления и расходится с положениями ГК РФ (ст. 125, п. 2 ст. 215) и ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». При определении круга субъектов, выступающих от имени собственника муниципальных земель, необходимо руководствоваться ст. 130 Конституции РФ, которая определяет, что местное самоуправление, т.е. самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, осуществляется гражданами путем прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Таким образом, в соответствии с законодательством от имени муниципального образования права собственника в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, могут реализовывать органы местного самоуправления либо население непосредственно.

Для обеспечения контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества на территориях муниципальных образований ведется специальный Реестр муниципального имущества (муниципальной собственности). В основном в муниципальной собственности находятся земли в пределах границ соответствующего муниципального образования, но не исключается и нахождение земельных участков за их чертой (ст. 19 ЗК РФ). Например, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. В состав муниципальных земель могут входить земли жилой, производственной, общественной застройки, земли общего пользования и др.

В соответствии с положениями земельного законодательства в муниципальной собственности могут находиться земельные участки:

  • • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;
  • • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
  • • которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности;
  • • которые в случаях, предусмотренных ЗК РФ, безвозмездно переданы в муниципальную собственность из собственности субъектов РФ либо из муниципальной собственности одного муниципального образования в муниципальную собственность другого;
  • • от права собственности на которые собственники отказались, если иное не предусмотрено другими федеральными законами (в данном случае земельный участок является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка).

Определен единый порядок разграничения государственной собственности на землю для выделения федеральных земель, земель субъектов РФ и муниципальных образований (см. § 1 гл. 4 настоящего учебника). В порядке разграничения государственной собственности на землю выделяется муниципальная собственность поселений, городских округов, муниципальных районов.

Источник: http://studref.com/370410/pravo/munitsipalnaya_sobstvennost_zemlyu

Муниципальная собственность на землю.

Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям.

Права собственника от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют уполномоченные органы в пределах их компетенции.

Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным федеральными законами. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Под ограничениями прав на землю понимаются в основном ограничения в использовании земельных участков, причем перечень их не является исчерпывающим.

Предусмотрены, в частности, следующие ограничения прав на землю:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

Читайте так же:  Тема комиссия по делам несовершеннолетних

4) иные ограничения в случаях, установленных федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда бессрочно или на определенный срок. Указанные ограничения прав могут быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. Ограничения сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков (возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями) могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Ограничением является установление особых условий использования участков в зонах, где запрещаются определенные виды деятельности.

Права на земельный участок иногда могут предоставляться с определенными условиями. Земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть выделен на определенном праве (собственность, аренда и др.) с условием совершения определенных действий. Например, освоения заболоченного участка, осуществления строительства дороги в определенные установленные сроки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/15_49707_munitsipalnaya-sobstvennost-na-zemlyu.html

Право муниципальной собственности на землю

Право муниципальной собственности на землю

В современной правовой науке вопрос о возможности признания бесхозяйным такой разновидности имущества, как земельные участки, стал предметом множества публикаций и теоретических изысканий.

До принятия действующего Земельного кодекса в отечественной юридической науке не существовало единого мнения относительно возможности применения к земельным участкам режима бесхозяйного имущества и, как следствие, — возможности приобретения муниципальным образованием права собственности на такие земельные участки.

Многие авторы утверждали, что к земле такой режим не может быть применен, так как, согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса, земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Согласно указанному мнению делался вывод, что в Российской Федерации не существует бесхозяйной земли. Однако справедливым представляется мнение, в соответствии с которым указанная норма дает лишь определение государственных земель и не является основанием возникновения права государственной собственности на землю. Пункт 2 ст. 214 ГК РФ лишь констатирует, что на момент принятия Гражданского кодекса РФ в государственной собственности находятся земельные участки, не переданные в собственность граждан, юридических лиц и муниципальных образований.

С момента вступления в силу Земельного кодекса РФ было установлено, что при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.

Также, согласно ст. 25, ЗК РФ признает возможность возникновения прав на земельные участки по основаниям, предусмотренным Гражданским законодательством. Таким образом, Земельный кодекс в настоящее время дает все основания применять ст. 225 ГК РФ к возникновению права собственности на бесхозяйные земельные участки.

Итак, ст. 225 ГК РФ предусматривает три основания признания вещи бесхозяйной. В первом случае бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, во втором — вещь, собственник которой не известен, и в третьем — вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Учитывая, что земля является не только недвижимым имуществом, но и природным ресурсом, то есть представляет большое значение с экологической, социальной и экономической точек зрения, действующее законодательство не допускает случаев отсутствия собственника у такого имущества.

Также невозможны и случаи, когда собственник имущества был бы неизвестен, поскольку если право на земельный участок когда-либо возникло, то оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке, а если право не зарегистрировано, то оно не могло возникнуть.

Таким образом, Земельный кодекс РФ предусмотрел лишь одно из названных в ст. 225 ГК РФ оснований признания земельного участка бесхозяйным — отказ собственника от прав на земельный участок. Необходимо отметить, что таким собственником может выступать лишь физическое или юридическое лицо, так как законодательством не предусмотрена возможность отказа от права собственности на землю публичными образованиями.

В соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса отказ гражданина или юридического лица от права собственности на принадлежащий ему земельный участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении этого участка до приобретения права собственности на него другим лицом.

Согласно ст. 43 ЗК РФ отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, таких как:

— использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

— сохранение межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством;

— осуществление мероприятий по охране земель, соблюдение порядка пользования лесами, водными и другими природными объектами;

— своевременное начало использования земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

— своевременное внесение платежей за землю;

— соблюдение при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

— недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;

— иные обязанности, предусмотренные законом.

Однако надлежащее выполнение собственником всего комплекса возложенных на него обязанностей, особенно в отношении земель сельскохозяйственного назначения, является достаточно обременительным для собственника, заявившего об отказе от своего права на земельный участок, тем более что мотивом отказа чаще всего является именно непосильность бремени содержания земельного участка для конкретного собственника.

Читайте так же:  Исковое заявление ответчику отправляет суд или истец

В этой связи на практике имеют место случаи, когда собственник или владелец земли отказывается от прав на нее не посредством подачи соответствующего заявления в уполномоченные органы власти, а именно устраняясь от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Таким образом, создается ситуация, когда юридически собственник у таких земель есть, но фактически земли являются брошенными, бесхозяйными.

В соответствии с действующим законодательством данная ситуация имеет два варианта развития: либо эти земли могут быть приобретены в собственность на основании приобретательной давности, либо должны быть принудительно изъяты как не используемые по назначению на основании ст. 284 ГК РФ.

Для применения первого варианта необходимо наличие лица, которое бы добросовестно, открыто, непрерывно владело земельным участком как своим собственным в течение установленного законом срока.

Итак, с установлением того, что земельный участок является бесхозяйным, на основании ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ такой участок может быть приобретен в муниципальную собственность.

Согласно нормам вышеуказанной статьи бесхозяйный земельный участок принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится.

Порядок постановки на учет бесхозяйных земельных участков регулируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (далее — Положение). Согласно п. 5 Положения к заявлению уполномоченного органа местного самоуправления должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

В дальнейшем, по истечении года со дня постановки такого участка на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такой бесхозяйный земельный участок.

Необходимо отметить, что речь здесь идет именно о праве, а не обязанности органа местного самоуправления заявить о намерении приобрести земельный участок в муниципальную собственность. Это право может быть либо реализовано муниципалитетом, либо приобретение такого земельного участка в собственность может быть признано нецелесообразным.

Таким образом, на сегодняшний день законодательство не содержит норм, согласно которым муниципальные образования приобретали бы право собственности или иные права на земельные участки, находящиеся на их территории, автоматически после признания таких участков бесхозяйными.

Кроме того, рассматриваемые судом дела о признании имущества бесхозяйным и признании права муниципальной собственности на такое имущество имеют ряд особенностей, в том числе направленность действий суда на обнаружение отсутствующего собственника (лица, обладающего иным правом на вещь) с целью предоставления ему возможности заявить о своем праве, а в случае неявки — создание предположения об утрате им права собственности и признание права за заявителем.

Указанным целям служит и публичное оповещение о переводе бесхозяйного имущества в муниципальную собственность, предусматриваемое нормативными актами органов местного самоуправления. Представляется, что такое оповещение должно осуществляться путем публикаций в местных СМИ с целью информирования наиболее широкого круга лиц.

Учитывая вышеизложенное, к периоду времени, в течение которого земельный участок фактически не использовался собственником, добавляется срок, необходимый для признания земельного участка бесхозяйным, а также время, затрачиваемое на обращения в регистрационные и судебные органы, необходимое указанным органам для рассмотрения данного вопроса и принятия соответствующего мотивированного решения.

Таким образом, земельный участок фактически не используется и выбывает из хозяйственного оборота на длительный срок, а также не получает должной охраны в качестве природного ресурса, что никак нельзя признать соответствующим основным принципам земельного права и интересам муниципального сообщества.

Обращая внимание на необходимость решения указанных проблем, автору представляется возможным внести определенные законодательные усовершенствования в существующее регулирование порядка использования бесхозяйных земельных участков и их передачи в муниципальную собственность.

Итак, основной задачей здесь является вовлечение в хозяйственный оборот бесхозяйных земельных участков в соответствии с такими принципами земельного права, как обязательное использование земельного участка согласно его целевому назначению.

Для этого следует наделить органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится бесхозяйный земельный участок, ограниченным правом передавать такой участок в срочное пользование заинтересованным лицам.

Указанное право должно возникать у соответствующих муниципальных образований с даты регистрации земельного участка в качестве бесхозяйного уполномоченным органом по регистрации недвижимого имущества.

Предполагается, что такие земельные участки могут использоваться в соответствии с предусмотренным для них целевым назначением, в том числе для огородничества, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства и т.д. Кроме того, использование земельных участков не должно создавать каких-либо обременений земельного имущества по истечении срока пользования (например, недопустимым следует считать возведение построек на земельном участке, хотя бы для такого земельного участка это не противоречило его разрешенному использованию).

Заинтересованные в использовании бесхозяйных земельных участков лица будут приобретать право безвозмездного срочного пользования на соответствующие земельные участки и получат возможность использовать их в течение определенного срока (представляется целесообразным, что такой срок не должен устанавливаться короче, чем период сельскохозяйственной активности в соответствующем регионе).

Указанное право пользования может возникать на основании заявления заинтересованных лиц (граждан или юридических лиц) при условии последующего использования указанных земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

На время пользования бесхозяйными земельными участками землепользователь должен нести все обязанности, предусмотренные ст. 42 ЗК РФ.

Платежи за землю, перечисляемые землепользователем за отчетный период, должны поступать в местные бюджеты. Кроме того, реализация предложенного проекта позволит обеспечить надлежащую охрану бесхозяйных земель и минимизировать риск загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв соответствующих земельных участков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.urprofy.ru/pravo-municipalnoy-sobstvennosti-na-zemlyu

Муниципальная собственность на землю земельное право
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here