Международная политика в сфере защиты прав несовершеннолетних

Предлагаем рассмотреть тему: "Международная политика в сфере защиты прав несовершеннолетних" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Защита прав детей в международных семейных конфликтах

В эпоху глобализации количество трансграничных, или так называемых смешанных, браков стремительно растёт. Как и в случае с обычными семьями, трансграничные браки иногда распадаются, и возникает проблема общения обоих родителей с ребёнком, которая не всегда решается миром. Важно, чтобы в такой ситуации родители помнили, что дети в их конфликт вовлечены помимо своей воли, последствия принимаемых родителями решений отражаются на ребёнке и наносят ему непоправимый вред.

Для эффективного разрешения споров о воспитании детей между родителями, которые являются гражданами или проживают на территории разных государств, Гаагской конференцией по международному частному праву были разработаны Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей и Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей. Россия стала участницей обеих этих Конвенций.

Реализация предполагает оказание гражданам помощи в случаях незаконного перемещения или удержания детей на территории Российской Федерации или за её пределами. Помощь гражданам оказывается также в случае необходимости обеспечения прав опеки или доступа к детям.

Реализуемые мероприятия

Для постоянного повышения профессионального уровня помощи, оказываемой гражданам в конфликтных ситуациях, связанных с международным похищением или незаконным удержанием детей, на системной основе проводятся следующие мероприятия:

  • курсы повышения квалификации специалистов;
  • научно-практические конференции;
  • заседания Российско-Французской комиссии по защите прав детей в семейных конфликтах.

Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1097 и от 15 ноября 2012 г. № 1169 (в редакции постановления Правительства РФ от 19 декабря 2018 г. № 1586) центральным органом, отправляющим обязанности, возложенные на центральные органы Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 г. и Конвенцией о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 г., определено Министерство просвещения Российской Федерации.

Функции по операционной деятельности в связи отправлением обязанностей Центрального органа в Министерстве исполняются отделом нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Контакты для дополнительной информации:

  • Терехина Ирина Олеговна – директор Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10, доб. 3450; адрес электронной почты: [email protected]
  • Аккуратова Анастасия Павловна – начальник отдела нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10, доб. 3463.
  • Фролов Игорь Дмитриевич – советник отдела нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10, доб. 3464; адрес электронной почты: [email protected]

Режим работы Департамента: понедельник – пятница, 9:00– 8:00; обед: 12:00–13:00.

Личный приём граждан специалистами Департамента осуществляется в рабочее время по адресу: г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 2.

Приём специалистами Департамента иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется по предварительному согласованию с представителями Департамента.

Информация по Конвенциям также размещена на информационном стенде Минпросвещения России, который находится по адресу: г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 2.

Информация о договаривающихся государствах, признание которыми присоединения к Конвенциям Российской Федерации в установленном порядке вступило в силу, размещена на официальном сайте Гаагской конференции по международному частному праву в сети Интернет по адресу: hcch.net.

Запросы в рамках Конвенций составляются на русском языке, к ним прилагаются документы, подтверждающие права опеки над несовершеннолетним ребёнком (свидетельство о рождении), документы, удостоверяющие, что местом постоянного проживания ребёнка является Российская Федерация (справка из органов регистрационного учёта о месте жительства несовершеннолетнего или справка из образовательного/воспитательного учреждения, учреждений здравоохранения о постановке на учёт несовершеннолетнего), а также другие документы (решение суда, паспортные данные, фотографии), которые вы считаете необходимым приложить. В соответствии с требованиями Конвенций запрос и прилагаемые документы сопровождаются переводом на официальный язык запрашиваемого государства.

Вместе с тем Конвенции содержат положения, предусматривающие возможность разрешения семейных споров с помощью альтернативного (внесудебного) способа – процедуры медиации. Работу в части организации и обеспечения медиативных процедур ведёт подведомственное Министерству просвещения Российской Федерации учреждение – ФГБУ «Федеральный институт медиации».

Источник: http://edu.gov.ru/activity/main_activities/child-protection/international-conflicts

Международная политика в сфере защиты прав несовершеннолетних

Полиция как орган правопорядка имеет большое значение в защите прав и свобод несовершеннолетних. Компетенция полиции получает свое проявление в различных сферах деятельности общества, таких, например, как охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, исполнение судебных приговоров и многих других. Существует множество факторов в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина, влияющих на деятельность органов правопорядка в целом и их взаимоотношения с этими гражданами.

Цель работы – исследование нормативных правовых актов в области защиты прав несовершеннолетних на основании анализа международного законодательства и законодательства Российской Федерации.

Материал и методы исследования

Материалом для анализа послужили международные собственные исследования нормативно-правовых актов и периодической литературы в области обеспечения защиты прав несовершеннолетних.

Результаты исследования и их обсуждение

Все нормативные документы, направленные на защиту прав несовершеннолетних, и соответствующие правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям: по назначению, по территории действия, по юридической силе, по отраслевой принадлежности и др. Хотя эта классификация имеет условный характер, она помогает точному и грамотному осуществлению правового регулирования [8, c. 13–16].

По назначению нормы обеспечения прав несовершеннолетних подразделяются на:

1) провозглашающие основные права и свободы человека, распространяющие свое действие и на несовершеннолетних, являющихся полноправными членами общества, и содержащиеся в Конституции и ряде отраслевых федеральных законов;

Читайте так же:  Статус постановления конституционного суда

2) нормы, специально созданные для охраны прав несовершеннолетнего. Например, нормы гл. 14 УК РФ «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», гл. 42 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет», гл. 50 УПК РФ «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних».

По территории действия можно выделить:

1) федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ. В их числе Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.;

2) региональное законодательство. Например, Постановление Губернатора Белгородской области от 24.02.2009 № 9 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Белгородской области»;

3) международные правовые акты. В их числе: Декларация прав ребенка 1959 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила), и др.

По юридической силе можно выделить:

1) международные нормативные правовые акты;

3) законы РФ и федеральные законы;

4) подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств);

5) законодательство субъектов РФ;

6) акты органов местного самоуправления.

Для полного уяснения правового положения прав несовершеннолетних необходимо всестороннее изучение всех нормативных актов, регламентирующих их права и действующих на территории Российской Федерации.

Высшей юридической силой обладают международно-правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации предусмотрены другие правила, нежели предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Затрагивая историю становления международной системы защиты прав детей, следует отметить, что деятельность международных правовых организаций в области регламентации статуса несовершеннолетних началась достаточно давно.

Так, в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию, призывающую к созданию условия для нормального духовного и физического развития ребенка. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, которая провозгласила право на защиту семьи со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству [3, с. 46–50].

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 г. Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) [9, с. 188–122].

Особое значение в определении правового статуса несовершеннолетнего заложила Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года [4, с. 256], посвященная вопросам обеспечения защиты прав несовершеннолетних детей. Эта Декларация предусматривала наиболее важные правила, имеющие принципиальный характер. Одним из главных является равенство прав всех без исключения детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем в ней не только перечислялись права ребенка как гражданина, но и выделялись в качестве самостоятельных положения, касающиеся его воспитания в семье [1, c. 64–65].

Следующий международный нормативный акт в области обеспечения защиты прав несовершеннолетних это Конвенция «О правах ребенка» [6]. Если оценивать ее с точки зрения значения для правового положения ребенка, следует отметить, что она содержит значительное число положений как общего, так и принципиального порядка.

В данной Конвенции не отдается предпочтения какому-либо одному из прав ребенка. Данный документ делает акцент на необходимости обращения усиленного внимания на обеспечение интересов несовершеннолетнего, а также определяет общий характер защиты прав ребенка, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка.

Содержание Конвенции и разнообразие содержащихся в ней прав позволяет проанализировать их комплексный характер, требующий применения мер защиты с помощью различных отраслей права. Также Конвенция формулирует определенные требования форме, которая позволяет любому государству обеспечивать права любого ребенка, учитывая свои особенности и возможности, а также другие обстоятельства. А это важно, потому что ее участниками являются 193 государства. Конвенцию о правах ребенка на сегодняшний день не ратифицировали только Сомали, Южный Судан и США [11].

Происходящие в стране преобразования, усиление законотворческой деятельности, направленной на обеспечение прав ребенка, привели к росту организаций, занимающихся проблемами детства.

Как один из важных международных нормативно-правовых актов в области обеспечения защиты прав несовершеннолетних можно выделить Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принятую в г. Нью-Йорке 30.09.1990 [2]. Каждый день миллионы детей по всему миру страдают от бедствий, нищеты, от голода и отсутствия дома, от безграмотности. Именно для решения этих проблем Декларация ставит перед государствами-участниками следующие задачи:

1. Улучшение здоровья и питания детей.

2. Обязательное получение образования.

3. Улучшение условий материнства.

4. Обеспечение социальных прав и свобод несовершеннолетних.

Также необходимо отметить такой международно-правовой нормативный акт, как Правила Организации объединенных наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, были приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года. Ведь система правосудия в отношении несовершеннолетних обязана защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию. В данном документе говорится о том, что тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера.

В 1991 г. был создан Комитет ООН по правам ребенка. Это международный избираемый орган, куда входят эксперты с опытом работы в области защиты прав детей.

Расширение связей России с международными организациями, ее приобщение к европейскому сообществу, ратификация и признание ряда международных договоров создали необходимость пересмотра действующего законодательства в духе Конвенции о правах ребенка. Всего же в Российской Федерации с 1993 по 2014 год принято более 400 различных нормативных актов, реализующих положения Конвенции о правах ребенка, заключено около 30 межгосударственных договоров и соглашений, более 50 договоров о правовой помощи [7, c. 3–5].

Читайте так же:  Виды взысканий гражданско правовой ответственности

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что указанные международные документы определяют основные направления политики государств, которые подписали данные правовые акты в области защиты прав детей. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей является законодательное обеспечение прав детей, создание административно-организационных механизмов обеспечения защиты прав.

Рецензенты:

Самсонов В.Н., д.ю.н., профессор кафедры административно-правовых дисциплин, ФГКОУ ВПО «Белгородский юридический институт» Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород;

Тонков Е.Е., д.ю.н., профессор, директор, Юридический институт НИУ «БелГУ», ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.

Источник: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37398

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Терехина Ирина Олеговна

Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей

Телефон приемной директора Департамента:
+7 (495) 587-01-10 доб. 3450

Дни и часы приема граждан директором Департамента:
первый четверг месяца
с 14:00 до 16:00

Местонахождение Департамента:
ул. Каретный ряд, д. 2

Основные направления деятельности:

Ключевые проекты:

  • безопасное поведение детей и подростков на дорогах
  • защита прав детей в международных семейных конфликтах
  • организация и проведение Всероссийских конкурсов «Лучшая инклюзивная школа», «Учитель дефектолог России» (в рамках конкурса профессионального мастерства «Учитель года России»), «Школа – территория здоровья»

Источник: http://edu.gov.ru/about/departments/childrens_rights

Этапы формирования современной системы международно-правовой защиты прав детей

Видео (кликните для воспроизведения).

Рубрика: 20. Международное право

Дата публикации: 03.11.2015

Статья просмотрена: 1180 раз

Библиографическое описание:

Логачева Н. Д., Тюренкова К. А. Этапы формирования современной системы международно-правовой защиты прав детей [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 252-256. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9069/ (дата обращения: 11.02.2020).

Научная статья посвящена анализу становления международного механизма защиты прав ребенка. Права детей оказываются под большей угрозой, чем права взрослых людей, прежде всего потому, что ребенок просто не в силах самостоятельно защитить свои права. Речь идет о широкой гамме социальных и правовых средств, условий и способов, совокупность которых и являетсямеханизмом защиты прав ребенка.

Ключевые слова: права детей, механизм защиты прав детей, ООН.

В современном мире проблема защиты прав и свобод человека занимает центральное место в системе международных отношений. Во многих международных договорах государства декларируют, что уважение прав и свобод человека — это главный фактор мира, справедливости и благополучия, необходимый для обеспечения развития международного права и сотрудничества между всеми государствами как субъектами международного права. Права человека являются универсальными, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными.

Права детей являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. При этом, хотя ребёнок и обладает теми же правами, что и взрослый, но вследствие своего неполного физического и умственного развития, он должен быть обеспечен особыми правами.

Поэтому вопросы защиты прав детей являются ключевой категорией, определяющей их положение в мире. Однако до недавнего времени проблема защиты прав детей не рассматривалась на международно-правовом уровне, соответствующие вопросы решались на уровне государств, местных сообществ, семьи.

В данной статье предпринята попытка выделить основные этапы становления и развития международного правового механизма защиты прав детей.

Права ребенка — это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения [7, с.67].

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. Впервые признание прав ребенка как субъекта правоотношений произошло в 1792 г. во Франции, когда за ребенком были признаны права человека, включая право на свободу и равноправие, и был подготовлен документ «Провозглашение прав ребенка» [8, c. 14].

Становление института защиты прав детей на международном уровне многие авторы связывают с деятельностью Лиги Наций и образованием под ее эгидой в 1919 году Комитета детского благополучия. Основной целью создания данного органа являлись разработка и реализация мер, направленных на борьбу с детской беспризорностью, рабством, эксплуатацией детского труда, торговлей детьми и проституцией несовершеннолетних. Первым документом, создающим правовую основу защиты прав детей, стала Женевская Декларация 1924 года [3, с.321].

Декларация прав ребенка (Женевская декларация) была сформулирована от имени «мужчин и женщин всех стран мира» и состояла из пяти принципов. Несмотря на формулировку названия, в Женевской конвенции не провозглашались права ребенка, а лишь содержались положения того, что должно быть сделано для детей. В качестве принципов были включены: право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе на образование; первоочередность защиты детей от различных бедствий, в том числе от угрозы войны, от непосильного труда, от эксплуатации, от попадания в рабство; указывалось также, что дети должны воспитываться в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.

Данная конвенция не просто исторический документ, но фактически первый международный акт, оказавший влияние на всю эволюцию прав ребенка.

Именно в Женевской декларации впервые была сформулирована мысль о необходимости особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости». Это положение в дальнейшем закреплялось во многих международных документах. Например, во Всеобщей декларации прав человека записано, что только «младенчество дает право на особое попечение и помощь» (статья 25, ч. 2), а в Декларации прав ребенка (1959 г.) приведена более полная формулировка, почти полностью повторяющая положение Женевской декларации.

Женевская декларация прав ребенка потеряла правовую основу в 1946г., после распада Лиги Наций. В 1948 г. Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившая, что все дети имеют право на особое попечение и помощь. П. 5 ст. 25 Декларации посвящен праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Одна из норм Декларации гласит: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой». Таким образом, в Декларации был сформулирован ряд положений, непосредственно касающихся прав и интересов детей: принцип равенства детей, нормы о защите материнства и младенчества, о защите детей от эксплуатации, право детей на образование.

Читайте так же:  Налогообложение паевых взносов

Примечательно, что Всеобщая декларация прав человека является первым международным документом, который не дифференцирует права в зависимости от возраста человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст.1) [8, c.84–85].

В дополнение к Всеобщей декларации прав человека, для защиты отдельных категорий прав индивидов — детей, были приняты несколько важных документов, в частности, Декларация прав ребенка 1959 г. При всей своей краткости эта Декларация зафиксировала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них — равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем в этом документе не только конкретизируются права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту), но и выделяются в качестве самостоятельных положения, касающиеся его воспитания в семье. Кроме того, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию [4, c.76].

Вэтой Декларации вновь фиксируется положение о «специальной oxране и заботе» по отношению к ребенку, и провозглашаются принципы защиты прав детей: равенство, наилучшее обеспечение интересов ребенка; право на имя и гражданство, на здоровые рост и развитие; особое внимание к детям, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии; право на любовь и понимание, желательно в семье; на получение образования; первоочередность при получении защиты и помощи; защита от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; от расовой, религиозной или иной дискриминации.

Таким образом, в Декларации прав ребенка 1959 г. перечисляются все фундаментальные права ребенка, области и сферы деятельности, нуждающиеся в особом контроле.

Принятые в 1966г. Генеральной Ассамблеей ООН Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах можно рассматривать как первые международные обязывающие документы в области прав человека. Все эти документы затрагивают в отдельности права ребенка: запрет дискриминации, право на защиту семьей, государством и обществом, право на имя и гражданство, защиту ребенка в случае распада семьи [6, c.16].

Пакт о гражданских и политических правах закрепляет норму о праве семьи на защиту со стороны общества и государства, в частности, ст. 24 Пакта специально регулирует правовое положение малолетних детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении со стороны его семьи, общества и государства. В Пакте об экономических, социальных и культурных правах не только повторяются ранее зафиксированные положения, но и в более широком плане рассматривается забота о «несамостоятельных детях и их воспитании». Здесь же закреплены мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка.

Однако эти документы не имели конкретизирующего значения в части регламентации прав и законных интересов ребенка. Большая их часть продолжала или повторяла положения Женевской декларации 1924г.

Международное сообщество признало необходимость принятия единого международного документа, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. Поэтому в 1979 г. в Международный год ребенка Комиссия по правам человека ООН рассмотрела предложение Польши и утвердила рабочую группу открытого состава для создания проекта Конвенции ООН о правах ребенка. Работа над Конвенцией продолжалась 10 лет, и 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Начиная с этого времени, все государства, присоединившиеся к Конвенции, брали на себя обязательство к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан.

В настоящее время именно Конвенция о правах ребенка считается основным документом, в котором в соответствии с международными стандартами изложены основные права детей. Идеи Конвенции непосредственно касаются общечеловеческих проблем, поэтому в литературе она получила название «Великой хартией вольностей для детей», а иногда и «Мировой Конституцией прав ребенка».

Конвенция — правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Таким образом, определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля — Комитет ООН по правам ребенка — и наделяет его высокими полномочиями [9, c.47–48].

Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища и предоставления всего этого в первую очередь детям.

Конвенция о правах ребенка стала отправной точкой для разработки как региональных конвенций о правах ребенка (в рамках Организации африканского единства в 1990 г. принята Африканская Хартия прав и благополучия детей), так и конвенций, регулирующих отдельные права ребенка (например, Конвенция 1993 г. по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления).

Дети являются самым ценным капиталом каждого общества, а неразрывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важное значение для любого общества. До начала XX века права человека регулировались лишь внутригосударственным правом, в дальнейшем своем развитии государств появляется необходимость в разработке и принятии международно-правовых мер для защиты различных меньшинств и заключении соглашений, направленных в целом на защиту прав и свобод человека.

Читайте так же:  Иск о нарушении исключительных прав

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция стала кодифицированным актом по правам ребенка. Сегодня Конвенция представляет собой фундаментальный международным юридическим документ, утверждающий новую концепцию, признающую, что ребенок является человеческим существом, представляющим собой самостоятельный субъект права; ребенок не является собственностью своих родителей; ребенок является личностью, обладающей всем комплексом прав, установленных законодательством

  1. Агушева Г. Г., Баданин Д. Д. Защита прав ребенка: Международно-правовой аспект // Ювенальное право. Архангельск: Поморский университет. 2005. С. 10–15.
  2. Александров Э. Международная защита детей / Пер. с болгарского В. Сергеенкова. София, 1979. — 216 с.
  3. Государственное право зарубежных стран: учеб. пособие для вузов / Чудаков М. Ф. Минск: Новое Знание, 2001–572 с.
  4. Долинская Л. М. Права ребенка, охрана материнства и детства в международных документах // Цивилист № 4. 2008. С.75–77.
  5. Ильина О. Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. — М.: Городец, 2006. — 192 с.
  6. Калинкина М. Ю. Международные документы в интересах детей и молодежи: особенности правовой защиты (ретроспективный анализ с XIX века по настоящее время) // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 3. С.16–19.
  7. Карташкин В. А. Международная защита прав человека. Москва: Норма, 2011. — 288 с.
  8. Никонов К. Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения правовой защиты и поощрения прав ребенка // Московский журнал международного права. № 1. 2009. С.83–102.
  9. Титова Т. А. Развитие международно-правовой защиты ребенка // Российский юридический журнал № 1. 2000. С.47–48.

Источник: http://moluch.ru/conf/law/archive/179/9069/

Государственная политика в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних

Дата публикации: 21.10.2014 2014-10-21

Статья просмотрена: 272 раза

Библиографическое описание:

Кузьменко В. И. Государственная политика в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2014. — №17.1. — С. 37-38. — URL https://moluch.ru/archive/76/13031/ (дата обращения: 11.02.2020).

На протяжении последних десяти­летий в мировой практике выработался дополнительный механизм, позволя­ющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка: как каждого ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Таким механиз­мом является институт уполномоченно­го по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах, а их более сорока, службы уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональ­ном уровнях выполняют функции неза­висимого механизма обеспечения прав детей. История данного института насчитывает несколько столетий. Впервые подобная структура появилась в Швеции в 1809 г. Тогда она называлась «парламентский омбудсмен». В других странах такие институты стали появляться в XX в., особенно, во второй половине.


В России должность Уполномоченного по правам ребенка была учреждена 1 сентября 2009 г. Указом Президента РФ. Согласно Указу, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей предоставлялось право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации; привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе

Обращения Уполномоченных к органам власти способствуют принятию управленческих решений по обеспечению и восстановлению нарушенных прав детей, решению актуальных проблем детства. Объективно деятельность региональных Уполномоченных по правам ребенка способствует усилению координации деятельности всех структур и обеспечению комплексного решения проблем детей.

Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и повышение эффективности его деятельности по содействию защиты прав детей сдерживается рядом проблем.

Не у всех Уполномоченных при объективно значительном объеме их работы предусмотрено наличие аппарата, обеспечивающего его работу, что значительно ослабляет организационно-технические возможности осуществления Уполномоченным его функций. Институт Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации пока не интегриpoван в систему федерального законодательства, что ограничивает его возможности осуществлять защиту прав детей, например, в суде или детей, находящихся в пенитенциарных учреждениях.

Согласно Закону от 7 июля 2011 г. «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Татарстан и о внесении изменений в отдельные законодательные акты…» был определен статус, компетенции, порядок избрания на должность, а также основы обеспечения деятельности данного должностного лица.

По каждому заявлению проводится работа, принимаются меры по восстановлению нарушенных прав детей с обращением, в случае необходимости, в учреждения, государственные органы, включая органы прокуратуры, внутренних дел, суд. В подавляющем большинстве случаев проблемы разрешаются в пользу детей.

Источник: http://moluch.ru/archive/76/13031/

Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних детей в Российской Федерации

Дата публикации: 20.12.2016 2016-12-20

Статья просмотрена: 5262 раза

Библиографическое описание:

Мальсагова Б. Х. Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних детей в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 260-261. — URL https://moluch.ru/archive/133/37151/ (дата обращения: 11.02.2020).

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с регулированием правового положения несовершеннолетних детей по современному гражданскому законодательству, а также предложены пути решения этих проблем. Особое внимание уделяется роли государственных органов в обеспечении защиты прав ребенка как личности.

Ключевые слова: правовое положение, несовершеннолетние, государство, возраст, защита прав детей

Проблема правового положения несовершеннолетних детей в РФ актуальна, главным образом потому, что государство, гарантируя имущественное обеспечение для детей, не уделяет вместе с тем, по нашему мнению, должного внимания проблемам охраны нормального развития и благополучия ребенка.

Проблема осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей относится к основным проблемам современного мира, так как она определяет дальнейшую судьбу общества. Поэтому Конституция РФ предусматривает обязанности родителей по воспитанию своих детей и заботе о них (ст. 38 Конституции РФ) [1, с 65]. Без иждивения, обеспечиваемого родителями, а в случае, когда нет родителей, опекунами, попечителями, а также органами государства, на которые возложены функции по опеке над несовершеннолетним ребенком, ребенок не получит должного воспитания, не сможет стать достойным представителем общества.

Читайте так же:  Мировое соглашение о разделе квартиры образец

Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что основной целью данной статьи является анализ правового положения несовершеннолетних детей в России.

На современном этапе развития государства и его правовой системы, с позиции глобализации в политико-правовой, социально-экономической, нравственно-культурной сферах жизни общества, все более актуальным становится повышение эффективности такой правовой модели, которая обеспечит охрану и защиту основных прав и законных интересов человека, включая детей. Отражение универсальных принципов и норм международного права в Конституции РФ предопределило признание высшей ценностью прав и свобод человека, соблюдение и защита которых гарантируется государством.

Провозглашение в ст. 7 Конституции России социальным государством обуславливает создание в рамках национальной политики такого государственного механизма, который обеспечит достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этим, одним из важнейших аспектов правовой политики проводимой государством является улучшение механизма надзора за соблюдением прав семьи и ребенка.

Направления, имеющие особое значение в сфере охраны прав ребенка, определились в процессе становления и развития зарубежной и отечественной правовых систем, а результатом этого развития стало появление основных принципов и норм международного права [2, с. 273].

Признание прав семьи и ребенка в российском праве объектом государственно-правовой защиты, повлекло за собой внесение в уголовное законодательство поправок, которые содержат в себе соответствующие составы преступлений и меры уголовно-правового воздействия.

Производя исследование вопросов, касающихся правового положения несовершеннолетних детей в России, хочу обозначить, что права и обязанности по воспитанию ребенка в соответствии с действующим законодательством содержатся в большом количестве нормативных актов о правах несовершеннолетних и обязанностях родителей или опекунов.

Современный механизм государственно-правовой охраны семьи и прав ребенка в Российской Федерации основывается на универсальных принципах и нормах международного права, которые отразились на нормах Конституции РФ и законодательных актов соответствующей отрасли права.

В соответствии с Конституцией РФ, одним из важнейших направлений правовой политики государства является охрана семьи, материнства, отцовства, забота о детях и их воспитание. Основываясь на положениях Конституции РФ, Семейный кодекс [3, с. 53]. (далее — СК РФ) содержит принципы политики государства, направленной на защиту интересов семьи, определяя: обязанности родителей в отношении детей; обязанности совершеннолетних детей в отношении нетрудоспособных родителей; защиту прав и законных интересов ребенка родителями, органом опеки и попечительства, прокуратурой и судом; алиментные обязательства членов семьи, порядок уплаты и взыскания алиментов.

Несовершеннолетние дети, так же как и взрослые, обладают личными неимущественными правами, такими как право на жизнь и здоровье, честь и достоинство, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, право на имя и т. д. Все эти права неотчуждаемы и непередаваемы.

Проводя анализ правового положения детей, можно одновременно заметить снижение уровня благосостояния семьи, имеющей детей; недостаточная развитость системы социальной защиты материнства и детства (пособия на детей очень малы); рост безработицы и т. д. [4, с. 325]. Органы государства соответствующего профиля, как правило, обращают свое внимание на ребенка и действуют в отношении него принудительными мерами воздействия только тогда, когда он уже совершил какое-то правонарушение или преступление. Но в это время воздействие уже становится запоздалым.

Указанные проблемы можно решить в том случае, когда установленные и санкционируемые государством правила поведения обеспечиваются мерами юридической ответственности за их неисполнение. Это касается и гарантий защиты прав несовершеннолетних детей.

Важнейшим упущением в обеспечении исполнения родителями конституционных обязанностей является то, что обычно государство игнорирует качественную сторону процесса воспитания, пока дело не приобретает слишком серьезный оборот. Это может выражаться в отсутствии заботы со стороны родителей, оставлении ребенка без еды на несколько дней, долговременном непосещении ребенком школы и т. д.

Немаловажной проблемой правового положения несовершеннолетних детей является и то, что зачастую родители, воспитывая ребенка, уделяют внимание лишь тем аспектам его формирования как личности, которые непосредственно направлены на несовершеннолетнего (обучение ребенка в школе, сопровождение его в различные кружки и секции), а культурно-нравственное воспитание отходит на второй план. Тем не менее, культурное и нравственное развитие ребенка главным образом зависит от личных качеств родителей, их моральных ценностей. Сегодня эта сторона в процессе воспитания не учитывается. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. [6, с. 123] допускал лишение родительских прав, если поведение родителей негативно влияло на детей (ст. 59.). И, на мой взгляд, это было правильным решением.

С правами одного лица соотносятся обязанности другого. А поскольку психическое и умственное развитие ребенка заведомо уступает взрослому, то государство, от имени общества, берет на себя обязательство по контролю над родителями [5, с. 372]. Это значит, что родители имеют обязанности по воспитанию ребенка не только перед детьми, но и перед государством. Поэтому необходимо конкретно определить меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, касающихся воспитания ребенка и заботы о нем, так как в СК РФ эти меры носят общий характер.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что лишь внимательное отношение к проблемам практического применения норм, которые регулируют права несовершеннолетних и внесение в законодательство изменений, которые создадут реальные условия по ликвидации беспризорности среди несовершеннолетних, а также уменьшат факты жестокого обращения с детьми, снизит возможность негативного влияния родителей на формирующуюся психику ребенка.

  1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Сравнительное право: Учебно-методический комплекс / под ред. В. В. Безбаха, К. М. Беликовой, А. Н. Кирсанова. М.: ГОУ ВПО РЭА им. Г. В. Плеханова, 2009.
  3. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.
  4. Леженин В. Н. Правовые вопросы семейного воспитания детей. – Воронеж, 2012.
  5. Нечаева А. М. Семейное право: Учеб. пособие. – М.: Приор, 2014.
  6. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/133/37151/

Международная политика в сфере защиты прав несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here