Ликвидация ликвидационной комиссии

Предлагаем рассмотреть тему: "Ликвидация ликвидационной комиссии" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Энциклопедия решений. Ликвидационная комиссия в АО

Ликвидационная комиссия в АО

Ликвидационная комиссия акционерного общества является коллегиальным органом общества, уполномоченным на осуществление действий по ликвидации этого юридического лица.

Ликвидационная комиссия назначается общим собранием акционеров, принявшим решение о добровольной ликвидации АО (абз. второй п. 2 ст. 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО).

Если в АО создается совет директоров (наблюдательный совет), вопрос о назначении ликвидационной комиссии, как и вопрос о ликвидации АО, выносится на рассмотрение общего собрания акционеров данным органом управления (п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО).

Вместо ликвидационной комиссии для осуществления процедуры ликвидации общества общее собрание акционеров вправе назначить ликвидатора (п. 3 ст. 62 ГК РФ). Закон об АО не указывает на такую возможность, однако возложение полномочий по принятию мер, необходимых для ликвидации АО, на одно лицо вместо формирования коллегиального органа этому федеральному закону не противоречит.

Как правило, решение о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО принимается одновременно с решением о ликвидации общества.

В случае принудительной ликвидации АО (п. 1 ст. 21 Закона об АО) ликвидационная комиссия (ликвидатор) АО назначаются судом.

Каких-либо особых требований к членам ликвидационной комиссии (к их правовому статусу, образованию, компетенции и т.д.) законодательство не содержит. Членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) могут быть назначены как акционеры общества (или представители юридических лиц — акционеров АО), так и третьи лица.

Поскольку к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению АО, перед избранием членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО необходимо убедиться в отсутствии применения к данным лицам меры административного наказания в виде дисквалификации. Соответствующую информацию можно получить, обратившись в орган, ответственный за ведение Реестра дисквалифицированных лиц (ч. 2 и ч. 3 ст. 32.11, 3.11, 14.23 КоАП РФ, пп. 5.5.13, 5.9.43 Положения о ФНС, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, утв. приказом ФНС России от 31.12.2014 N НД-7-14/[email protected], Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, утв. приказом Минфина России от 30.12.2014 N 177).

Внимание

Если акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления (п. 4 ст. 21 Закона об АО).

Закон не регламентирует порядок избрания председателя ликвидационной комиссии. Представляется, что председатель этого органа может быть избран как решением общего собрания акционеров одновременно с формированием ликвидационной комиссии, так и решением самой ликвидационной комиссии из ее состава (постановление Семнадцатого ААС от 02.10.2009 N 17АП-8602/09).

О назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО обязано уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, по своему месту нахождения (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ). Уведомление представляется по форме N P15001 (утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]), при этом в п. 2.2 раздела 2 данной формы ставится отметка о том, что уведомление представлено в связи с формированием ликвидационной комиссии (назначением ликвидатора).

С 30.03.2015 о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора должен уведомить сам руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Ранее данная обязанность возлагалась на акционеров АО или орган, принявший решение о ликвидации.

По смыслу п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО общее собрание акционеров не лишено права принять решение о прекращении полномочий ликвидационной комиссии (ликвидатора) и сформировать новый состав этого органа. Поскольку сведения о председателе ликвидационной комиссии или о ликвидаторе вносятся в ЕГРЮЛ (пп. «л» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ), о новом избрании этого лица также необходимо уведомить регистрирующий орган по форме N P15001.

Законодательство не регулирует порядок проведения заседаний ликвидационной комиссии АО и оформления принятых ею решений. В силу аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) на такие отношения могут быть распространены некоторые правила ГК РФ и Закона об АО, регламентирующие деятельность других коллегиальных органов общества (общего собрания акционеров, совета директоров, правления и т.д.). Решения, принятые ликвидационной комиссией, должны считаться действительными, если на заседании присутствует более половины ее членов и за них проголосовало простое большинство членов ликвидационной комиссии, присутствующих на заседании.

Решения, принятые ликвидационной комиссией, оформляются протоколом (п. 2 ст. 49, ст. 63, п.п. 2 — 4 ст. 68 Закона об АО, постановление Арбитражного суда Липецкой области от 03.11.2005 N А36-797/2005).

Вместе с тем, поскольку устав АО может содержать любые положения, не противоречащие закону (п. 3 ст. 11 Закона об АО), и закон не ограничивает перечень внутренних документов, которые регулируют деятельность органов общества, порядок деятельности ликвидационной комиссии или ликвидатора (в том числе порядок принятия решений ликвидационной комиссией и количество необходимых для этого голосов) может быть урегулирован уставом или внутренним документом (например, положением о ликвидационной комиссии АО).

Закон также не конкретизирует характер отношений между ликвидационной комиссией (ликвидатором) и обществом. В некоторых случаях суды полагают, что осуществление процедуры ликвидации юридического лица по сути представляет собой услугу, поэтому отношения с членами ликвидационной комиссии должны быть урегулированы договором возмездного оказания услуг (постановление Первого ААС от 18.10.2011 N 01АП-4356/11). Однако из закона это напрямую не следует. На практике полномочия членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО вытекают непосредственно из решения об их назначении вне зависимости от заключения с ними гражданско-правовых или трудовых договоров.

Источник: http://base.garant.ru/58078314/

Кто подписывает отчетность при ликвидации ООО?

Полномочия ликвидаторов

Абз. 2 п. 2 ст. 57 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон об ООО) устанавливает, что, принимая решение ликвидировать общество, его участники одновременно определяют, кто возглавит эту процедуру.

Читайте так же:  Установление личности неизвестного

Вывод! Таким образом, уже при принятии решении о ликвидации ООО должен быть решен вопрос о назначении ликвидатора или членов ликвидационной комиссии.

В п. 3 ст. 57 закона об ООО прямо говорится о том, что с момента назначения ликвидатора / ликвидационной комиссии все права и обязанности, связанные с управлением делами предприятия, отныне относятся исключительно к его компетенции.

Важно! Сведения о ликвидаторах в обязательном порядке должны быть отражены в ЕГРЮЛ. Так, согласно п. 14.2.05.18 приложения 1 к письму ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645, если в форму 15001 включена информация только о принятом решении о ликвидации, то ее подписантом может быть только участник. Если же в этом заявлении указываются сведения о назначении ликвидационной комиссии, то полномочие на его подписание уже передается ликвидатору.

В качестве основных компонентов полномочий ликвидаторов можно назвать:

  • проведение всех необходимых ликвидационных процедур, связанных с информированием кредиторов и фискального органа;
  • представление отчетности;
  • решение и оформление кадровых вопросов, включая увольнение всех сотрудников.

Важно! Согласно п. 4 ст. 62 ГК РФ ликвидаторы обязаны руководствоваться в своей деятельности интересами не только представляемого юридического лица, но и его кредиторов.

Полномочия исполнительного органа при ликвидации

Довольно часто функции ликвидатора выполняет лицо, которое ранее занимало пост руководителя ликвидируемой организации. Однако так бывает не всегда. Если руководитель не вошел в состав ликвидационной комиссии, его полномочия коренным образом меняются.

Как только назначены ликвидаторы ООО, прекращаются полномочия его исполнительного органа. С этого момента исполнительный орган, будь то генеральный директор или лицо, занимающее аналогичную должность с другим наименованием, обязан подчиняться ликвидатору.

Безусловно, такое подчинение должно быть в рамках трудового законодательства и ровно до тех пор, пока должностное лицо бывшего исполнительного органа не будет уволено по собственному желанию или в связи с ликвидацией предприятия. Нельзя забывать, что человек, занимающий должность исполнительного органа ООО, тоже является его работником и имеет такие же гарантии при увольнении, как и любой другой рядовой сотрудник.

Важно! Совершаемые руководителем ООО после назначения ликвидаторов фактические действия могут быть обжалованы. Так, перечисление средств с использованием электронной подписи бывшего директора было признано ничтожной сделкой (постановление 1-го арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу № А79-1855/2013).

Напомним, что согласно ст. 63 ГК РФ уже не руководитель ООО, а исключительно его ликвидатор вправе от имени ООО:

  • представительствовать в качестве истца или ответчика;
  • подписывать доверенности;
  • совершать иные юридически значимые действия (п. 12 информационного письма президиума ВАС РФ «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» от 13.01.2000 № 50).

Обратите внимание! Прежний руководитель обязан по первому требованию передать ликвидатору все имеющиеся у него документы, печати и штампы предприятия. Неисполнение данного требования может быть оспорено в суде. Так, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22.09.2016 № Ф05-13979/2016 был удовлетворен иск предприятия в лице его ликвидатора об обязании директора передать документы.

Какую отчетность нужно оформлять при ликвидации ООО

После того как решением о ликвидации назначены ликвидаторы, им придется подготовить целый ряд документов. Вкратце перечислим основные из них:

  • информационные сообщения в адрес фискального органа и кредиторов;
  • документы, связанные с проведением сверки с налоговым органом;
  • документы, связанные с предстоящим увольнением работников и информированием об этом органа занятости.

Помимо этих документов, ликвидатору необходимо позаботиться о своевременной сдаче следующей отчетности:

Подведем итоги. С момента назначения ликвидаторов именно эти лица выполняют все функции по руководству и представительству от имени ООО. Подпись ликвидатора / председателя ликвидационной комиссии должна стоять на отчетности (бухгалтерской и по уплате страховых взносов), а ликвидационные балансы утверждаются участниками ООО.

Источник: http://rusjurist.ru/ooo/likvidaciya_zakrytie_ooo/kto_podpisyvaet_otchetnost_pri_likvidacii_ooo/

Нужно ли создавать ликвидационную комиссию, если ООО не вела деятельности?

Добрый вечер!
Подскажите, пожалуйста, если компания не вела деятельности, нет необходимости создавать ликвидационную комиссию? Ликвидатором является учредитель. В данном случае Лист А стр.1 и 2 можно не заполнять? Лист Б «заявителем является» выбираем пункт 1 или 4?

Заранее благодарю за ответ!

Решение вопроса

Создание ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора) обязательно, вне зависимости от факта ведения деятельности. При этом, комиссия может состоять всего лишь из одного человека – ликвидатора. Паспортные данные каждого члена комиссии должны быть внесены в решение (протокол) о ликвидации.

Комиссия или ликвидатор наделяются всеми полномочиями по управлению делами общества. Они представляют организацию в суде и несут ответственность за все действия, совершенные на стадии ликвидации (ст. 62 ГК РФ). Обратите внимание, начиная с 30 марта 2015 года, функции заявителя в процессе ликвидации должен выполнять руководитель комиссии или ликвидатор (ранее документы должен был подавать один из учредителей или участников ООО).

Относительно заполнения формы Р15001

Лист А заполнить необходимо, так Вы назначаете ликвидатора и уведомляете об этом налоговую. В Листе А на странице 1 укажите код «2» «ликвидатора» и ниже заполните сведения о нем. В Листе Б укажите код «4» «руководитель ликвидационной комиссии/ликвидатор» и заполните раздел 6.

Огромное вам спасибо за подробный ответ! Вы нам очень сильно помогли!

Добрый день, Наталья!
Есть еще вопрос к вам. Подскажите, пожалуйста, если у нас в компании 2 учредителя, но один из них не выходи на связь.
Мы можем закрыть компанию без его участия? И какой порядок действий в этом случае?
Спасибо за ответ!


Источник: http://www.malyi-biznes.ru/questions/nuzhno-li-sozdavat-likvidacionnuyu-komissiyu-esli-ooo-ne-vela-deyatelnosti/

Уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001

Уведомление по форме Р15001 заполняется в процессе ликвидации ООО и служит для информирования налоговой инспекции о следующих видах ликвидационных действий:

  1. Принятии решения о ликвидации.
  2. Формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора.
  3. Составлении промежуточного ликвидационного баланса.
  4. Принятии решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации.

Обратите внимание, уведомление Р15001 должно быть нотариально заверено.

Бланк уведомления Р15001 в 2020 году

Уведомление о ликвидации юридического лица, действующее в 2020 году (скачать бланк).

Инструкция по заполнению формы Р15001

Ниже представлена подробная инструкция по заполнению уведомления по форме Р15001 в 2020 году:

Общие правила заполнения

  • Форма Р15001 заполняется заглавными буквами шрифтом Courier New (размер 18).
  • Прочерки в пустых клетках не ставятся.
Читайте так же:  Заявление об отмене решения третейского суда подается

Титульный лист

В Разделе 1 указываются ИНН, ОГРН и полное наименование ликвидируемого юридического лица. Все эти данные можно посмотреть в выписке из ЕГРЮЛ.

В Разделе 2 знаком «V» (галочка) отмечаются виды ликвидационных действий, о которых вы хотите проинформировать налоговую инспекцию:

  • 2.1. – принятие решения о ликвидации + обязательно указывается дата принятия решения.
  • 2.2. – формирование ликвидационной комиссии и назначение ликвидатора.
  • 2.3. – составление промежуточного ликвидационного баланса.
  • 2.4. – принятие решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации.

В некоторых ситуациях разрешается отмечать сразу несколько пунктов. Например, можно сразу уведомить ИФНС о принятии решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии (2.1. + 2.2.).

Лист А. Сведения о формировании ликвидационной комиссии / назначении ликвидатора

Лист А заполняется и подается в ИФНС только если на Титульном листе отмечен пункт 2.2.

Раздел 1 указывается:

  • Код «1» – если заполняются сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ЛК).
  • Код «2» – если заполняются сведения о ликвидаторе.

Раздел 2. Указывается дата формирования ЛК или назначения ликвидатора в соответствии с принятым решением о ликвидации.

Раздел 3. Построчно указывается ФИО руководителя ЛК или ликвидатора.

Раздел 4. Указывается (при наличии) ИНН руководителя ЛК или ликвидатора.

Раздел 5. Указывается дата и место рождения руководителя ЛК или ликвидатора в точном соответствии с паспортом гражданина.

Раздел 6. Указываются данные документа удостоверяющего личность руководителя ЛК или ликвидатора (как правило, паспорт).

Разделе 7. Указывается адрес постоянного места жительства руководителя ЛК или ликвидатора (при отсутствии можно написать адрес места пребывания).

Обратите внимание, адрес лучше указывать в соответствии с КЛАДР со всеми необходимыми сокращениями для населенных пунктов и улиц (при этом такие слова как: «ДОМ», «КОРПУС», «КВАРТИРА» и т.д. необходимо писать без сокращений).

Раздел 8. Указывается контактный телефон руководителя ЛК или ликвидатора.

Лист Б. Сведения о заявителе

Кто является заявителем

В зависимости от вида ликвидационного действия заявителем является:

Ликвидационное действие Заявитель
Принятие решения о ликвидации Руководитель ЛК (ликвидатор)
Формирование ликвидационной комиссии Руководитель ЛК (ликвидатор)
Составление промежуточного ликвидационного баланса Руководитель ЛК (ликвидатор)
Отмена ранее принятого решения о ликвидации Учредитель (участник) или орган, принявший решение о ликвидации.

В Разделе 1 указывается код лица являющегося заявителем:

  • «1» – учредитель (участник) – физическое лицо.
  • «2» – учредитель (участник) – юридическое лицо.
  • «3» – орган, принявший решение о ликвидации.
  • «4» – руководитель ЛК или ликвидатор.

В зависимости от выбранного кода дальше необходимо заполнить соответствующие разделы листа Б:

  • Код «1» – заполняются разделы 5 и 6.
  • Код «2» – заполняются разделы 2, 3 (если от имени участника выступает управляющая организация), 5 и 6.
  • Код «3» – заполняются разделы 4, 5 и 6.
  • Код «4» – заполняется раздел 6.

В Разделе 2 указываются ИНН, ОГРН и полное наименование юридического лица – учредителя (участника) принявшего решение о ликвидации.

В Разделе 3 указываются ИНН, ОГРН и полное наименование управляющей организации юридического лица – участника.

В Разделе 4 указывается наименование органа принявшего решение о ликвидации.

В Разделе 5 указываются сведения о заявителе:

  • Фамилия, имя, отчество.
  • ИНН (при наличии).
  • Сведения о рождении (дата и место в точном соответствии с паспортом).
  • Данные документа удостоверяющего личность (как правило, паспорт).
  • Адрес места жительства (в соответствии с КЛАДР).
  • Контактные данные (телефон, e-mail).

В Разделе 6, необходимо только указать предпочитаемый способ получения документов из ИФНС:

  • «1» – выдать лично заявителю.
  • «2» – выдать лично заявителю или лицу, действующему на основании доверенности.
  • «3» – направить по почте.

Все остальные данные в Разделе 6 необходимо заполнять от руки в присутствии нотариуса.

Раздел 7 заполняется нотариусом или лицом его замещающим.

Официальную инструкцию по заполнению формы Р15001 вы можете бесплатно скачать по этой ссылке.

Примечание: заполнить уведомление по форме Р15001 можно также при помощи специальной программы от ФНС.

Образец заполнения формы Р15001 в 2020 году

Ниже представлены образцы заполнения формы Р15001 для следующих ликвидационных действий:

Источник: http://www.malyi-biznes.ru/likvidaciya-ooo/r15001/

Ликвидация ООО в 2020 году: пошаговая инструкция

Ликвидация ООО – процесс достаточно сложный и длительный по времени. Однако, если придерживаться определенных правил, то закрыть организацию можно и самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних специалистов.

Прежде чем начинать данную процедуру необходимо знать, что существуют альтернативные способы ликвидации. Возможно, конкретно в вашем случае ООО проще продать или сменить в ней состав учредителей. В такой ситуации организация будет существовать и дальше, но уже без вашего участия.

Пошаговая инструкция по ликвидации ООО в 2020 году

Видео (кликните для воспроизведения).

Организация может быть ликвидирована добровольно или по решению суда (все случаи перечислены в ст. 61 ГК РФ). В данной статье рассмотрена добровольная процедура ликвидации ООО.

Процесс добровольной ликвидации ООО состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии.
  2. Уведомление о начале ликвидации налоговой службы.
  3. Публикация в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации.
  4. Уведомление о факте ликвидации кредиторов.
  5. Уведомление сотрудников и центра занятости о предстоящем увольнении.
  6. Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС.
  7. Составление и подача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса.
  8. Расчеты по имеющимся у организации долгам.
  9. Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО.
  10. Подача в ИФНС окончательного пакета документов.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных этапов более подробно:

1. Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии

Решение о ликвидации принимается на общем собрании участников ООО. Оно должно быть принято единогласно и оформлено в виде протокола общего собрания участников. Если в организации только один участник, то решение о ликвидации принимается единолично, после чего составляется решение единственного учредителя.

Далее необходимо назначить ликвидационную комиссию (в состав которой обычно входят учредители, директор, главный бухгалтер, юрист, другие квалифицированные сотрудники) и выбрать её руководителя.

Стоит заметить, что комиссия может состоять всего лишь из одного человека – ликвидатора. Паспортные данные каждого члена комиссии должны быть внесены в решение (протокол) о ликвидации.

Комиссия или ликвидатор наделяются всеми полномочиями по управлению делами общества. Они представляют организацию в суде и несут ответственность за все действия, совершенные на стадии ликвидации (ст. 62 ГК РФ).

Читайте так же:  Условия возникновения гражданско правовой ответственности

Обратите внимание, начиная с 30 марта 2015 года, функции заявителя в процессе ликвидации должен выполнять руководитель комиссии или ликвидатор (ранее документы должен был подавать один из учредителей или участников ООО).

2. Уведомление налоговой службы и фондов о начале ликвидации ООО

В течение 3-х рабочих дней после принятия решения (протокола) о ликвидации в ИФНС по месту учета необходимо подать:

Спустя 5 рабочих дней после подачи документов налоговая инспекция должна внести запись в ЕГРЮЛ о том, что ООО находится в процессе ликвидации и выдать вам на руки копию листа, подтверждающего внесение данных в государственный реестр.

Обратите внимание, фонды (ПФР и ФСС) уведомлять о факте закрытия ООО больше не нужно. Данную информацию им должна предоставлять налоговая инспекция. Правда, в нашей стране бывает всякое, поэтому данный момент лучше уточнить в ИФНС по месту учета.

3. Публикация в «Вестнике государственной регистрации»

Ликвидировать организацию с долгами перед контрагентами без урегулирования отношения с ними нельзя, поэтому ликвидационной комиссии необходимо опубликовать в СМИ сообщение о планируемом прекращении деятельности ООО.

Изданием, в котором публикуются подобная информация, является «Вестник государственной регистрации». Разместить извещение о ликвидации можно через специальную форму на официальном сайте журнала.

4. Уведомление о закрытии ООО кредиторов

Помимо публикации в «Вестнике» необходимо письменно уведомить своих кредиторов о начале процедуры ликвидации, а также рассказать о порядке и сроках выставления претензий и требований с их стороны (данный срок должен составлять не менее 2-х месяцев).

Специальных требований к оформлению подобных уведомлений не установлено, однако, у вас должны остаться доказательства того, что кредиторы были действительно осведомлены. Ими могут служить заказные письма с уведомлением о вручении или подписи лиц, получивших корреспонденцию (в случае курьерской доставки).

5. Уведомление сотрудников и центра занятости об увольнении

Не позднее, чем за 2 месяца до предстоящего увольнения, необходимо уведомить об этом факте своих сотрудников. Делать это необходимо посредством специального письменного уведомления с пометкой о том, что увольнение происходит по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации.

Письменное уведомление также необходимо предоставить в органы службы занятости. По каждому сотруднику указывается должность, профессия, специальность, квалификационные требования, а также условия оплаты труда.

Центр занятости уведомляется за 2 месяца до увольнения или за 3 месяца, если увольнение является массовым (зависит от региона и специфики деятельности но, как правило, от 15 человек и более).

Увольняемым работникам необходимо будет выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ними сохраняется право на получение зарплаты на период трудоустройства (но не более чем за 2 месяца со дня увольнения).

Отчетность за сотрудников

После того, как сотрудники уволены и с ними осуществлен полный расчет, можно направлять отчетность в ПФР (форма СЗВ-СТАЖ), ФСС (форма 4-ФСС) и ИФНС (Единый расчет по страховым взносам). Данные расчеты необходимо сдать до подачи заявления Р16001.

Если процесс ликвидации ООО совпал с окончанием отчетного года, то сначала нужно сдать расчеты СЗВ-СТАЖ и 4-ФСС за прошедший год (в общем порядке), а потом за период с начала года и до подачи заявления о ликвидации Р16001.

Примечание: на последних отчетах в ПФР, ФСС и ИФНС не забудьте поставить отметку на титульных листах – «Прекращение деятельности».

В течение 15 рабочих дней, со дня сдачи последней отчетности в ПФР оплачивается сумма взносов (доплат), если было их начисление.

Кроме этого, с апреля 2016 года был введен новый ежемесячный отчет в ПФР для работодателей по форме СЗВ-М. Указанный отчет нужно предоставлять не позднее 15-го числа следующего месяца.

По компании, находящейся в процессе ликвидации, в случае отсутствия сотрудников, сдается нулевой СЗВ-М, подписанный ликвидатором.

Не стоит забывать и об отчетах по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Прекращение деятельности компании не снимает обязанностей налогового агента. Аналогично отчетности в ПФР и ФСС, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ предоставляются за период с начала года и до прекращения деятельности, а если закончился отчетный год, то еще и за прошедший период.

6. Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС

После получения уведомления о ликвидации ООО налоговые органы имеют право (но не обязаны) провести выездную проверку. Причем сделать они это могут независимо от того, когда и по какой причине проводилась предыдущая проверка.

На практике, данную процедуру налоговая инспекция проводит не всегда, а «нулевые» компании, как правило, не проверяет вовсе. Однако, в любом случае, подготовиться к визиту из ИФНС и навести порядок в денежных расчетах и отчетных документах лучше заранее.

Если решение о выездной проверке уже вынесено, то переходить к следующему этапу ликвидации можно только после окончании проверки и урегулирования всех вопросов, возникших во время её проведения.

7. Составление и подача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса

После того, как опубликованный в «Вестнике» срок для предъявления требований со стороны кредиторов истек (не менее 2 месяцев) необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс.

Особых правил по его оформлению не установлено, однако, судебная практика рекомендует составлять баланс по тем же принципам, что и бухгалтерскую отчетность (поэтому самостоятельно решать данную проблему не имея похожего опыта, не рекомендуется).

Промежуточный баланс должен содержать:

  • сведения об имуществе организации;
  • информацию о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • результаты рассмотрения требований кредиторов.

После того, как документ будет составлен его необходимо утвердить на собрании учредителей (единственным учредителем) и оформить соответствующий протокол (решение).

Далее, в налоговую инспекцию необходимо предоставить:

Помимо этого во многих ИФНС дополнительно могут потребовать:

В течение 5 рабочих дней после принятия документов налоговая инспекция должна внести соответствующие данные в ЕГРЮЛ и отдать вам копию листа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр.

Подача налоговой декларации

Вместе с промежуточным ликвидационным балансом, вы можете сдать налоговую декларацию, но при условии, что после составления баланса организация больше не планирует проводить налогооблагаемых операций. Если такие операции возможны – декларацию подавайте с окончательным ликвидационным балансом.

Для ликвидируемых ООО последний отчетный год – период с 1 января до даты внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ. Вся отчетность по компании должна быть сдана в срок не позднее даты внесения записи о ликвидации организации.

Читайте так же:  Неисполнение обязательств по счету

Налоговые декларации подаются в соответствии с выбранной системой налогообложения, подробнее читайте на этой странице.

8. Расчеты по имеющимся у организации долгам

После того, как промежуточный баланс будет утвержден, ликвидационной комиссии необходимо начать рассчитываться по имеющимся у организации задолженностям.

Согласно ст. 64 ГК РФ долги должны выплачиваться в следующем порядке:

  1. Гражданам, перед которыми ООО несет ответственность за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью.
  2. Работникам по трудовому договору (зарплата и выходные пособия) и по выплате авторских вознаграждений.
  3. Расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, страховые взносы, штрафы и т.д.).
  4. Оставшиеся долги перед другими кредиторами.

Если денежных средств не хватает для погашения всех задолженностей ООО, тогда организации необходимо выставить на публичные торги своё имущество. Если и в этом случае полученная от продажи выручка не покроет все долги компании, тогда ликвидационной комиссии придется обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.

Если ещё перед началом ликвидации вы точно знаете, что денежных средств и имущества ООО не хватит для погашения всех имеющихся долгов, то лучше сразу обратиться к специалистам по банкротству (так как в проведении этой процедуры есть много нюансов самостоятельно ей заниматься лучше не стоит).

9. Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО

Как только все задолженности перед контрагентами, сотрудниками и государством будут погашены, ликвидационной комиссии необходимо составить окончательный ликвидационный баланс, содержащий сведения о тех активах фирмы, которые остались и должны быть распределены между участниками.

Примечание: если активы в окончательном балансе окажутся больше, чем в промежуточном, то налоговая инспекция может запросить разъяснения и даже отказать в ликвидации. Делается это с целью выявления недобросовестных ликвидаторов, которые временно выводят свои активы из ООО, чтобы не выплачивать долги кредиторам.

Окончательный ликвидационный баланс необходимо утвердить на общем собрании участников (единственным учредителем) и оформить соответствующий протокол (решение) об утверждении.

Только после этого активы, оставшиеся после расчетов с кредиторами, можно распределить между учредителями (участниками) в соответствии с их долями в уставном капитале организации.

10. Подача в налоговую инспекцию окончательного пакета документов

После прохождения всех вышеперечисленных этапов необходимо подать в ИФНС окончательный пакет документов:

  • заявление по форме Р16001 (нотариально заверенное);
  • окончательный ликвидационный баланс;
  • протокол (решение) об утверждении окончательного ликвидационного баланса;
  • квитанция об оплате госпошлины в размере 800 рублей.
  • справки из фондов, подтверждающие отсутствие задолженностей (их сдавать не обязательно, так как налоговая должна самостоятельно запрашивать эти данные в ПФР и ФСС).

В течение 5 рабочих дней после сдачи документов налоговая инспекция ликвидирует ООО, внесет соответствующие данные в ЕГРЮЛ и выдаст вам на руки копию листа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр.

После этого останется только: закрыть расчетный счет в банке, уничтожить печать в специализированной организации и сдать оставшиеся документы ликвидированного общества в архив.

Источник: http://www.malyi-biznes.ru/likvidaciya-ooo/

Ликвидация акционерного общества — пошаговая инструкция

Ликвидация акционерного общества призвана законным образом обеспечить прекращение предпринимательской и какой-либо иной деятельности хозяйствующего субъекта с исключением самого этого субъекта из ЕГРЮЛ. Хотя процедура банкротства также заканчивается ликвидацией общества, она требует отдельного рассмотрения, поэтому в настоящей статье будет рассмотрена процедура ликвидации, не связанная с несостоятельностью, а также основания для ее начала, этапы проведения, особенности и характеристики отдельных стадий.

Источники правового регулирования

Процесс ликвидации акционерного общества регулируется общими нормами о ликвидации юридического лица с рядом особенностей, установленных в отношении хозяйствующего субъекта данной организационно-правовой формы. К источникам правового регулирования проведения ликвидации акционерных обществ относятся:

  • ст. 63 Гражданского кодекса (далее также ГК), устанавливающая общие правила ликвидации юридического лица, и ст. 104 с положениями о ликвидации в отношении именно АО;
  • закон «Об АО» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее — закон 208-ФЗ), ст. 21–24 которого более подробно регламентируют рассматриваемую процедуру в отношении акционерного общества;
  • закон «О госрегистрации ЮЛ и ИП» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, предусматривающий общий порядок проведения ликвидации, а также особенности реализации данной процедуры в особых условиях (по решению регистрационного органа);
  • решения высших судов и иные источники судебной практики, в частности по вопросам принудительной ликвидации юридического лица в форме акционерного общества.

Так, например, в постановлении 2-го арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016 № 02АП-7333/2016 по делу № А82-15875/2015 рассматривается целый ряд практических вопросов, касающихся принудительной ликвидации акционерного общества.

Основания для инициирования процедуры

Основания для начала ликвидация акционерного общества те же, что и для юридических лиц иной организационно-правовой формы; они закреплены в п. 2 ст. 61 ГК:

  • решение учредителей о ликвидации акционерного общества в связи с окончанием срока, на который оно создавалось;
  • решение уполномоченного органа (или учредителей) о прекращении деятельности юридического лица в связи с тем, что цель его создания достигнута;
  • добровольное решение о ликвидации акционерного общества по иным причинам;
  • судебное решение.

Таким образом, решение о ликвидации может носить добровольный (и в этом случае оно принимается учредителями или уполномоченным уставом общества органом) или принудительный (принимается судебным органом по заявлению уполномоченного лица) характер.

Инициатором ликвидации АО в судебном порядке на основании п. 3 ст. 61 ГК могут выступать:

  • органы государственной власти или местного самоуправления в случае допущения неустранимых нарушений при регистрации;
  • госорган или уполномоченный орган местного самоуправления при функционировании АО в случае отсутствия разрешительных документов, признанных законом обязательными;
  • учредитель, если созданным акционерным обществом не может быть достигнута цель деятельности, для достижения которой оно создавалось.

Кроме того, ликвидация по решению суда может быть осуществлена по иску компетентного органа в случае регулярного осуществления обществом деятельности, не предусмотренной его уставными документами.

Ликвидация АО в 2017-2018 годах — пошаговая инструкция (этапы)

Последовательность процедур при ликвидации АО определяется ст. 21–24 закона 208-ФЗ. Основными этапами реализации процедуры являются:

  • созыв собрания акционеров для рассмотрения вопроса о ликвидации хозяйствующего субъекта;
  • принятие решения о ликвидации путем голосования, в котором в числе прочего назначается ликвидационная комиссия (или ликвидатор), определяется ее списочный состав;
  • публикация сообщения о ликвидации в органе печати, осуществляющем публикацию сведений о регистрации юридических лиц (Вестник государственной регистрации), которое должно содержать сроки предъявления требований кредиторов организации и порядок их предъявления;
  • формирование перечня кредиторской задолженности, выявление дебиторской задолженности; принятие мер по взысканию дебиторской задолженности;
  • формирование и утверждение общим собранием промежуточного ликвидационного баланса (ЛБ);
  • осуществление выплат кредиторам, налогов и во внебюджетные фонды по очередности, определяемой ст. 64 ГК;
  • продажа имущества с торгов (при недостаточности средств для удовлетворения всех требований);
  • составление окончательного ЛБ и его утверждение на общем собрании;
  • внесение налоговым органом записи о ликвидации акционерного общества в ЕГРЮЛ.
Читайте так же:  Решение суда об оспаривании исполнительного листа

После внесения указанной записи в соответствии со ст. 24 закона 208-ФЗ акционерное общество считается прекратившим свою деятельность, а процедура ликвидации — завершенной.

Принятие решения о ликвидации АО

Решение о ликвидации общества не имеет законодательно утвержденной формы, в связи с чем допускается свободная его форма. Вместе с тем п. 2 ст. 21 закона 208-ФЗ предполагает наличие в данном документе ряда обязательных реквизитов и положений.

Таким образом, нормативные документы и сложившая практика предполагают следующее содержание протокола общего собрания акционеров, в котором и фиксируется решение о ликвидации:

  • дата и место составление протокола, его номер;
  • наименование акционерного общества;
  • количество присутствующих акционеров, абсолютное и процентное количество акций;
  • вывод о правомочности общего собрания (достаточное ли количество голосов присутствует на собрание для принятия решения о ликвидации);
  • повестка заседания (как правило, на такое собрание выносится единственный вопрос о ликвидации АО);
  • данные главного докладчика, поступившие вопросы;
  • постановляющая часть, в которой указывается решение, вынесенное на голосование (о прекращении деятельности предприятия);
  • итоги голосования по вынесенному вопросу;
  • списочный состав ликвидационной комиссии с указанием имен членов комиссии и их должностей (руководитель предприятия и его главный бухгалтер, как правило, в первую очередь включаются в комиссию);
  • результаты голосования по выбору председателя комиссии;
  • порядок и сроки проведения ликвидации (чаще оформляются в виде приложения к протоколу).

Составленный протокол заверяется подписью председателя собрания и его секретаря. Также их подписи могут быть заверены должностным лицом общества (например, руководитель отдела кадров) и печатью организации.

Работа ликвидационной комиссии акционерного общества

Ликвидационная комиссия (ЛК), на основании п. 3 ст. 21 закона 208-ФЗ, после утверждения состава принимает на себя все полномочия по управлению акционерным обществом, совершает все действия от его имени, в том числе принимает участие в судебных заседаниях.

Состав комиссии определяется общим собранием по его усмотрению за исключением случаев, когда в числе акционеров присутствуют муниципальные образования или государство. В последнем случае на основании п. 4 ст. 21 закона 208-ФЗ в состав ЛК должен быть включен представитель государства или муниципалитета (от имущественного комитета, фонда, отдела по управлению имуществом и т. д.). Отсутствие в составе ЛК такого представителя является основанием для отказа налоговым органом в регистрации прекращения АО его деятельности.

Все действия, направленные на ликвидацию общества — от подачи заявки на публикацию сообщения в Вестнике государственной регистрации до представления на утверждение общим собранием акционеров окончательного баланса, — осуществляются ликвидационной комиссией. Ее деятельность прекращается с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации.

Всю ответственность за деятельность общества на данных стадиях несет комиссия. Так, например, постановлением арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.11.2016 № Ф02-5969/2016 по делу № А33-16515/2014 удовлетворено требование о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя ликвидационной комиссии.

Ликвидационный баланс АО

После окончания срока предъявления требований кредиторов ЛК составляет промежуточный баланс, в который она должна включить перечень заявленных требований, принятое решение по ним, а также перечень активов предприятия (его имущества). Поскольку утвержденной законом формы ЛБ не существует, его можно формировать самостоятельно, однако практика свидетельствует о применении в качестве основы формы бухгалтерского баланса, хотя это не является обязательным.

Среди активов предприятия указываются денежные средства, размещенные на расчетном счете и в кассе общества, объекты недвижимого имущества, в том числе незавершенные объекты строительства, движимое имущество, находящееся на бухгалтерском балансе и вновь выявленное, нематериальные права (в том числе интеллектуальные) и др.

После того как общество рассчиталось по своим долгам и распределило между акционерами оставшееся имущество на основании п. 7 ст. 22 закона 208-ФЗ, составляется ликвидационный баланс, носящий характер окончательного. Правильно составленный баланс должен быть нулевым. Итоговый баланс, как и промежуточный, должен выноситься на рассмотрение и утверждение общего собрания акционеров.

Прекращение деятельности общества

Заключительным этапом проведения процедуры ликвидации юридического лица в форме акционерного общества является направление окончательного ликвидационного баланса вместе с заявлением о прекращении деятельности в налоговую инспекцию по месту регистрации организации. Заявление на ликвидацию имеет утвержденную форму № Р16001, проще всего заполнить которую при помощи специального программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФНС.

Помимо этого для осуществления налоговой службой регистрационных действий в связи с ликвидацией общества необходимо уплатить государственную пошлину установленного Налоговым кодексом на дату уплаты размера. В добровольном порядке заявители могут также приложить документ, который подтверждает направление сведений в Пенсионный фонд.

Если пакет документов предъявлен в полном объеме и не содержит противоречий действующему законодательству, то по истечении 5 рабочих дней заявитель сможет получить выписку из ЕГРЮЛ, свидетельствующую о прекращении деятельности акционерного общества.

Итоги

Подведем некоторые итоги:

  • ликвидация акционерного общества есть прекращение его деятельности и исключение из реестра юридических лиц;
  • решение может быть принято добровольно единственным акционером или собранием акционеров либо судом по заявлению уполномоченного лица;
  • решение акционеров о ликвидации оформляется в виде протокола собрания и должно отвечать требованиям ст. 21 закона 208-ФЗ;
  • после создания ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению обществом; она выявляет активы и пассивы, удовлетворяет требования кредиторов, распределяет оставшееся имущество;
  • общество считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://nalog-nalog.ru/ao/likvidaciya_akcionernogo_obwestva_poshagovaya_instrukciya/

Ликвидация ликвидационной комиссии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here