Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров

Предлагаем рассмотреть тему: "Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Содержание

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В РОССИИ

Разрешение возникающих споров между государством и налогоплательщиками до недавнего времени осуществлялось преимущественно судебным органам, однако высокая загруженность судебных инстанций, а также высокий показатель количества случаев, когда действия налоговых органов признаются неправомерными, выявили необходимость введения дополнительных механизмов разрешения противоречий, возникающих при применении законодательства о налогах и сборах. Одним из таких механизмов выступает институт досудебного урегулирования налоговых споров.

Причины спорных ситуаций лежат не столько в расширительном толковании налоговыми органами норм права, сколько в невозможности или трудности понять заложенный смысл и условия применения правовой нормы в силу ее неопределенности с иными нормами, регулирующими сходные налогово-правовые отношения. Разрешению спора в таких условиях способствует его передача на рассмотрение компетентного органа государственной власти — вышестоящего налогового органа или суда. В большинстве случаев выбор налогоплательщика приходился в пользу судебных органов, в силу отсутствия внутриведомственной заинтересованности, а также действия принципов состязательности, процессуального равноправия спорящих сторон.

Важность досудебной процедуры обжалования состоит в упразднении более простых споров тогда, когда достаточно понятна противоправность действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов, а правовое регулирование не требует участия суда в их толковании. Результатом введения досудебного урегулирования налоговых споров явилось существенное снижение нагрузки на судебную систему Российской Федерации. Согласно официальным данным Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации количество споров, рассмотренных арбитражными судами Российской Федерации с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15 — 20 процентов [2].

Важной целью в настоящее время является развитие внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров, позволяющих добиваться разрешения налоговых споров без участия суда. Актуальным является развитие примирительных процедур, иных внесудебных процедур, позволяющих устранить конфликтные ситуации при обращении в Федеральную налоговую службу без необходимости подачи письменной жалобы; повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб; упрощение способов взаимодействия, создание условий и стимулов для разрешения споров во внесудебном порядке. Достижение этих целей означает реализацию качественно нового подхода к системе урегулирования налоговых споров, который призван обеспечить:

— контроль за законностью и обоснованностью вынесенных решений налоговыми органами;

— создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения, для соблюдения принципа единообразия практики;

— сокращение возможных причин возникновения налоговых споров;

— развитие примирительных процедур;

— максимальную оперативность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке;

— совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах;

— мотивацию налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров;

— широкое использование современных информационных технологий [2].

Соблюдение данных принципов и задач может привести к существенному снижению налоговых споров на всех этапах их рассмотрения.

Большим достижением в развитии электронных сервисов досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации следует считать введение в действие с 2012 года интернет — сервисов «Узнать о жалобе», «Решения по жалобам», «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя», размещенных на интернет-сайте Федеральной налоговой службы России. Однако в целях формирования благоприятных условий по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налогового спора необходимо дальнейшее развитие порядка досудебного рассмотрения налоговых споров.

В настоящее время ведется активная работа над формированием единой правоприменительной практики и решением споров в досудебном порядке. Федеральная налоговая служба России считает, что формирование единой правоприменительной практики способствует однозначному толкованию норм законодательства, как налоговыми органами, так и налогоплательщиками. В свою очередь, это позволит эффективнее развивать досудебные способы урегулирования налоговых споров.

В целях совершенствования процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, необходимо существенно усовершенствовать рассматриваемую процедуру, закрепив в Налоговом кодексе Российской Федерации следующие позиции:

— порядок подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков вышестоящими налоговыми органами; порядок рассмотрения споров, случаи оставления жалобы без рассмотрения и их последствия; процессуальные права и обязанности заявителя и налоговых органов в ходе досудебного производства; требования, предъявляемые к форме и содержанию жалобы;

— положение об ответственности должностных лиц налогового органа, принимающих решение по результатам рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке;

— положения об обязанности налоговых органов извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрения жалобы;

— право налогоплательщиков привлекать независимых экспертов, специалистов, переводчиков в качестве третьих лиц;

— положения о возможности применения процедуры «изменения сроков уплаты налога и сбора, а также пеней», предусмотренной гл. 9 Налогового кодекса Российской Федерации на стадии досудебного урегулирования споров.

Повысить эффективность досудебного урегулирования налоговых споров возможно только путем создания и введения в действие новых специальных механизмов, применяемых при досудебном урегулировании налоговых споров. Причем именно таких, которые могут быть применены только при досудебном урегулировании налоговых споров и не могут быть применены в ходе судебного разрешения налоговых споров.

Читайте так же:  Срок исковой давности комментарии

В качестве одного примера из механизмов досудебного урегулирования налоговых споров может быть наделение налогового органа специальными полномочиями, касающимися сумм, подлежащих взысканию с налогоплательщика. Например, списание задолженности, которая является безнадежной ко взысканию, когда налоговым органом утрачена возможность взыскания как в бесспорном, так и в судебном порядке в связи с истечением установленных сроков для взыскания согласно ст. 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае, в целях снижения нагрузки на Арбитражный суд, можно было бы наделить налоговый орган полномочием списания данных сумм без обращения в суд, и получения судебного акта, при условии признания налоговым органом факта утраты возможности взыскания задолженности. Данное обстоятельство позволит также сократить временные и финансовые затраты государства при разрешении налоговых споров.

Дальнейшее развитие досудебного порядка урегулирования налоговых споров позволит значительно разгрузить судебную систему, что соответственно, приведет к минимизации бюджетных расходов при осуществлении правосудия. Кроме того, даже в случае последующего переноса налогового спора в суд апелляционное обжалование позволяет обеим сторонам лучше подготовиться к судебному процессу, реально оценить свои возможности, предварительно апробировать систему доказательств и аргументацию.

Грамотная организация работы с жалобами налогоплательщиков позволит установить устойчивую обратную связь между налоговыми органами разных уровней, усилить внутриведомственный контроль и своевременно формировать объективную оценку работы нижестоящих налоговых органов и их должностных лиц, на регулярной основе осуществлять мониторинг эффективности применения налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений.

Источник: http://evansys.com/articles/sovremennye-dostizheniya-i-razrabotki-v-oblasti-ekonomiki-i-menedzhmenta-sbornik-nauchnykh-trudov-po/sektsiya-20-finansy-i-nalogovaya-politika/perspektivy-razvitiya-instituta-dosudebnogo-uregulirovaniya-nalogovykh-sporov-v-rossii/

Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров

Концепция разработана в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в области налогов и сборов, а также с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, Основными направлениями налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» и другими документами стратегического планирования.

Разработка настоящей Концепции осуществлена с учетом отечественного и зарубежного опыта и обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров в области досудебного разрешения налоговых споров во взаимосвязи с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации.

Основными направлениями развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации, согласно Концепции, являются:

  • дальнейшее совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров и повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб;
  • развитие примирительных процедур;
  • максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке;
  • совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах;
  • создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения;
  • мотивация налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров;
  • широкое использование современных информационных технологий.

©2011 — 2018 Министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области

Источник: http://mbko.kirovreg.ru/news/detail.php?ID=3182

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

  • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
  • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
  • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
  • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
  • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
  • непосредственное рассмотрение;
  • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
  • вручение письменного решения заявителю.

Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

Читайте так же:  Недобровольное психиатрическое освидетельствование лица

Рассмотрение жалобы по существу

Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

Итоги

Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

Об обжаловании решения налогового органа в суде читайте в этой статье.

Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.

Источник: http://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/dosudebnyj_poryadok_uregulirovaniya_nalogovyh_sporov/

Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в вопросах-ответах налоговой службы

от 16.07.13 в 10:30 версия для печати

30 июля 2013 года в 11:00 Агентство Правовой Информации «Гарант-Энтерпрайз» проведет интернет-интервью с начальником отдела по досудебному урегулированию налоговых споров УФНС России по Омской области Еленой Манаковой.

Тема интернет-интервью: «Концепция развития досудебного урегулирования споров».

В начале 2013 года ФНС России утвердила «Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации». Согласно концепции основными направлениями развития досудебного урегулирования споров на 2013 – 2018 годы являются:

дальнейшее совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров и повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб;

развитие примирительных процедур;

максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке;

совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах;

создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения;

мотивация налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров;

широкое использование современных информационных технологий.

В ходе интернет-интервью Елена Манакова (на фото) подробно расскажет о целях и основных механизмах развития принятой концепции, ее плюсах и минусах, разъяснит порядок оформления жалоб в соответствии с законодательством. Кроме того, детально рассмотрит вопросы представления интересов организаций и физических лиц в налоговых органах.

Для налогоплательщика досудебное рассмотрение спора в налоговом органе имеет ряд преимуществ, главные из которых – это экономия времени и средств на судебные издержки.

Как отметили в налоговой службе, принимаемые меры по совершенствованию работы досудебного аудита позволяют урегулировать до суда максимальное количество налоговых конфликтов. При рассмотрении споров учитываются все доводы, возражения и выстраивается конструктивный диалог с налогоплательщиком.

Задать свой вопрос Елене Манаковой можно по адресу: [email protected] до 26 июля 2013 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Стенограмма интернет-интервью будет размещена на информационно-правовом портале www.garant.ru, а также на официальном сайте УФНС России по Омской области www.r55.nalog.ru

Организатор и информационный партнер мероприятия — Агентство Правовой Информации «Гарант-Энтерпрайз», официальный представитель компании «Гарант» в Омской области.

Дополнительная информация по телефону 408-555.

Агентство Правовой Информации «Гарант-Энтерпрайз»

Источник: http://www.omskinform.ru/news/57753

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НЕЗАВИСИМОЙ МЕДИАЦИИ В НАЛОГОВЫХ СПОРАХ

студентка Института прокуратуры Уральского государственного юридического университета [1] [2]

Российское законодательство о налогах и сборах на сегодняшний день динамично развивается, подвергаясь совершенствованию, различным изменениям. Это означает, что система отрасли налогового права начинает содержать в себе противоречия, что приводит к проблемам при толковании норм. Результатом тенденции стремления налогоплательщика к оптимизации налогообложения нередко становится конфликт публичных и частных интересов. В подобных условиях важное значение принимает совершенствование механизма внесудебного урегулирования налоговых споров, в том числе развития примирительных процедур, как эффективного метода снижения нагрузки на судебную систему.

В настоящее время перед налоговыми органами стоят задачи снизить количество жалоб и, по возможности, все спорные вопросы урегулировать в досудебном порядке. В связи с этим ФНС России утвердила «Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013- 2018 годы». Следовательно, стимулирование развития примирительных процедур в налоговых спорах является стратегической целью развития внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров.

В данной работе речь пойдет о перспективах применения в налоговых спорах именно альтернативной процедуры урегулирования спора, установленной ФЗ от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». В российской действительности медиация применяется в гражданских, трудовых, семейных правоотношениях. Действующий Федеральный закон № 193-ФЗ содержит ограничение на применение процедуры медиации в спорах, затрагивающих публичный

Читайте так же:  Комиссия по делам несовершеннолетних курение

интерес, а налоговые споры, как известно, носят административный публичный характер. Однако еще в 2011 г. глава ФНС России М.В. Мишустин говорил о готовности ФНС России участвовать в эксперименте по медиативному решению налоговых споров на примере крупнейших налогоплательщиков, но до сих пор механизм медиации не разработан [3] .

Очевидно, вопрос урегулирования налоговых споров при помощи медиации вызывает многочисленные дискуссии [4] [5] [6] , законодатель определяет налоговые отношения — как отношения властные (ст. 2 НК РФ). Несмотря на это, в налоговых отношениях четко проявляются диспозитивные начала: налогом, в соответствии с налоговым законодательством, является публичная обязанность, однако, недоимка устанавливается в процессе урегулирования спора. Существующие согла- шения об избежании двойного налогообложения , соглашения о трансфертном ценообразовании, существование практики заключения мировых соглашении по налоговым спорам ярко иллюстрируют потенциальную медиабельность налоговых споров.

Согласно действующему законодательству процедура медиации представляет собой процедуру переговоров, где каждая сторона высказывает свою точку зрения. Медиатор, в свою очередь, получает возможность более глубоко понять поведение сторон, их мотивы. Его задача — создать условия для монолога каждой из сторон [7] . Таким образом, от процедуры медиации выигрывают сразу все стороны конфликта, поскольку у них появляется возможность быть услышанными и высказать свое мнение. Для налогоплательщика — это возможность завершить конфликт без вреда для репутации, уменьшить суммы штрафов и платежей. Для налогового органа — это получение недоимки в ускоренные сроки, без судебных тяжб.

Стоит отметить, что конфиденциальность медиации также не позволяет формировать общедоступную практику применения, например, налоговых схем. Взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами изначально построены на неравенстве, однако не стоит противопоставлять их интересы, так как существует обусловленная взаимная поддержка [8] [9] [10] .

Возвращаясь к теме разрешения налоговых споров следует сказать, что во многом аналогом урегулирования спора здесь является обязательный досудебный порядок». Несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом, согласно ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) является основанием для оставления искового заявления налогового органа без рассмотрения.

Самый большой опыт в применении медиации сегодня накоплен в США, где этот институт начал развиваться еще в 60-е годы XX в. как ответ на огромную загруженность судов; в дальнейшем она была распространена в Нидерландах, Бельгии. При этом нередко медиаторами (посредниками в споре) являются и сотрудники налоговой службы, которые осуществляют функции медиатора в свободное от основной работы время. В Нидерландах, Германии, Великобритании, Австралии существует обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в том числе и с использованием медиации, который способствует тому, что до стадии судебного разрешения доходит менее 10% споров .

Так или иначе, современное положение вещей обязывает законодателя по вопросам, касающимся налоговых споров, совершенствоваться и развиваться, предлагая при этом снизить судейскую нагрузку. Таким образом, перспективным выглядит внедрение процедуры независимой медиации, как эффективного метода досудебного урегулирования спора, как одного из приоритетных направлений совершенствования существующих механизмов урегулирования споров и защиты нарушенных прав граждан. На что, в свою очередь, указывал Совет Судей в Российской Федерации в своем Постановлении от 19 декабря 2012 г. [11]

Таким образом, представляется необходимым введение независимой медиации (independent mediation) по отдельным категориям налоговых споров (за исключением сложных, крупных дел). Независимый медиатор старается достичь соглашения, применяя собственные средства в работе со сторонами и принимая во внимание обстоятельства конфликта. А налоговый орган действует в соответствии с установленным законом регламентом. Соглашение, достигаемое в процессе процедуры медиации, будет иметь силу мирового соглашения, в согласии с налоговым и процессуальным законодательством. Процедура медиации представляется в свете альтернативы досудебного урегулирования, которая должна сопровождаться приостановлением сроков на такое обжалование, установленных Разделом VII Налогового Кодекса Российской Федерации.

Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что примирительные процедуры необходимы нынешней правовой действительности, налоговые споры здесь не являются исключением, при этом, стоит учитывать всю специфику правоотношений в данной сфере, а преобразования должны носить точечный характер, преследуя принципы, установленные пунктом 4 Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013-2018 годы, процессуальным законодательством Российской Федерации.

Источник: http://bstudy.net/624641/pravo/perspektivy_razvitiya_instituta_nezavisimoy_mediatsii_nalogovyh_sporah

Принципы, задачи и основные направления развития досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации

Принципы развития досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации:

  • — надлежащее обеспечение прав и интересов участников налоговых правоотношений;
  • — соблюдение норм национального и международного права;
  • — преемственность — Концепция основывается на накопленном опыте реализации политики досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации;
  • — клиентоориентированность, упрощение способов взаимодействия налогоплательщиков (иных лиц) с налоговыми органами;
  • — информационная открытость — доступность информации о порядке подачи и рассмотрения жалоб, стадиях их рассмотрения.

Задачи досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации включают:

  • — повышение качества контроля за законностью и обоснованностью решений, вынесенных нижестоящими налоговыми органами;
  • — создание условий и стимулов для разрешения налоговых споров во внесудебном порядке;
  • — разработку дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров;
  • — стимулирование развития примирительных процедур в сфере разрешения налоговых споров;
  • — содействие формированию конструктивного взаимодействия между налогоплательщиками (иными лицами) и налоговыми органами.

Основные направления развития досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации предполагают:

Источник: http://bstudy.net/627814/ekonomika/printsipy_zadachi_osnovnye_napravleniya_razvitiya_dosudebnogo_razresheniya_nalogovyh_sporov_rossiyskoy_fed

ФНС России утвердила Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации

Цель Концепции — определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2013 — 2018 годы) перехода на преимущественно внесудебный порядок разрешения налоговых споров.

Читайте так же:  Образец мирового соглашения общении ребенка

Концепцией определяются цели, принципы, задачи и основные механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 — 2018 годы.

Концепция разработана в соответствии с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы», другими документами стратегического планирования, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Основные направления развития досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации предполагают:

— переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, урегулирование споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур;

— дальнейшее сокращение количества жалоб, подаваемых в налоговые органы, в связи с принятием решений по результатам налоговых проверок или в связи с действиями (бездействием) должностных лиц налоговых органов;

— снижение нагрузки на судебную систему;

— совершенствование нормативно-правовой базы, своевременная подготовка предложений по изменению налогового законодательства;

— введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров с одновременным увеличением сроков на подачу жалоб (для апелляционных жалоб — до 1 месяца, для иных жалоб — до 1 года);

— разработку дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров (в зависимости от стадии, универсальный и упрощенный порядок, мировое соглашение и т.д.);

— совершенствование интернет-сервисов, облегчающих подачу жалоб и отслеживание стадий их рассмотрения, развитие электронных сервисов и услуг. Целевой результат — прием жалоб и документальных доказательств посредством интернет-сервисов на официальном сайте налогового органа (при аутентификации пользователя), а также участие налогоплательщиков в рассмотрении жалоб (при необходимости) с использованием конференцсвязи;

— информирование налогоплательщиков о преимуществах досудебного порядка разрешения налоговых споров перед судебным разбирательством. Использование механизма обратной связи посредством текущего анкетирования налогоплательщиков;

— надлежащее и оперативное реагирование на допущенные ведомственные нарушения с целью повышения качества налогового администрирования;

— создание информационных баз с основными положениями и позициями решений по жалобам, а также сводными аналитическими материалами, в том числе, по результатам оперативного анализа судебной практики;

— постоянный мониторинг и анализ содержания налоговых споров, проблем в организации деятельности территориальных налоговых органов;

— развитие института профессионального налогового консультирования.

Источник: http://www.audit-it.ru/nalognews/reg122/572668.html

Институт законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации

Институт

  • Об институте:
    1. Основные направления
    2. Структура
    3. История института
    4. Библиографические жемчужины Института
    5. 90-летний юбилей Института
    6. Музей истории Института
  • Правовые основы:
    1. Устав
    2. Лицензия
    3. Геральдика
    4. Локальные акты Института
    5. План финансово-хозяйственной деятельности
  • Правовые заключения для Правительства Российской Федерации. Участие в законотворческой деятельности
  • Координация научно-методического обеспечения противодействия коррупции
  • Секретариат делегации Российской Федерации в Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия)
  • Награды и заслуги
  • События
  • Анонсы
  • СМИ о нас
  • Контакты:
    1. Телефонный справочник
    2. Схема проезда
    3. Реквизиты
    4. Образцы баннеров
    5. Обратная связь

Издания

  • Журнал Российского права:
    1. Подписка
    2. Редакционный совет
    3. Сведения для авторов
    4. Содержание
    5. О Журнале
  • Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения:
    1. Подписка
    2. Редакционный совет
    3. Сведения для авторов
    4. Содержание
    5. О Журнале
  • Книги
  • Правила цитирования

Наука

  • Научная деятельность
  • Основные направления
  • Школа молодых ученых
  • Совет молодых ученых
  • Аналитика
  • Замещение должностей научных работников
  • Диссертационные советы::
    1. Информация о работе
    2. Диссертации
    3. Диссертационный совет Д503.001.01
    4. Диссертационный совет Д503.001.02
    5. Диссертационный совет Д503.001.03
    6. Диссертационный совет Д503.001.04
  • У нас учились и защищались:
    1. Список диссертаций с 1939 года по настоящее время
    2. У нас учились и защищались
  • Гранты

Образование

  • Сведения об образовательной организации:
    1. Основные сведения
    2. Структура и органы управления образовательной организацией
    3. Документы
    4. Образовательные стандарты
    5. Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    6. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    7. Стипендии и иные виды материальной поддержки
    8. Платные образовательные услуги
    9. Финансово-хозяйственная деятельность
    10. Вакантные места для приема (перевода)
  • Перечень образовательных программ
  • Магистратура:
    1. Перечень направлений подготовки
    2. Расписание
    3. Государственная итоговая аттестация
    4. Приемная кампания 2019
    5. Приемная кампания 2020
  • Аспирантура:
    1. Перечень направлений подготовки
    2. Приемная кампания 2019
    3. Приемная кампания 2020
    4. Экзамены кандидатского минимума
    5. Формы документов
    6. Расписание
    7. Государственная итоговая аттестация
  • Докторантура
  • Прикрепление для подготовки кандидатской диссертации без обучения в аспирантуре. Прикрепление для сдачи экзаменов кандидатского минимума
  • Замещение должностей педагогических работников
  • Повышение квалификации:
    1. Направление программ
    2. Расписание курсов
    3. Юридический английский язык – Legal English Course
    4. Подготовительные курсы для поступающих в магистратуру и аспирантуру
  • Летние школы:
    1. Летняя школа 2019
    2. Архив
  • Электронная-информационная образовательная среда:
    1. Информационные ресурсы
  • Замещение должностей педагогических работников

Конференции

Правовые заключения

  • Основные формы сотрудничества::
    1. Информация для заказчиков
    2. Фандрейзинговая деятельность
    3. Консультационные услуги
    4. Заказать исследование
  • Аннотация услуг:
    1. От научных исследований до практической реализации
    2. Правовая экспертиза
    3. Предложения по совершенствованию законодательства
  • Наши партнеры:
    1. Партнерство с адвокатскими образованиями
    2. Партнерство с коммерческими и некоммерческими организациями

Институт законодательства
и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации

Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации и мер для ее практической реализации на 2013 – 2018 годы

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (сотрудники отдела бюджетного и налогового законодательства под руководством д.ю.н., профессора И.И. Кучерова) по поручению Федеральной налоговой службы России приступили к разработке «Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации и мер для ее практической реализации на 2013 – 2018 годы».

Цель исследования – анализ текущего состояния, нормативных актов и судебной практики, зарубежного опыта в данной сфере, выявление проблемных направлений и выработка предложений по совершенствованию процедуры досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации.

Читайте так же:  Выгнала дочь из дома что делать

Научно-исследовательская работа продолжает выполненное Институтом в 2011 г. для ФНС России исследование по теме: «Анализ национального правового регулирования и изучение зарубежного опыта по административному рассмотрению налоговых споров и выработке предложений по совершенствованию порядка досудебного рассмотрения налоговых споров».

Источник: http://izak.ru/institute/events/kontseptsii-razvitiya-dosudebnogo-uregulirovaniya-nalogovykh-sporov-v-sisteme-nalogovykh-organov-ros/

Налоговые споры будут решать без суда

Законопроект о досудебном обжаловании налоговых споров прошел еще один этап. Депутаты Государственной Думы РФ приняли документ в первом чтении. Проект сделает процедуру досудебного урегулирования обязательной. Кроме того, увеличится срок, отведенный налогоплательщикам для подготовки апелляционных жалоб.

Как отметили в пресс-службе Федеральной налоговой службы, законопроект подготовлен на основании предложений ведомства. Он предусматривает три ключевых изменения. В ФНС сообщили:

Основными концептуальными изменениями, которые предлагается ввести данным законопроектом, являются:

  • введение обязательной процедуры обжалования до суда всех налоговых споров;
  • ускоренная процедура рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов — 15 дней;
  • увеличение срока на подготовку налогоплательщиками апелляционных жалоб с 10 дней до 1 месяца для того, чтобы у налогоплательщиков имелось время для подготовки качественной, мотивированной жалобы
  • Как мы писали ранее, за последние 4 года Федеральной налоговой службе удалось сократить количество судебных споров почти вдвое. Законопроект, разработанный службой, расширяет сферу применения обязательной процедуры досудебного обжалования. ФНС предлагает распространить ее на все споры, ввести ускоренную процедуру рассмотрения споров по действиям и бездействию должностных лиц налоговых органов.

    Мы также сообщали, что споры с налоговыми органами придётся решать в досудебном порядке. Ведомство постарается стимулировать граждан и организации к тому, чтобы не доводить разбирательства до суда. Федеральная налоговая служба утвердила Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров. Об этом сообщает официальный сайт Службы. В основу документа легли, в частности, Налоговый кодекс, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период, Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы».

    Напомним, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Порядок обжалования изложен в Главе 19 Налогового кодекса РФ. Так, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 НК РФ.

    Подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе «Справочник налогов». Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе «Календарь бухгалтера».

    Отметим, для того чтобы законопроект стал законом, необходимо миновать три чтения в Госдуме, одобрение в Совете Федерации, а после — Президента РФ. Затем документ должен быть официально опубликован. В случае принятия закон, разработанный ФНС, вступит в силу через месяц после официального опубликования за исключением отдельных положений.

    Источник: http://ppt.ru/news/117166

    Досудебное урегулирование налоговых споров будет развиваться по новой Концепции

    Федеральной налоговой службой утверждена Концепция, согласно которой будет развиваться внесудебное урегулирование налоговых споров. Сообщение об этом сделано пресс-службой ведомства.
    Документом определяются задачи, стоящие перед налоговыми органами в период с 2013 по 2018 годы в работе по развитию урегулирования налоговых споров в досудебном порядке. Рассматриваются в Концепции и основные механизмы решения этих задач.
    ФНС отмечает, что основные направления деятельности по развитию урегулирования налоговых споров во внесудебном порядке в соответствии с концепцией заключаются в следующих моментах:

    • продолжение совершенствования порядка урегулирования налоговых споров во внесудебном порядке с одновременным упрощением процедуры разбора жалоб;
    • разработка процедур примирения сторон;
    • повышение оперативности и удобства досудебного разрешения налоговых споров;
    • повышение эффективности предоставления налогоплательщикам сведений о процедуре урегулирования налоговых споров во внесудебном порядке и достоинствах этой процедуры;
    • разработка баз данных, содержащих информацию о вынесенных после разбора жалоб решениях, аналитические сведения об урегулировании налоговых споров, которые перешли в стадию судебного разрешения;
    • усиление мотивации налогоплательщиков к разрешению налоговых споров во внесудебном порядке;
    • активизация применения передовых информационных технологий.

    Следует напомнить, что алгоритм разрешения налоговых споров во внесудебном порядке установлен положениями статей 100, 101, 137-141 Налогового кодекса.

    Добавить комментарий

    Новые публикации

    Комментарии

    Расчет пособия по временной нетрудоспособности из МРОТ — наглядный пример

    Пошаговая инструкция учета НДС при экспорте в страны Таможенного союза.

    Контакты

    Москва: +7 (495) 181-51-73, +7 (495) 776-83-73
    Офис по работе с клиентами: г. Москва, Овчинниковская наб., д.22/24, стр.1
    Почта: [email protected]

    © Центр бухгалтерской практики «Парус», 2003 — 2020

    Бухгалтерское обслуживание и бухгалтерские услуги в Москве и МО. Аутсорсинг бухгалтерских услуг. Юридические услуги: регистрация, внесение изменений, ликвидация.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://paruscbp.ru/novosti-zakonodatelstva/utverzhdena-novaya-kontseptsiya-dosudebnogo-uregulirovaniya-nalogovykh-sporov.html

    Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here