Гражданско правовая ответственность казенных учреждений

Предлагаем рассмотреть тему: "Гражданско правовая ответственность казенных учреждений" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ статья 161 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 161 БК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 1 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 161 дополнена пунктом 3.1 с 19 июля 2017 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ

3.1. Порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 5 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения

5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 418-ФЗ в пункт 6 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 23-ФЗ статья 161 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6.1

6.1. В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, казенное учреждение вправе не принимать решение о расторжении ранее заключенных договоров и соглашений, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам и соглашениям, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 7 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения

7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

ГАРАНТ:

Об административной ответственности за нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий см. ст. 15.15.8 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Пункт 10.1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

10.1. Казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в пункт 11 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Читайте так же:  Какие документы нужны для оформления загранпаспорта нового

Источник: http://base.garant.ru/12112604/4937220ae6cef91cd7865edfe9b471d0/

Гражданско-правовая ответственность бюджетных учреждений по своим обязательствам

Клещев С.Е., преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Пермского юридического института ФСИН России.

В статье рассматриваются проблемы официального судебного толкования норм гражданского и бюджетного российского права о гражданско-правовой ответственности бюджетных учреждений по своим обязательствам. Автор поднимает вопросы внутреннего коллизионного регулирования объекта имущественной ответственности бюджетного учреждения, особенностей привлечения к субсидиарной ответственности учредителя и условий привлечения учреждения к ответственности.

Бюджетное учреждение как одна из наиболее используемых организационно-правовых форм юридического лица представляет собой некоммерческую организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)). Оно является разновидностью общей организационно-правовой формы учреждения, которая наряду с публично-правовыми образованиями может использоваться частными лицами, чьи учреждения именуются частными. Законодатель отказался от использования термина «публичный», поскольку наряду с бюджетными государство, государственные и муниципальные образования могут создавать автономные учреждения. Имея различную правосубъектность и правовой режим имущества, бюджетное, автономное и частное учреждение образуют одну организационно-правовую форму юридического лица — учреждение, поскольку получают имущество на праве оперативного управления. Правда, условно бюджетные и автономные могут быть названы публичными учреждениями, поскольку создаются исключительно публично-правовыми образованиями и преследуют цели, решая задачи, обусловленные публичными (государственными и муниципальными) интересами.

Несмотря на то что за автономными учреждениями государство и иные публично-правовые образования видят будущее в сфере выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, бюджетные учреждения пока остаются наиболее используемой разновидностью публичных учреждений в этой сфере. Как следствие, именно с ними в посткризисное время (после августа 1998 г.) в судебной практике возникало немало проблем в вопросах определения объема и порядка ответственности по своим обязательствам. Экономически благоприятное предшествующее пятилетие отчасти снизило напряженность в этой сфере в силу известной стабильности российских бюджетов, однако нынешний кризис, надо полагать, актуализирует данные проблемы вновь.

Одними из центральных проблем, которые возникают как при определении гражданской правосубъектности бюджетных учреждений, так и при решении частных проблем их участия в гражданском обороте, выступают коллизии между гражданским и бюджетным законодательством. Казалось бы, у каждой отрасли права и законодательства есть собственный предмет ведения, и если иные правовые акты и даже нередко федеральные законы носят полиотраслевой характер, то уж кодексы как акты высшей степени унификации должны быть моноотраслевыми. Однако в законодательной практике все складывается иначе, и отраслевое законодательство, используя термины, институты и образования иных отраслей, размывает их оригинальное содержание, наполняя собственным смыслом, искажая первоначальное правовое регулирование (режим).

Казалось бы, определение бюджетного учреждения в ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) мало отличается от закрепленного в ГК, поскольку им также признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Однако это лишь маска учреждения в БК РФ, правовой же режим его имущества и содержание правосубъектности (которые, бесспорно, связаны и взаимообусловлены) имеет иное олицетворение, подтверждением чему служит многочисленная судебная практика и меняющееся официальное толкование высшими судами.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности к субсидиарной ответственности по обязательствам такого учреждения привлекается собственник имущества учреждения, т.е. учредитель. Казалось бы, такая однозначная формулировка не должна была бы вызывать каких-либо споров в судебной практике, но на самом деле острыми становятся вопросы, во-первых, каким имуществом отвечает учреждение, во-вторых, по каким долгам и, в-третьих, каковы условиях привлечения учреждения к ответственности.

В качестве «компенсации» Постановление от 22 июня 2006 г. N 21 обязывает суды учитывать, что принятие учреждением денежных обязательств с превышением сметы расходов не является основанием для отказа в привлечении собственника бюджетного учреждения к субсидиарной ответственности по таким обязательствам.

При определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, судам следует исходить из того, что согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, т.е. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. На основании п. 10 ст. 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам п. 1 указанной статьи БК РФ. При этом, удовлетворяя требование о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований.

Последнее, что вызывает недоумение, — это определение виновности учреждения по бюджетным обязательствам. В случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства ВАС РФ считает, что при применении ст. 401 ГК РФ необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании п. 1 ст. 401 ГК РФ.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/36887-grazhdansko-pravovaya-otvetstvennost-byudzhetnykh-uchrezhdenij-svoim-obyazatelstvam

Гражданско-правовой статус автономных, казенных, бюджетных и частных учреждений

Ст. 123.21 ГК РФ определяет, что у чреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления

  1. управленческих,
  2. социально-культурных или
  3. иных функций некоммерческого характера.
Читайте так же:  Гражданско правовая ответственность судей

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 Кодекса: учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления ,

  • владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности , назначением этого имущества и,
  • если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, и вправе распорядиться по своему усмотрению.

Учреждение может быть создано:

  1. гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо
  2. Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации (государственное учреждение),
  3. муниципальным образованием (муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

Виды государственных или муниципальных учреждений (ст. 123.22 ГК РФ):

Автономным учреждением признается некоммерческая государственная или муниципальная организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая государственная или муниципальная организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ).

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/grazhdansko-pravovoy-status-avtonomnich-kazennich-biudzhetnich-i-chastnich-uchrezhdeniy

Гражданско правовая ответственность казенных учреждений

Бюджетный учет, N 8, 2011

Т.В.Саакян,
заместитель директора
Департамента бюджетной политики
и методологии
Минфина России

Из трех типов государственного (муниципального) учреждения (автономные, бюджетные и казенные) казенное учреждение, на первый взгляд, менее всего нуждается в каких-то особых мероприятиях переходного периода. Но это не так. В статье рассмотрим действия, связанные с изменением типа учреждения.

Характерные признаки казенного учреждения

Имущественные отношения

Внимание

Пункт 4 Положения N 537 устанавливает дополнительные требования к процедуре согласования распоряжения недвижимым имуществом в виде предварительного согласования решения органа-учредителя с органом, осуществляющим функции по управлению государственным (муниципальным) имуществом.

Для большинства федеральных казенных учреждений таким органом является Росимущество, которое рассматривает проект решения органа-учредителя и не позднее 15 рабочих дней со дня его получения согласовывает проект решения либо направляет мотивированный отказ в согласовании.

В случае непоступления от Росимущества соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня направления ему проекта решения органом-учредителем, решение считается согласованным. Орган-учредитель обязан уведомить Росимущество о принятом решении (с приложением его копии) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия.

Аналогичные нормы рекомендуются Минфином России в модельном акте субъекта Российской Федерации, размещенном на сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе, посвященном Закону N 83-ФЗ.

Субсидиарная ответственность

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902310860

Гражданско правовая ответственность казенных учреждений

Дата документа 01.08.2011
Метки Статья

О БЮДЖЕТНЫХ И КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Т.В. Саакян
заместитель директора Департамента бюджетной
политики и методологии Минфина России

Основные признаки казенного учреждения

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрим характерные признаки правового статуса казенного учреждения:

финансовое обеспечение — на основе бюджетной сметы;
действует от имени публично-правового образования;
приносящая доход деятельность — право осуществлять ее определяется уставом казенного учреждения, но все полученные доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет (не позднее 1 января 2012 года);
кассовое обслуживание — лицевые счета по-прежнему открываются только в органах Федерального казначейства (финансовых органах);
закупки товаров, работ и услуг размещаются в соответствии с Законом № 94-ФЗ;
бухгалтерский учет — по Единому плану счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, с учетом приказа от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»).

Статьи 120, 296, 298 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) позволяют определить основные нормы гражданского законодательства о правовом положении казенного учреждения. Рассмотрим в первую очередь имущественные вопросы.

Имущественные отношения

Государственное (муниципальное) имущество принадлежит казенному учреждению на праве оперативного управления. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества в отличие от автономного и бюджетного учреждения, чьи полномочия расширены в отношении определенной части имущества:

у автономного учреждения — в части недвижимого имущества, приобретенного за счет доходов от платной деятельности, а также движимого имущества, не отнесенного к особо ценному движимому имуществу;
у бюджетного учреждения — в части движимого имущества, не отнесенного к особо ценному движимому имуществу.

Порядок согласования распоряжения федеральным казенным учреждением любым объектом имущества, находящимся у него на праве оперативного управления, регулируется пунктом 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 .
Согласно подпунктам «к» и «л» вышеуказанного пункта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении федерального государственного учреждения (далее — орган-учредитель), согласовывает распоряжение всего имущества федерального казенного учреждения, в том числе передачу его в аренду.

Внимание! Пункт 4 Положения № 537 устанавливает дополнительные требования к процедуре согласования распоряжения недвижимым имуществом в виде предварительного согласования решения органа-учредителя с органом, осуществляющим функции по управлению государственным (муниципальным) имуществом.
Читайте так же:  Полное товарищество статья

Для большинства федеральных казенных учреждений таким органом является Росимущество, которое рассматривает проект решения органа-учредителя и не позднее 15 рабочих дней со дня его получения согласовывает проект решения либо направляет мотивированный отказ в согласовании.

Важный момент! В случае непоступления от Росимущества соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня направления ему проекта решения органом-учредителем решение считается согласованным. Орган-учредитель обязан уведомить Росимущество о принятом решении (с приложением его копии) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Источник: http://www.referent.ru/40/8255

Гражданско правовая ответственность казенных учреждений

Гражданско-правовое положение федеральных казенных учреждений УИС : учебное пособие / Р. В. Новиков, А. В. Белоусов, А. В. Борцов [и др.]. — Пермь : Пермский институт ФСИН России, 2014. — 130 с.: ISBN 978-5-905976-46-9. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/910804

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, раскрывающее сущность гражданской правосубъектности федеральных казенных учреждений УИС. Авторами рассматриваются понятие и признаки федерального казенного учреждения как юридического лица, содержание его правосубъектности и проблемы ее возникновения, изменения и прекращения. В пособии исследуются правовой режим средств и имущества федеральных казенных учреждений, в том числе право оперативного управления, и гражданско-правовая ответственность учреждений по своим обязательствам. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся в высших профессиональных учебных заведениях по специальности «Юриспруденция», курсантов и слушателей образовательных учреждений, практических работников ФСИН России.

Источник: http://znanium.com/catalog/product/910804

Гражданско — правовая ответственность казны

А. Гринкевич, кандидат юридических наук.

В современном гражданском праве Российской Федерации государство — казна участвует в гражданских правоотношениях, как правило, посредством выступления в гражданском обороте от ее имени субъектов, наделенных правами юридического лица.

В своей практической деятельности государственные учреждения и казенные предприятия, действуя на самом деле от имени казны, так как распоряжаются денежными средствами, не проходящими у них по смете, вступают в обязательства от собственного имени, а не от имени государства — казны.

Вступление соответствующих субъектов в гражданские правоотношения от своего имени в тех случаях, когда речь идет именно об участии казны в гражданском обороте, «завуалирует» истинного субъекта данных правоотношений и субъекта, который должен нести гражданско — правовую ответственность при неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств.

В соответствии с ныне действующим гражданским законодательством ответственность казны может наступать как тогда, когда государственное учреждение, казенное предприятие действуют от собственного имени в гражданском обороте как юридические лица, так и в случае их участия от имени казны. Однако характер этой ответственности различен.

Когда государственное учреждение или казенное предприятие выступают в гражданском обороте от своего собственного имени, на основании п. 2 ст. 120 и п. 5 ст. 115 ГК РФ может наступать лишь субсидиарная ответственность казны по их обязательствам. Во втором случае, когда государственное учреждение, казенное предприятие или иной субъект действуют в гражданском обороте от имени казны, именно она должна нести непосредственную ответственность по обязательствам, участником которых является.

Казна несет субсидиарную ответственность по обязательствам государственного учреждения при недостаточности у него денежных средств. Данное положение зафиксировано, в частности, в п. 2 ст. 120 ГК РФ, где указано, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества, в том числе и казна.

До принятия ГК РФ в соответствии с п. 1.5 Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. Nо. 908, казна в субсидиарном порядке отвечала и по обязательствам казенных предприятий при недостаточности у последних денежных средств для самостоятельного исполнения взятых ими обязательств.

Представляется, что положения п. 5 ст. 115 ГК РФ, устанавливающие субсидиарную ответственность казны по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества, не учитывают особенностей правового положения данных субъектов гражданского оборота.

Специфика казенных предприятий состоит в том, что они в большей степени, нежели государственные унитарные предприятия, которым принадлежит право хозяйственного ведения на государственное имущество, зависят от собственника. Это проявляется, в частности, в том, что в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. N 1138 , не использованные казенным предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

Собрание законодательства РФ, 1994, N 28, ст. 2989.

В п. 15 Постановления предусмотрено, что и свободный остаток прибыли, заработанной казенным предприятием, также подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Так, К. Трофимовым было высказано мнение, что практически субсидиарная ответственность Российской Федерации может наступить только в случае банкротства казенного предприятия, так как выяснить реальную достаточность или недостаточность имущества для удовлетворения требований кредиторов, на его взгляд, можно только в результате его распродажи.

Ввиду того, что к федеральным казенным предприятиям относятся предприятия, в существовании которых государство наиболее заинтересовано (военно — промышленный комплекс и т.п.), К. Трофимов считает, что «вряд ли можно предположить, что эти предприятия будут признаваться банкротами» .

Трофимов К. Ликвидация юридических лиц: вопросы имущественной ответственности // Хозяйство и право, 1995, N 9, с. 59.

В связи с изложенным полагаю, что установление ответственности казны по обязательствам казенных предприятий при недостаточности у последних денежных средств более отвечало бы потребностям гражданского оборота.

Новый Гражданский кодекс РФ однозначно решает вопрос о субъекте ответственности по обязательствам учреждения — это собственник имущества соответствующего учреждения, в том числе и казна, когда речь идет о государственном учреждении.

В советской цивилистической литературе многими авторитетными цивилистами на основании ст. 33 ранее действовавшего Гражданского кодекса РСФСР 1964 года высказывалось мнение, что учреждение во всех случаях, даже тогда, когда ему выделяются дополнительные средства из бюджета на покрытие задолженности, является самостоятельным субъектом ответственности. Тем самым отрицалась возможность выступления казны в качестве субъекта субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения при нехватке у последнего денежных средств для самостоятельного их погашения.

Читайте так же:  Психиатрическое освидетельствование преподаватель

Признание в действующем законодательстве казны субъектом субсидиарной ответственности по обязательствам находящихся в ее собственности учреждений дает возможность кредиторам учреждения в определенных случаях предъявлять требования непосредственно к казне. В этой связи представляется очень важным разрешение вопроса о том, с какого момента должна наступать субсидиарная ответственность казны по обязательствам учреждения.

В современной цивилистической литературе, основываясь на нормах ныне действующего Гражданского кодекса РФ, В. Витрянский высказал мнение, что кредитор вправе обратиться в суд, арбитражный суд с иском непосредственно к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и потребовать взимания задолженности соответственно из федерального бюджета или из бюджета субъекта Российской Федерации в случае, если кредитор не имеет возможности взыскать сумму долга с государственного учреждения, «поскольку на текущем счете учреждения отсутствуют денежные средства» .

Витрянский В. Черты юридического лица // Экономика и жизнь, 1995, N 8, с. 30.

Таким образом, он считает, что для наступления ответственности казны по обязательствам учреждения достаточно установить факт отсутствия денежных средств на текущем счете учреждения.

В то же время в связи с тем, что учреждения могут иметь и иные кроме бюджетных источники доходов, М. Брагинским и К. Ярошенко было высказано мнение, что дополнительным по отношению к денежным средствам объектом взыскания должны быть и «доходы от различной деятельности учреждений, а также приобретенное за счет этих доходов имущество» . Итак, для наступления ответственности казны в соответствии с этой точкой зрения, в отличие от позиции В. Витрянского, недостаточно установления факта отсутствия денежных средств на текущем счете учреждения, необходимо еще отсутствие или недостаточность иных доходов и приобретенного на них имущества.

Брагинский М., Ярошенко К. Граждане (физические лица). Юридические лица. (Коммент. ГК РФ) // Хозяйство и право, 1995, N 2, с. 15.

Так, и в современной цивилистической литературе отмечается, что при решении вопроса об ответственности учреждения следует иметь в виду, что в силу ст. 298 ГК РФ учреждение вправе самостоятельно распоряжаться связанными с осуществлением им различной деятельности доходами и приобретенным за счет таких доходов имуществом.

В этой связи высказывается мнение, что «очевидно, нет препятствий к тому, чтобы указанное имущество, находящееся на отдельном балансе, стало дополнительным по отношению к денежным средствам объектом взыскания по долгам учреждения» .

Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. — М., 1995, с. 90.

Основанием для подобного разрешения вопроса об ответственности казны по обязательствам учреждений послужили нормы, впервые сформулированные еще в Законе «О собственности в РСФСР» и закрепленные в ныне действующем ГК РФ. Так, согласно ст. 296 ГК учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Однако если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество на основании ст. 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Таким образом, в соответствии с ныне действующим законодательством у учреждения может быть как имущество, принадлежащее ему на праве оперативного управления, так и доходы и имущество, приобретенное за счет этих доходов, учитываемые на отдельном балансе, которыми оно вправе самостоятельно распоряжаться.

Представляется, что при разрешении вопроса о субсидиарной ответственности казны по обязательствам находящихся в ее собственности учреждений, прежде всего следует исходить из содержания ст. 120 ГК РФ, предусматривающей возможность ее наступления.

В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и только при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Ввиду того, что в названной статье речь идет только о денежных средствах, находящихся в распоряжении учреждения, можно предположить, что законодатель, учитывая, что учреждения являются некоммерческими организациями, финансово зависимы от собственника, преследовал цель ограничить ответственность учреждения только этими денежными средствами.

При этом законодатель не указал, о каких именно денежных средствах идет речь: о денежных средствах, выделенных собственником для обеспечения нормального выполнения учреждением своих функций, или же и о доходах, полученных учреждением от приносящей их деятельности в том случае, если ее осуществление разрешено в установленном порядке.

Учитывая специфические особенности таких субъектов гражданского права, как учреждения, и высказываемые в цивилистической литературе мнения в отношении ответственности казны по их обязательствам, полагаю, что ответственность учреждений по их обязательствам должна наступать только в пределах денежных средств, предусмотренных в соответствующих сметах на цели, для достижения которых учреждение и вступало в гражданско — правовые обязательства. При их недостаточности для удовлетворения требований кредиторов субсидиарную ответственность будет нести соответствующий собственник, в том числе и казна.

Однако ввиду того, что объем бюджетных средств, выделение которых возможно на гражданско — правовые цели, ограничен законом о бюджете на текущий год и в соответствующей росписи доходов и расходов, необходимо специальное законодательное регулирование субсидиарной ответственности казны по обязательствам учреждений.

Вопрос о гражданско — правовой ответственности казны должен решаться иначе в тех случаях, когда государственное учреждение, казенное предприятие в гражданских правоотношениях действуют не от своего собственного имени как юридические лица, а от имени казны и выделенных бюджетных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов по заключенным от имени казны обязательствам.

Необходимость урегулирования данных отношений в значительной степени обусловлена и тем, что ГК РФ, в частности п. 3 ст. 125, закрепляет возможность участия в гражданском обороте от имени государства — казны не только государственных учреждений, но и других субъектов гражданского права, в том числе и иных юридических лиц и граждан.

Поэтому при разрешении вопроса о непосредственной ответственности казны по обязательствам, заключенным от ее имени, в принципе не должно иметь значения, кем конкретно — учреждением, иным юридическим или физическим лицом — она была представлена в гражданских правоотношениях. Важно только, чтобы соответствующий субъект, действующий от имени казны, был наделен для этого всеми необходимыми полномочиями.

Читайте так же:  Как правильно составить жалобу на учителя

В таких случаях субъект, вступающий в гражданские правоотношения с казной, должен иметь возможность предъявлять соответствующие требования к казне и получать удовлетворение непосредственно от казны, а не от субъектов, которые в гражданском обороте выступают от ее имени. И именно она должна нести непосредственную ответственность по обязательствам, участником которых она является, находящимися в ее распоряжении бюджетными средствами, в том числе из резервного фонда, фонда непредвиденных расходов и проч.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/14324-grazhdansko-pravovaya-otvetstvennost-kazny

Правовой статус казенного учреждения

Казенное учреждение может быть создано (п. 2 ст. 120 ГК РФ):
– Российской Федерацией – федеральное казенное учреждение;
– субъектом РФ – казенное учреждение субъекта РФ;
– муниципальным образованием – муниципальное казенное учреждение.
Соответственно, функции и полномочия учредителя в отношении казенных учреждений осуществляют (п. 3 ст. 9.1 Федерального закона N 7-ФЗ):
– уполномоченные федеральные органы исполнительной власти;
– органы исполнительной власти субъекта РФ;
— органы местного самоуправления.

Выделим основные особенности правового положения казенных учреждений.
Имущество казенного учреждения. Собственником имущества казенного учреждения выступает соответствующее публично-правовое образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование). Имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления, учреждение владеет и пользуется имуществом в пределах, установленных законодательством РФ, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества.

Земельные участки предоставляются казенным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (п. 1 ст. 268 ГК РФ, п. 1 ст. 20 ЗК РФ).

Отчуждать имущество либо распоряжаться им иным способом казенное учреждение может только с согласия собственника, который вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296, 298 ГК РФ).

Ведомственная подчиненность. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. При осуществлении бюджетных полномочий получателя бюджетных средств казенное учреждение взаимодействует с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в соответствии с БК РФ (п. 1 ст. 161 БК РФ).
Финансовое обеспечение деятельности. Казенное учреждение финансируется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 1 ст. 161 БК РФ).

Осуществление приносящей доход деятельности. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 БК РФ). Кроме того, в п. 2 ст. 24 Федерального закона N 7-ФЗ сказано, что некоммерческая организация (в том числе созданная в виде казенного учреждения) может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность отражена в учредительных документах.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в Федеральном казначействе в порядке, установленном Приказом Казначейства РФ от 29.12.2012 N 24н (п. 4 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ).
Заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. Казенное учреждение производит заключение и оплату государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, от имени публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение этих требований является основанием для признания судом контрактов и договоров недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (п. 5 ст. 161 БК РФ).

К сведению: в 2013 году государственные (муниципальные) контракты, иные договоры заключаются казенными учреждениями в соответствии с требованиями Федерального закона N 94-ФЗ. Данный закон утрачивает силу 01.01.2014 в связи с принятием Федерального закона N 44-ФЗ, основные положения которого изложены в разделе книги 19.2 «Переход к контрактной системе в сфере госзакупок».
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее учреждение (п. 7 ст. 161 БК РФ).

Исполнение судебных актов. Согласно п. 8, 9 ст. 161 БК РФ казенное учреждение вправе самостоятельно выступать в суде в качестве истца и ответчика. Оно обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии со ст. 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ.
Запреты в деятельности казенных учреждений. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги, ему не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты (п. 10 ст. 161 БК РФ). За нарушение запрета на предоставление казенному учреждению бюджетных кредитов и (или) субсидий ст. 15.15.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб.
Ведение бюджетного учета централизованной бухгалтерией. Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности (п. 10.1 ст. 161 БК РФ).

Обратите внимание: особенности правового положения казенных учреждений, изложенные в ст. 161 БК РФ, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов (п. 11 ст. 161 БК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.finexg.ru/pravovoj-status-kazennogo-uchrezhdeniya/

Гражданско правовая ответственность казенных учреждений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here