Деятельность органов полиции и права граждан

Предлагаем рассмотреть тему: "Деятельность органов полиции и права граждан" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Глава 2. Принципы деятельности полиции (ст.ст. 5 — 11)

Глава 2. Принципы деятельности полиции

>
Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
Содержание
Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12182530/948c9c0734b6e944a4727660f2d5a027/

Статья 5. Деятельность полиции (милиции) и права граждан

Статья 5. Деятельность полиции (милиции) и права граждан

Полиция (милиция) защищает жизнь, здоровье, права и свободы, законные интересы граждан независимо от его подданства, расовой принадлежности, пола, языка, национальности, вероисповедания, политических и иных взглядов, социального происхождения, имущественного и иного положения, принадлежности к какой-либо партии или организации.

При любом случае ограничения прав и свобод человека сотрудники полиции (милиции) обязаны немедленно предъявить ему основания для ограничения и объяснить его права и обязанности.

Полиция (милиция) обязана предоставить задержанным или арестованным лицам реальные возможности воспользоваться правом на юридическую помощь, в установленном законом порядке известить их родственников, администрацию места работы или учебы об их местонахождении. В случае необходимости — принять меры для оказания им медицинской и иной помощи, а также устранения возникшей в связи с задержанием или арестом угрозы жизни, здоровью, имуществу личности или его семьи.

Полиция (милиция) не полномочна собирать, хранить, использовать и распространять сведения о частной жизни лица, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Полиция (милиция) обязана предоставить человеку возможность ознакомиться с документами или материалами, непосредственно связанных с его правами и свободами, если иное не предусмотрено законом.

Полиции (милиции) запрещено применять пытки, насилие, другие жестокие средства, унижающие честь и достоинство человека.

>
Привлечение иных сотрудников республиканского органа внутренних дел к выполнению задач, стоящих перед полицией (милицией)
Содержание
Модельный закон «О полиции (милиции)» (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/2569502/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/

Город-курорт Пятигорск Официальный сайт

Обеспечение прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

Одной из главных отличительных особенностей повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов вообще, и сотрудников органов внутренних дел в частности, является то, что им приходится прибегать к ограничению прав и свобод человека.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (статья 2). Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – главный признак правового государства. При этом в основном законе отмечается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17). Устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.

Сотрудники органов внутренних дел в рамках своей повседневной деятельности, связанной с ограничением прав и свобод человека, не вправе выходить за пределы, установленные Конституцией и законами. В частности, статья 55 Конституции РФопределяет основные принципы ограничения прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо:

​ в целях защиты основ конституционного строя,

​ в целях защиты нравственности,

​ в целях защиты здоровья,

​ в целях защиты прав и законных интересов других лиц,

​ в целях защиты обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» раскрывает и конкретизирует правовую концепцию ограничения прав и свобод человека и гражданина сквозь призму прав и обязанностей сотрудников полиции.

Статья 1 Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», закрепляя назначение полиции, отмечает, что в первую очередь полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Таким образом, конкретизируются положения Конституции РФ, которая закрепляет, что защита прав человека является смыслом создания и деятельности всех органов государственной власти в Российской Федерации.

Вместе с тем, в законе отмечаются более конкретные пределы ограничения прав человека применительно к повседневной оперативно-служебной деятельности. Так, статья 5закрепляет, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Также сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с эти м права и обязанности гражданина.

Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Помимо этого, Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (статья 6). Сотруднику полиции запрещается провокация на незаконные действия, т.е. подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Кроме того, сотруднику полиции запрещается в оправдание своих действий или бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Читайте так же:  Типы мер гражданской ответственности

Особое место в деятельности сотрудника органов внутренних дел должна занимать беспристрастность (статья 7). Данный термин обозначает равное отношение сотрудника при исполнении им свих обязанностей ко всем лицам вне зависимости от их сугубо личностных характеристик. Фундаментом данного требования служат положения Конституции РФ. В частности, статья 19 Конституции РФ определяет, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Положения Конституции РФ в вопросе о беспристрастности конкретизируютсяФедеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». В частности, статья 7 отмечает, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотрудник должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. При этом сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности.

Таким образом, смысл беспристрастности, как одной из неотъемлемых составляющих деятельности сотрудника ОВД, должен заключаться в соблюдении толерантного отношения к представителям любых национальностей, меньшинств, гражданам иностранных государств и лицам без гражданства. Также сотрудник обязан воздерживаться от любых, в том числе и личных политических взглядов при осуществлении своей деятельности. Такие убеждения не запрещаются сотруднику, но они не должны влиять на толерантное отношение к людям, соблюдение равенства в защите их прав и свобод.

Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», регламентируя обязанности и права сотрудников, подробно останавливается на многих процедурных аспектах, которые так или иначе затрагивают вопросы соблюдения прав и свобод человека. В частности, при закреплении вопроса о задержании закон отмечает, что в случае применения данной меры пресечения сотрудник обязан представиться, объявить цель данного действия и основания, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. Однако закон ограничивает данное право, если задержанными лицами являются:

​ лица, совершившие побег из-под стражи,

​ лица, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;

​ лица, уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;

​ лица, находящиеся в розыске;

​ лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

​ лица, уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;

​ лица, совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. И, выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел должны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

Правовая группа Отдела МВД России по г. Пятигорску

Источник: http://pyatigorsk.org/13971

Каковы основные направления деятельности полиции: функции и обязанности полиции

В разных определениях полиции можно столкнутся с разными понятиями – полиция как орган, полиция как система, полиция как часть глобальной системы под названием МВД. Сфера деятельности сотрудников полиции чрезвычайно велика – от контроля ситуации на дорогах до препятствия развитию организованной преступности. Согласно законодательству, существует две полиции: полиция общественной безопасности и криминальная полиция, подразумевающие свою специализацию и свои функции. О том, каковы основные направления деятельности полиции рассказываем далее.

Каковы основные направления деятельности полиции

Что такое полиция

Несмотря на то, что каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с полицейскими, дать точное определение полиции может быть не так уж и просто. Поэтому мы коротко охарактеризуем деятельность данного органа и его основные задачи. Полиция является одной из составляющих частей Министерства внутренних дел РФ, объединяющей под своим контролем многие службы. Основной задачей полиции является охрана людей, являющихся гражданами России. Жизнь, здоровье, права и свободы россиян должны охраняться полицейскими.

Полиция является одним из органов Министерства внутренних дел России

Несмотря на то, что полиция России ориентирована прежде всего на граждан страны, она также оказывает должную поддержку иностранным гражданам или людям без гражданства. Среди целей, которые преследует данный орган остановимся на самых значительных:

  • противодействие преступным элементам;
  • контроль общественного порядка;
  • охрана собственности.

Таким образом, полиция внимательно следит за тем, чтобы каждый отдельный человек и все общество в целом находилось в безопасности – насколько это возможно.

Полиция обеспечивает гражданам безопасность

Кто управляет полицией

Иерархия руководства над полицией может рассматриваться по-разному. В первую очередь, контроль над данным органом осуществляет Президент РФ – в рамках своей компетенции. Если же принимать во внимание более конкретные случаи, то руководство в свои руки берут начальники территориальных органов МВД, разрабатывающие конкретные планы действий на местах. Также следует упомянуть и руководителей различных полицейских подразделений, дающих определенные указания.

То есть, в управлении полицией участие принимают следующие звенья:

  1. Президент РФ;
  2. Министр внутренних дел;
  3. руководители территориальных органов МВД;
  4. руководители полицейских подразделений.

Обязанности полицейских

Круг обязанностей работников полиции очень широк, однако это не помешало его фиксации в Федеральном законе. Потому при желании получить наиболее полную информацию о том, что полицейский должен делать в той или иной ситуации, рекомендуется обратиться к 12 статье ФЗ, под названием «О полиции».

Читайте так же:  Судебные расходы и издержки распределение судебных расходов

Федеральный закон «О полиции»

В данном же разделе мы коротко перечислим основные пункты, изложенные в статье. Итак, согласно закону, в список обязанностей работников полиции входят следующие пункты:

    принятие и регистрация сообщений от граждан, в которых содержится информация о совершенных или готовящихся преступных действиях. Регистрация заявлений может происходить как в бумажной, так и в электронной форме. После выслушивания гражданина, ему требуется предоставить документ, подтверждающий факт регистрации его сообщения. В процессе расследования, полицейские должны своевременно информировать заявителя о ходе следствия;

Все заявления в полицию должны быть рассмотрены сотрудниками и переданы соответствующим специалистам

Разыскивание преступников является одной из первоочередных задач полиции

Розыск распространяется как на преступников, так и на без вести пропавших людей

Сопровождение обвиняемых лиц является задачей конвойной полиции

Целью контртеррористической процедуры является предотвращение террористического акта или минимизация его последствий

Вопрос о том, кто допускается к работе в полиции во многом зависит от конкретной должности. Офицерские должности предполагают наличие высшего образования соответствующего профиля, в то время как для сержантов это условие необязательно. О том, в каких случаях гражданину может быть отказано в должности полицейского можно прочесть ниже.

Кого могут не принять в полицию

Функции полиции

Функции полиции во многом совпадают с ее обязанностями. Как и в предыдущем случае, подробно расписать каждое направление деятельности представляется едва ли возможным. Потому в данном разделе мы также выборочно остановимся на функциях, которые играют наибольшее значение.

Таблица 1. Направления деятельности полиции


Источник: http://yr-expert.com/kakovy-osnovnye-napravleniya-deyatelnosti-policzii-funkczii-i-obyazannosti-policzii/

Деятельность полиции и права граждан

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

40. Тактика применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД.

Права и обязанности патрульно-постовых нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетнихПо предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних

87. Принимая участие в борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних, патрульные и постовые наряды обязаны:

— предупреждать и пресекать преступления и иные правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах и в других общественных местах;

— выявлять заблудившихся детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, доставлять таких несовершеннолетних к месту жительства и передавать родителям или лицам, их заменяющим, либо в подразделение по делам несовершеннолетних, а в необходимых случаях — в дежурную часть горрайлиноргана;

— принимать меры к выявлению антиобщественных групп несовершеннолетних, установлению мест их концентрации, докладывать о них дежурному, а также информировать участкового инспектора милиции и инспектора по делам несовершеннолетних;

— знать на патрулируемой территории несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательно-трудовых колоний, осужденных к лишению свободы условно и с отсрочкой исполнения приговора, контролировать их поведение в общественных местах, обо всех правонарушениях с их стороны информировать инспектора по делам несовершеннолетних;

— выявлять взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, совершение правонарушений либо иных антиобщественных действий, и докладывать о них дежурному, а также информировать работника уголовного розыска, участкового инспектора милиции и инспектора по делам несовершеннолетних..

Источник: http://mylektsii.ru/2-11153.html

Полиция в системе правоохранительных органов

Дата публикации: 26.09.2019 2019-09-26

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Паньшина А. В. Полиция в системе правоохранительных органов // Молодой ученый. — 2019. — №39. — С. 128-131. — URL https://moluch.ru/archive/277/62616/ (дата обращения: 11.02.2020).

Читайте так же:  Процедура судебной защиты деловой репутации предпринимателя

В современном государстве обеспечение правопорядка — одна из многих и едва ли не самая важная функция наряду с охраной прав граждан, защитой конституционного строя и обеспечением суверенитета государства. Система органов охраны правопорядка государства состоит из целого ряда звеньев, важнейшее место среди которых по праву принадлежит органам полиции. В системе государственного управления Российской Федерации полиция занимает одно из центральных мест среди прочих её составляющих частей.

Деятельность полиции регламентируется Федеральным Законом (в дальнейшем — ФЗ) «О полиции» № 3-ФЗ вступление в силу которого состоялось 1 марта 2011 года. Существовавшая с 1917 милиция, деятельность которой подпадала под действие «Закона о милиции», принятого в 1991 году в настоящее время не способствовала выполнению многих задач, потребность в решении которых выявилась на современном этапе развития российского общества и занята решением вопросов, не входящих в круг задач, присущих аналогичным органам современных зарубежных государств. Выполнение именно полицейских функций — вот что именно и обусловило постановку задачи по разработке и принятию нового, современного юридического документа, описывающего круг задач нового органа и нормативные механизмы его работы.

В процессе модернизации всего комплекса законодательных актов Российской Федерации и соответствия его новым общественно-правовым отношениям деятельность полиции была акцентирована на поддержании общественного порядка и эффективном противодействии преступности.

Правовой основой Закона о полиции является Конституция Российской Федерации [1]. Как сказано в этом документе: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью (cт.2);

все органы государственной власти, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15);

любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15);

все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19);

каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22) и т. д.

Закон о полиции также призван обеспечить всем лицам, находящимся на территории Российской Федерации, права граждан и лиц без гражданства предусмотренные «Международным Пактом о гражданских и политических правах» (1966 г.), как правопреемник международных договорённостей СССР, подписавший и ратифицировавший этот документ в 1973 г.

Таким образом, исходя из вышеперечисленного, органы полиции в Российской Федерации — это специализированные вооруженные органы правоохранения, в составе единой федеральной системы исполнительной власти, целью которой является защита здоровья и жизни граждан, их конституционных прав и свобод, охрана собственности от преступных посягательств, обеспечение интересов государства и общества в борьбе с противоправными нарушениями различного рода.

В правоприменительной практике, деятельность органов полиции предусматривает, что при осуществлении своих полномочий им запрещено использовать насилие, допускать пытки, подвергать жестокому обращению и унижать достоинство человека. Кроме того, сотрудники должны всячески пресекать действия со стороны других лиц, причиняющие гражданам нравственные и физические страдания. При ограничении прав и свобод гражданина данные ограничения должны быть без промедления прекращены при достижении цели, для обеспечения которой они были введены или же выясняется, что эти ограничения не ведут к её достижению.

Закон «О полиции» регулирует взаимоотношения в обществе, возникающие при определении статуса полиции, полномочий полицейского, организационной деятельности подразделений полиции, порядком приёма граждан на службу в органы полиции и особенностями прохождения этой службы. Кроме этого, закон решает вопросы, связанные с социально-правовой защитой полицейских со стороны государственных органов. Присутствуют положения о недопустимости вмешательства в действия сотрудников при исполнении возложенных на них обязанностей. Законом обеспечиваются права на судебную защиту, страхование государства и выплаты компенсаций в случае причинения вреда здоровью, увечья или гибели, предоставление жилой площади сотрудникам органов внутренних дел.

Исходя из вышеперечисленных слов основные положения деятельности полиции определяются как защита каждой личности и общества в целом, а также государства от преступных посягательств; профилактика на ранней стадии и предупреждение уголовных и административных преступлений и правонарушений; работа по выявлению и раскрытию преступлений, деятельность дознания по уголовным делам и розыску лиц, их совершивших; делопроизводство по административным делам, исполнение наказаний по административным делам; деятельность по поддержанию правопорядка в общественных местах и инспектирование безопасности дорожного движения; исполнение законодательства РФ в сфере оборота оружия; контроль за соблюдением законов РФ при осуществлении деятельности частных детективов и охранной деятельности; охрана различных объектов и имущества, меры по обеспечению государственной защиты потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, должностных лиц правоохранительных органов и других защищаемых лиц; ведение деятельности в области экспертизы и криминалистики; поддержание международного мира и безопасности в случае принятия соответствующих решений уполномоченными органами Российской Федерации.

Работа органов полиции в Российской Федерации основывается и направляется некоторыми базовыми принципами: принцип уважения основных прав и конституционных свобод граждан; принцип законности; принцип беспристрастности; принцип публичности и открытости; принцип гражданского доверия и общественной поддержки; принцип сотрудничества и взаимодействия с обществом; принцип применения современных достижений научно-технического прогресса, использования новых информационно-технологических систем.

Некоторые из данных принципов ранее не применялись в работе органов милиции и получили приоритетное развитие лишь в настоящее время в органах полиции РФ.

Ведущим принципом в работе полиции, несомненно, является принцип уважения основных прав и конституционных свобод граждан. Этот принцип базируется на главном положении российской Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). Практическое применение данного принципа на практике означает запрет полицейским в своей деятельности использовать пытки, насилие, другое жестокое, унизительное для человеческого достоинства обращение.

Обращаясь к гражданину, сотрудник полиции обязан представиться и назвать повод для обращения, если применяются меры ограничительного характера, разъясняются основания и причины и появляющиеся наряду с этим обязанности и права. В ходе осуществления своей деятельности сотрудники не имеют права предоставлять кому-либо информацию о личной жизни граждан, полученную в результате данной деятельности.

Другим основополагающим принципом работы полиции служит принцип законности. Законность — главнейший принцип демократически-правового государства являет собой неукоснительное исполнение законов всеми сторонами общественных отношений. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», гласит ст. 15 ч. 2 Конституции РФ. Также полицейским запрещено заниматься подстрекательством в той или иной форме к совершению незаконных действий.

Одним из новых принципов работы полицейских является принцип беспристрастности. Он определяется как независимость защиты прав, свобод граждан от их половых, расовых, национально-языковых признаков, происхождения, материально-имущественного и должностного положения, а также религиозных и общественно-политических убеждений и прочих обстоятельств.

Читайте так же:  Квалификация судебных экспертиз

Принцип публичности и открытости — этот принцип имеет особенности применения. Сотрудники зачастую получают доступ к информации, не подлежащей передаче третьим лицам и эти требования закона необходимо учитывать. Но периодичное информирование общественных организаций и институтов, средств печати и массовой информации также является важной обязанностью органов полиции.

Также новым принципом работы стал принцип гражданского доверия и общественной поддержки. На основании этого принципа базируются критерии оценки органов полиции обществом. Для согласования деятельности полиции с интересами общества создаются общественные советы при МВД и его территориальных подразделениях. Участники этих организаций занимаются выработкой решений по важным вопросам работы полиции, развитием концепций и экспертиз проектов нормативно-правовых актов, контролем со стороны общества за работой правоохранителей.

Принцип гражданского доверия и общественной поддержки также необходим для успешного решения задач, стоящих перед органами полиции. Без обоснованности и понятности действий сотрудников гражданами невозможна эффективная деятельность правоохранителей в сфере обеспечения правопорядка. Если права человека и гражданина нарушены, полицейские в рамках своих полномочий принимают меры к их устранению. В порядке, установленном законом, органы внутренних дел приносят извинения в случае неправомерного ущемления их прав.

Принцип сотрудничества и взаимодействия с обществом и другими госорганами, создание совместных органов в соответствии с законами Российской Федерации важен для согласованных действий при защите прав граждан и обеспечении законности. Также поддерживаются общественные предложения по улучшению работы по раннему предупреждению правонарушений и поддержанию общественного порядка. Органы внутренних дел РФ эффективно сотрудничают с международными правоохранительными структурами в полном соответствии с межгосударственными договорённостями Российской Федерации.

И последний принцип — принцип применения современных достижений научно-технического прогресса, использования новых информационно-технологических систем в практической деятельности представляет собой комплекс научных достижений, прогрессивных технологий и систем работы с информацией, призванных с максимальной рациональностью использовать уникальные возможности при раскрытии преступлений уже совершившихся и предотвращении потенциально возможных в будущем.

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. О полиции: Федеральный Закон от 7 февраля № 3-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.)

Источник: http://moluch.ru/archive/277/62616/

Понятие и система полиции в Российской Федерации

Основным звеном системы органов внутренних дел является полиция, которая представляет собой правоохранительный орган исполнительной власти Российской Федерации, основной целью которого является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Исходя из вышеназванных целей основными направлениями деятельности полиции являются:

  • – защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • – предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • – выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц;
  • – производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • – обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • – обеспечение безопасности дорожного движения;
  • – контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
  • – контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • – охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  • – государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • – осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
  • – по решению Президента РФ участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

При осуществлении тех или иных направлений деятельности органы полиции руководствуются следующими принципами: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законности; беспристрастности; открытости и публичности; общественного доверия и поддержки граждан; взаимодействия и сотрудничества, а также принципом использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Многие из вышеназванных принципов являются новыми по сравнению с принципами деятельности органов милиции и имеют важное значение в деятельности органов полиции.

Одним из основных принципов деятельности органов полиции является принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Указанный принцип основан на фундаментальном положении Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Обеспечивать всем, находящимся в пределах России, права, признаваемые Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., – международное обязательство СССР и его правопреемника – Российской Федерации, присоединившегося и ратифицировавшего в 1973 г. данный Пакт.

Практическое значение рассматриваемого принципа в деятельности органов полиции заключается в том, что при осуществлении своих полномочий органам полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. При этом деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

  • – назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
  • – в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим нрава и обязанности гражданина.

Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом (п. 7 ст. 5 Закона о полиции).

Другим принципом деятельности органов полиции является принцип законности.

Законность является одним из основных демократических принципов правового государства и выступает в качестве универсального правового принципа, заключающегося в точном и неуклонном соблюдении законов всеми участниками общественных отношений. Общеправовой принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции РФ. В ч. 2 указанной статьи установлено: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Содержание принципа законности применительно к деятельности органов полиции заключается в том, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только на основании и в порядке, предусмотренном федеральными законами. Права и свободы человека и гражданина согласно Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Читайте так же:  Оставление искового заявления без движения встречный иск

Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Принцип беспристрастности является новым принципом деятельности органов полиции. Его суть заключается в том, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию (п. 3 ст. 7 Закона о полиции).

Принцип общественного доверия и поддержки граждан является принципом деятельности новых органов полиции. Этот принцип является одним из эффективных критериев оценки ее работы со стороны общества. В целях его реализации при МВД России и его территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

  • – привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;
  • – участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;
  • – проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;
  • – обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;
  • – осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций.

Полиция при осуществлении своей деятельности должна стремиться обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций органы полиции обязаны в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями (ст. 9 Закона о полиции).

Порядок взаимодействия органов полиции с федеральными органами исполнительной власти, включая образование координационных и совещательных органов, определяется нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, а также согласованными или совместными актами федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка. Сами же государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица призваны оказывать содействие полиции при выполнении ею своих обязанностей, установленных законом.

Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Принцип использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем по своей правовой сущности является принципом, который сводится к применению на практике достижений науки, техники, современных технологий и информационных систем, а также передового опыта для оптимальной и рациональной организации деятельности полиции, достижение ее максимального эффекта, полного использования имеющихся возможностей.

Руководство полицией в Российской Федерации осуществляет Министр внутренних дел РФ. Руководство полицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность, с учетом мнения высшего должностного лица соответствующего субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) но предлагаемой кандидатуре, Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ. Освобождение от должности также осуществляется Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ.

Руководство полицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ. Руководство полицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел.

В состав полиции входят разные подразделения, в зависимости от выполняемых задач того или иного органа полиции. В структуру центрального аппарата МВД России, утвержденную Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», включены следующие подразделения полиции:

  • – Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • – Главное управление по противодействию экстремизму;
  • – Главное управление собственной безопасности;
  • – Главное управление на транспорте;
  • – Главное управление уголовного розыска;
  • – Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции;
  • – Национальное центральное бюро Интерпола;

Главное управление вневедомственной охраны;

  • – Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • – Оперативное управление;
  • – Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  • – Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации;
  • – Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий;
  • – Управление оперативно-разыскной информации;
  • – Управление по организации дознания.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studme.org/80408/pravo/ponyatie_sistema_politsii_rossiyskoy_federatsii

Деятельность органов полиции и права граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here