Безвозмездная сдача в аренду муниципального имущества

Предлагаем рассмотреть тему: "Безвозмездная сдача в аренду муниципального имущества" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Энциклопедия решений. Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Поскольку правила главы 36 ГК РФ о договоре ссуды не предусматривают иного, в безвозмездное пользование может быть передано в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом. Поэтому, если имущество принадлежит учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления, оно может быть передано в безвозмездное пользования с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296, ст.ст. 297, 298 ГК РФ). Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника передать в безвозмездное пользование недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Движимым имуществом унитарное предприятие по общему правилу распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие правомочия собственника от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, вправе предусмотреть порядок получения согласия на передачу имущества третьим лицам, в том числе в безвозмездное пользование (см., например, п.п. 3 — 5 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435).

Особенности порядка заключения договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Часть 3 той же статьи распространяет этот порядок на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (далее — Порядок), и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлены приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 N 67. Критерием определения победителя торгов может быть в том числе размер платежа за право заключения договора безвозмездного пользования (пп. 4 п. 31, пп. 4 п. 105 Порядка, п. 14 письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770).

Вместе с тем ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.

Внимание

Указанный в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, законодательством о недрах и о концессионных соглашениях, а также законодательством о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом (п. 9 Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2010).

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к порядку заключения договора безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, но не к его содержанию. Условия такого договора определяются по усмотрению его сторон (с учетом правил главы 36 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание того или условия предписано законодательством (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). На практике органы, осуществляющие правомочия собственника государственного или муниципального имущества, нередко предписывают включать в договоры безвозмездного пользования те или иные условия (например, о порядке осуществления контроля за использованием имущества ссудополучателем, об обязанности ссудополучателя нести эксплуатационные расходы в связи с пользованием имуществом и т.д.), обуславливая согласование сделки выполнением этого требования (см., например, п. 10 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435, п. 3 письма ФАНО России от 09.07.2014 N 007-АС-10/58).

Источник: http://base.garant.ru/58074031/

Безвозмездная сдача в аренду муниципального имущества

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Может ли муниципальное казенное учреждение сдавать в безвозмездное пользование часть помещения, которое находится у учреждения в собственности (которое является муниципальным имуществом)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Казенное учреждение вправе предоставлять часть помещения в безвозмездное пользование, получив на это согласие собственника и соблюдая требования ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

29 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Читайте так же:  Иные неотделимые улучшения

————————————————————————-
*(1) Так, например, согласно п. 13.11 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы Вологодской области от 25 апреля 2006 г. N 83, муниципальное казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия органа мэрии города, осуществляющего в соответствии с муниципальными правовыми актами полномочия собственника имущества муниципального казенного учреждения.
*(2) По данному вопросу смотрите материал: Энциклопедия решений. Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества.

Источник: http://www.garant.ru/consult/civil_law/1192177/

Аренда муниципального имущества без торгов и с ними

Предоставление муниципального имущества в аренду – правовое регулирование

Предоставление муниципального имущества в аренду регулируется большим количеством нормативных правовых актов. Среди всей нормативной базы, прежде всего, необходимо выделить Гражданский кодекс РФ (далее – «ГК РФ»), который и дает определение муниципальной собственности.

В соответствие с п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальным является имущество, которое принадлежит на праве собственности городским и сельским поселениям и иным муниципальным образованиям.

Права собственника в отношении такого имущества осуществляют органы местного самоуправления.

Среди федеральных законов, регулирующих вопросы аренды муниципального имущества, следует выделить Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «ФЗ № 135»).

В зависимости от вида имущества, принадлежащего муниципальным образованиям, порядок предоставления в аренду такого имущества регламентируется в отношении:

  • Земельных участков – Земельным кодексом РФ;
  • Земель лесного фонда – Лесным кодексом РФ;
  • Водных объектов – Водным кодексом РФ.

Большая сфера арендных отношений регламентируется правовыми актами Федеральной антимонопольной службы (далее – «ФАС»), например, Приказ ФАС от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов…» (далее – «Приказ ФАС № 67»).

Законодательство в области аренды муниципального имущества является достаточно объемным и в правовые акты постоянно вносятся изменения.

Сдача в аренду муниципального имущества – способы и формы

Сдача в аренду муниципального имущества возможна путем заключения договора аренда.

Законодательством предусмотрены следующие способы получения во владение и пользование муниципального имущества:

  1. Право заключить договор аренды можно путем проведения торгов. При этом торги могут проводиться в форме аукционов или конкурсов. Особое регулирование распространяется на проведение торгов в форме конкурса.
  2. В соответствие с п. 3 Приказа ФАС № 67 организовывать торги в форме конкурса, можно только в отношении определенного имущества, исчерпывающий перечень которого закреплен в Приложение № 2 Приказа ФАС № 67.

К такому имуществу, например, относятся объекты железнодорожного транспорта, морские и речные порты, гидротехнические сооружения, метрополитен и иные. При этом, важно отметить, что по решению организатора, в отношении такого имущества торги можно провести и в форме аукциона. Такое положение указано в п. 26 Разъяснений ФАС России по применению ст. 17.1 ФЗ № 135 (далее – «Разъяснения ФАС»), которые являются приложением к Письму ФАС России от 04.09.2013 № АЦ/34611/13.

Риски! Если торги в форме конкурса будут проведены в отношении имущества, которое не указано в Приложении № 2 Приказа ФАС № 67, это будет являться нарушением ФЗ № 135 и основанием для признания таких торгов и заключенных в результате них сделок недействительными.

  • Аренда муниципального имущества без торгов – способ заключения договора аренды муниципального имущества, установленный в порядке исключения ч. 1 ч. 3, ч. 9 ст. 17.1 ФЗ № 135.
  • Порядок и особенности каждого из способов получения муниципального имущества в аренду рассмотрим далее.

    Заключение договора аренды муниципального имущества без торгов

    Основания заключение договора аренды муниципального имущества без торгов указаны в п. 1 ст. 17.1 ФЗ № 135, к которым, например, относятся предоставление прав аренды на имущество:

    • государственным и муниципальным учреждениям;
    • Некоммерческим организациям;
    • Государственным органам, Центральному банку РФ.

    Перечень оснований, по которым имущество передается без проведения торгов, является исчерпывающим.

    Обратите внимание! Заключить договор аренды без проведения торгов по основаниям, указанным в п. 1 ст. 17.1 ФЗ № 135 можно только в отношении определенного муниципального имущества, а именно:

    Важно отметить, что согласно п. 1 Разъяснений ФАС, по указанным основаниям заинтересованным лицам не предоставлено право в безусловном порядке требовать заключения договора аренды и соответственно такая обязанность не наложена на правообладателя.

    Если на заключение договора аренды без проведения торгов в отношении одного и тоже объекта претендует несколько заявителей, то правообладатель вправе в отношении такого имущества организовать торги. И такие действия не будут нарушать права заинтересованных лиц.

    Еще одним основанием заключения договора аренды без проведения торгов является заключение договора аренды на новый срок. При этом договоры, срок действия которых истек, могли быть заключены как по результатам торгов, так и без их проведения.

    При этом, чтобы можно было заключить договор на новый срок без торгов необходимо одновременное соблюдение двух условий:

    Рекомендуем! В случае, если арендатор получил отказ в перезаключении договора аренды без торгов на новый срок, а правообладатель заключил в течение года такой договор с другим лицом, арендатор может в судебном порядке потребовать перевода на себя прав и обязанностей третьего лица, а также возмещения убытков.

    Заключение договора аренды муниципального имущества без торгов: таблица

    Основания и условия для заключения договора аренды без торгов представлены в таблице ниже.

    Основания заключения договора аренды муниципального имущества без торгов

    Условия для заключения договора аренды муниципального имущества без торгов

    Основания для заключения договора аренды, указанные п. 1. ст. 17.1 ФЗ № 135

    Договор аренды заключается только в отношении следующего имущества:

    1. государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

    2. государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

    3. государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

    Договор аренды не может быть заключен в отношении имущества, распоряжение которым осуществляется на основании:

    1. Земельного кодекса РФ;

    2. Лесного кодека РФ;

    3. Водного кодекса РФ;

    Читайте так же:  Оружие оса нужно ли разрешение

    4.Законодательством РФ о недрах;

    5. Законодательством РФ о концессионных соглашениях;

    6. Законодательством РФ о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

    Заключение договора аренды с арендатором по истечении срока предыдущего договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения

    1. Арендатор должен был исполнять свои обязательства по истекшему договору надлежащим образом;

    2. Срок договора аренды не ограничен;

    3. Размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, если иное не установлено другим законодательством РФ;

    4. минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора;

    5. у арендатора должна отсутствовать задолженность по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

    Порядок проведения конкурса на право заключения договора аренды

    Порядок предоставления в аренду муниципального имущества путем проведения конкурса регламентируется Приказом ФАС № 67.

    Организатором конкурса является правообладатель имущества, в отношении которого проводится конкурс. Организатор вправе также привлечь для организации конкурса третье лицо – специализированную организацию.

    Обратите внимание! Специализированная организация не может быть участником конкурса.

    Организатор, прежде всего, должен создать конкурсную комиссию, которая должна включать не менее 5 человек.

    Указанные выше положения относятся и к проведению аукциона.

    Подробный порядок проведения конкурса представлен в следующей схеме:

    Аукцион на право аренды муниципального имущества: порядок проведения

    Порядок проведения торгов по аренде муниципального имущества в форме аукциона утвержден Приказом ФАС № 67. Рассмотрим этапы проведения аукциона:

      Размещение извещения об аукционе и документации на официальном сайте торгов.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Согласно п. 103 Приказа ФАС № 67 извещение должно быть размещено не позднее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок.

  • Подача заявок на участие в аукционе. Перечень сведений, которые должны быть указаны в заявке, закреплен п. 121 Приказа ФАС № 67. Заявки регистрируются организатором аукциона.
  • Рассмотрение заявок на участие в аукционе. Заявки рассматриваются в срок не более 10 дней, и в случае соответствия заявки требованиям заявитель допускается к участию в аукционе.
  • Риски! Если заявитель подаст две и более заявки, то все они рассматриваются и подлежат возврату заявителю.

  • Проведение аукциона. Аукцион по аренде муниципального имущества проводится путем повышения начальной цены договора на шаг аукциона, который составляет 5 % от начальной цены. Победителем аукциона является лицо, которое предложило наиболее высокую цену, с которым и заключается договор. Подробнее о заключении договора по итогам аукциона можно прочитать в статье «Проведение аукциона на право заключения договора аренды».
  • КБК по доходам от аренды муниципального имущества в 2019 году

    КБК используется при заполнении платежных документов в целях распределения доходов, поступаемых в бюджет. С 08.01.2019 действует новый Приказ Минфина России от 08.06.2018 № 132н «О порядке формирования и применения кбк…» (далее – «Приказ № 132н»).

    КБК представляет двадцатизначный код, в котором каждой группе знаков соответствует определенное значение. КБК содержится в реквизитах, предоставляемых арендаторам для уплаты арендной платы. При заполнении платежного документа плательщику необходимо безошибочно ввести КБК в соответствующее поле.

    Доходы, получаемые от аренды муниципального имущества, учитываются по статье 120 «Доходы от собственности».

    Перечень КБК по доходам, получаемым от аренды муниципального имущества в 2019 году, содержится в Приложение 1 Приказа № 132н.

    Типовой договор аренды муниципального имущества

    Типовые договоры аренды муниципального имущества утверждаются в каждом муниципальном образовании и, как правило, входят в конкурсную документацию при проведении торгов. Некоторые типовые договоры разработаны различными министерствами и ведомствами. Например, форма договора аренды недвижимого муниципального имущества, находящегося на территории особой экономической зоны утверждена Приказом Минэкономразвития России от 12.4.2006 № 95. Формы типовых договоров аренды лесных участков утверждены Приказом Минприроды России от 20.12.2017 № 693 «Об утверждении типовых договоров аренды ленных участков».

    Условия договора аренды типового имущества разрабатываются с учетом требований законодательства, касающихся аренды муниципального имущества, например, условия о пролонгации договора, изменения стоимости арендной платы и других условий.

    Таким образом, заключение договора аренды муниципального имущества возможно путем проведения торгов и в случаях, установленных законом, без проведения таковых. Аренда муниципального имущества на торгах осуществляется в форме конкурса или аукциона, по результатам которых определяется победитель, с которым заключается договор аренды.

    Источник: http://rusjurist.ru/dogovory/dogovor_arendy/arenda-municipalnogo-imushestva-bez-torgov-i-s-nimi/

    Безвозмездное пользование муниципальным имуществом

    Автор: Давыдова О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

    На основании пп. 14 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрация муниципального образования передала МУП в безвозмездное временное владение и пользование недвижимое имущество – часть помещения (20 кв. м) 1-го этажа административного здания, общая площадь которого составляет 200 кв. м. Здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. МУП применяет УСНО. Возникает ли у него обязанность по уплате налога на имущество в отношении полученного в безвозмездное пользование помещения? Выступает ли предприятие в качестве налогового агента по НДС?

    В силу пп. 14 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ в безвозмездное пользование передается публичное имущество – государственное или муниципальное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (то есть имущество казны).

    Согласно ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются отдельные правила, предусмотренные для договора аренды.

    Налог на имущество

    Организации признаются плательщиками налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению), учитываемого на балансе в качестве объектов ОС по правилам бухгалтерского учета. Иное может быть предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

    Читайте так же:  Компенсация морального вреда имущественных прав

    В статье 378 НК РФ речь идет об имуществе, переданном в доверительное управление, в ст. 378.1 НК РФ – об имуществе при исполнении концессионных соглашений.

    Статья 378.2 НК РФ содержит особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимости с учетом их кадастровой стоимости. В силу пп. 3 п. 12 данной статьи объект недвижимости, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей им на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 НК РФ.

    В пункте 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н) приведена классификация ОС в зависимости от имеющихся у организации прав на объекты. Градация такова:

    основные средства, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);

    основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);

    основные средства, полученные организацией в аренду;

    основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;

    основные средства, полученные организацией в доверительное управление.

    По аналогии с арендованными объектами ОС основные средства, полученные в безвозмездное пользование, учитываются на забалансовом счете в оценке, указанной в договоре. Для этих целей можно использовать счет 001 «Арендованные основные средства» или ввести специальный счет (например, счет 012 «Имущество, полученное в безвозмездное пользование»). Для организации учета на забалансовом счете рекомендуется открыть на полученный в безвозмездное пользование объект инвентарную карточку (п. 14 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов).

    Вывод: имущество, полученное в безвозмездное пользование, в том числе отвечающее условиям признания объектом основных средств, на балансе организации не отражается, поэтому такое имущество не является у ссудополучателя объектом обложения налогом на имущество. Тот факт, что объект включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база устанавливается как их кадастровая стоимость, также не признается основанием для начисления налога на имущество, поскольку таким образом налоговую базу в общем случае определяют собственники имущества и организации, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения.

    Подтверждение изложенному можно найти у Минфина. Не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций основные средства, учитываемые в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах организации. Следовательно, основные средства, полученные в безвозмездное пользование и учитываемые организацией-ссудополучателем в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на забалансовом счете 001, не подлежат налогообложению у этой организации (Письмо от 15.05.2006 № 03-06-01-04/101).

    Общие нормы

    Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

    При реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами (п. 4 ст. 173 НК РФ).

    На основании абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, ОМСУ в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС рассчитывается как сумма арендной платы с учетом налога. Налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся ИП. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Это корреспондирует общей норме, закрепленной в пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ, согласно которой налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, налоги и перечислять их в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.

    Подход финансистов

    Минфин считает, что обязанности налогового агента по НДС возникают и при получении публичного имущества в пользование на безвозмездной основе, так как на основании ст. 689 НК РФ к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные в отношении договора аренды.

    При предоставлении ОМСУ в аренду (пользование) муниципального имущества на безвозмездной основе арендатор должен уплатить в бюджет НДС, исчисленный исходя из рыночной цены этой услуги, с учетом налога (Письмо от 04.02.2019 № 03-03-06/3/6136). НДС следует исчислить в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 1 ст. 167 НК РФ, то есть на момент оказания услуги (Письмо от 20.10.2009 № 03-03-06/4/91).

    Мнение судей

    Судьи с озвученным подходом не соглашаются. При получении муниципального имущества в безвозмездное пользование общество не выступает в качестве арендатора данного имущества, поэтому не может рассматриваться в качестве налогового агента по НДС. Кроме того, уплата в бюджет НДС за счет собственных средств лицом, потребляющим безвозмездную услугу, налоговым законодательством не предусмотрена (Постановление АС ВВО от 17.02.2015 № Ф01-5364/2014, Ф01-5715/2014 по делу № А43-26273/2013). Еще один пример – Постановление ФАС ПО от 23.06.2011 № Ф06-4530/2011 по делу № А12-17816/2010.

    Отсутствие объекта налогообложения

    Обязанности налогового агента по НДС не возникают, если операция по передаче имущества в безвозмездное пользование является операцией, не признаваемой объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 146 НК РФ. Минфин с этим согласен – см. Письмо от 04.02.2019 № 03-03-06/3/6136.

    В силу пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и ОМСУ, а также государственным и муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям.

    Имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, к основным средствам не относится, если иное не предусмотрено ФСБУ «Основные средства».

    Минфин в Письме от 06.08.2018 № 02-06-10/55503 разъяснил: действующими положениями Инструкции по применению Единого плана счетов № 157н и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета № 162н перевод объектов учета из группы «Нефинансовые активы имущества казны» в группу «Основные средства» не предусмотрен.

    Читайте так же:  Срок годности психиатрического освидетельствования

    Таким образом, имущество казны, переданное органом, уполномоченным на управление данным имуществом, за плату или в безвозмездное пользование коммерческим и (или) некоммерческим организациям, реклассифицируется, но продолжает учитываться на счете 1 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну».

    Следовательно, при передаче администрацией муниципального образования муниципального имущества, составляющего казну, унитарному предприятию в безвозмездное пользование пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не срабатывает.

    При получении в безвозмездное временное владение и пользование недвижимого имущества, составляющего казну, у унитарного предприятия не возникает обязанность по уплате налога на имущество. Если учитывать позицию Минфина, у предприятия возникает обязанность по уплате НДС в качестве налогового агента. Однако с этим вполне можно поспорить.

    Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a73/997883.html

    Безвозмездная сдача в аренду муниципального имущества

    Е.В. Баланцев,
    директор консалтингового центра
    Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова,
    г. Ярославль

    Одним из вариантов использования государственного и муниципального имущества является передача прав владения и (или) пользования в отношении него третьим лицам при сохранении права собственности за публичным образованием. Наиболее распространенный вариант такой передачи – заключение договора аренды (безвозмездного пользования) в отношении передаваемого имущества. Рассмотрим в нашей статье особенности сдачи в аренду государственного и муниципального имущества.

    Торги при передаче прав на имущество

    Часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) устанавливает главное требование, которое необходимо по общему правилу соблюсти публичному образованию при заключении такого договора, – определение арендатора (пользователя) должно осуществляться путем проведения конкурентной процедуры (аукцион или в определенных случаях конкурс). Это правило действует как в отношении имущества казны, так и в случае, если оно закреплено на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) за государственными и муниципальными унитарными предприятиями, казенными, бюджетными и автономными учреждениями (ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).
    Необходимость в проведении торгов при передаче прав на государственное и муниципальное имущество обусловлена двумя причинами. Во-первых, поскольку главной целью сдачи в аренду (безвозмездное пользование) имущества является пополнение доходной части бюджета, публичное образование – собственник имущества заинтересовано в получении максимального дохода. Победителем аукциона как раз и признается участник, предложивший наибольший размер арендной платы (в случае заключения договора аренды) или платы за заключение договора безвозмездного пользования.

    Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

    В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
    Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
    Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

    Источник: http://www.referent.ru/40/12104

    Безвозмездная аренда помещения и налогообложение

    Порядок безвозмездной передачи любого объекта недвижимого имущества регулируется действующим законодательством. Несмотря на то, что такие правоотношения не предусматривают факт получения, какой – либо выгоды, все равно существует налогообложение безвозмездной аренды помещения. Именно о данном вопросе и пойдет речь ниже.

    Что такое безвозмездное пользование помещением

    Действующее законодательство, а именно Гражданский кодекс нашей страны, не содержит такого правового понятия, как безвозмездная передача жилого или нежилого имущества. Под такими действиями подразумевается получение ссуды.

    Ссуда, это передача любого объекта недвижимости, несмотря на его принадлежность к жилому, или коммерческому фонду, без получения какой-либо материальной выгоды. Сторонами по такой сделке выступают ссудодатель, то есть гражданин, или юридическое лицо, у которого есть объект недвижимости, а также ссудополучатель, человек, либо предприятие, организация, которые берут данное помещение в аренду или найм.

    Главным условием такой передачи, является возвращения объекта ссуды в том состоянии, которое было до начала подписания договора, либо в улучшенном, а также оплата всех обязательных платежей (коммунальные и другие услуги) за период, на протяжении которого недвижимостью будут пользоваться.

    Безвозмездная аренда нежилого помещения и налогообложение таких сделок регулируется Налоговым кодексом нашего государства, но об этом будет рассказано ниже.

    Данные правоотношения могут возникать между физическими и юридическими лицами в равной степени, без законодательных ограничений.

    Существуют следующие формы таких сделок.

    1. Между гражданами (к этой категории относятся и лица без гражданства, которые владеют недвижимостью). Обычно предметом такого соглашения выступают жилые помещения. Заключается между ними договор найма. Налогообложение идет по ставкам, установленным для такой категории (налог на доходы).
    2. Между гражданами индивидуальными предпринимателями (которые выступают как субъекты хозяйственной деятельности), а также юридическими лицами. В основном арендуется коммерческая недвижимость, в некоторых случаях жилая. Сделка оформляется договором аренды, и соответственно включается налогообложение.
    3. Между различными юридическими лицами, куда можно отнести и индивидуальных предпринимателей. Сделка оформляется соглашением об аренде недвижимости.

    Основным моментом при заключении сделок аренды, является то, что владелец имущества не получает от этого никакой прибыли или премиальных. Если соглашение оформлено по безвозмездному пользованию, и в нем прописано наличие арендных платежей, налоговая инспекция может за это наложить штрафные санкции и пеню.

    Договор безвозмездной аренды нежилого помещения при УСН

    Многие юридические субъекты хозяйственной деятельности, куда можно отнести различные ООО, а также другие предприятия, выбирают себе упрощенную систему налогообложения (УСН). Она предусматривает фиксированную уплату 15% суммы от своих доходов (налог), а также другие обязательные платежи в различные фонды (например, за своих работников).

    Такие субъекты хозяйственной деятельности могут безвозмездно арендовать недвижимое имущество, как у простых граждан, так и у юридических лиц, а также ИП.

    Безвозмездная аренда нежилого помещения у физического лица, и у участников хозяйственной деятельности, подвергается налогообложению, согласно Налогового кодекса, а также иных разъяснительных нормативно-правовых актов (разъяснение Высшего Административного Суда, писем налоговых инспекций).

    Для расчета необходимой денежной суммы, из которой будут платиться налоги, выступает следующая информация. Берется общая характеристика помещения, а затем статистические или рыночные данные, исходя из которых, можно узнать, сколько платится арендная плата за аналогичные объекты, субъектами хозяйственной деятельности по региону, или в конкретном населенном пункте. Это необходимо для тех предприятий, которые производят товары или предоставляют услуги. Исходя из данной информации, ежемесячная ориентировочная сумма аренды, закладывается в стоимость продукции, затем подсчитывается доход от реализации, и идет уплата УСН. Такой алгоритм расчета применяется для всех субъектов хозяйственной деятельности, которые выступают ссудополучателями. Если такого не будет делаться, тогда это сделает налоговая инспекция, и тогда помимо налога, придется заплатить не только пеню, но и штрафные санкции.

    Читайте так же:  Исковая давность при субсидиарной

    Те граждане, которым принадлежат помещения, за сдачу в безвозмездное пользование своего имущества никаких налогов не платят. Исключением является налог, который платится за наличие в собственности самого объекта недвижимости.

    Важно понимать, что в юридической практике нет такого договора, как безвозмездная аренда нежилого помещения. Для оформления таких правоотношений заключается соглашение о предоставлении ссуды, в виде конкретного объекта недвижимости, в котором указываются его индивидуальные признаки.

    Договор безвозмездного пользования нежилым помещением

    В юридической практике встречаются ситуации, когда между субъектом, который занимается предпринимательской деятельностью (ИП, ООО и другие юридические предприятия) заключаются договора безвозмездного пользования нежилым помещением.

    Сразу нужно отметить, что на процесс формирования базы налогообложения, данные соглашения никаким образом не влияют, поэтому она формируется по основаниям, которые были указаны выше.

    Обычно такими сделками пользуются разные юридические лица, у которых есть одинаковые учредители. Это нужно для того, чтобы уменьшить производственные и иные затраты для производства продукции или услуг. Налоговые органы относятся к таким соглашениям с особым вниманием, и работники бухгалтерских служб таких субъектов предпринимательства, обязаны внимательно относится к процессу формирования базы, с которой будут платиться отчисления в виде налогов.

    Важно знать, что такая безвозмездная аренда нежилого помещения между юридическими лицами, характерна тем, что ссудодатели хоть и не платят никаких сборов за предоставление безвозмездной ссуды, но подлежат обязательной уплате сбора за недвижимое имущество, которое, хоть и сдано в безвозмездное пользование, но находится у них на балансе.

    Договор безвозмездной аренды нежилого помещения

    Такое соглашение должно включать в себя несколько важных моментов. По общим правилам договоров, основным в них является предмет, цена, а также срок действия. Исходя из этого, данный договор должен содержать в себе следующие обязательные реквизиты:

    • предмет, то есть индивидуальные признаки самого помещения (место расположения, квадратура, технические особенности), так как именно из данной позиции, впоследствии и будет происходить расчет налогов, для их уплаты, кроме этого, в случае спора с налоговой, договор можно будет предоставить в суде, или высших органах, как мотивированное обоснование правомерности действий;
    • цена, в данном случае идет речь о безвозмездной ссуде, поэтому должно быть указано, что плата за пользованием недвижимого имущества не берется;
    • срок, его стороны устанавливают по своему усмотрению, но если он будет превышать один год, значит, на такое соглашение распространяются требования, выставляемые к аренде, то есть договор подлежит обязательной регистрации в государственном реестре;
    • последнее, это обязанность ссудополучателя производить оплату коммунальных и других расходов, на содержание помещения, а также вернуть его в первозданном виде, или улучшенном.

    Исходя из таких требований, можно прийти к выводу, что налог за безвозмездную аренду объекта недвижимости будет формироваться исходя из договора, в котором будут четко прописаны индивидуальные и технические особенности объекта.

    Важно знать, что данная сделка, по своей правовой природе включает в себя не только ссуду, но и некоторые положения договора аренды.

    Возможность безвозмездного пользования жилым помещением, его аренда

    Безвозмездная аренда помещения физического лица бывает двух видов:

    • когда по такой сделке передается жилое помещение другому физическому лицу;
    • при передаче нежилой недвижимости ИП или субъекту предпринимательской деятельности.

    В первом случае, на договорные отношения распространяются правовые требования безвозмездной ссуды, и соглашения найма. То есть владелец недвижимости передает ее в безвозмездное пользование квартирантам, при этом не получает никакой платы. Найм отличается от аренды именно тем, что заключается только между гражданами, для проживания в квартире или доме.

    Если гражданин сдает свою квартиру или дом юридическому лицу либо ИП, где будут жить его сотрудники, то это уже безвозмездная аренда. То есть тут возникают другие правовые отношения.

    Исходя из них, и будет происходить налогообложение участников таких сделок.

    Важно помнить, что физическое лицо, по Закону, может также быть владельцем нежилого помещения (коммерческого). Жилая недвижимость имеет особый правовой статус, поскольку может быть использована только для проживания в ней людей.

    Налогообложение безвозмездной ссуды

    Рассмотрим, какие обязательные бюджетные платежи должны отдавать в казну физические лица. По общим правилам, любой гражданин выплачивает 13% от своего дохода. В случае правоотношений, когда он отдает свое имущество в безвозмездную ссуду, он ничего не обязан платить, так как никакой прибыли от этого не получает.

    Индивидуальные предприниматели, имеют двоякое положение. С одной стороны они субъекты хозяйственной деятельности, с другой простые физические лица, поэтому свою недвижимость могут проводить по разным позициям. Если они получили безвозмездную ссуду как ИП, то база налогообложения формируется исходя из принципов, которые были указаны выше. Если дали в бесплатную аренду или найм – ничего не платят (только сборы за наличие недвижимости, например за землю).

    Все юридические лица подпадают под налоги, и делятся на две категории.

    1. Первая, это ссудодатели. Они платят обязательные сборы только те, которые предусмотрены законодательством, а именно налоги за недвижимость (амортизация, и другие). За предоставленную ссуду никаких обязательных отчислений нет.
    2. Вторая категория, это субъекты хозяйственной деятельности, которые являются безвозмездными ссудополучателями. Они платят налоги по той системе, на которой находятся. База налогообложения будет формироваться по принципам, о которых было рассказано ранее, то есть исходя из среднего показателя стоимости аренды на аналогичный объект недвижимости по региону, или населенному пункту.

    При безвозмездной передачи любого объекта коммерческой (нежилой) недвижимости, которая используется в хозяйственной деятельности, нужно платить налоги. От них освобождаются только ссудодатели (физические и юридические лица) которым принадлежит такое имущество, и они сдают его в аренду безвозмездно.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://arendaexpert.ru/bezvozmezdnaya-arenda-pomeshheniya-i-nalogooblozhenie/

    Безвозмездная сдача в аренду муниципального имущества
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here