Административное производство по делам несовершеннолетним

Предлагаем рассмотреть тему: "Административное производство по делам несовершеннолетним" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Содержание

  • Глава 31.1. Производство по административным делам о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (ст.ст. 285.1 — 285.5)

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 июня 2016 г. N 223-ФЗ настоящий Кодекс дополнен главой 31.1

    Глава 31.1. Производство по административным делам о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни

    >
    Подача административного искового заявления о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке.
    Содержание
    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Источник: http://base.garant.ru/70885220/b8d39f721412e90ef8642bd2d42089e1/

    Особенности производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних

    Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о некоторых правонарушениях, указанных в ст. 29.5 КоАП РФ, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. /Д.Н. Бахрах/ М.: Эксмо. 2010. с.537..

    Районные, городские, районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, т.е. лицами в возрасте от 16 до 18 лет.

    Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних комиссия рассматривает в закрытом заседании с.719..

    Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо Колоколов Н.А. Настольная книга мирового судьи: рассмотрение дел об административных правонарушениях: Научно-практическое пособие. /Колоколов Н.А.//М.: Юрист. — 2009. — с.22..

    В соответствии со статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от шестнадцати до восемнадцати лет (в том числе дела, перечисленные в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ), отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 КоАП РФ, и дел о правонарушениях в области дорожного движения, которые рассматриваются комиссией в случае передачи дела на ее рассмотрение уполномоченным органом (должностным лицом). Указанными комиссиями рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ.

    Поскольку комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не может назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей, указанной в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, которое совершено несовершеннолетним, может быть передано указанной комиссией на рассмотрение судьи Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». // Бюллетень Верховного Суда РФ. — №6. — 2005..

    Материалы о нарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской), районной в городе комиссиями, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решение о рассмотрении дела на заседании комиссии. Может быть проведена дополнительная проверка дела или обследование по поступившим заявлениям. До рассмотрения дела со всеми материалами знакомятся несовершеннолетний, его родители или лица, их заменяющие, если это необходимо, также представители воспитательных учреждений. Вина подростка в совершении конкретного административного проступка должна быть доказана с той же степенью обоснованности, что и вина взрослого. Присутствие подростка на заседании комиссии обязательно. На нее также приглашаются родители, в необходимых случаях представители воспитательных, учебных заведений. На заседании члены комиссии оценивают все материалы дела и могут вынести решение о применении мер воздействия, которое оформляется постановлением Бадиков К.Н. Основы права: конспект лекций / К.Н. Бадиков, А.А. Ильин. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2010. — с.73..

    В соответствии со статья 29.7 КоАП РФ:

    • 1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:
    • 1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
    • 2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
    • 3) проверяются полномочия законных представителей физического

    или юридического лица, защитника и представителя;

    По результатам написания данного раздела можно сказать следующее:

    Дело об административном правонарушении несовершеннолетнего рассматривается в 15-дневный срок со дня его получения.

    Именно комиссии по делам несовершеннолетних принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Исключение составляют правонарушения, предусмотренные ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях, перечисленные в гл. 12 КоАП РФ, в области дорожного движения, которые могут рассматриваться другими органами.

    Источник: http://vuzlit.ru/306176/osobennosti_proizvodstva_delam_administrativnyh_pravonarusheniyah_nesovershennoletnih

    Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

    Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ в пункт 1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

    Читайте так же:  Иска исковое заявление в судебные

    1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

    Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.

    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований этих субъектов Российской Федерации, в случае, если органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не наделены полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

    Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

    Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.

    ГАРАНТ:

    См. также Положение о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 272

    2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:

    1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

    2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

    Информация об изменениях:

    Подпункт 3 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

    3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и иные вопросы, связанные с их обучением;

    Информация об изменениях:

    Подпункт 4 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

    4) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

    5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

    6) подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования;

    Информация об изменениях:

    Пункт 2 дополнен подпунктом 7 с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

    7) осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ в пункт 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

    Порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта (в том числе перечень документов, представляемых для принятия решения, сроки их рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав), форма документа, содержащего данное решение, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Указанное в абзаце первом настоящего пункта решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в суд.

    Информация об изменениях:

    Статья 11 дополнена пунктом 2.2 с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

    2.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ в пункт 3 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

    3. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.

    Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.

    Источник: http://base.garant.ru/12116087/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/

    Особенности производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних

    Полномочия органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних

    Производство по делам об административных правонарушениях — это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных наказаний, осуществленная в административно-процессуальной форме[3;46]. Производство — это составная часть административно-юрисдикционного процесса. Оно представляет собой разновидность административной деятельности, в которой действуют ее общие принципы: законности, демократизма (гласности, участия общественности), оперативности[3;47].

    Читайте так же:  Заявление в суд по интеллектуальным правам

    В соответствии с федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних и по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних, а также оказывают в этих целях необходимое содействие подразделениям по делам несовершеннолетних полиции, центрам временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ОВД, подразделениям криминальной полиции ОВД, а также другим подразделениям ОВД, осуществляющим меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

    Подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) среди специализированных служб ОВД выполняют значительный объем функций по предупреждению правонарушений подростков. В этом вопросе им отведено центральное место. В настоящее время ПДН представляет собой структурный элемент органа внутренних дел, который имеет определенную компетенцию, территориальный и отраслевой масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом, использует определенные методы работы для достижения поставленных целей, наделено полномочиями выступать по поручению государства и призвано в порядке исполнительной и распорядительной деятельности выполнять определенные функции [15;57].

    Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ПДН:

    В соответствии с законом о профилактике (ст. 21) ПДН проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними:

    Итак, можно сделать вывод о том, что подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) среди специализированных служб ОВД играют первостепенную роль по предупреждению правонарушений подростков и производству по делам об административных правонарушений подростков.

    Источник: http://studwood.ru/929220/pravo/osobennosti_proizvodstva_delam_administrativnyh_pravonarusheniyah_nesovershennoletnih

    Административная деликтность несовершеннолетних

    Особенности производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних. Совершенствование законодательства в сфере борьбы с нарушениями подростков в Молдавии. Основные направления деятельности Инспекции по делам несовершеннолетних.

    Рубрика Государство и право
    Предмет Административное право
    Вид дипломная работа
    Язык русский
    Прислал(а) sedova.alinochka
    Дата добавления 10.05.2014
    Размер файла 77,1 K

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

    Основные этапы становления и развития административной ответственности несовершеннолетних. Понятие производства по делам об административных правонарушениях. Проблемы правоприменительной практики в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних.

    дипломная работа [83,1 K], добавлен 21.04.2011

    Сущность и значение процессуальных особенностей производства по делам несовершеннолетних. Предмет и пределы доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних. Особенности собирания и оценки доказательств по делам несовершеннолетних.

    курсовая работа [40,2 K], добавлен 06.02.2007

    Особенности и правовые нормы, регулирующие основания и порядок привлечения несовершеннолетних к ответственности. Правовое регулирование административной ответственности. Производство по делам о правонарушениях в комиссиях по делам несовершеннолетних.

    реферат [30,3 K], добавлен 18.03.2010

    Производство по уголовным делам несовершеннолетних. Особые процессуальные правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных, психофизических, социально-психологических и иных свойств и состояний лиц.

    контрольная работа [29,2 K], добавлен 10.05.2009

    Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений. Уголовное судопроизводство по делам несовершеннолетних: историко-правовой и сравнительно-правовой анализ. Особенности возбуждения уголовного дела, расследования преступления.

    дипломная работа [67,3 K], добавлен 13.06.2014

    Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, состав его участников. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Специфика судебного разбирательства данной категории дел.

    курсовая работа [33,8 K], добавлен 05.11.2013

    Обстоятельства, подлежащие установлению по делам категории несовершеннолетних в России. Особенности участия защитника и законных представителей в досудебном производстве. Специфика судебного разбирательства. Особенности производства в судебной стадии.

    контрольная работа [32,8 K], добавлен 26.11.2008

    Основные направления государственной (ювенальной) политики в области защиты прав несовершеннолетних. Определение конституционно-правового статуса ребенка. Полномочия и правовые основы деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    дипломная работа [87,5 K], добавлен 22.09.2011

    Значение и общая характеристика особенностей производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних. Особенности судебного разбирательства дел. Специфика исполнения приговора.

    курсовая работа [41,3 K], добавлен 27.05.2012

    Правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних. Характеристика административных правонарушений несовершеннолетних, особенности их профилактики. Административно-юрисдикционная деятельность ОВД по исполнению законодательства РФ.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    дипломная работа [61,8 K], добавлен 07.11.2013

    Источник: http://knowledge.allbest.ru/law/2c0a65635b3bd69a5c53b89521206c27.html

    ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    Понятие и признаки производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних

    Производство по делам об административных правонарушениях — это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных наказаний, осуществленная в административно-процессуальной форме.

    Производство — составная часть административно — юрисдикционного процесса. Оно представляет собой разновидность административной деятельности, в которой действуют ее общие принципы: законности, демократизма (гласности, участия общественности), оперативности. Одновременно здесь действуют и специфические, обусловленные задачами данной деятельности принципы: объективной истины, обеспечения права на защиту.

    Производство состоит из стадий. Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи. Стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются разные действия. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между собой; последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.

    Производство состоит из четырех стадий: 1) административное расследование; 2) рассмотрение дела; 3) пересмотр постановления; 4) исполнение постановления.

    На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй — компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление. На третьей — факультативной — стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой -исполняется принятое постановление. На каждой стадии существуют этапы — группы взаимосвязанных действий.

    Из традиционно выделяемых стадий производства в наибольшей степени особенностями, связанными с возрастной спецификой несовершеннолетних, обладают стадии административного расследования и рассмотрение дела по существу, поскольку именно на этих стадиях открываются значительные возможности для обеспечения максимального воспитательного воздействия на правонарушителя, управления его поведением, направленного на формирование внутренней готовности к смене асоциальных установок его личности на социально- положительные [ 4; 35].

    Вместе с тем анализ правоприменительной практики выявил стремление органов внутренних дел ограничиться при проверке материалов установлением лишь субъекта и объективной стороны правонарушения, оставив за пределами его субъективную сторону [19;5]. Изучение же действующего законодательства позволяет утверждать, что теоретические выводы об административном расследовании как начальной стадии производства по делам об административных правонарушениях фактически лишены нормативной базы.

    Читайте так же:  Основания прекращения пожизненной ренты

    Это свидетельствует о том, что на данной стадии производства по делам об административном правонарушениях возрастная специфика несовершеннолетних практически не учитывается. В связи с изложенным предлагается нормативно установить правило обязательного проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, подразумевающего тщательное предварительное изучение материалов и доказательств по делу с соответствующим оформлением его процесса и результатов.

    Стадии обжалования и исполнения постановлений органов административной юрисдикции, также обладают некоторыми особенностями, присущими производству по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних. Специфика первой из них выражается в возможности обжалования постановления законными представителями несовершеннолетнего правонарушителя. Вторая характеризуется особенностями воздействия на несовершеннолетних субъектов, так как связана с применением специфических мер ответственности [15;13].

    Анализ стадии рассмотрения дела в КДН и ЗП приводит к выводу, что в структурном отношении она не отличается от аналогичной стадии производства, осуществляемого иными субъектами административной юрисдикции, однако каждому из ее этапов присущи свои специфические черты. В зависимости от выполняемых задач, закрепляющие их процессуальные нормы могут быть разделены на четыре группы: а) обеспечивающие дополнительную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в административном производстве; б) способствующие выявлению детерминант их противоправного поведения; в) направленные на усиление воспитательного и профилактического воздействия процесса привлечения к административной ответственности; г) связанные с возможностью привлечения к административной ответственности родителей несовершеннолетних правонарушителей. При этом, нормам, устанавливающим особый порядок разбирательства дел в КДН и ЗП, присуща полифункциональность, т.е. возможность одной нормы обеспечивать исполнение нескольких задач на различных этапах рассматриваемой стадии [8;15].

    К числу специфических процессуальных особенностей, присущих этапу подготовки дела к рассмотрению в КДН и ЗП, относятся: 1) передача несовершеннолетнего под присмотр родителей или иных законных представителей; 2) направление на медицинское освидетельствование, если возникает сомнение в его психической полноценности; 3) необходимость выявления детерминант противоправного поведения подростка; 4) требование об извещении прокурора о дне заседания комиссии.

    Останавливаясь на особенностях, характерных для этапа слушания дела об административном правонарушении в КДН и ЗП, некоторые авторы высказывают критическое отношение к осуществлению его на выездных заседаниях, поскольку это входит в противоречие с необходимостью дополнительной защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Кроме того, нарушение конфиденциальности, усугубляемое в целом обвинительным уклоном производства, и формальное предопределение общественного мнения могут негативно повлиять на психику подростка [11; 17].

    Особое внимание также следует уделить правовому положению законных представителей несовершеннолетнего, которое характеризуется двойственностью, заключающейся в том, что, с одной стороны, они призваны защищать права и интересы несовершеннолетнего, а с другой — сами могут быть привлечены к административной ответственности в связи с правонарушениями их детей и поэтому имеют в производстве свои специфические интересы [ 24;15]. Исходя из этого, предлагается, во-первых, предоставить органу, рассматривающему дело об административном правонарушении несовершеннолетнего, право ограничивать участие законных представителей в его слушании, если имеются основания полагать, что это может нанести ущерб интересам подростка либо будет препятствовать установлению объективной истины; во-вторых, установить правило, согласно которому привлечение к административной ответственности родителей должно производиться отдельно от слушания дела о правонарушении несовершеннолетнего [27;19].

    В ходе рассмотрения особенностей следующего этапа автор высказывает предложение о необходимости удаления подростка из зала заседания при принятии решения по делу о совершенном им правонарушении, обосновывая его тем, что постановление о применении к несовершеннолетнему той или иной меры ответственности должно восприниматься им как единственно правильное и полностью соответствующее его вине в содеянном…

    Относительно последнего этапа стадии рассмотрения дела — постановления КДН и ЗП должны доводиться до сведения общественности только в той мере, в какой это необходимо для исполнения избранных ею мер воздействия ( например, обязанности принести публичное извинение потерпевшему).

    Предполагается, что уведомление расширенного круга адресатов, предусмотренное ныне действующим Положением о КДН и ЗП, имеет, скорее, деструктивный характер, так как, практически не оказывая действенной социальной помощи, ставит под сомнение педагогическую состоятельность семьи.

    Выделенные особенности стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях позволяют сделать вывод о том, что административное производство в отношении несовершеннолетних осуществляется, хотя и согласно общим правилам, но с учетом их особого правового статуса. Именно поэтому все разрозненные нормы, закрепляющие особенности производства по делам об административных правонарушениях подростков, необходимо объединить на уровне федерального законодательства в виде отдельного раздела Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что, по мнению автора, будет способствовать удобству в обращении с ними для правоприменителя и позволит однообразно регулировать вопросы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.

    Источник: http://studbooks.net/989214/pravo/osobennosti_proizvodstva_delam_administrativnyh_pravonarusheniyah_nesovershennoletnih

    Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних

    ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    Несовершеннолетний является особым субъектом административной ответственности, так как производство по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних имеет существенные особенности. Статья 2.3 Кодекса об административных правонарушениях, введенного в действие с 1 июля 2002 г., закрепляет, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

    В случаях совершения административного правонарушения несовершеннолетний может быть доставлен для составления протокола об административном правонарушении в специальные помещения. О доставлении несовершеннолетнего либо составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

    Если несовершеннолетний имеет при себе документы, удостоверяющие его личность; совершенное им деяние не требует дополнительного выяснения обстоятельств; не находится в состоянии, алкогольного или наркотического опьянения, то в данном случае он должен быть отпущен сразу после составления протокола об административном правонарушении.

    КоАП РФ предполагает и закрепляет возможность и порядок административного задержания несовершеннолетних правонарушителей. Административное задержание является принудительной мерой, ограничивающей свободу лица, и согласно ст. 27.3 КоАП РФ может быть применено в исключительных случаях: если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и в связи с исполнением постановления по делу об административном правонарушении.

    Несовершеннолетний правонарушитель может быть задержан на срок не более трех часов, а в случае если несовершеннолетний правонарушитель находится в состоянии алкогольного опьянения, срок административного задержания начинает исчисляться согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ с момента вытрезвления несовершеннолетнего.

    Читайте так же:  Доверенность на представительство дела в суде

    Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ).

    Несовершеннолетний, подвергнутый административному задержанию, вправе обратиться за помощью к защитнику, который должен быть допущен к участию в производстве по делу с момента административного задержания согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ.

    Административные правонарушения могут совершаться также несовершеннолетними, которые еще не достигли возраста административной ответственности, например в возрасте 12-14 лет. Также есть случаи, когда по каким-то причинам несовершеннолетний отказывается называть должностному лицу

    (участковому инспектору, инспектору по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другим), осуществляющему опрос, свои имя, фамилию, координаты своих родителей, а также адрес своего проживания. В данном случае помимо решения вопроса о привлечении несовершеннолетних к административной ответственности ( а в некоторых случаях и их родителей) также может быть решен вопрос о помещении их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел куда они могут быть направлены либо на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел ( на срок не более 48 часов), либо на основании постановления судьи (на срок более 48 часов).

    В соответствии со ст. 23.2 органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (по месту жительства несовершеннолетнего). Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) являются специальными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целью деятельности которых является осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и др.

    В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и по общему правилу — с участием его законных представителей. Родитель, явившийся в заседание КДН и ЗП для защиты интересов несовершеннолетнего, должен иметь при себе документы, удостоверяющие его личность, а также не должен быть лишен родительских прав или ограничен в родительских правах. Опекуны или попечители несовершеннолетнего, представляющие интересы несовершеннолетнего, должны иметь соответствующие документы, подтверждающие, что они таковыми являются.

    Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может принять решение об удалении несовершеннолетнего, в отношении которого ведется дело, на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ).

    Не все административные наказания, которые предусмотрены КоАП РФ для совершеннолетних правонарушителей, могут применяться к несовершеннолетним. Так, к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, не может применяться административный арест. Решая вопрос о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности в виде штрафа, КДН и ЗП должна выяснить, есть ли у него самостоятельный заработок, так как при отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

    Необходимо учитывать, что заработок — это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с качеством его труда по установленным нормам или в соответствии с заключенным трудовым договором.

    Например, пенсия или стипендия, получаемая несовершеннолетним, заработком не является.

    Родителям и иным законным представителям необходимо учитывать, что несовершеннолетний, совершивший административное правонарушение, сразу же попадает в поле зрения должностных лиц подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые решают вопрос о постановке на учет несовершеннолетних правонарушителей на основании постановления КДН и ЗП в случае совершения ими правонарушения, повлекшего применение меры административного наказания.

    На несовершеннолетних, в отношении которых КДН и ЗП вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, заводятся учетно-профилактические карточки. При заведении учетно-профилактической карточки должностные лица ПДН проводить беседу с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, разъяснять им основания постановки на учет и снятия с учета, а также должны проводить регистрацию поставленных на учет в журнале регистрации лиц, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

    Родителям и иным законным представителям необходимо знать, что в случае однократного совершения несовершеннолетним малозначительного правонарушения, при наличии соответствующих данных об особенностях его личности, условиях жизни и воспитания, родителях или лицах, их замещающих, должностные лица ПДН могут внести предложения о нецелесообразности постановки этого несовершеннолетнего на учет.

    Анализ административной практики в отношении несовершеннолетних показывает, что, как правило, подростки привлекаются к административной ответственности по ст. ст. 20.1 (мелкое хулиганство), 20.20 (употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных препаратов), 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), 7.27 (мелкое хищение) КоАП РФ.

    Нагатинская межрайонная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением и исполнением административного законодательства в отношении несовершеннолетних. Прокуратурой ежемесячно проверяется деятельность районных КДН и ЗП по рассмотрению административных протоколов, составленных в отношении несовершеннолетних и привлечению их к административной ответственности, а в законность составления таких протоколов. По выявленным нарушениям закона вносятся представления, а также приносятся протесты на незаконные постановления КДН и ЗП. За 9 месяцев 2008 года прокуратурой опротестовано 5 постановлений КДН и ЗП, которые рассмотрены и отменены Нагатинским районным судом г. Москвы. Кроме того, в поднадзорные ОВД и КДН и ЗП внесено 10 представлений с требованиями по устранению выявленных нарушений административного законодательства в отношении несовершеннолетних.

    Источник: http://pandia.ru/text/78/111/54367.php

    Виды административных наказаний, применяемые к несовершеннолетним

    Нарушение административно-правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания. Именно эти последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.

    Административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

    Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

    Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения, прежде всего, своей функционально-целевой направленностью.

    Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя Попов Л.Л. Административное право РФ. Уч. для бакалавров. /Л.Л. Попов. // М.:РГ-Пресс. 2015. с.222.

    Необходимо отметить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют, прежде всего, цель — восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений.

    Читайте так же:  Куда можно написать жалобу на судью

    Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено, прежде всего, этим целям. Это, конечно, не означает, что административное наказание помимо цели исправления, заключающегося в выработке у подростка стойкого неприятия всего, что связано с антиобщественной деятельностью, а тем более неправомерным поведением, не преследует чисто воспитательных целей, например привития уважительного отношения к личности другого человека, к результатам его труда и т.п.

    Цели административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним, в определенной мере обусловливают и меньший объем, степень лишения или ограничения прав и свобод таких лиц, которые при прочих равных условиях должны нести более мягкую ответственность, чем в схожих ситуациях взрослые, совершившие административные правонарушения.

    КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний Ювенальное право: Учебник для вузов/Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова.// М.:Юстицинформ. 2005. с.111..

    В настоящее время КоАП РФ установлены следующие виды административных наказаний, применение которых возможно в отношении несовершеннолетних:

    • 1) предупреждение;
    • 2) административный штраф;
    • 3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • 4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
    • 5) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

    Предупреждение — официальное осуждение государством правонарушения и предостережение физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Оно считается взысканием, если вынесено в письменной форме. Применяется, как правило, при малозначительности правонарушения. При этих условиях полномочный орган (должностное лицо) может ограничиться устным замечанием, которое административным взысканием не является (ст. 26 КоАП).

    Административный штраф — денежное взыскание, выражаемое в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, т.е. наказание материального характера.

    Лишение специального права, предоставленного конкретному лицу (права на управление транспортными средствами, права охоты), применяется за грубое и систематическое нарушение порядка пользования таким правом. Назначается такое взыскание на срок не менее одного месяца и не более двух лет Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. /Ю.М. Козлов. // М.: Юрист. 2007. с.174..

    К несовершеннолетним не применяется административное наказание в виде административного ареста.

    КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя — физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 — 4.5 КоАП РФ) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». // Бюллетень Верховного Суда РФ. — №6. — 2005..

    Из вышеперечисленных видов административных наказаний, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два — это предупреждение и административный штраф. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, не ограниченные судом в объеме родительских прав, опекуны и попечители Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. МБУ «Муниципальная Информационная Библиотечная Система» г.Волжский. // http://www.mibs-vlz.ru/pravovoy-ugolok/administrativnaya-i-ugolovnaya-otvetstvennost-nesovershennoletnich.

    Меры административного взыскания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием, сообщить о поведении подростка его семье Административное право России. Учебник / Н.М. Конин. — 2-изд. — М.: Проспект, 2014..

    При определении административного наказания, назначаемого несовершеннолетнему, должны учитываться его возрастные, психические и индивидуальные особенности, с тем чтобы обеспечить с помощью административного наказания и надлежащего процесса его исполнения формирование у подростка стойкого неприятия антиобщественных, аморальных тенденций.

    Основаниями для применения мер воздействия к подросткам, совершившим правонарушения, служат характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия, способствующие их совершению, условия семейной жизни и воспитания, окружающая подростка среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению.

    Анализ административно-правовых норм, касающихся ответственности несовершеннолетних, свидетельствует о необходимости совершенствования действующего административного законодательства по следующим направлениям:

    выделение норм, касающихся административной ответственности несовершеннолетних, в отдельную главу, в которую необходимо включить понятие административной ответственности несовершеннолетних, виды административных наказаний и порядок их применения к несовершеннолетним; определить специфические меры наказания для подростков, в частности арест на несколько часов при условии его отбывания в помещении органа внутренних дел, а также домашний арест на один-два дня; освобождение от административной ответственности несовершеннолетних; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность несовершеннолетних;

    дополнение ст. 2.3 КоАП «Возраст, по достижении которого наступает ответственность» оговоркой относительно оценки психического состояния несовершеннолетнего, совершившего административно-правовой проступок, указанием о том, что лицо, достигшее возраста, предусмотренного данной статьей, но из-за отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения административного правонарушения не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, не подлежит административной ответственности;


    разработка мер воздействия принудительно-воспитательного характера для несовершеннолетних и включение их в КоАП РФ, т.к. меры, применяемые к несовершеннолетним, должны преследовать, прежде всего, цель исправления и предупреждения совершения новых административных правонарушений и преступлений;

    расширение полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на применение административных наказаний, предоставление им права применять иные кроме штрафа административные наказания, предусмотренные санкциями нарушенных норм;

    разработка гарантий защиты прав несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения;

    закрепление в КоАП порядка обжалования незаконных постановлений по делам несовершеннолетних Ювенальное право: Учебник для вузов/Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова.// М.:Юстицинформ. 2005. с.112..

    По результатам написания данного параграфа можно сделать следующие выводы:

    Нарушение административно-правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания.

    К несовершеннолетним чаще всего применяются только два — это предупреждение и административный штраф. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://vuzlit.ru/306177/vidy_administrativnyh_nakazaniy_primenyaemye_nesovershennoletnim

    Административное производство по делам несовершеннолетним
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here